В тупике Каракумов - затаилось добро
В степях Каракалпакии, выстояв очередь в несколько лет, папа прикупил
излюбленного героя советских анекдотов - автомобиль «Запорожец».
"Конёк-горбунок" не более полутороспальной кровати - с модифицированным двигателем воздушного
охлаждения середины 1960-х. Обладая парой чёртовых дюжин "жеребцов в топке", он уступал
лишь одну лошадку мотоциклу «Урал». Притом, умудрялся разогнаться, при попутном ветре
и наличии асфальта, без дыр, целых "сто десять километров" в час… Однако, на пике движения
"лишался руля"... Мотор массой ложился на задние колёса, а передок норовил встать
на дыбы. Но отец души не чаял в своей букашке, наглядно демонстрируя друзьям
хорошую проходимость его "косолапой" - независимой подвески. Салон «Запорожца», особенно
в жару, бурно источал специфическое амбре - смеси пластика с резиной, чем вполне
соответствовал своим рослым автособратьям... Одним словом, папа бесконечно обожал это
"горбатое существо" и, с весёлой искоркой в очках, величал – бр-р-роневик. Втайне
мечтая "выкормить" его до соответствующих размеров – путём дизайнерского мышления, вкупе
со своими кулибинскими способностями… Жаберные насечки по бокам автомобиля
явно не справлялись с возложенными функциями обдува движка, принуждая путников к частым
привалам. Но отец ловко устранил эту незаконченность конструкторской мысли, приспособив
с боков по половинке ведра. Что придало "броневику" некую комическую "лопоухость".
"Уши" резко ухудшили динамику, но с избытком компенсировали приток воздуха в двигатель,
провоцируя при этом - расход энергетических ресурсов. А вот с этим добром, тогда, вообще
было - без проблем! Излишки бензина безжалостно сливались грузовиками прямо в песок,
так как план зачитывался не по километражу, а по количеству израсходованного топлива…
Продавать же его было попросту некому, да и стоил он - копейки…
Родители бесконечно мытарились по экспедициям. И отец решил не втягивать своего
"горбунка" в нечеловеческие условия кочевой жизни, а переместить в более "комфортное
стойло" – в ташкентский оазис. Но для этого надо было преодолеть тысячу с четвертью
километров в совершенно непредсказуемых условиях... Расклад маршрута представлялся
таковым: Кунград - Тахиаташ – Хива - Ургенч – Газли - Бухара – Самарканд – Джизак -
Бекабад – Ташкент. Путь преграждали две коварные пустыни, горная цепь и степные такыры
с солончаками. Лучшего испытания (для себя) и не придумать. Причём, за Ургенчем
дорога отсутствовала – напрочь! А возобновлялась оплавленным асфальтом только после
свеженького вантового моста через Амударью - уже в Кызылкумах.
Мы двинулись с рассветом августовского утра, смачно пережёвывая свеженьким
протектором - верблюжьи колючки, сдобренные рыхлыми солончаками устюртских просторов.
Летняя жара уже прошла пиковую фазу и ласковый ветер пылью сквозил через открытые окна.
Если не углубляться в подробности первой трети пути, но именно где-то здесь дорога
окончательно просочилась в адские каракумские пески. И мы под "дымной" завесой поползли
на ощупь, ориентируясь по солнцу - днём, и звёздам – ночью. Это сегодня можно промчаться
по асфальту за считанное время, но тогда оно было полностью во власти отсутствия дорог…
Шли уже не первые сутки тернистого путешествия. В пути встречались миражи затерянных
цивилизаций, пересохшие русла рек, полуразрушенные крепости караван-сараев, мистические
склепы мазаров* (с мурашками по коже). Иногда мы натыкались на забытые Богом кишлаки
с плоскими саманными* крышами, обнесёнными выгоревшими глиняными дувалами* с зелёными
"шапками" садов в их высоких объятиях. В глазах рябило от паутины продавленных
тяжёлыми грузовиками следов. Они складывались в замысловатые кроссворды, сбивая
с правильного решения даже самых опытных путников. «Запорожец» из последних лошадок упёрто
хрустел независимой подвеской, одиноко горбатясь через дебри сыпучих извилин… Когда
наконец произошло то, чего и следовало ожидать – мы сбились с "истинного пути"
и брюхом, по самые вёдра, хлебнули сухой песчаной жижи … Отец пробовал всякие
варианты: подкладывал под колёса ветки саксаула, верблюжьи колючки, подарочный коврик
(для бабушки), и просто откапывался, - руками. Но всё безуспешно! Колёса, окончательно
подчеркнув свою – "косолапую независимость", беспомощно зависли над песчаной трясиной,
нагло подобрав под увесистую задницу "бабушкин презент". Оставаться здесь не было
ни малейшего желания! Полканистры солоноватой воды хватит ненадолго, а когда пройдёт
первый "караван" - одному Богу известно. Да и пройдёт ли… Последнее авто встречалось
прошлой ночью. Да и то, выехали навстречу друг другу сознательно по свету фар -
что является здесь нормой. Мало ли какая крайняя нужда…
Отец стал близоруко изучать засаленный атлас. Ура! В дюжине-другой километров есть кишлак –
единственная реальная надежда на спасение! Строго наказав не покидать машины,
он отправился за подмогой. Я же затих в полном одиночестве, напряжённо вслушиваясь
в шёпот сыпучих барханов, возню грызунов и ползучих гадов. Временами шорохи заглушал
душещипательный вой ветра - в "ушах" импровизированных воздухозаборников…
Время шло к закату, когда горизонт разорвал спиралью одинокий смерч (торнадо)
- явление здесь стабильное... Но вскоре в объятиях пыльного вихря радостно подскакал
мотоцикл с коляской, на котором чётко прорисовывались четыре силуэта, присыпанные
песком. Отец, которого я распознал только по светящейся улыбке и глазам, сидел
на "почётном" месте «Урала». А сзади на запаске примостился четвёртый. Крепкие
смуглые мужики, скинув тюбетейками песок с восточных халатов - дружно нагнулись к днищу
машины, о чём-то рассуждая на своём языке. И поднатужившись, буквально на руках вынесли
«Запорожец» на более уверенную почву… Затем достав из коляски арбуз, лепёшки, воду -
пожелали доброго пути на ломаном русском. И приложив ладонь левой руки к груди (знак
уважения), обменялись рукопожатиями. Никто ни за что мзды не взял - таков закон пустыни!
