Татарские шурави - 1
С того момента как я впервые начал публикации о воинах – интернационалистах татарской национальности в Афганистане и назвал ее ‘’Татарские шурави’’ мне пришлось множество раз выслушать замечание о том, что ‘’шурави’’ – это название применимо именно к русским в Афганистане. Они просто не знали, что ‘’шурА’’ в татарском означает ‘’совет, собрание’’ и в старые времена это был именно ‘’военный совет’’… появившийся в годы Гражданской войны ‘’Харби ШурА’’ можно считать в некоторой степени тавтологией – получается ненужное удвоение смысла - ‘’военный военный совет’’
…’’Всероссийский мусульманский военный съезд создал свой руководящий орган — Всероссийский мусульманский военный совет — Харби Шура. Председателем совета являлся Ильяс Алкин, сын Саидгирея Алкина, одного из основателей и видных деятелей «Иттифака». По инициативе Харби Шура в последующие недели и месяцы были сформированы 1-й мусульманский стрелковый полк в Оренбурге, 2-й мусульманский стрелковый полк в Уфе, 6-й мусульманский стрелковый полк в Витебске и другие национальные военные части.
Но вопрос о том, кому, какому правительству будут служить эти военные формирования, оставался открытым. Во-первых, состав Харби Шура, как и местных военных мусульманских комитетов, был политически разнородным: одни шли за эсерами и меньшевиками, другие поддерживали большевиков, третьи еще не определились в своих политических симпатиях. Во-вторых, отсутствовала определенность в вопросе о высшей государственной власти в России’’
***
Так что ‘’татарские шурави’’ – это солдаты и офицеры татарской национальности военного союза ограниченного контингента советских войск присутствовавшего в Афганистане в период 1979 – 1989 гг.
В первой – вводной статье говорится и о монголах, и по этому моменту также было много замечаний. К примеру, до сих пор главным аргументом непричастия татар к монголам является то что Чингис Хан в свое время воевал с татарами. Правда при этом все время упускается из виду, что в то время татар представляли собой военно – племенные союзы и таких основных союзов было три – ‘’белые’’ татары, ‘’черные’’ татары и ‘’дикие’’ татары. А сам Чингис Хан, принадлежа к ‘’черным’’ татарам, воевал против ‘’белых’’ татар, которые для всех остальных считались преступно тяготеющими к китайцам и их культуре.
Это была Гражданская война того времени. То есть в противостоянии, к примеру, Буденного с Мамонтовым, Деникиным и Шкуро, вряд ли возможно применение определения, что ‘’Буденный воевал против славян’’.
‘’Татар’’ – военно – племенной союз. На тот момент это не моноэтническое формирование.
Таким же многонациональным формированием стали ‘’Монгол’’ – четыре тумена гвардии.
Список национального состава всех туменов в трудах Рашид ад Дина.
Уйдя на запад, Гвардия получила в награду улусы.
Место первой гвардии заняли ‘’Халха’’ монгол – новая, народная гвардия. Они никогда на западе не были и потому искать их следы там нет необходимости.
В этой теме будут даны материалы многолетнего поиска по погибшим и пропавшим без вести, чтобы помочь родственникам и еще раз увековечить память павших.
Сайтов, посвященных теме потерь в Афганистане очень много, но в одном отсутствуют фотографии, в других нет сопроводительного текста, третьи грешат неточностью.
Все, что я нашел по этой теме я буду выставлять в статьях с иллюстрацией персоналий. Поскольку иллюстрация к статье полагается только одна, то придется разбивать на группы по 16 - 18 персоналий для удобства просмотра.
Итак… татары и Афганистан. Как и, практически во всех войнах, исключая, наверное, только войну в Эфиопии, воевали в некоторых эпизодах сами с собой.
‘’татар нашид’’
Песня татар – афганцев
http://www.youtube.com/watch?v=o6u8x0UmVCM
Татарские шурави ‘’Афганский ветер’’
Песня афганцев – татар
http://www.youtube.com/watch?v=V_x0cKm7ISY
***
…’’В XIII веке регион подвергся вторжению монгольских войск Чингисхана.
