О стихах Светланы Выскребенковой

     После первого прочтенья поразительных стихов Светланы Выскребенковой у меня появилось мутное ощущенье, будто я соприкоснулся с чем-то запретным. Но затем я понял, что эта женщина сделала для русской поэзии нечто чрезвычайно важное. Но я долго не мог понять, что именно она сделала…
     Теперь я полагаю, что я, наконец, понял это… Она убрала «посредника» между поэзией и собой…
     Попытаюсь изложить эту идею яснее.
     Истинные стихи мы сочиняем только для самих себя или для очень близких людей. Все прочие тексты с рифмами и с размерами – малоценны. Даже у Тютчева... В сущности, всё это имеет отношенье к любому виду творчества.
     У творчества имеется автор и потребитель. Иногда, – особенно в поэзии, – это две ипостаси одного человека. Ведь каждый человек может оказаться, как автором, так и единственным потребителем своих стихов. 
     Но даже в последнем случае существует «посредник», коим я называю всю совокупность мнений, воззрений, слухов и сплетен о том, каким именно подлинное творчество обязано быть.
     Такой «посредник» способен искорёжить стихи любого поэта.
     Однако, здесь нужно учесть одну тонкость.
     Дело в том, что культура бывает двух видов. Первый вид – это культура, которую вы усвоили настолько, что она стала вашей сущностью.  Второй вид – это культура, которую вы признаёте, как великую ценность, хотя она вашей сущностью не стала. Например, моей сущностью стали Блез Паскаль и Бенедикт Спиноза, но отнюдь не Гегель и не Кант, хотя я внимательно прочитал сочиненья этих немецких философов и признаю их непреходящую ценность. Но Гегель и Кант внутренне мне чужды. Как чужд и Маяковский, гениальность которого я охотно признаю…
     Проще выражаясь, есть «внутренняя» культура, усвоенная нами, но есть и культура «внешняя», которую вы почитаете, как вежливый, но всё-таки посторонний и чуждый ей человек.
     Именно «внешняя» культура и является частью того понятия, которое обозвал я термином «посредник». 
     Такого «посредника» в поэзии Светланы Выскребенковой нет. О поэзии она знала достаточно много, но эти познанья не стали её сущностью, и поэтому Светлана Выскребенкова игнорировала их. Она дерзко и решительно отвергла все сужденья о поэзии, которые она не разделяла, и результатом оказались гениальные стихи…
     О морали я писать не буду, поскольку даже мораль в отношении Светланы Выскребенковой входит в категорию, которую я называю «посредник». 
     Не всё, конечно, можно простить, но гениальность нужно прощать в любом случае… И особенно нужно прощать тех людей, которые находятся на грани земного бытия… Я бывал на этой грани, и знаю, каково там…


Рецензии