Человек, который искал мертвых богов

Мы живем в такое счастливое время, когда полеты в космосе стали обычным делом. Теперь, при достаточном желании человек может стать обладателем трансзвездной яхты и побывать даже в самых отдаленных и глухих уголках Млечного пути. Конечно при условии, что это не развалюха какая-нибудь, а крепкий кораблик со сверхсветовым движком, хорошим протоноуловителем, работающей защитой и мощным реактором.
Я люблю иногда в свободное время полетать по ближайшим системам. Правда не далеко, авантюрные полеты меня никогда не привлекали. Два-три парсека — вот мой предел! И, честно говоря, мне этого вполне хватает.
Здорово, например, пролететь вдоль хвоста кометы, а потом нырнуть внутрь, в самую гущу и осторожно добраться до ядра и пролететь над ним на бреющем полете. Еще я люблю найти планету с плотной атмосферой  и пройти по самому ее краю, так что защита начинает светиться, а если оглянуться, то можно увидеть туманный кильватерный след.  А недалеко от нас находится красный гигант и старглайдеры со всех окрестностей слетаются к ней, чтобы пронестись над самой поверхностью, лавируя среди крохотных, всего-то в несколько сот километров высотой, протуберанцев. Но больше всего мне нравится пришвартоваться к какому-нибудь крохотному астероиду и побродить по нему в скафандре, воображая себя древним астронавтом впервые ступившего на неизвестную планету.
На стартовой площадке, где обычно наши яхты проверяют, налаживают и регулируют у нас образовался небольшой клуб любителей звездных прогулок. Космическими странниками нас, конечно, не назовешь, но некоторые залетали куда дальше меня. Правда особой новизной их рассказы не отличались: все те же астероиды, кометы, газовые гиганты. Самые экзотические объекты, которые посещали наши клубные герои были нейтронные звезды, а черную дыру видел всего один из нас — Принс. Да и то он обогнул ее на благоразумно безопасном расстоянии, а увидеть толком так и не смог. Даже на специально обработаном изображении, сделанном через большой телескоп, мы увидели только несколько светящихся червячков. Как думал сам Принс, в этот момент черная дыра поглощала очередную жертву.
Но иногда на нашем поле приземлялись путешественники из каких-то далеких-предалеких систем, названий которых мы даже и не слышали. Впрочем и они о нас до этого никогда не слышали. Иногда это были туристы, чаще торговцы или изыскатели-геологи,  а остальные —  различные любители приключений не поддающиеся строгой классификации.
От одного из таких бродяг я впервые услышал историю о человеке, который ищет мертвых богов.
— В каком смысле — богов?  —  спросил у него недоуменно Саш, самый старый из нашего клуба. — Он ищет нечеловеческие цивилизации? Всякие артефакты, клады, оружие, да?
— Насколько я его понял, — ответил бродяга прихлебывая кофе из большой кружки, — он хочет найти именно богов. Или бога.
Поднялся удивленный шум сквозь который прорывалось недоверие, удивление и смех. Наш гость с легкой усмешкой наблюдал за нами подцепив двумя загорелыми пальцами кусочек пирожного и с аппетитом уплетая его.
— Может он не совсем нормальный? — задал новый вопрос Саш. — Свихнулся на религии? Таких проповедников иногда приходилось видеть.
Бродяга отряхнул крошки пирожного с бороды и резонно возразил:
— Тогда бы он искал живого бога. Но этот спрашивал не видел ли я где-нибудь мертвых богов. Если точнее, то он сначала ходил вокруг да около, спрашивал не видел ли я чего-то такого, необычного, странного. В конце-концов мне надоело слушать его загадки и я попросил его выразиться яснее. Он мялся-мялся, но все же спросил про богов.
Мы обменялись недоуменными взглядами.
— А как они выглядят, боги, он не сказал? — поинтересовался Принс.
— Это было первое, что я у него спросил, — ответил бородач. — А он ответил что это будет что-то непохожее на умершее живое существо. Так и сказал. А скорее всего нечто напоминающее природное образование.
Я не выдержал:
— Глупость какая! А если человек первый раз увидел, к примеру, ледяной гейзер. Выходит он должен считать его мертвым богом?
Бродяга развел руками:
— Не знаю. Только я ничего похожего не видел. Когда я ему это сказал бедняга был страшно расстроен.
На том история про человека ищущего мертвых богов и закончилась. Мы еще немного пообсуждали ее и, сдается мне, каждый потихоньку в уме вспоминал различные необычные места, которые ему приходилось видеть, прикидывая не может ли это быть мертвым богом. Потом разговор незаметно перешел на метеорный поток на который наш бродяга чуть не напоролся по пути сюда и про загадочного искателя богов забыли.
