Детство учило меня мудрости

Шёл 1944-й год.

Война ещё  продолжалась, но там -  на территории  западной Европы.

В Украине - послевоенная разруха.
 
Мы только что вернулись из эвакуации и жили у бабушки.
   
Мы – это мама, старшая сестра и я.

Бабушка жила в маленьком домике, вросшем одной стеной в землю. 
Покатая крыша, присыпанная сверху угольной золой и шлаком, служила горкой,
по которой я и сестра взбирались на самый верх, а потом сбегали вниз.

Бабушка называла свой домик землянкой.

Землянка стояла в поле. Рядом был только один каменный дом с садом,
обнесённым каменной стеной.
Там нелюдимо жили угрюмые на вид старик и старуха.
 
Соседей мы с сестрёнкой побаивались.
 
Детство навсегда осталось во мне запахами полыни, чабреца, сон- травы,
свежего хлеба из кукурузной муки, вкусом запечённой  в печи тыквы
и тёплыми ласкающими лучами закатного солнца. 
 

Оно осталось во мне и строгим воспитателем.

Детство учило меня взрослой мудрости.

Мудрость 1. "Всё тайное рано или поздно становится явным" .  ( Сократ)

Вскоре после нашего возвращения  бабушка купила   
двух маленьких козлят: козу и козлика.

Рано утром она выводила их  в поле "на травку"  и привязывала на длинном  поводке
к вбитым в землю колышкам.
На закате дня козлят возвращали в сарайчик.

Мне было тогда чуть больше пяти лет.

- Рай, а Рай, ну-ка сходи, посмотри, не запутались ли козлята в верёвке? Распутай их, коли запутались.

Ну, я и пошла! В поле, конечно!
Вволю побегала, попрыгала, насобирала полевых цветочков.
Возвращаюсь.
- Ну, что?- встречает меня бабушка.
- Всё, распутала!- рапортую.
- Ах, ты ж, окаянная, так ты ж там и не была!
 
- Бабушка, а где они?

Моя маленькая ложь была  разоблачена, но не забыта.
Позже это событие стало  маленьким семейным анекдотом.

Мудрость 2. Ни за какие коврижки не признавайся в том, чего ты не совершала…

Это были  трудные  послевоенные времена.

Конфеты, да ещё шоколадные, были огромным и редким лакомством.

Однажды отец принёс  маленький пакетик шоколадных  конфет. 
Мать распределила их по дням.
Каждый день она выдавала мне и сестре по одной конфете.

Наконец, осталось всего две штуки.
И вот, когда мама открыла дверцу буфета, где хранился этот клад,
оказалось, что там лежит всего одна конфета.

Некоторое время она допытывалась, кто же из нас одну конфету съел.
Бесполезно.

Тогда, помахивая конфеткой перед  нашими мордашками, мама сказала:
- Кто признается, что съел конфету, получит вторую.

Я-то знала точно, что не брала и не ела.

Ох. как же мне захотелось получить конфету!

И я, выбросив вперёд руку, как на уроке, что есть мочи заорала: - Это я! Я!!!

Сестра помалкивала. Она была старше меня на 1 год, а потому-мудрее.

Мама посмотрела на меня, потом на сестру, подумала и сказала:
- Ну, раз ты уже свою конфету съела, отдадим эту твоей сестре.

Так я осталась без конфеты, но с опытом.

Не знаю, что уж там скажет на сей счёт педагогика, но этот случай стал для меня
весьма поучительным.

Потому и помню его, будучи уже в солидных летах.

21.05.2013
 


Рецензии
Очень хороший рассказ, Раиса Васильевна!!!!!
Тёплый, умный, добрый и поучительный.
Жду продолжения!!!!!
А так как ВЫ - олицетворение педагогики, то должны знать, что на этот счёт ОНА скажет.

Татьяна Николаенко   21.05.2013 21:24     Заявить о нарушении