Афганистан вошёл в состав Монгольской империи, на его территории существовало вассальное монголам государство династии Куртов.
Афганистан находился на границе двух монгольских улусов — державы Хулагуидов и Чагатайского улуса.
Во второй половине XIV века Афганистан входил в состав империи Тимура, а после его смерти здесь правили Тимуриды, из которых особенно известен правитель Кабула Бабур, основавший Империю Великих моголов’’.
Населенные пункты и объекты
***
Афганистан
***
На языке - пушту, дари
Tаtаr Chal, Tatari, Tаtаarin, Tatar
Несколько Tаtаr
Реки — Tаtаri Khwar„(Tatarekhvar),
Пакистан
***
На языке - урду
Tatar Bala, Tatar Bidrang, Tatar Khel, Tatar Kot, Tatar Saiyidan, несколько Tatar, Tatara Kamil, Tatara, Tatari, Tatarin, Tataral, Tatarwala, Tator, Tottar, Totaria, Tattar Khel Guli Jan, Tattar
***
Около 400 татар из нескольких татарских родов, прибывших на территорию Афганистана в начале XX столетия, живут компактно в уезде Янги-Кала северной провинции Тахар. Они занимаются земледелием, выращиванием риса. Тщательно сохраняют "чистоту" рода, не вступая в браки с таджиками и узбеками; в разговорной речи употребляют старотатарский язык. Предводителем родового союза афганских татар является Рашит ("Татар"), он же возглавляет вооруженный отряд самообороны, созданный для физической защиты сородичей в условиях гражданской войны.
***
С.Бодров: "Нет, монголы Чингисхана не были оккупантами"
***
01:45 24.10.2007
С благословения шамана
Так снимался "Монгол", выдвинутый на "Оскара"
В понедельник вечером на Римском кинофестивале состоялась премьера конкурсного фильма "Монгол".
Его режиссер Сергей Бодров-старший еще не остыл после триумфального показа картины в Торонто и большой поездки по городам России, где она в первую же неделю стала лидером проката.
Российская газета: Ваша картина посвящена юности Чингисхана, будущего завоевателя полумира, и в ней герой дан в романтических тонах. Но его роль в истории России не так однозначна...
Сергей Бодров: ...И не так однозначна, как мы читали в учебниках.
РГ: Однако завоевание России монголами отбросило ее назад на века, последствия чего мы ощущаем до сих пор. Если состоится задуманная вторая часть картины, то появится ли там более диалектичный взгляд на эту фигуру?
Бодров: Еще неизвестно, буду ли я снимать вторую часть. Хотя сценарий надеюсь написать. Это интересно мне именно по тем причинам, о которых вы говорите: а как он изменился со временем? Мальчики не рождаются монстрами - в монстров они формируются потом, под влиянием условий. Я не знаю, так ли уж романтизирован наш герой в фильме - ведь в финале он говорит: если это понадобится для порядка, я положу половину монголов. И все же он был справедлив к людям, и за всю его жизнь никто его не предал. Он отменил в стране пытки, что в моральном отношении очень важно. Запретил монголам иметь рабов.
РГ: Ваш фильм интригует уже тем, что предлагает очень непопулярную трактовку завоевателя и тирана.
Бодров: Меня давно интересовал этот контраст: в России и на Западе Чингисхана рисуют черными красками, а в Азии это национальный герой. Если перечитать русские и западные источники, трудно понять, почему малочисленная армия, состоящая из людей, которых считали варварами, смогла завоевать такое огромное количество стран. Ходили даже версии о дьявольских, сверхъестественных силах, помогавших Орде.
РГ: И все же как насчет того, что иго отбросило Россию назад?