Прошло довольно много времени. За повседневными заботами я почти забыл эту историю. Но однажды, опускаясь на свое обычное место, я увидел на стартовом поле незнакомую яхту. Она явно прибыла издалека, форма ее была немного странной, как будто ее конструктор чокнулся во время проектирования, сигнал, ею испускаемый, не принадлежал ни к одной из соседних систем да и вся она выглядела такой потрепанной словно носилась по космосу с момента Большого взрыва. Приземлившись я с любопытством подошел к ней, желая определить откуда ее к нам занесло. Компьютер показал, что построена она на верфях принадлежащих к совершенно другому сектору Галактики. Я поспешил к ангарам; возможно пришелец уже рассказывал сейчас какую-нибудь занятную историю. Но как назло никого из клуба не было, а техники, работавшие в ангаре, не знали кто прилетел на незнакомой яхте, как его зовут и куда он отправился.
Разочарованный я сдал свою яхту и пошел в душ. Освежившись решил перекусить, а заодно и распросить барменов не видели ли они того звездного скитальца. В пабе было многолюдно, но никого из нашего клуба я так и не встретил. Правда попались несколько мало мне знакомых, которых я знал только в лицо, но обычно не разговаривал. Но они не встречали никого из моих друзей. Что ж, иногда такое случается. Не видели они и человека прилетевшего из другого сектора.
Поев я решил немного посидеть в надежде, что дождусь кого-нибудь кто хоть немного знает про хозяина необычной яхты. Видимо понаехали туристы, потому что в обычно полупустом заведении трудно было найти свободное место. Прямо передо мной сидела семья с капризным мальчишкой: он хотел пойти на аттракционы, а родители уговаривали его сперва поесть. Слева от них сидел толстяк в разноцветной рубашке и с интересом разглядывал развешанные на стенах виды Ежеваа (так называется наша планета). Направо пожилая супружеская пара смотрела сериал (не понимаю, зачем за этим нужно лететь в другую звездную систему?), а рядом помешивала коктейль умопомрачительная девица. Заглядевшись на нее я внезапно почувствовал на себе чей-то взгляд. Оказалось что это толстяк в цветной рубашке рассматривал картинку висящую над моей головой.
Увидев, что я обратил на него внимание он извинился, спросил местный ли я, а потом спросил что изображено на этой картине. Я оглянулся и увидел фотографии смерчей часто случающихся в экваториальных областях планеты.
— А-а, смерчи!  — произнес он довольно разочаровано.
Я почувствовал легкое раздражение. Туристы всегда мнят себя великими путешественниками, которые перевидали все чудеса мира.
— Да смерчи и, смею вас уверить, нигде на окружающих планетах я не встречал смерчей такого масштаба! — сказал я ему, чтобы сбить с него спесь.
К моему удивлению он нисколько не обиделся, а наоборот — оживился.
— Так у вас есть яхта? — быстро спросил он. — И далеко вы летаете?
Я смутился, но решил держать марку:
— Ну не очень далеко, зато все окружающие системы я обшарил и не один раз!
Толстячок оживился еще сильнее.
— А скажите, не попадалось ли вам там что-нибудь необычное?
Невероятная мысль пришла мне в голову! В сомнении я заново осмотрел толстяка.
— Так вы... простите, если ошибаюсь...  не вы ли тот человек, который ищет... — я замялся, — ...ищет мертвых богов?
Он захлопал глазами. На секунду мне показалось, что толстяк сейчас рассмеется или устроит скандал, но оказалось что он был просто невероятно польщен.
— Так обо мне уже ходят слухи? — спросил он самодовольно. — Да, это я.
— Выходит это ваша яхта.. там... такая потертая? — снова догадался я.
— Да, однажды, понимаете, попал в газовое облако. Даже защита не помогла.
Я все еще не мог прийти в себя от неожиданности. Толстячок в цветной рубашке никак не походил на образ бывалого галактического скитальца, который успел сложиться у меня в голове.
— Вы правда хотите найти мертвого бога? — снова спросил я его.
— Правда. Только мне никто не верит. Думают что я свихнулся или разыгрываю их.
Я думал так же, и видимо это отразилось на моем лице, потому что толстяк криво усмехнулся и кажется слегка потерял ко мне интерес. Но любопытство мое оказалось сильнее скепсиса и я, взяв стакан с лимонадом, решительно подсел к толстяку.
— Извините меня, но история очень необычная и я не могу в нее поверить... по крайней мере вот так, сразу. А почему вы вдруг решили искать богов, да еще и мертвых? Вы нашли какую-то древнюю книгу?
Толстяк отмахнулся:
— Вот еще, какие книги! В древности люди жили на одной-единственной планете. Какова вероятность у них была встретить бога? Практически нулевая. Нет-нет я пришел к такому выводу путем простых логических умозаключений.
