Глава 63. Александр Сергеевич Пушкин

Руслан и Людмила; Сказка о попе и о работнике его Балде; Сказка о медведихе; Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди; Сказка о рыбаке и рыбке; Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях; Сказка о золотом петушке

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 г. в Москве. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного боярского рода, служил в лейб-гвардии егерском полку, отку-да вышел в отставку в чине майора. Когда родился сын Александр, он уже состоял в комиссариатском штате, т.е. являлся гражданским лицом, но занимался вопросами довольствия армии. Мать, урожденная Надежда Осиповна Ганнибал, была внучкой арапа Петра Великого — Осипа Абрамовича Ганнибала. Из 8 детей Пушкиных выжили в младенчестве только трое — старшая дочь Ольга (в замужестве Павлищева), Александр и младший сын Лев (тот самый приятель М.Ю. Лермонтова, на пару с которым поэт дразнил Н.С. Мартынова, за что был вызван на роковую дуэль и погиб).
Известно, что Саша оказался нелюбимым ребенком у родителей. С матерью он сблизился только в последние месяцы ее жизни, когда Надежда Осиповна уже смертельно болела. После ее кончины старший сын отвез останки матери в Святогорский монастырь под Псковом, где тогда же купил место и для собственной могилы. Менее чем через год Александр Сергеевич упокоился рядом с матушкой.
Но все это будет потом. Раннее детство будущий поэт воспитывался в семье, причем французский язык он знал лучше русского. Первому его обучали гувернеры-французы, второму — бабушка Мария Александровна Ганнибал и няня Арина Родионовна Яковлева. Поскольку французский язык был мальчику ближе, первый свой стишок 5-летний Саша сочинил на французском.
В конце XVIII — п.п. XIX в. в России необычайной силы набралось масонство, практически вся властная верхушка и особенно офицерство гвардии являлись членами лож. Состояли в ложе и братья Пушкины — Сергей Львович и Василий Львович. Когда в Царском Селе по проекту масона М.М. Сперанского создавалось специальное учебное заведение для детей масонов — лицей, где власти намеревались растить элиту высшего российского чиновничества, Пушкины по масонским связям пристроили туда и своего старшего сына и племянника Александра. Так в 1811 г. Саша поступил в лицей и на долгие годы оказался в либерально-космополитической среде. Правда, трагедия 1812 г. внесла существенные коррективы в характер воспитания лицеистов, но сути проблемы это не поменяло. Как известно, человечество знает лишь два типа власти: власть от Бога (монарх — помазанник Божий) или власть от народа, который облекает властью своих избранников. Масоны — убежденные сторонники второго типа, в таком духе воспитывали они и лицеистов. Неудивительно, что многие из пушкинского выпуска оказались впоследствии декабристами.
Весь жизненный и творческий путь Александра Сергеевича — это путь от либерализма и вольнодумства времен первых творений и особенно оды «Вольность» через «Бориса Годунова» к убежденному монархизму и почвенничеству в стихотворении «Клеветникам России» и повести «Капитанская дочка».
Однако нас интересует Пушкин — великий и уникальный сказочник. Творчество Александра Сергеевича как бы окаймлено и пронизано сказками.
Первые попытки писать их были сделаны подростком — начинающим поэтом в 1814 г. Пушкин начал сочинять сказки «Бова» и «Царь Никита и сорок его дочерей», однако очень скоро бросил это дело, поскольку неопытность привела сочинителя к острому противоречию между инстинктивно избранной национальной идеей сказок и стандартным европеизированным зачином. Юноша никогда не общался с простым народом и не знал ни жизни простолюдинов, ни их языка.
