Встреча с Михаилом Веллером. статья

ВСТРЕЧА  с  МИХАИЛОМ  ВЕЛЛЕРОМ.

Задолго до встречи с Веллером в прессе и в СМИ говорилось, что с 10 по 16 февраля 2010 года в Минске будет проходить  международная книжная выставка  - ярмарка. И  состоится автограф-сессия прогрессивного российского писателя Михаила Веллера. Так что поклонников творчества российского писателя Михаила Веллера ждет встреча с ним.
 
Книжная выставка-ярмарка всегда богата на мероприятия. 10 февраля состоялось торжественное открытие XVII Минской международной книжной выставки-ярмарки. Выставка-ярмарка проводилась под эгидой Министерства информации Республики Беларусь.
 
11 февраля был традиционный "Библиотечный день", 12 февраля - "День знаний", они были отмечены презентациями многочисленных новинок белорусских издательств. Объемную программу в течение пяти дней работы выставки наметили российские и украинские книгоиздатели.  Состоялось подписание плана мероприятий на 2010 год. Конечно, все было устроено грандиозно.

В первую очередь я поехала на выставку-ярмарку не столько из-за новинок книг, хотя и это было не маловажным фактором, но главной причиной была  встреча с Михаилом Веллером. До этого я сначала написала письмо на электронный адрес, а потом пообщалась с ним по телефону. Не помню, говорила ли я ему, что приеду на выставку-ярмарку. Но когда я подошла к нему с книгой: «Легенды Арбата» для автографа и сказала, кто я – он вскочил с места (сидел на стуле), глаза горели, и только повторял: ты приехала, ты приехала!». Вот так отреагировал знаменитый писатель на мой приезд, потому что писателю приятно, что его читают в городе, где он окончил школу. Что его помнят. Ведь окончив  школу в городе Могилеве, сын военного хирурга Михаил Веллер,  уехал поступать на филфак Ленинградского института.  Спустя 40 лет, он вернулся в Беларусь в статусе самого издаваемого из некоммерческих русских писателей. Он и ранее приезжал в Беларусь, но никогда не говорил в интервью, какую школу он закончил, а в этот раз озвучил, где, когда  и какая школа дала ему путевку в жизнь. Окончил он школу с золотой медалью. А «набор» учителей у нас был приличный. Была и требовательность. И давались обширные знания.

В первый день с читателями он не общался, а только подписывал книги, и, как и меня удостаивал несколькими словами. А на следующий день он побывал на полиграфкомбинате имени Коласа, где печатается значительная часть его тиражей, и выступил перед студентами Института журналистики БГУ. Вечером на встречу с читателями в книжном магазине «Светоч» писатель прибыл в приподнятом настроении. На вопросы читателей, а это и студенты, и пенсионеры, отвечал учтиво и искренне, в который раз поразив  своим остроумием и широтой взглядов.
Минские библиофилы приобретали его книги на стендах Российской национальной экспозиции и отдельных издательств и протягивали писателю, который не без удовольствия отмечал их автографом. Особой популярностью пользовалась последняя книга Веллера "Легенды Арбата".

Напишу немного о том интересе, что возник у меня к этой встрече. Я училась с Михаилом Веллером в параллельных классах, он – в «А», я – в «Б». В школе мы почти не общались, только знали  друг друга в лицо. Его всегда можно было видеть на переменах – вышагивающим по коридорам школы. Вот этим и запомнился. И позже, читая его книги, я не обращала внимания на автора. Иногда бывает, читаешь книгу, а на автора и не посмотришь, особенно в юности. И только вернувшись в Могилев, я узнала, что писатель Веллер и Михаил Веллер, который учился вместе со мною – один и тот же человек. Вот тогда я стала перечитывать его книги, читать новые. Во многих его книгах говорится об его одноклассниках, он даже фамилии настоящие приводит, например, в книге «Мое дело». И меня заинтересовал своим писательским материалом. Поэтому хотелось общения, ведь интересно, что рядом с тобой жил и учился будущий писатель, известный не только на всю страну. Я стала пытаться разыскать его, но мне не удавалось. И однажды к нам в город приехала писательница иронического романа, а ее сопровождала Елена Осипова, которая в то время работала и с Веллером. Она и дала мне его электронный адрес.

Теперь скажу, что дала мне эта встреча. Поговорить мне с ним за три дня, что я находилась в Минске, не удалось, чтобы он и я, а при всех – не очень и хотелось. Он говорил, что последний день у него будет более свободным, а я до последнего дня не могла остаться по каким-то обстоятельствам. Но и он поверил в то, что его читают, и я уверилась в его искренности и доброжелательности. Отвечая на вопросы, я думаю, он больше говорил для меня. Ведь до этого никто никогда из его одноклассников не сказал ему добрых слов. И не побеседовал. А я думаю, он хотел этого. Конечно,  оказалось, что приехала только я, а ведь многие его одноклассники живут и работают в Минске, и я с ними связывалась, чтобы и они пришли на встречу, но они не рискнули. Вот такие мы! Стесняемся проявить чувство, боимся показаться навязчивыми. А ведь ему это было так необходимо!


Рецензии
Здравствуйте, Татьяна. Почитала ваш интересный очерк, посвящённый творчеству Михаила Веллера. Я тоже с большим вниманием отношусь к его творчеству, мне нравится его литературный стиль, он оригинален и самобытен,
Одна из его книг: «Ножик Сергея Довлатова» содержит такой шедевр:
«Моя любимая сцена в советском редактировании- это когда классик советской литературы и знатный алкоголик- миллионер - нет, не Шолохов, но Фёдор Парфенов тоже ничего- был наряжен руководить Всесоюзным совещанием редакторов. Открытие имело произойти в десять утра в большом зале Дома литераторов. В десять редакторы празднично расселись. Они не были классиками, а многие из них не были алкоголиками,многие вообще съехались из провинций на халявное столичное удовольствие , чего же им в десять не рассесться. Но Парфёнов, повторяю, как хорошо было известно всем его знавшим, в десть утра если и садился, то только с целью принять стопарь на опохмел, жалобно выматериться и лечь обратно. Итак, ждут, ждут...И в самом деле, к одиннадцати появляется Парфёнов. Недоопохмелившийся и недолежавший. Злой, как цепная сука. Транспортируют его под руки из- за кулис, как адскую машину на взводе, и устанавливают на трибуне. Кладут перед микрофоном текст приветственного слова. Панферов икает, отпивает воды, текстом вытирает губы, потом потный лоб, потом сморкается в него и убирает в карман. С бычьей ненавистью смотрит в зал. И, наконец, тяжело произносит:- ВСЕХ редакторов...я бы перевешал, как шелудивых собак! Но...поскольку это не в моих силах...пока...особенно сейчас...ох...Всесоюзное совещание редакторов объявляю открытым ! Вашу мать...

Приятно было встретить вас на моей страничке. С наилучшими пожеланиями. Доба

Доба Каминская   07.06.2018 19:14     Заявить о нарушении
На это произведение написано 87 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.