Далее мы благополучно добрались до вантового моста через Амударью, где
встали в очередь - у единственной переправы на многие сотни, а возможно и тысячи вёрст.
На другом берегу уже начинался долгожданный асфальт.
Мы отъехали прилично, когда решились на привал. Арбуз сочно хрустел
свежестью, возмещая живительную влагу и калории растраченные организмом за последние
сутки… Когда внезапно в процесс трапезы вклинился рокот мощного движка и, буквально
из под земли вырос, сверкая хромом свеженьких фар, "сказочный жеребец" - «ЗИЛ-130».
Из просторной двери кабины обнажённым торсом протиснулся бородатый богатырь с рыжей
"шевелюрой" на груди, вполне дружелюбно пробасил:
- Мужики, помощь нужна? Бензинчик?
(и то, и другое предлагалось - бесплатно). Мы вежливо поблагодарили за участие...
И «Зилок», не скупясь на бензиновый перегар, умчался в барханы - разгадывать свой
песчаный кроссворд…
Перекусив, мы двинулись дальше. Дорога растопленным маревом струилась перед
глазами. Когда "протрезветь" заставил увесистый тычок в переднее колесо. Колпак
надрывно ахнул и, мелодично срикошетив, увяз "по пояс" в песчаной трясине...
Я извлёк его из бархана, но былого зеркального кривляния своей физиономии в нём
не обнаружил… И немудрено, за время проведённое в пустыне он стал матовым от усердия
пескоструйной позёмки. А с проезжей части на нас созерцал - самодовольный валун,
и наш правый амортизатор покрылся жирной испариной... По приезду в Газли
неисправность бесплатно устранили друзья. Здесь отец начинал свою карьеру геолога
и участвовал в разведке газовых месторождений, эксплуатируемых в дальнейшем
под легендарным "брендом" – «Газопровод БУХАРА-УРАЛ».
А далее всё было - Окей! Так как несмотря на определённые сложности
и жару, во второй половине пути чаще сопутствовала - до скукоты противная, сплошная
цивилизация. А где её нет?! Тем более сейчас.
НУ, А ЕСЛИ - ШУТКИ В СТОРОНУ.
Украинский автогонщик погиб в пустыне от обезвоживания
Об этом стало известно из украинских СМИ 25 июня 2013 года.
Как сообщает ИТАР-ТАСС, Нестерчук тренировался в пустыне Руб-эль-Хали, когда автомобиль
украинца увяз в зыбучих песках. Гонщик и его помощник не смогли откопать машину,
и Нестерчуку пришлось идти за помощью. Во время долгого перехода 42-летний спортсмен умер
от обезвоживания организма. О судьбе помощника ничего не известно.
Нестерчук неоднократно принимал участие в ралли-рейдах «Дакар» и «Шелковый путь».
*Мазар - кладбище.
*Саманная крыша, саман - смесь глины с соломой или камышом.
*Дувал - глухая глиняная стена-ограда.
Свидетельство о публикации №213052001007
Ну и авантюра одним ездить по пустыне. На ЗАПАРОЖЦЕ!!! Без навигатора, без сотовых телефонов!
Приятно читать, что люди были как ЛЮДИ - бескорыстно помогали друг-другу.
А сейчас они подметают в Москве дворы и их ненавидят синхеды.
Огай Александр 03.07.2013 03:53 Заявить о нарушении
Кстати, этот "Броневик" на самом деле был с хорошей проходимостью.
Ну, не судьба... А если бы это была, скажем "Волга", то тут не мотоцикл, а тягач - нужОн был бы!!!
А люди, действительно - необыкновенные!!!
Сергей Лепешкин Шара-Бара 03.07.2013 22:46 Заявить о нарушении
Огай Александр 17.07.2013 15:55 Заявить о нарушении