В начале 1817 г. Пушкин задумал чисто литературную сказку и приступил к сочинению поэмы «Руслан и Людмила». Закончена она была 26 марта 1820 г., когда Александр Сергеевич уже служил коллежским секретарем (гражданский чин 10-го класса) в Коллегии иностранных дел. Поэма стала первым в судьбе Пушкина большим произведением. Через 3 месяца он трясся в кибитке по дороге на юг — назначенный в канцелярию начальника иностранных колонистов на юге России генерала Ивана Никитича Инзова. По общепринятой версии, это была негласная ссылка за вольнолюбивые стихи — якобы поэта собирались сослать в Сибирь, но его отстояли В.А. Жуковский и Н.М. Карамзин. По другой версии (К.П. Викторова) императрица Елизавета Алексеевна, жена Александр I, будучи посвященной в дела антиправительственных заговоров, упросила мужа удалить неуравновешенного молодого человека, которому давно симпатизировала, от греха подальше к ее верному другу Инзову. Генерал был вхож в императорскую семью, и даже бытует предположение, будто он либо был внебрачным сыном Екатерины II, либо побочным сыном Павла I.
Поэма «Руслан и Людмила» увидела свет между 23 июля — 10 августа 1820 г. в «Невском зрителе» и с дополнениями в «Сыне отечества». Произведение сразу получило жесткую и нелицеприятную критику. Помимо обвинений в простонародности языка, автора прежде всего ловили на многочисленных логических нестыковках (см. т.н. «Вопросы неизвестного»). Итог оказался парадоксальным, но, видимо, закономерным для человеческого творчества: великое произведение собственной гениальностью защитило себя от каких-либо законов логики. Феноменов, равных в этом аспекте «Руслану и Людмиле», в истории предостаточно. Наиболее ярким является «Гамлет», где Шекспира можно до бесконечности ловить на нелогичности сюжета и поведения его героев, но трагедия защищена от любых посягательств самим фактом ее гениальности.
Пушкин все же доработал «Руслана и Людмилу». В частности, во второе издание 1828 г. он включил Введение — «У лукоморья дуб зеленый…», где перечислил народные сказочные сюжеты, услышанные им от Арины Родионовны во время ссылки в Михайловском. Сослали туда Александра Сергеевича под присмотр отца в 1824 г. по настоянию новороссийского генерал-губернатора М.С. Воронцова — хитрец уговорил царя вырвать одаренного поэта из привычной среды молодых аристократов — бездельников и балаболов, и отправить его в псковскую деревенскую глухомань, под присмотр отца. Там Пушкин остался один на один с самим собой, с русской крепостной деревней, о которой до ссылки знал преимущественно из разговоров друзей, и с «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина (первые тома ее вышли в марте того же 1824 г.). Как результат, в Михайловском произошло переосмысление Александром Сергеевичем судеб русского народа и его властителей. Отражением этих изменений стали драма «Борис Годунов», доработки «Руслана и Людмилы», а также 3,4,5 и 6 главы романа «Евгений Онегин».
Возвращался Пушкин к сказкам и в 1820-х гг., недаром тогда же он написал брату: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Сам Александр Сергеевич полагал сказками сочиненные им балладу «Жених» (1825) и стихотворение «Утопленник» (1828).
Однако все 5 своих великих сказок поэт создал в последний этап творчества, преимущественно в Болдинские осени 1830, 1833 и 1834 гг. Особо подчеркну, что сочинены они были не для детей и не для праздного чтения скучающих девиц. Это произведения философские, имеющие глубокий скрытый смысл, а потому весьма сложные для понимания недостаточно образованного читателя.
В сентябре 1830 г., в первую Болдинскую осень, была написана самая понятная — «Сказка о попе и о работнике его Балде». Опубликовать ее поэт не решился. Уже после гибели Пушкина издал сказку в 1840 г. В.А. Жуковский. Публикатор переработал произведение под требования цензуры: поп был заменен купцом, а сама сказка стала называться «Купец Кузьма Остолоп, по прозванию осиновый лоб». Пушкинский оригинал увидел свет лишь в 1882 г., в начале царствования Александра III.
Предположительно в том же 1830 г. Александр Сергеевич сочинил «Сказку о медведихе», которая особенно интересует исследователей. Главный вопрос: почему Пушкин оставил эту сказку незаконченной? Версий выдвинуто много, здесь о них не расскажешь. К.П. Викторова высказала предположение, что на самом деле сказка завершена, поскольку в ней поэт зашифровал рассказ об убийстве (предположительном) в 1826 г. вдовствующей императрицы Елизаветы Алексеевны, которая (опять же предположительно) была беременна от умершего вскоре после зачатия ребенка Александра I. Если согласиться с аргументами исследовательницы, то сказка действительно имеет логическое завершение и продолжения не требует.