— Простых логических? — с сомнением переспросил я. — А почему же никто до этого не додумался раньше?
— Кто-то должен был додуматься первый, — возразил толстяк, — почему бы и не я?
Я не нашелся что ответить. Задумчиво отхлебнул лимонада и задал новый вопрос:
— Неужели вы верите что боги есть или хотя бы были раньше? Почему люди ничего сверхъестественного и необъяснимого не обнаружили, хотя уже порядочная часть Галактики исследована? Как же богам удается остаться незамеченными?
— Не знаю, — сказал толстяк с обезоруживающей откровенностью. — И никто из людей не знает. Это выше человеческого понимания — они ведь боги!
— Тогда как вы надеетесь найти их? Я не...
— Я хочу найти МЕРТВОГО бога! — с легким раздражением пояснил толстячок. — Это гораздо легче, неужели непонятно?
Решив, что мне непонятно он продолжил:
— Что такое «Бог»? Это нечто, недоступное нашему пониманию. Но почему оно недоступно? Потому что мы слишком примитивные существа, чтобы осознать его. Вот сейчас мы видим кошку (он указал на кошку бармена, занятую вылизыванием шерсти). Мы понимаем что это кошка. Понимает ли она что мы люди? Конечно. А может ли она управлять вашей яхтой? Нет, для нее это невозможно потому что недоступно ее пониманию. Но кошка все же не очень сильно уступает человеку. А если взять более примитивный организм, например одноклеточный? Он даже не сможет понять что мы такое и живет своей жизнью не подозревая о нашем с вами существовании. Так же и боги по сравнению с людьми. Возможно мы иногда замечаем их присутствие, но понять ЧТО мы увидели нам не дано!
Он перевел дух и спросил с чувством превосходства:
— Надеюсь теперь-то вы поняли?
— Получается что вы ищете инопланетян? Иной разум? — спросил я.
Толстяк протестующе наклонил голову и помахал в воздухе пальцем:
— Нет-нет, не совсем так. С инопланетянами человек все-таки смог бы общаться, даже если они сильно опередили нас в техническом смысле. Во всяком случае классическое определение нечеловеческой цивилизации подразумевает это. А боги — это более высокая ступень в развитии.
— Но это все же живые существа?
Толстяк развел руками:
— Это я и сам не знаю. Вероятно они произошли от живых существ какой-то очень древней цивилизации. Может быть они и до сих пор остаются живыми существами, только обладающие сверхъестественными способностями или сверхъестественными для нашего разума технологиями. А может они превратились в живые машины или перешли в новое измерение — кто знает!
— Тогда почему вы называете их богами?
— Потому что они фактически и есть боги. Вероятно они могут делать такие вещи, которые нам должны казаться чудесами.
Я откинулся на спинку кресла. Все сказанное звучало вполне логично. Да и толстяк не был похож не сумасшедшего. Конечно вся его теория была красивым замком построенным на зыбучем песке. Ни одного доказательства ее истинности не было, хотя выглядела она и впечатляюще.
— И все же — почему мертвого бога найти легче? — продолжал допытываться я. — Да и чем можно убить бога? Если они такие всемогущие!
Толстячок просиял:
— Это краеугольный камень моей теории! Видите ли я предполагаю, что какой бы совершенный ни был разум и какая бы ни была у них фантастическая техника, но все же есть такие природные силы, которые неподвластны даже богам! Хотя мы несравненно умнее кошки и бактерии и обладаем такой техникой какую они никогда не смогут сделать или даже вообразить, мы все равно можем  погибнуть по неосторожности. Ну например: муравей никогда не сможет догнать и исследовать человека проезжающего мимо него в автомобиле. Но если по неосторожности этот человек разобьется и погибнет, то тогда муравей сможет его обнаружить и исследовать и даже частично, в меру своего муравьиного разума, понять ЧТО ЭТО. Значит и мы можем обнаружить мертвого бога!
— Я думаю, что если боги такие сверхразумные, то и техника их должна быть сверхсовершенной, — возразил я. — Они просто не могут «разбиться на автомобиле».
— Да что автомобиль! — возбужденно отмахнулся толстяк. — Автомобиль я привел для примера. Все равно человек может попасть в смертельные ситуации, хотя он и невероятно умнее муравья. Понимаете, интеллект не всегда является палочкой-выручалочкой. Например пожар. Животное, пусть оно и ниже человека в умственном развитии, может спастись, а человек может погибнуть. То есть надо искать такие места в которых внезапно и на большой территории происходило нечто катастрофическое. Я исследую зоны вокруг бывших Сверхновых. Там ничто не могло уцелеть, в том числе и боги.
