Экскурсия в кибуц Нецер Сирени - Начало
Мой взгляд*
------------
Я себя вопрошаю пристрастно:
смог бы жить и работать в кибуце?
Внешне всё здесь картинно-прекрасно,
все здесь сыты одеты, обуты.
Но общественное производство,
быт общинный с общинной моралью,
что-то мне отдаёт пчеловодством
и слащавою пасторалью.
По природе не единоличник,
плоть от плоти советской системы,
Я хочу всё ж, чтоб были отличны
друг от друга всегда мы и все мы,
и в трудах, и в словах, и в воззреньях,
кто-то хуже, а кто-то и лучше,
чтобы общностью нас в разуменьях
никакой идеолог не мучил.
* Писано перед поездкой в
кибуц «Нецер Сирени»
23. 12. 1998.
Прозрение
---------
Я не окончу век свой в пышной славе,
какой был осиян Иосиф Флавий.
И даже, чтя историю кибуца,
мне в кеды борзописца не обуться
и не одеть кольчуги летописца,
известностью при этом не напиться.
А потому тщеславья не лишённый,
я, всё же проявляя в меру скромность,
словами выражаю чувств огромность,
увиденным в кибуце обожжённый.
*
Двадцать шестое декабря.
Температура – плюс тринадцать.
Дождь моросит и фонари горят.
Бейт-Шемеш начинает просыпаться.
Шабат похож на остальные дни.
Идут с утра мужчины в синагогу.
А мы, безбожники, нацелились в дорогу
в кибуц какой-то «Нецер Сирени».
*
«Кибуц», как слово, или как понятье,
в моей душе рождает отторженье:
ведь мы, советские, имели счастье
быть в коллективном услуженье.
Колхозы знаем мы не понаслышке.
Кой-где бывали крепкие хозяйства.
Но чаще – пьянь и мелкие воришки,
секретарей партийных краснобайство,–
служак идеологии ничтожной,
которой я был тоже слепо верен,–
не понимал, что где-то есть, возможно,
и мир другой, и путь к нему измерен,
и в нём другой идеи отраженье,
и в нём идеология другая,
и у людей другое отношенье
к себе, друг к другу, и мораль такая,
что внешне выражена теми же словами,
как в наших манифестах и уставах,
но ею дышат и живут веками,
а не клянут печально и устало.
*
«Кибуц», как символ общности стремлений,
идей, труда, финансов, доброй воли
в согласии при расхожденье мнений,
заботы общей о дальнейшей доли
своих детей и будущем кибуца…
Увидеть подсознанием всё это?!
Мне проще было зреть кобылу в бутсах
из-за слепого внутреннего вето,
вошедшего в нутро со школьной парты,
из строчек песен о вожде любимом,
о лучшей и любимейшей из партий,
о братстве нашем, вечном, нерушимом.
*
Асфальт шуршал. Автобус плавно ехал.
А дождь всё моросил и моросил.
Столбы мелькали, как за вехой веха,
и наклонялись буквами в курсив.
За Рамле повернули с трассы влево.
Пяток минут вдоль вымокших садов.
И вот передо мной то, что довлело
во мне последних несколько часов.
Остановились. Вышли всей гурьбою.
Встречал мужчина; элегантен, мил.
Но чувствуется – был потёрт судьбою.
И удивительно по-русски говорил.
Представился: «Яков Эшколь, иль Яков.
Так будет проще. Здешний секретарь.
Здесь в кибуце, считай полжизни с гаком.
Ещё работаю. Пока ещё не стар».
*
Во мне всё закипело, забурлило,
как будто бы внутри варилась сталь.
Хотелось злость воткнуть, как шило в мыло:
«И здесь есть свой партийный секретарь!»
Но, Господи, как я ещё наивен!
Каков в суждениях совковый примитив!
И через час был сам себе противен,
в себе услышав новый я мотив,
как результат увиденного мною
труда чужого, коллективных сил.
Загадить злопыхательской слюною
возможно всё. Но мне ведь больше мил
свет истины, который мне открылся
в коровнике, в телячьем блеске глаз,
в столовой, где наелся и напился
и где я слушал Якова рассказ.
Свидетельство о публикации №213052002133