В августе 1831 г. поэт создал «Сказку о царе Салтане…» Во многом она представляет собой сатиру. Достаточно сказать, что император Николай I имел привычку темными вечерами прогуливаться по Петербургу инкогнито и подсматривать за своими подданными. По крайней мере, в обществе ходили такие слухи, создавая ассоциации с халифом Харун ар-Рашидом из «Тысячи и одной ночи». В любом случае, «Сказка о царе Салтане…» была весьма прохладно принята современной поэту критикой. Впрочем, В.Г. Белинский вообще все сказки Пушкина считал псевдонародными и фальшивыми.
В октябре 1833 г., будучи в Болдино, Александр Сергеевич написал «Сказку о рыбаке и рыбке». Сюжет он заимствовал из сборника братьев Гримм, а конкретно из сказки «Рыбак и его жена». Хотя речь идет о немецкой народной сказке, исследователи почему-то подчеркивают схожесть жены рыбака и Наполеона Бонапарта. Александр Сергеевич создал более сложные образы: Старик — народ, Старуха — власть, Золотая Рыбка — Природа. Сказка повествует о том, как непомерной жадностью и жестокостью власть, пользуясь попустительством народа, доводит общество и природу до стихийного бунта, чтобы под конец все разрушить собственными руками и остаться у «разбитого корыта». В черновых вариантах сказки поэт обличает увлечение образованных сословий западничеством, показав Старуху «Римской папою», сидящей «на самой на верхней на макушке» Вавилонской башни в сорочинской (мусульманской) шапке — смешение вер, смешение философий ведет общество к разрухе в головах.
В ноябре того же 1833 г. в Болдино поэтом была создана «Сказка о мертвой царевне…» Это произведение часто связывают с грядущей женитьбой поэта на Наталье Гончаровой, с его финансовыми проблемами и личностным конфликтом с родителями невесты. В любом случае это философское произведение явно посвящено вечным темам противоречия мечты и реальности, любви и выгоды, жизни и смерти.
В сентябре 1834 г. опять же в Болдино Пушкин завершил свою последнюю сказку — «О золотом петушке». Толчком к написанию ее стала увиденная поэтом в доме В.А. Жуковского редкая «революционная» тарелка из Франции, выпущенная в 1793 г. — на ней был изображен галльский петушок на спице, горланящий: «Я бодрствую за нацию!» Под Мудрецом и Звездочетом в этой сказке, по предположению той же К.П. Викторовой, Пушкин подразумевал себя — безответно пророчествующего революцию в ее преддверии. Эту сказку можно назвать самой актуальной в истории России, когда многим людям дано видеть грядущее, но никто не способен что-либо сделать для предотвращения назревающей катастрофы, поскольку те, кто обличен властью, слепы и глухи к реалиям, будучи погруженными в самомнение и несбыточные грезы. Любопытен замкнувшийся в творчестве Пушкина «круг царя Дадона»: впервые Дадон появился в 1814 г. в не написанных поэтом сказках и рассматривается многими исследователями как олицетворение Петра I, в последней сказке поэта царь Дадон погибает от клюва петуха революции, при этом он успевает сгубить пророка-Звездочета.
Александр Сергеевич Пушкин был смертельно ранен на дуэли с Жоржем Дантесом 8 февраля 1837 г. на окраине Санкт-Петербурга. Умер он 10 февраля 1837 г. Похоронен 18 февраля 1837 г. рядом с матерью на погосте Святогорского монастыря близ Пскова.


Рецензии
Здравствуйте, Виктор!
Нда-а-а, вот и вариант трактовки смысла самой грустной сказки Пушкина:
"...царь Дадон погибает от клюва петуха революции, при этом он успевает сгубить пророка-Звездочета".
Петух революции... интере-е-есная версия!:)))
С улыбкой,

Элла Лякишева   29.08.2023 17:21     Заявить о нарушении
Это версия, разработанная Кирой Павловны Викторовой, всю жизнь изучавшей творчество Пушкина. Она выкопала в мемуарной литературе историю о том, что кто-то, приехавший из Франции Бурбонов, подарил Жуковскому фарфоровую тарелочку, с изображением Петушка в революционном трёхцветном колпаке санкюлота. Пушкин был в восторге от тарелочки, выпрашивал ее у Жуковского. Отсюда и произошла данная версия. На мой взгляд, весьма убедительная.
С уважением.

Виктор Еремин   31.08.2023 13:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.