Задачи и их решения

Всем нам когда-либо приходилось решать задачи. И большинство из нас знает (или хотя бы помнит), что задачи решаются по-разному: в одно, два и более действий; одним или несколькими способами. И мы знаем, что по окончании решения получим ответ. Ответ мы получаем всегда, даже тогда, когда он нас совсем не устраивает. Ответ можно получить в виде конкретного результата, а можно получить его в виде фразы: «Данная задача не имеет решения».

В большинстве случаев, решая задачу, мы ищем ответ на один единственный вопрос, и очень не любим, когда по ходу решения возникают какие-то другие вопросы, тоже требующие ответа.
В школе у меня был совершенно потрясающий учитель физики и астрономии, который учил нас решать самые простые задачи сложно. (Метод этот был придуман не им, но он был любитель новых и передовых методов обучения). Перед началом решения самой задачи он ставил перед нами задачу «выжать» из одной единственной всё возможное. К стандартной задачке из учебника, требующей 1 ответа, нужно было найти еще 4-5 вопросов, которые бы исходили из условия задачи. Это было первым этапом решения.

Второй этап – осмысление процесса, предложенного в задаче и последовательное составление сложной формулы, отображающей все процессы, исходя из условия. Далее формула последовательно упрощалась, становилась короткой и емкой – в ней оставалось всё самое необходимое – суть.

Следующий шаг – решение задачи в единицах измерения для определения конечной. И последний шаг – решение задачи в конкретных числах, подставленных в формулу на свое место.

Спросите, зачем столько сложностей? Тогда мы тоже постоянно задавались этим вопросом, и чаще всего с неохотой (вот только тупо не получалось) решали обычные, стандартные задачки таким сложным способом. И только спустя много лет я смогла оценить значение этого метода решения и еще одну «фишку» нашего незабвенного Ефима Абрамовича – «логику подхода к данному вопросу». Теперь я понимаю, что все процессы внутри одной задачи ВЗАИМОСВЯЗАНЫ, и что к той или иной задаче нас приводит череда предшествующих ей событий и задач. И пока не решена более простая задача, тебе не по силам решить более сложную. (Ты не сможешь понять смысл написанного, не научившись читать, и нельзя научиться читать без знания алфавита).

И не важно как ты будешь решать свои задачи – опираясь только на свой опыт и свои знания, или используя еще чьи-то. Чтобы правильно и по назначению использовать чужой опыт и чужие знания в своих целях, сначала их нужно ПОНЯТЬ. А как достигается понимание в большинстве случаев? Только пропустив все чужое через себя. И не всегда понимания можно достичь через разум – не всё ему подвластно, ведь он только часть целого. Многое можно понять чувствами (порой вовсе без участия разума), иногда и через боль, но иначе можно ничего не понять вообще.

Если вы хотите научиться понимать, то не бойтесь думать и не бойтесь чувствовать. И "ошибочное" решение – тоже решение,и суть его в том, что вы получили результат не тот, который хотели получить. Вряд ли ошибку, допущенную в жизни, можно исправить, ведь она всегда остается в прошлом, а прошлое, как известно, исправить нельзя. Но можно научиться жить так, чтобы получаемый результат совпадал с задуманным, а для этого нужно научиться думать, как минимум, и желательно самостоятельно.


Рецензии