Революционисты и хиппи

 Тема путей развития общества мало интересует обывателя. На любом уровне социальной лестницы подобный субъект озабочен в первую очередь материальным воплощением эволюции. Чем выше он поднимается, тем больше благ и возможностей окружают его. При благоприятном стечении обстоятельств возникает культ потребления, вытесняющий разумные пределы. В этой среде очень быстро развиваются, спящие при иных условиях, пороки и извращения. Внешне благополучная элита начинает очень быстро разлагаться изнутри. Предыдущее поколение уже физически не может производить духовно полноценное потомство. Те же, изначально имея все блага, производимые цивилизацией, очень быстро становятся для своих родителей главной проблемой. Старшее поколение лихорадочно ищет выход из кризиса, заложенного своими же руками.

 Парадоксально, но созданная ими среда сама порождает альтернативный путь развития общества. А вот на счастье или на беду, это другой вопрос. Вчера на канале National Geographic начался показ сериала "80-е: Десятилетие, которое сотворило нас."  Не стоит путать работу с телесериалом "Восьмидесятые", второй сезон которого, думаю, безвозвратно растворился в недалеком прошлом. Эти поделки наглядно показывают, на какой ступени развития стоит наше общество. И будь здесь даже сотый сезон, он, являясь изначально ахиллесовой черепахой, никогда не увидит горизонтов будущего.

 Другие люди показаны в сериале, предложенном National Geographic. Вернее, столкновение взглядов, изменяющее этот мир. Восьмидесятые годы запомнились множеством событий. В первой части фильма одним из ключевых является эпизод покушения на американского президента Рейгана. Джон Хинкли-младший ранил недавно вступившего в высшую государственную должность республиканца. Да, трогательно выглядит эпизод, когда оказавшись на операционном столе, Ронни поинтересовался не ядерным чемоданчиком, а партийной принадлежностью окруживших его хирургов.  И гениальным ответ оперирующего.

 Через полтора месяца на другом конце света, на главной площади Ватикана звучит новый выстрел. На этот раз ранен предстоятель Римско-католической церкви. В Иоанна Павла II стреляет Мехмет Али Агджа.  По мнению специалистов он, как и Джон Хинкли-младший, страдает психическими отклонениями.  Характерно и то, что покушавшиеся почти ровесники. Эти два момента позволяют сделать определенный вывод. Любое общество на определенном этапе своей эволюции, выдвигая лидера, само продуцирует его потенциального палача. Человека, который разделяет взгляды своей жертвы.  Приведенные эпизоды хорошо иллюстрируют это утверждение.

 Рейган начинал свою карьеру с эпизодов в малобюджетных фильмах  категории "В". Грубо, но он сам по сути является продуктом своего общества. Продуктом, раскрученным рекламой и окружением. Один из потребителей, Джон Хинкли-младший фанатично влюбляется в другой фантом общества-актрису Джоди Форстер. Забавно, что побудительным моментом включения агрессии будущего преступника становится сыгранная ею роль малолетней проститутки. Фактически, когда не только руководитель государства, но и сам обыватель становится для другого просто товаром.

 В трагической  связке Иоанна Павла II и Мехмета Али Агджа  схема аналогична. Сам преступник даже выразил желание перейти в католическую веру. А совсем недавно он провозгласил себя Иисусом Христом и предрек гибель мира до конца текущего столетия. Кто бы сомневался, товарищ Мехмет?  Не посчитайте такое обращение фамильярным. Оно, скорее, предположительное. По одной из версий к покушению основательно приложилась спецслужба СССР. Версия базировалась на  информации, опубликованной бывшим начальником архивного отдела КГБ СССР Василием Митрохиным, бежавшим в Великобританию в 1992 году.

 Но не будем заглядывать в эти адские глубины. Вернемся к альтернативно-позитивному пути развития общества. В самой Америке его предложили бунтари шестидесятых. На определенном пути развития общества они стали отрицать материальные ценности, предложенные им. В фильме одним из таких бунтарей выступает Стив Джобс. Возникает забавный гибрид идеализма Детей Цветов шестидесятых и прагматизма рейганомики восьмидесятых. Новое дитя порождает импульс развития всего общества. Возникает непривычное сочетание хиппи-предприниматель. Трагично, что сам этот идеализм, трансформируется в товар, жадно потребляемый обывателем. История пошла на второй круг.

 Для СССР, как искусственно созданной политически-экономической формации, новые веяния и столкновения отцов-детей за океаном отражаются негативно. Хиппи здесь появились почти одновременно с американскими. Но хоть и отрицали они материальные ценности, но воспринимались большинством как нечто чуждое. Вместо них неким искусственным образованием выступает набор нового партийного шаблона. Перестройка, гласность и т.д и т.п. Органично вписывается в схему М.С. Горбачев. Моложавый, на фоне своих однопартийцев, он  тем не менее плоть от плоти загибающейся на глазах политически-экономической формации. Естественно, что разработанный ход не удержал империю от регресса и окончательного развала.  Да и пришедший на смену бывший руководитель свердловского обкома КПСС не слишком улучшил ситуацию,  безвольно позволяя комсомольцам среднего звена таскать жаренные каштаны из остывающего старого костра.

 Ещё забавнее выглядит нынешняя ситуация. Вдруг оказалось, что недавно освобожденный нынешним президентом, почти второй человек в государстве, господин Сурков был в свое время "настоящим хипстером". Странное отражение американской истории. После второй мировой войны за океаном возникла одноименная молодежная субкультура, обожающая джаз и яркую одежду. Некое подобие древнегреческих гедонистов на теплой подкладке современного общества. Сами российские хипстеры лишь разок немного потрясли основы общества, собравшись 10 декабря 2011 года на Болотной. Но очень скоро "марш миллионов" превратился в фарс с театральными участниками и такими же действиями. Очевидно, что все это говорит об искусственности всего явления. И не следует ли из этого, что существуют более глубокие противоречия властей и отдельных частей общества? Противоречия, носящие больше духовный характер.

 По мнению авторов фильма "80-е: Десятилетие, которое сотворило нас" американское общество сумело использовать это противоречие  для дальнейшего своего развития и раскручиванием новых рынков потребления. Для СССР оно закончилось полным крахом. Но сомневаюсь, что относительно недавний исторический урок пойдет нам впрок. И вместо заокеанских неформалов, невольно порождающих очередную волну потребления во всем обществе, у нас подобное взаимоотношение развивается по иным законам. К чему приводит подобное, история уже показала чуть раньше. И довольно прогрессивное слово "революционист" вновь приобретает негативный оттенок. А уж о хиппи и говорить нечего. Отбросы старого общества. Но что забавно. В Штатах они появились после хипстеров. И взглянули на общество не глазами потребителя, а Творца.

 P.S. Хоть и не претендует фильм "80-е: Десятилетие, которое сотворило нас" на глубокий анализ исторической ситуации, но посмотреть можно. Одни увидят в нем эволюцию общества потребления, другие, возможно, подумают.

 



 


Рецензии