Татарские шурави - 3

''Татарские шурави'' - 3



Айнов Харис Халилович

***

Рядовой,
водитель В/ч пп 39676, 191-й ОМСП (г. Газни)

08.08.1960 – 27.09.1980

Он был обыкновенным парнем...

В биографии Хариса Айнова трудно выделить что-либо выдающееся. Она ничем особенным не отличается от биографий большинства его сверстников. Родился и вырос Харис в селе Салмовка, в большой и дружной семье. Учился в местной школе, затем в Каменнобродской средней. Одним из увлечений Хариса можно назвать спорт. Особенно он любил лыжи. По этому виду спорта юноша имел первый разряд.

От отца, Халила Абдулловича, всю жизнь связанного с техникой (работал в колхозе механизатором, главным инженером), Харису передалась любовь к ней. Завершив учебу в средней школе, он поступил на курсы шоферов. Окончил их с отличием. До призыва в армию оставалось немного времени, и Харис решил поработать в колхозе «Заветы Ильича» помощником комбайнера, принять участие в уборке урожая.
Судьба за два месяца до призыва нанесла тяжелый удар: умерла его мать – сельская учительница Магиря Хамзиновна. Тяжело переживал Харис эту утрату. Служба в армии в первый момент показалась ему возможностью вырваться из состояния депрессии и печали, когда каждая вещь в доме напоминает о близком человеке, вновь и вновь бередя душу и сердце.

24 октября 1978 года Харис получил повестку из Иссинского райвоенкомата, а в январе 1980 года в составе 191-го мотострелкового полка вошел в Афганистан. Первое время полк размещался в Пули-Хумри, а в мае его перебросили в южную часть страны, в город Газни, центр одноименной провинции.

Харис часто писал отцу, братьям и сестрам. Писал о природе, горах далекой страны, о нравах и обычаях афганского народа. Его интересовало все, и письма были интересными.
Газни – старинный город. Не раз различные завоеватели захватывали и разрушали его на пути в Индию, но он вновь отстраивался. От тех времен на окраине остались два одиноких минарета, искусно отделанных узорной кладкой кирпича и резной терракотой. В старой части современного Газни на высоком холме стоит военная крепость, а ниже по склону холма теснятся ярусы глинобитных жилищ и лавочек, окруженных высокой, тоже глиняной оградой. Еще ниже находятся базарные ряды.

Город расположен на высоте около 2400 метров над уровнем моря. Первое время это сказывалось: при ходьбе многие солдаты ощущали некоторую слабость, покалывание в сердце, одышку. В ушах стоял легкий шум, горло пересыхало. Но Харис в своих письмах на такие мелочи не жаловался. Не рассказывал он и о тех испытаниях, что выпадали на долю военных водителей на афганских дорогах.
От Газни до Кабула примерно 150 километров. На этом пути нет тесных ущелий, крутых поворотов, меньше угрозы осыпей и обвалов. Лишь перед самым городом довольно серьезное препятствие – перевал на высоте 3000 метров. Хотя горы не выглядят такими дикими и неприступными, как, к примеру, на пути в Джелалабад, покрыты травянистой растительностью, имеют мягкие, плавные очертания, но для душманских засад места и здесь хватает.
Большая часть провинции была под контролем моджахедов. Особенно выделялись отряды хазарейцев – компактно проживающего племени. Ими командовал некий Саид Джагран (Святой Майор). Эти формирования строились строго по армейской структуре, имели военную форму. Ходили слухи, что Саид Джагран учился в СССР вместе с командиром 191-го полка, и теперь им приходилось воевать друг против друга.

Впрочем, Хариса и других военных водителей больше волновало не чья пуля летит в них, а как без потерь преодолеть опасные участки трассы и доставить груз по назначению. Если к хазарейцам или пуштунам попадал кто-либо из шурави, над пленными одинаково зверствовали и те, и другие. Впрочем, и дорога после Кабула, через перевал Саланг в сторону Хайратона, была столь же опасна. Поэтому редкий рейс за грузами в Кабул или к границе с Союзом обходился без потерь. Но про это Харис тоже не писал...
Один из таких рейсов стал для Айнова роковым. О последнем дне Хариса рассказал его друг Володя, который сопровождал гроб с телом парня с пензенской земли...

