Шампанское, так уж и быть, с меня

1.
Июнь. Москва. Утро. Съемная квартира — уютная, незахламленная, нешикарная. Мать и дочь.

Мать приподнимает край свитера, оголяет левый бок.

Мать. Смотри. Смотри, если не веришь словам.
Дочь. Мама, пожалуйста, не надо! Прошу тебя (начинает плакать). Я верю!
Мать. Нет, смотри, ты же не веришь. Вот синяк.
Дочь. Мама, пожалуйста! Прости меня! Когда он тебя ударил?
Мать. В прошлые выходные, когда ты у Вики ночевала. Мы выпили, он перебрал и начать менять бить, оскорблять, снова бить...
Дочь. В прошлые выходные? И ты столько терпела? Почему ты мне сразу не сказала?
Мать. Я целую неделю думала, что мне делать. И решила, что должна уйти. Это не может продолжаться всю жизнь.Ты, надеюсь, все-таки поступила в университет. Тебе дадут общежитие, должны дать. А я уеду, буду жить одна.
Дочь. Как же ты будешь без него?
Мать. Вернусь на работу. Гинекологи везде нужны.
Дочь. Откроешь свой кабинет как в Барнауле?
Мать. Вряд ли. Устроюсь в клинику. Свой открыть не получится. Москва — не Барнаул.
Дочь. Получится! Все получится! Я тебе помогу.
Мать. Да, мне очень нужна твоя поддержка. Мне нужно хотя бы тысяч 30 на первое время, чтобы снять комнату или однокомнатную квартиру. Понимаешь, у твоего отца просить деньги глупо. Унизительно уже то, что я вообще не съехала сразу после того, как это произошло. Бабушка мне тоже вряд ли вышлет. Я хочу попросить тебя взять деньги у отца самой.
Дочь. Я? Но как? Он не даст. Что же я ему скажу?
Мать. Давай поступим так. Я придумала, что сказать. Скажи ему, что в университете попросили взятку — тридцать тысяч. Скажи, что иначе, без взятки, не зачислят. 
Дочь. А если он не поверит?
Мать. Поверит. Ему же везде мерещатся взятки с тех пор как мы перехали в Москву. Только ради бога, не говори, что я ухожу от него. Он может снова побить меня. Нужно все сделать очень осторожно и тихо.
Дочь. Мама... (бросается матери на шею). Я все для тебя сделаю!

2.
Спустя несколько часов. Балкон той же квартиры. Солнце в зените. Отец курит. Дочь долго смотрит на его широченную спину, прежде чем решается начать разговор.

Дочь. Папа, привет. Надо поговорить.
Отец. Что стряслось?
Дочь. Только пообещай, что не скажешь маме.
Отец. Что случилось?
Дочь. Пообещай, что не скажешь маме. Обещай. Я долго думала, говорить тебе или нет.
Отец. Обещаю. А что произошло-то?
Дочь. Мама хочет уйти от тебя. Но она сказала мне об этом по большому секрету. Она не должна узнать, что я тебе об этом сказала. Пожалуйста, не мучай ее!
Отец. Спасибо, что сказала. Не ожидал. Как гром среди ясного неба. Ты уверена? Это не шутка?
Дочь. К сожалению, это не шутка. Но понимаешь, в чем дело... она же не работает давно, мы с ней у тебя давно на шее сидим.
Отец. Да ты тут причем. Тебе шестнадцать лет. Закончишь университет — вот тогда поговорим. Ты же знаешь, как я тебя люблю.
Дочь. Папа, маме нужны деньги. На первые два месяца. Просто чтобы снять комнату где-нибудь в Подмосковье. Просто, чтобы не умереть с голоду. Я понимаю, тебе обидно, она уходит, а я прошу у тебя деньги... Но она уходит не к кому-то, а в никуда! Ей очень плохо, тяжело и одиноко!
Отец. Да, я понимаю. Сколько нужно?
Дочь (после некоторого колебания). Тридцать тысяч. У тебя есть?
Отец. Найду. Сейчас посмотрю. Если в комнате нет, пойду сниму с карточки (собирается уходить с балкона).
Дочь. Папа, подожди. Такая ситуация... Короче, есть еще одна плохая новость. Я не знаю, как тебе сказать, после всего, что я уже сказала.
Отец. Не понимаю. Что-то еще случилось?
Дочь. Университет...
Отец. Ты не поступила? Ты обманула меня?
Дочь. Нет, я поступила. Все нормально. Но там просят взятку. Тридцать тысяч.
Отец. Что?
Дочь. Да, я сама была в шоке. Прости меня. Если у тебя нету, я попробую что-нибуд сама собрать, у друзей. Вику спрошу...

Отец кладет дочери руку на плечо.

Дочь. Прости меня. Только маме, прошу тебя, ни слова. Ей и так плохо.
Отец. Все нормально. Я пойду к банкомату. Купить что-нибудь в магазине заодно?

3.
Та же квартира спустя 15 минут. Отец один. На лице его умиротворение с добавкой иронии. Он набирает жене.

Отец (в телефон). Привет. Ты будешь смеяться, но мы оба проспорили. Но шампанское на прощание, так уж и быть, с меня.


Рецензии