Бодров: Я много изучил материалов об этом, со многими учеными общался и убежден, что версия о России, отброшенной назад, неверна. На самом деле Россия тогда была обречена - разрозненное государство, где князья грызлись между собой как собаки. Худшими врагами русских были сами русские. Перед Александром Невским стоял трудный выбор. С Запада шла крестовая война, надвигались армады шведов, немцев, литовцев, и, если бы Россия легла под них, у нас сегодня была бы католическая страна, а мы с вами сейчас говорили бы по-литовски. С юга шли турки-сельджуки, они бы вообще всех покромсали. Так что нам повезло, что пришли монголы, иначе России бы уже не было. Была бы другая страна или, возможно, несколько стран... Нет, монголы не были оккупантами. Их выбрал умный человек Александр Невский.
РГ: Нашелся бы гениальный режиссер, который вернет истории сослагательное наклонение хоть на экране! Покажет эти варианты развития русской истории. И мы увидели бы, что приобрели и что потеряли.
Бодров: Конечно, это было бы захватывающе интересно. Но ведь факт: Россия была настолько разложенной, что не могла противостоять даже измученной дальними переходами маленькой двадцатитысячной армии монголов, и русские с половцами - 80 тысяч человек! - были наголову разбиты на реке Калке.
РГ: Однако история правления Чингисхана ничего нам не оставила, кроме гипотез. На чем вы основывались в создании сценария, в разработке человеческих коллизий?
Бодров: Есть ценный источник: "Сокровенное сказание монголов" - поэма, написанная через полвека после смерти Чингисхана очень эмоциональным человеком. Ее нашли только в XIX веке, причем в переводе на китайский язык. Это подобие нашего "Слова о полку Игореве". Есть и более поздние источники - иранские. В них подробно все описано: мальчик-сирота, убийство брата, кража жены...
РГ: Как складывается судьба фильма на международных экранах?
Бодров: Он хорошо продается. В США, например, его прокатом занялась крупнейшая дистрибьюторская компания New Line. Ее люди купили картину еще до начала съемок и теперь, после успеха на фестивале в Торонто, очень воодушевлены. Собираются выпустить тиражом для европейского фильма небывалым.
РГ: Фильм выдвинут на премию "Оскар" от Казахстана. Но в Американской киноакадемии, если не ошибаюсь, есть правило: фильм-номинант должен быть снят на языке страны, его предложившей. А ваша картина - на монгольском. Это не создаст трудностей?
Бодров: Это правило, к счастью, недавно отменено.
РГ: Довольны ли вы тем, как фильм прошел в России?
Бодров: Сначала прокатчики сомневались, спрашивали: а что нам такого монголы сделали хорошего? Потом попросили картину сократить, и она в России на десять минут короче, чем в мировом прокате. Выйдя на экраны, она сразу стала лидером проката. И шла в кинотеатрах три недели. Я только что вернулся из большой поездки по Сибири и Дальнему Востоку - на фильм пошли люди, которые, по их признанию, лет пятнадцать уже не ходили в кино.
РГ: Это ведь еще и грандиозное зрелище, сделанное по всем мировым стандартам.
Бодров: И оно, поверьте, далось нам потом, кровью и слезами.
РГ: Это правда, что, приступая к съемкам, вы консультировались с шаманами?
Бодров: Нет, сначала я консультировался с продюсером и только потом с шаманом. Вообще, когда имеешь дело с таким человеком, как Чингисхан, надо действовать очень осторожно. В нашей группе было много людей, знающих вековые монгольские обычаи, а наш талантливый дизайнер Даши Намдаков, бурят по национальности, глубоко знает культуру этого народа. И он сказал: давайте поедем к главному шаману Монголии и спросим разрешения. Есть поверье, что и Чингисхан был могущественным шаманом. Что перед сражением он выходил из шатра и напрямую общался с небом и только получив поддержку, пускался в бой. Так и мы - сначала получили благословение шамана. Он нам сказал, что многие режиссеры пытались снимать картины о Чингисхане, но мы первые, кто пришел к нему. Я уверен, что, имея дело с другой культурой, важно соблюдать ее обычаи и традиции. В данном случае мы поступили так, как поступили бы монголы.