В конце августа 1980 года колонна грузовиков под прикрытием бэтээров выехала из военного лагеря и двинулась в сторону Кабула. Первую ночевку сделали в пригороде столицы, на Теплом Стане – так прозвали советский военный городок, одновременно бывший перевалочной базой 40-й армии. А на третий день, миновав перевал Саланг и город Пули-Хумри, колонна двинулась в сторону Хайратона.
Машины довольно быстро ехали по достаточно ровной дороге, протянувшейся сквозь красноватую пустыню с редкими бурыми пятнами кишлаков. Справа и слева изредка виднелись отары пасущихся овец. На склонах невысоких гор копошились дехкане, обрабатывая квадратики своих полей.

Трех бородатых бабаев в чалмах, неспешно ехавших на своих осликах метрах в ста от дороги, Харис приметил еще издали. На вид обычные мирные дехкане.

Когда «КамАЗ» Айнова поравнялся с ними, бородачи вдруг проворно спрыгнули с осликов, залегли за грядой камней, что стаскивали с поля и складывали дехкане, и открыли по колонне огонь из ружей. Что-то с хрустом ударило по кабине машины. «Так они же по мне стреляют!» – мысленно ахнул Харис. Грузовик резко дернуло и повело влево. – Держи руль! – крикнул сидевший рядом Володя. – Кажись, колесо пробило!

Тем временем в ответ загрохотал КПВТ бронетранспортера сопровождения. По гряде ударили крупнокалиберные пули, кроша и дробя камень. Один из бородачей вскочил, взмахнул руками и упал, двое других то ли отползли, то ли сразу были убиты.

Айнов свернул к обочине и остановил «КамАЗ». Оба водителя выскочили из кабины и увидели спущенное переднее колесо. Мимо проезжала колонна. Один грузовик притормозил, из приоткрытой дверцы высунулся взводный:

– Что у вас случилось?.. А, понятно!.. Помощь нужна?
– Сами справимся, – ответил Харис. – Тут работы на пять минут!
Они не мешкая принялись за дело: сняли запаску, установили домкрат, начали откручивать на диске гайки крепления... Вся работа по замене пробитого колеса заняла минут пятнадцать. Друзья снова забрались в кабину, только теперь за руль сел Володя, и помчались догонять колонну, уже скрывшуюся за ближайшим холмом, лишь медленно ползущий к небу пыльный шлейф указывал на ее присутствие.
Когда выбрались на холм и начали спускаться, справа на пологом склоне метрах в трехстах от дороги показались дувалы кишлака. Оттуда загремели выстрелы. Володя прибавил газу, пытаясь выйти из зоны обстрела. В этот момент треснуло стекло на дверце. Харис ощутил тупой сильный удар в живот, от которого на секунду перехватило дыхание, замер, потом с трудом выдохнул и скрипнул зубами от нарастающей обжигающей боли внутри.
– Тебя ранило?! – с тревогой спросил Володя.
– Ничего, потерплю, – выдавил Харис. – Ты гони. Не останавливайся!
«КамАЗ» летел по трассе на предельной скорости. Харис вцепился руками в ручку двери и, сжав губы, напрягая всю силу воли, молча терпел боль и тряску... Им удалось уйти от обстрела и догнать колонну. Через несколько часов машины наконец доехали до перевалочной базы в Хайратоне и остановились на стоянке. Харис сам выбрался их кабины, кое-как спустился на землю, шагнул и медленно повалился, теряя сознание... На срочно вызванном вертолете его доставили на ближайший аэродром, а оттуда самолетом перевезли в госпиталь в Ташкент. И там врачи больше месяца боролись за его жизнь. Но все усилия оказались напрасными...
Сам Харис не думал о смерти. В предпоследнем письме домой сообщил, что ему сделали операцию – удалили аппендицит и что скоро он будет дома. И только в последнем письме, написанном рукой другого солдата, сообщал, что ему тяжело, что он хочет повидать отца... Свиданию не суждено было состояться... 27 сентября 1980 года Харис умер.
За мужеству и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, рядовой Х. Айнов был посмертно награжден орденом Красной Звезды. Похоронен на гражданском кладбище в селе Верхняя Салмовка Иссинского района.



