Россия глазами философа

                Россия глазами философа.

      Ленин в 1922 году, выслав на философских пароходах мыслителей России и уничтожая духовенство, ведал ли , что творил?   С тех пор, мы так и живем без малого сто лет: не ведаем, что творим!  Без головы и без сердца! Без философов и духовенства народ теряет свое лицо, отказывается от своей миссии и теряет независимость.  Слава Богу,  духовенство у нас возрождается, набирает силы Русская Православная Церковь.  А что у нас с философией?  После 1922 года ее практически  нет.  По простоте своей, даже некоторые политические деятели, начавшие трезветь после 70летней  антихристианской вакханалии  и  увидевшие в Церкви духовные скрепы, мало озабочены  уничтожением русской философии большевиками и полу маргинальным ее положением ныне . 
  Зато историей увлеклись сверх всякой меры. Тут и там, и здесь, и всюду  идут исторические битвы. Красота! Мы, исторические полупрофаны и  профаны, аплодируем спикерам,  демонстрирующим феноменальную компетентность в архивных лабиринтах  русской истории. Один фокусник,  опираясь на  обилие фактов, доказывает нам, что некое историческое лицо было исчадием ада и виновником всех бед, другой софист-пропагандист засыпает нас грудой цитат и событий, и мы начинаем понимать, что имярек не виновник всех наших бед, а истинный ангел- спаситель, оклеветанный врагами державы.  Мы болеем каждый за своего демагога,  считаем его победителем.  Вопросы «кто виноват?» и «что делать?»  при этом решаются на чисто эмоциональной основе. Кого захотим того и объявим виноватым, что захотим , то и будем делать! Тупик!
     В фейсбуке  узнаю, что философ Виктор Аксючиц начинает читать курс лекций под названием «Миссия России». Не знаю к чьему стыду, но фамилию Аксючиц, я  увидел впервые…  Это трагикомическая ситуация!  Более четверти века я живу в убеждении, что последние философы России уплыли на философском пароходе от нас, с тех пор на территории  страны не появлялись.  Душа не хотела соглашаться с этим научно доказанным фактом, поэтому последние двадцать лет, как Диоген с фонарем, средь бела дня ищу русского философа, чтобы  … послушать! Что делать? Ехать из Донецка   в Москву слушать человека по фамилии Аксючиц, только потому, что он называет себя философом?  Если рассуждать логически, то ехать не стоило. В наш век необычайного развития информационных технологий, который позволяет каждому знать все подробности жизни Филиппа Киркорова, Ксюши Собчак и даже Бориса Моисеева, при таком обилии газет, журналов, телеканалов и интернет ресурсов, разве мог я не получить информации, что в России живет и творит философ!!!   
   Но решил ехать, особенно когда увидел, что на лекции будут присутствовать  практически все мои новые друзья из фейсбука, представляющие литературную православную общественность…
 Увы, литераторов  в библиотеке Префекта, где состоялась первая лекция из цикла «Миссия России» я не нашел. А жаль. В темноте с завязанными глазами и литератору трудно творить во благо.   Дело в том, что 16 мая  2013 года от Рождества Христова, в 18 часов произошло чудо: мощный человек с львиной гривой выхватил из моих рук диогеновский фонарь, превратил его в прожектор,   в луче которого русская история,  такая загадочная для поэтов, такая бессмысленная для врагов и богоборцев всех мастей, сама  стала отвечать на самые проклятые и злободневные вопросы  нашей жизни.  А диогеновский светильник теперь мне уже не нужен, так как одного  русского философа  я нашел: Виктор Аксючиц.  А это многого стоит.   А литераторы и поэтессы?  Придут на следующую лекцию или будут продолжать закатывать глаза в истоме и декламировать «умом Россию не понять»?!.


Рецензии
Здравствуйте, Виктор Жирнов!

