В тупике Каракумов - затаилось добро

Фото из архива моего отца - Лепешкина Владимира Сергеевича

       В степях Каракалпакии, выстояв очередь в несколько лет, папа прикупил
излюбленного героя советских анекдотов  - автомобиль «Запорожец».   
"Конёк-горбунок" не более полутороспальной  кровати - с модифицированным двигателем воздушного
охлаждения середины 1960-х.  Обладая парой чёртовых дюжин "жеребцов в топке",  он уступал
лишь одну лошадку мотоциклу «Урал».  Притом, умудрялся разогнаться, при попутном ветре
и наличии асфальта, без дыр,  целых "сто десять километров" в час…  Однако, на пике движения
"лишался руля"...  Мотор массой ложился на задние колёса,  а передок норовил встать
на дыбы.  Но отец души не чаял в своей букашке, наглядно демонстрируя друзьям
хорошую проходимость его "косолапой" - независимой подвески. Салон «Запорожца», особенно
в жару, бурно источал специфическое амбре - смеси пластика с резиной, чем вполне
соответствовал своим рослым автособратьям...  Одним словом, папа бесконечно обожал это
"горбатое существо" и, с весёлой искоркой в очках, величал –  бр-р-роневик.   Втайне
мечтая "выкормить" его до соответствующих размеров – путём дизайнерского мышления, вкупе
со своими кулибинскими способностями…         Жаберные насечки по бокам автомобиля
явно не справлялись с возложенными функциями обдува движка,  принуждая путников к частым
привалам.  Но отец ловко устранил эту незаконченность конструкторской мысли, приспособив
с боков по  половинке ведра. Что придало "броневику" некую комическую "лопоухость". 
"Уши" резко ухудшили динамику, но с избытком компенсировали приток воздуха в двигатель,
провоцируя при этом - расход энергетических ресурсов.  А вот с этим добром, тогда, вообще
было - без проблем!   Излишки бензина безжалостно сливались грузовиками прямо в песок,
так как план зачитывался не по километражу, а по количеству израсходованного топлива… 
Продавать же его было попросту некому, да и стоил он - копейки…

       Родители бесконечно мытарились по экспедициям.   И отец решил не втягивать своего
"горбунка" в нечеловеческие условия  кочевой жизни, а переместить в более "комфортное
стойло" – в ташкентский оазис.  Но для этого надо было преодолеть тысячу с четвертью
километров в совершенно непредсказуемых условиях...  Расклад маршрута представлялся
таковым:  Кунград - Тахиаташ – Хива - Ургенч – Газли - Бухара – Самарканд – Джизак -
Бекабад – Ташкент.  Путь преграждали две коварные пустыни, горная цепь и  степные такыры
с солончаками.   Лучшего испытания (для себя) и не придумать.  Причём, за Ургенчем 
дорога отсутствовала – напрочь!  А возобновлялась оплавленным асфальтом только после
свеженького вантового моста через Амударью  -  уже в Кызылкумах.

         Мы двинулись с рассветом августовского утра, смачно пережёвывая свеженьким
протектором - верблюжьи колючки, сдобренные рыхлыми солончаками устюртских просторов.
Летняя жара уже прошла пиковую фазу и ласковый ветер пылью сквозил через открытые окна.
Если не углубляться в подробности первой трети пути, но именно где-то здесь дорога
окончательно просочилась в адские каракумские пески.  И мы под "дымной" завесой поползли
на ощупь, ориентируясь по солнцу -  днём, и звёздам – ночью. Это сегодня можно промчаться
по асфальту за считанное время, но тогда оно было полностью во власти отсутствия дорог… 
Шли уже не первые сутки тернистого путешествия. В пути встречались миражи затерянных
цивилизаций, пересохшие русла рек, полуразрушенные крепости караван-сараев,  мистические
склепы мазаров* (с мурашками по коже).   Иногда мы натыкались на забытые Богом кишлаки
с плоскими саманными* крышами, обнесёнными выгоревшими глиняными дувалами* с зелёными
"шапками" садов в их высоких объятиях.  В глазах рябило от паутины  продавленных
тяжёлыми грузовиками следов. Они складывались в замысловатые кроссворды, сбивая
с правильного решения даже самых опытных путников. «Запорожец» из последних лошадок упёрто
хрустел независимой подвеской,  одиноко горбатясь через дебри сыпучих извилин…  Когда
наконец произошло то, чего и следовало ожидать  –  мы сбились с "истинного пути"
и брюхом, по самые вёдра, хлебнули  сухой песчаной жижи …  Отец пробовал всякие
варианты:  подкладывал под колёса ветки саксаула, верблюжьи колючки, подарочный коврик
(для бабушки),  и просто откапывался, - руками.  Но всё безуспешно!  Колёса, окончательно
подчеркнув свою  – "косолапую независимость",  беспомощно зависли над песчаной трясиной,
нагло подобрав под увесистую задницу  "бабушкин презент". Оставаться здесь не было
ни малейшего желания!  Полканистры солоноватой воды хватит ненадолго, а когда пройдёт
первый "караван" - одному Богу известно.  Да и пройдёт ли… Последнее  авто встречалось
прошлой ночью.   Да и то, выехали навстречу друг другу сознательно  по свету фар - 
что является здесь нормой. Мало ли какая крайняя нужда…         
Отец стал близоруко изучать засаленный атлас. Ура! В дюжине-другой километров есть кишлак –
единственная реальная надежда на спасение! Строго наказав не покидать машины,
он отправился за подмогой.   Я же затих в полном одиночестве, напряжённо вслушиваясь
в шёпот сыпучих барханов, возню грызунов и ползучих гадов.  Временами шорохи заглушал
душещипательный вой ветра - в "ушах" импровизированных воздухозаборников…