Режиссер фильма "Монгол" Сергей Бодров-старший (на фото слева) с монгольской актрисой Кулан Чулун вчера были в центре внимания Римского кинофестиваля.
Валерий Кичин
Источник - Российская газета
Постоянный адрес статьи
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1193175900
‘’Хазарейцы. Потерянные монголы Афганистана, Пакистана и Ирана, о которых помнят в Монголии’’
***
Хазарейцы, как гласит общепринятая теория происхождения этого народа, являются потомками монгольских воинов Чингисхана, оставленных монголами ок. 800 лет назад, в период монгольского завоевания на этих земель.
Хазарейцы / численность
Всего около 6 миллионов:
В Афганистане ок. 2 млн. 500 тыс. чел.
В Пакистане ок. 1 млн. чел.
В Иране ок. 1 млн. чел.
Также новые крупные диаспоры хазарейцев присутствуют на Западе: в Европе, США, Канаде, Австралии;
Справка: Portalostranah.ru, по сбалансированным данным на 2012 г.
Англоязычное наименование хазарейцев hazara people, от hazr с персидского слова, означающего «тысяча», которое, по мнению исследователей, может отсылать к наименованию монгольских частей. В войсках Монгольской империи «тысяча» являлась боевой единицей, по количеству уступавшей только наиболее крупной из единиц, называемой «тумэн» (Тмэн, в русской версии также известен как «тьма» (темник, и город Тюмень производные от слова «тумэн»).
***
«Хазарейцы - народ, живущий в Афганистане и Иране. Говорят на языке, близком к дари, имеющем много заимствований из монгольских языков. Это потомки военных поселенцев, оставленных Чингисханом и его преемниками. Продолжает нашу передачу заслуженный артист Монголии Жавхлан. Он поет о хазарейцах, об их печальной судьбе полной горечи и страданий».
Итак, хазарейцы - народ, живущий в Афганистане и Иране, но также и в Пакистане.
Дискуссии
хазарейцев и вокруг хазарейцев
«Хазареец в Монголии»
Интересные замечания о хазарейцах и монголах можно встретить на англоязычном блоге hazarainmongolia.wordpress.com молодого студента-хазарейца в Монголии, который приехал туда на пять лет на учебу по курсу антропологии и истории культуры из афганского Хазараджата. А частности этот студент пишет в разделе о себе:
«Я хазарейский студент по имени Аббас, ныне живу и учусь Монголии.
Хазарейцы являются этнической группой, проживающей, в основном, в Хазараджате, сегодняшнем регионе Афганистана.
В западных учебниках истории и в сообщениях СМИ о хазарейцах приводится основная антропологическая теория о том, что свое происхождение хазарейцы ведут от монголов. Но нет еще определенных выводов и надежных научных трудов о происхождении хазарейцев.Существуют разногласия между и учеными-хазарейцами и интеллигенцией по этому вопросу. Некоторые отрицают свое происхождение от монголов, в то время как многие ученые подтверждают его. Но большинство хазарейцев считают, что хазарейский народ является (смешанным) тюрко-монгольским народом».
***
''О родимых пятнах у хазарейцев и монголов''
Абдулла (в 2009 году):
«Когда мой сын родился в больнице в Австралии, то врач поинтересовалась: «Ты монгол?»
Ответил: «Я монгольской крови, но хазареец из Афганистана».
Тогда доктор сказала: «Ваш сын несет знак монголов на спине, в виде синего участка в нижней ее части». (Отмечу, что позднее синева исчезла, когда ребенку было между двумя и тремя годами).