Акбашев Рифкат Гиндуллович

***
 
рядовой,
механик-водитель БМП,
род. 5.10.1962 в дер. Сулу-Куак Кармаскалин-ского р-на Башк. АССР.
Татарин.
Работал в колхозе "Правда".
В Вооружённые Силы СССР призван 2.11.80 Кармаскалинским РВК.
В Республике Афганистан с марта 1981.
Во время боя 20.6.1982 у нас. пункта Анава был направлен для охраны машин с ранеными. Во время движения его боевая машина, следовавшая в голове колонны, подорвалась на мине. А. открыл меткий огонь. Эвакуируя из-под обстрела раневого товарища, погиб.
За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
Похоронен в дер. Сулу-Куак.




Акбулатов Мансур Равильевич

***
 
лейтенант, ком-р взвода минирования, род. 15.6.1961 в г. Рубцовск Алтайского края. Татарии. В
Вооружённых Силах СССР с 4.9.81.
Окончил Тюменское ВВИКУ.
В Республике Афганистан с августа 1986.

Участвовал в 26 боевых опер-ях. Во время выполнения боевых задач действовал смело и хладнокровно. 19.5.1987 при разведке маршрута движения полка его взвод был обстреляв мятежниками. А., управляя действиями подчиненных при отражении нападения, был тяжело ранен. Истекая кровью, он сумел вывести взвод из-под обстрела, но сам от полученных ран скончался.

За мужество и отвагу награжден орденом Красного Знамени (посмертно).
Похоронен на воинском кладбище в Новосибирске.



Акмаев Фархат Назифович

***
 
СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ в/ч 15430
  Летчик самолета Су-17, родился 1.8.1956 г. в г.Казань Татарской АССР.
Татарин.
В Вооруженных Силах СССР с 2.8.1973 г.
Окончил Борисоглебское ВВАУЛ.
  В Республике Афганистан с июня 1981 г. Совершил 15 боевых вылетов по огневой поддержке наземных войск и прикрытия групп транспортных вертолетов. 19.6.1981 при возвращении с боевого задания его самолет был сбит зенитными средствами противника. Акмаев погиб.
  За мужество и отвагу награжден орденом Красного Знамени (посмертно). Похоронен на Новотатарском кладбище в Казани.

 ***
В некоторых источниках содержатся неточности. В 217 апиб, где служил Акмаев Ф.Н. (Кизыл-Арват), не было самолетов МиГ-23. В другом источнике по-другому изложены и обстоятельства гибели лётчика.
Выдержка из списка потерь самолетов Су-17 в Афганистане:
"...19 июня 1981 г., боевая потеря самолета Су-17, 217 апиб (Кизыл-Арват), вылет с аэродрома Шиндант, пара: ведущий старший летчик ст. л-нт Акмаев Фарид, ведомый Галущак. Вылет на разведку противника в заданном районе. Выполняя полет на предельно-малой высоте в 6.30 утра по Кабульскому времени, ведущий видимо был ослеплен восходящим солнцем и зацепил за бархан. Самолет взорвался, летчик погиб. Ведомый выполнял полет с превышением и успел уйти от столкновения..."
Источник:



Актуганов Идиал Ахъярович

***
 
сержант,
ком-р мотострелк, отделения,
род. 31. 3. 1965 в с. Киргиз-Мияки Миякинского р-на Башк. АССР.
Татарин.
Работал в колхозе "Дружба".
В Вооружённые Силы СССР призван 18. 4. 83 Миякинским РВК.
В Республике Афганистан с октября 1983.
Во время боевой опер-и 31. 8. 1984 в р-не перевала Саланг, умело используя складки местности, скрытно проник со своим отделением в расположение мятежников.
Дерзкие действия мотострелков вынудили пр-ка отступить.
В этом бою А. погиб.
За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
Похоронен в с. Киргиз-Мияки.