— Но постойте, — пробормотал я, — ведь вспышку Сверхновой можно предсказать... Наверное боги не глупее людей?
Толстяк сделал неопределенный жест рукой в воздухе и скорчил скептическую физиономию.
— Наверное. Но существуют варианты. Во-первых ошибаться могут, видимо, и они — ошибки поведения присущи всему живому. Во-вторых может быть, хотя я и не астрофизик, вспышки некоторых Сверхновых  случаются внезапно. И наконец  третий вариант: не исключено, что Сверхновые — результат войн богов.
Час от часу не легче! Его предположения становились все более невероятными. Замок все разрастался, обрастал новыми башенками и украшениями, а песок под ним таял. Внезапно мне показалось, что я напрасно трачу время выслушивая чьи то бредни. Может быть он не совсем нормальный, может быть это некая разновидность шизофрении? А я, развесив уши, выслушиваю эту чушь. Наверное, если зайти в любую психиатрическую клинику, то можно услышать теории и похлеще этой!
— Что ж, — сказал я желая закончить разговор, но в то же время стараясь сделать это как можно вежливей. — Значит вы летите к Чёрной Пятене?
Таково местное название ближайшей нейтронной звезды. На самом деле она имеет какое-то официальное название из букв и цифр, но все вокруг называют ее так.
— Да, — важно подтвердил толстяк. — Собираюсь хорошенько там всё осмотреть. А вы, значит, там не бывали? Жаль, жаль!
Я сделал вид, что мне уже нужно уходить.
— Ну, — сказал я поднимаясь, — было очень интересно поговорить с таким бывалым путешественником. Если найдете что-то необычное загляните к нам на обратном пути.
И ушел. Толстяк, показалось мне, был слегка разочарован таким быстрым моим уходом. Но автограф я у него брать не собирался. Ничего он у Пятены не найдет, это ясно!
В следующий раз когда я снова встретился с приятелями из клуба я рассказал им о искателе богов. Они выслушали его историю с интересом, а потом Принс высказал то, что подумали мы все:
— Так значит он собирался к Пятене? Где он собирается там искать? Сплошной базальт и астероиды! Да еще это излучение. Нет, все-таки он немного того!..
Больше мы не слышали о человеке, искавшего мертвых богов. За исключением одного случая.
Прошло уже порядочно времени с тех пор и вдруг в один прекрасный день меня нашел полицейский инспектор.
— По нашим сведениям год назад вы интересовались номером яхты из рукава Персея, — строго сказал он.
Я удивился было, но тут же вспомнил толстяка и то как я пытался определить принадлежность его яхты. Конечно - все данные сохраняются в компьютере, так полиции и стало известно об этом. Я сказал «да».
— Видели ли вы хозяина яхты? — продолжал допытываться инспектор.
Я снова ответил утвердительно не понимая к чему этот допрос.
— И разговаривали?
— Немного. Минут пять-десять.
— А в разговоре не упоминал ли он куда направляется?
— Случайно вышло так, что упоминал. Он собирался отправится к Чёрной Пятене. А куда уж дальше — не знаю. А что случилось?
— Я бы и сам хотел знать, — отозвался инспектор. Про Пятену мы уже знаем, в журнале диспетчера оставлена запись. И есть несколько свидетельств что он направился  к Пятене. Скорее всего он побывал там. А потом пропал.
— Как пропал?
— Так. Нигде больше не появлялся. Родственники забеспокоились и подали запрос. Но нигде после Ежеваа его яхта не отмечена. Исчезла бесследно и никаких следов: ни сигнала бедствия, ни обломков.
Я сидел, потрясенный услышанным. Инспектор, видя что от меня больше ничего не добьешься, попрощался и ушел.
Оставшись один я принялся размышлять как же мне поступить? Следует ли рассказать про хобби толстяка? Поверят ли мне? И куда он в самом деле пропал, неужели действительно обнаружил мертвого бога?
Почему-то мне представился толстячок в виде муравья, который нашел разбитый автомобиль, заполз внутрь него и заблудился. Что если и он так же блуждал внутри сверхъестественных и непонятных шестеренок, карбюраторов, рычагов, проводов, заползал во множество щелей и шлангов, попадал в ядовитую жидкость и кислоту, заходил в тупики, возвращался — блуждал внутри чего-то не поддающегося человеческому осмыслению, блуждал тщетно и бесполезно и погиб так и не сумев найти выход?


Рецензии
Да, уже летаем по Вселенной, а все еще ищем Бога!В одной умной книге, было сказано - "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию ..."
Скажите, не попадалось ли вам там что-нибудь необычное в людях?
P.S. Мне нравятся такие вещи, с философским подтекстом.Спасибо!

Лидия Блажко   10.01.2014 19:23     Заявить о нарушении