В том разговоре я спросил врача: «Этот знак является своеобразной «монгольской маркой?» Она ответила, что только монголы и еще иногда корейцы имеют такую родинку, и она исчезает, когда ребенку от 2 до 3 лет. Есть такая вещь в Монголии?»
bilgoon (в 2009 году) в ответ Абдулле:
«Абдулла, да, все монгольские дети рождаются с синими пятнами, которые исчезают, когда детям исполняется около 2-3 лет. Некоторые другие этнические группы, как некоторые индейские племена в Северной Америке, а также венгры и т.д. также имеют при рождении «монгольский знак».
http://www.portalostranah.ru/view.php?id=238
Татарская диаспора Афганистана
***
Исламская республика Афганистан исторически сложилась как многонациональная страна. Несмотря на то, что большинство ее населения составляют пуштуны (свыше 70%), в Афганистане проживает еще около 20 этносов, среди которых есть и татары.
Формирование татарской общины в Афганистане стоит относить ко второй половине XIX века, когда Российская империя активно продвигалась в Среднюю Азию и рассматривала Афганистан как объект сферы своего влияния. В этой связи царская администрация благоволила к татарскому купечеству, которое имело свои торговые интересы в регионе. Именно татарские купцы, проникая на территорию Афганистана, составили костяк будущей диаспоры. Ведя торговлю по Афганистану товарами российского производства, татары постепенно оседали в городах, а учитывая религиозную близость (татары, как и основное население страны, исповедуют ислам суннитского толка), достаточно быстро ассимилировались и занимались традиционным для населения страны занятием - скотоводством.
По имеющимся сведениям, татары принимали наравне с другими народами Афганистана участие в борьбе за независимость теперь уже ставшей им новой родины: так, в 1919 году татарские конные всадники были в армии Амануллы-хана, ставшего первым правителем независимого Афганистана. На протяжении всего ХХ века татарское население постепенно ассимилировалось на языковом и культурном уровне, утратив, соответственно, знание татарского языка, сохранив лишь этническую самоидентификацию и определенные элементы культуры (в частности, по-прежнему используют юрты в качестве жилища). Языком общения у афганских татар является, в основном, дари; в местах обитания узбекского населения используют, соответственно, узбекский язык (так обстоит дело в провинции Фарьяб). Татары достаточно компактно проживают в уезде Руйе-Дуоб провинции Саманган. Основным родом занятий сегодня является кочевое скотоводство.
Относительно численности населения точной определенности нет. Представители татарской общины утверждают, что численность татар в Афганистане составляет до 500 тысяч человек. Однако, скорее всего, это является большим преувеличением, что объяснимо элементарным желанием подчеркнуть значимость и многочисленность своей диаспоры. Реально можно говорить о 2-2,5 тысяч татар, включая сюда и членов их семей, которые не всегда являются этнически татарами.
За годы правления движения Талибан (1996-2001) татарское население также значительно пострадало, поэтому военное вторжение сил НАТО воспринимается в целом положительно.
На сегодняшний день в стране зарегистрировано Общество татар Афганистана, председателем которого является Хаджи шах Мухамад бей Камалатдин Татар. В ходе проходившего 12-16 декабря 2007 года в Казани IV съезда Всемирного конгресса татар он принимал участие в нем в качестве делегата от татарской диаспоры Афганистана. Выступая на съезде, Камалатдин Татар обратился с просьбой материально помочь татарскому населению своей страны, по крайней мере, в решении проблем образования и здравоохранения.
http://nailtimler.com/tatars_abroad/tatars_in_afghanistan.html
Свидетельство о публикации №213052000557
Да! Как призналась одна моя почитательница - на меня она вышла по Вашему списку Избранных. А вижу, Избранных у Вас нет...
Дай, Аллах, успехов Вам во всех задумках! С уважением.
Габдель Махмут 10.01.2015 17:16 Заявить о нарушении
Текст растянут скорее всего из - за объема фото, но его уменьшать не хочется так как в нем дополнительная информативность.
Списка Избранных у меня нет по нескольким причинам, одна из которых это понимание возможной обиды невключенных в список. Я с удовольствием и внимательно читаю всех когда выдается время и потому список должен был бы включать весь спектр авторов со всеми участниками ресурса... это сложно технически.
Успехов.Вынужден покинуть на время ресурс.
Альтаф Гюльахмедов 15.01.2015 03:51 Заявить о нарушении