Акчурин Андрей Исаакович

***
 
мл. сержант,
стрелок,
род. 24. 6. 1960 на ст. Глеслинская Волгогр. обл.
Татарин.
Учился в Одесском техникуме измерит, приборов.
В Вооружённые Силы СССР призван 3. 11. 78 Малиновским РВК г. Одесса.
В Республике Афганистан с января 1980.
При выполнении боевой задачи 9. 10. 80 отделение, в составе которого он действовал, попало в засаду. А., ведя огонь по пр-ку из автомата, сумел вынести раненого ком-pa отделения в укрытие.
При смене позиции был ранен, но продолжал вести огонь.
Был ранен вторично.
Скончался в госпитале 11. 10. 1980.
За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
Похоронен в Одессе.



Акчурин Марат Рустамович

***

ст. лейтенант,
ком-р гаубичного арт. взвода, род. 23. 8. 1964 в с. Мочалейка Каменского р-на Пензен. обл.
Татарин.
В Вооружённых Силах СССР с 5. 8. 81.
После Казанского СВУ окончил Коломенское ВАКУ.
В Республике Афганистан с апреля 1988.
Погиб 26. 8. 1988 при обороне г. Кундуз, прикрывая со своим взводом отход батареи на запасные позиции.

За мужество и образцовое выполнение воинского долга награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен на Самосыровском кладбище в Казани.



Аладинов Осман Жавдатович

***
 
сержант,
командир орудия,
род. 13. 9. 1961 на тер. к/с Майарык Ходжаа-бадского р-на Андижан, обл. Узб. ССР. Татарин.
Работал в школе-интернате.

В Вооружённые Силы СССР призван 28. 10. 80 Ходжаабадским РВК.
В Республике Афганистан с декабря 1980.

31. 5. 1982 группа сопровождения автомоб. колонны, в состав которой был назначен его расчет, при подходе к г. Кандагар была обстреляна мятежниками. А., умело и грамотно управляя огнем своего орудия, создал условия для разгрома пр-ка.
В ходе боя был смертельно ранен.

За мужество и отвагу награжден медалью "За отвагу" и орд. Красной Звезды (посмертно).
Похоронен на узбекском кладбище на тер. к/с Майарык.



Алимухамедов Марат Низамутдинович

***
 
ст. сержант,
ком-р мотострелк, отделения,
род. 28. 5. 1965 на тер, с/с им. Свердлова Калининского р-на Ташкент, обл. Узб. ССР. Татарин.
Работал в СМУ-4 Калининского р-на.

В Вооружённые Силы СССР призван 28. 10. 83 Калининским РВК.
В Республике Афганистан с апреля 1985.

Взвод, в котором он командовал отделением, 25. 9. 1985 был обстрелян пр-ком из автоматического оружия. В ходе завязавшегося боя А. получил смертельное ранение.

За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
Похоронен на кладбище "Занги-Ата" Калининского р-на.



Алтынбаев Харис Ярулович

***
 
рядовой,
наводчик-оператор БМП,
род. 15. 02. 1959 в с. Тепловка Николаевского р-на Ульянов, обл.
Татарин.
Работал в совхозе "Тепличный".
В Вооружённые Силы СССР призван 21. 4. 79 Николаевским РВК.
В Республике Афганистан с декабря 1979.

Неоднократно участвовал в боях. 10. 01. 1981 в составе мотострелк, отделения выполнял боевую задачу по охране расположения полка. Внезапно его БМП была обстреляна из пулеметов и гранатомета. Во время перестрелки А. погиб.

За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
Похоронен на родине.
Его именем назван парк в Тепловке.


Рецензии