Вот точно удивительный творческий Мир в "Прозе.ру", в котором встречаешь, негадано и нечаяно, удивительных людей с богатым внутренним миром творческой души.
Спасибо Вам за такой интересный очерк-рассказ: как хождения путника с факелом-фонарем в поисках человека-философа, в поисках Софии, Премудрости Божьей, как и в поисках "России глазами философа"... Видать, что в России еще не перевелись путники, бродящие в поисках истины-премудрости, как и мыслители (как В.Аксючиц), которые нуждаются в таких путниках-искателях...
В начале очерка Вы затронули проблему, к которой хочу сделать некоторые замечания. А именно, Вы говорите:
"А что у нас с философией? После 1922 года ее практически нет. По простоте своей, даже некоторые политические деятели, начавшие трезветь после 70летней антихристианской вакханалии и увидевшие в Церкви духовные скрепы, мало озабочены уничтожением русской философии большевиками и полу маргинальным ее положением ныне...".
Конечно, проблема есть и очень глубокая, острая, но хочу заметить, что не все так трагично, как кажется на первый взгляд. Ибо, во-первых, не всех философов и мыслителей выгнали за границу, некоторые остались в СССР на свой страх и риск. И таковые из них: это А.Ф. Лосев и М.М. Бахтин. Как и в советское время тот же Мераб Мамардашвили. От А.Ф. Лосева же отпочковалось поколение учеников, и один из них Арсений Гулыга. Безусловно, что философии академической, как таковой, не было в советское время, но... Во-вторых, философия подпольная существовала в виде искусствоведения и литературоведения. Возрождение классиков 19-го века, хоть и под натиском советско-идеологической интерпретации, все же имело свои корни и плоды для возрождения и развития мысли в бывшем СССР. А если проследить за научными публикациями и диссертациями за последние двадцать лет (что мной было некогда проделано), то с религиозно-философской мыслью в России не все так уж и плохо, но это с одной стороны. С другой стороны, что этому направлению мысли, как религиозно-философской, не дают развернуться в полноте, нет продвижения для авторов, как и нет условий для развития научно-философской и религиозно-философской мысли. Смотрю, что на различных сайтах Интернет просто кишит-бурлит полифонией разных мыслителей, как и, в частности, здесь на "Прозе.ру". А что у нас в книжных магазинах для широкой публики из серьезной современной философской литературы? Практически ничего. Широкая публика давно уже на голодном пойке. Бытует мнение, что "широкая публика" профанна и не способна воспринимать Возвышенное и т.д. Все это, по-моему, чушь и выгодно тем, кто печатает макулатурный ширпортреб. А Вы, господа издатели, опубликуйте массово современную философскую литературу. И я не думаю, что спроса на такую серьезную литературу не будет. Спрос Есть, только вот народ пичкают "модной" гадостью и ему внушают, что это вот и есть модно и здорово. Вовсе не здорово, а больнО. Но кому-то выгодно, чтобы обществу было бОльно и чтобы оно было больнО... И я даже знаю кому, как тем, кто всячески против тех мыслителей, которые говорят о "Миссии России".
И вот теперь к творчеству Виктора Аксючица. Огромное Вам спасибо, Виктор, за распространение информации о лекциях Виктора Аксючица, как из цикла "Миссия России". И вот здесь, вновь, хочу затронуть проблему распространения печатной информации, как к вопросу об издательствах. В книжных магазинах я не наблюдаю современных авторов-философов таких, как В.Аксючиц или как Игорь Шафаревич. Таковые авторы сегодня не в моде. А проблема информации есть, ибо я, как житель Алтайского края, не имею финансово-материальной возможности, чтобы хоть раз в неделю посещать Москву специально для слушания лекций известного и любимого мыслителя. А с книгами в магазинах Алтайского края, не то что Виктора Аксючица, а вообще с книгами религиозно-философского и научного содержания очень и очень проблематично. Да и самих-то магазинов книжных осталось считанные единицы. И Интернет здесь, как единственная отдушина. Еще раз говорю, что если бы издатели печатали и в современных условиях распространяли и рекламмировали публикуемую продукцию, то будет и спрос. А спрос у читаемой современной публики Есть, только вот туго с предложениями, ибо предлагают всяческий ширпортреб и этими предложениями навязывают потребительскую моду для общества. Вот в чем суть проблемы.
А Вы, Виктор, молодец, уважаю Вас за такой сделанный выбор, за избрание пути поехать в Москву на философские лекции Виктора Аксючица. По-моему, это сопоставимо с таким же шагом избранного пути, как если бы более ста лет назад в конце 19-го века обычный и простой житель из глубинки России, любитель мудрости, решился поехать в Москву на лекции Владимира Соловьева. И вот опять же, почему бы не сделать лекции Виктора Аксючица доступными во всероссийском масштабе, как, например, позволить и помочь автору-философу посещать разные университеты в разных городах России и Украины со своими лекциями? Нет, у нас это не принято, у нас это не модно, у нас в России это просто невозможно. Ну, тогда хотя бы можно придумать, чтобы в университетах организовать аудитории с онлайн-лекциями. Вот только проблема у нас с организаторами, с проДвижением идей, как "Миссия России" Виктора Аксючица. Не так ли, "господа", издатели и чиновники???
С творчеством же Виктора Аксючица я познакомился еще в конце 90-х годов, приобретя книгу автора, как философскую поэму "Под сенью креста" (М., 1997). Удивительную религиозно-философскую поэму по своему содержанию мысли. И вот совсем недавно с сайта "Культуролог.ру" мне прислали информацию с новыми публикациями новых авторов, среди которых я увидел, обрадовавшись, знакомое и родное, в духовном смысле, имя, как Виктор Аксючиц, который опубликовал интересную статью про русскую интеллигенцию. Эх, с большой и неуклонной жаждой желаю увидеть, услышать или прочесть философские лекции русского философа современной России, как Виктор Аксючиц. Но кАк и где найти? Кто бы подсказал мне?..