            Время шло к закату, когда горизонт разорвал спиралью одинокий смерч (торнадо)
- явление здесь стабильное...  Но вскоре в объятиях пыльного вихря  радостно подскакал
мотоцикл с коляской, на котором чётко прорисовывались четыре силуэта,  присыпанные
песком. Отец, которого я распознал только по светящейся улыбке и глазам, сидел
на "почётном" месте «Урала».   А сзади на запаске примостился четвёртый.  Крепкие
смуглые мужики, скинув тюбетейками  песок с восточных халатов - дружно нагнулись к днищу
машины, о чём-то рассуждая на своём языке.  И поднатужившись, буквально на руках вынесли
«Запорожец»  на более уверенную почву…  Затем достав из коляски арбуз, лепёшки, воду -
пожелали доброго пути на ломаном русском.   И приложив ладонь левой руки к груди (знак
уважения), обменялись рукопожатиями.  Никто ни за что мзды не взял - таков закон пустыни!


             Далее мы благополучно добрались до вантового моста через Амударью,  где
встали в очередь - у единственной переправы на многие сотни, а возможно и тысячи вёрст.
На другом берегу уже начинался долгожданный асфальт.

             Мы отъехали прилично, когда решились на привал. Арбуз сочно хрустел
свежестью, возмещая  живительную влагу и калории растраченные организмом за последние
сутки…   Когда внезапно  в процесс трапезы вклинился рокот мощного движка и, буквально
из под земли вырос, сверкая хромом свеженьких фар, "сказочный жеребец" -  «ЗИЛ-130».   
Из просторной двери кабины обнажённым торсом протиснулся бородатый богатырь с рыжей
"шевелюрой"  на груди,  вполне дружелюбно пробасил:

-   Мужики, помощь нужна?  Бензинчик? 

(и то, и другое предлагалось - бесплатно).   Мы вежливо поблагодарили за участие... 
И «Зилок»,  не скупясь на бензиновый перегар, умчался в барханы - разгадывать свой
песчаный кроссворд…

             Перекусив, мы двинулись дальше. Дорога растопленным маревом струилась перед
глазами.  Когда "протрезветь" заставил увесистый тычок в переднее колесо.  Колпак
надрывно ахнул  и, мелодично срикошетив, увяз "по пояс" в песчаной трясине...   
Я извлёк его из бархана, но былого зеркального кривляния  своей физиономии в нём
не обнаружил… И немудрено,  за время проведённое в пустыне он стал матовым от усердия
пескоструйной позёмки.  А с проезжей части на нас созерцал  -  самодовольный валун,
и наш правый амортизатор покрылся жирной испариной...   По приезду в Газли
неисправность бесплатно устранили друзья.  Здесь отец начинал свою карьеру геолога
и участвовал в разведке газовых месторождений, эксплуатируемых в дальнейшем
под легендарным "брендом"  –  «Газопровод  БУХАРА-УРАЛ».

             А далее всё было  -  Окей!   Так как  несмотря на определённые сложности
и жару,  во второй половине пути чаще сопутствовала  -  до скукоты противная,  сплошная
цивилизация.   А где её нет?!  Тем более сейчас. 



НУ, А ЕСЛИ - ШУТКИ В СТОРОНУ.

Украинский автогонщик погиб в пустыне от обезвоживания 
Об этом стало известно из украинских СМИ 25 июня 2013 года.

Как сообщает ИТАР-ТАСС, Нестерчук тренировался в пустыне Руб-эль-Хали, когда автомобиль
украинца увяз в зыбучих песках. Гонщик и его помощник не смогли откопать машину,
и Нестерчуку пришлось идти за помощью. Во время долгого перехода 42-летний спортсмен умер
от обезвоживания организма. О судьбе помощника ничего не известно.
Нестерчук неоднократно принимал участие в ралли-рейдах «Дакар» и «Шелковый путь».

*Мазар - кладбище.
*Саманная крыша, саман - смесь глины с соломой или камышом.
*Дувал - глухая глиняная стена-ограда.


 


Рецензии
Очень-очень интересно!
Ну и авантюра одним ездить по пустыне. На ЗАПАРОЖЦЕ!!! Без навигатора, без сотовых телефонов!

Приятно читать, что люди были как ЛЮДИ - бескорыстно помогали друг-другу.
А сейчас они подметают в Москве дворы и их ненавидят синхеды.

Огай Александр   03.07.2013 03:53     Заявить о нарушении
А Колумб... Что и говорить, а звёзды-то для чАго?! на небе?!!!
Кстати, этот "Броневик" на самом деле был с хорошей проходимостью.
Ну, не судьба... А если бы это была, скажем "Волга", то тут не мотоцикл, а тягач - нужОн был бы!!!
А люди, действительно - необыкновенные!!!

Сергей Лепешкин Шара-Бара   03.07.2013 22:46   Заявить о нарушении
У знакомого на работе был ЗАПОР, он в нём души не чаял! Его ж из канавы вдвоём можно было поднять!

Огай Александр   17.07.2013 15:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.