С уважением и с благодарностью,


Бармин Виктор   09.07.2013 11:02     Заявить о нарушении
Уважаемый Виктор! Спасибо за интересное и аргументированное послание. Скорее всего правы Вы, а не я,когда утверждаю, что философия в России умерла.Конечно, она не могла умереть, но удар был нанесен столь значительный, что имеют место негативные явления, которые перечислили Вы. Поэтому внешне создается впечатление, что ее нет. А делать для ее полного возрождения до уровня начала прошлого века, с дальнейшим развитием и роста влияния на интеллигенцию нужно много, в том числе и Вы предложили вещи, которые должны происходить. С Виктором, я серьезно подружился за неделю в Москве и помогу Вам связаться, но сейчас он, на отдыхе и связь с ним у меня пока потеряна( в основном общались по скайпу).Он нынче организовывает Российское Христианское Движение так, что каждому неравнодушному и мыслящему человеку будет возможность, что-то позитивное сделать, присоединяйтесь к нам. С уважением, Виктор Дорифор.

Виктор Дорифор   10.07.2013 21:46   Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор, за такой содержательный отклик-ответ на данную рецензию. Думаю, что не в том дело, кто прав, а кто нет. Ибо скорее сам я склонен к трагическому мироощущению, как и в отношении русской философии в том смысле, что я чувствую и вижу трагизм русской религозно-философской мысли в России, для которой извне не дают проДвижения и развития, просто жизненного роста. Но я один из тех, кто жаждет, хочет видеть в этом историческом трагизме выход, исход в новую реальность, иначе трагизм сам по себе теряет сокровенный смысл. А смысл исторического пути русской философии и Есть, и должен быть...
Также благодарю Вас, Виктор, за призыв быть вместе с Христианским Движением. Вы хотите знать мой ответ? Мой ответ: ЗА Движение. Ибо я многое в своей жизни упустил и потерял. Упустил возможность Общения с Человеком и потерял его, но не забыл, я помню, а потому еще и жив. Потому я не просто хочу, я жажду общения с таким человеком, как Виктор Аксючиц. От всей души благодарен и признателен Вам за предоставленную мне Возможность общения с Вами, с людьми творчески-мыслящими, с Христианским Движением.
Виктор, надеюсь чуть позже, ближе к осени, мы свяжемся и более детально обсудим тему, что Вы мне предложили.
С уважением и с благодарностью,

Бармин Виктор   11.07.2013 08:25   Заявить о нарушении
Отлично.

Виктор Дорифор   11.07.2013 20:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.