По тропинке понимания. Шаг четвертый
Вот, например, Шопенгауэр пишет, что «он» всегда был «он». Или Шрёдингер полагает, что альпийским пейзажем любовался не только он (Шрёдингер), но и он, за много, много лет до самого себя (это – на нашем втором шаге). Первое, что приходит на ум – и Шопенгауэр, и Шрёдингер верят в реинкарнацию и пишут именно о ней. Однако – внимание! И тот, и другой в своих текстах утверждают, мол, ничего подобного.
Процитируем Шопенгауэра: «…поэтому для обозначения этого учения больше подошло бы слово палингенез, чем метемпсихоз». Или: «Поскольку для широких масс это учение слишком изощренно, оно излагается в качестве [более] постижимого его суррогата — метемпсихоза». Цитаты взяты из ранее упоминавшейся работы Шопенгауэра «Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа». Уточню только, что во времена Шопенгауэра понятие «метемпсихоз» использовалось в том смысле, в каком сейчас используется слово «реинкарнация» (перевоплощение).
Шрёдингер относительно своего отношения к мистическим и религиозным инсинуациям по поводу своего отношения к обсуждаемому предмету пишет еще более определенно: «…представление, согласно которому тело подобно дому, где обитает душа, оставляющая его после смерти и существующая уже самостоятельно, условимся с самого начала считать наивной детской фантазией, которую следует отбросить без дальнейшего обсуждения…». Эта цитата, как и ранее упоминавшиеся тексты Шрёдингера, взята из его философской работы «Поиски пути». Выходит, что Шопенгауэр и Шрёдингер вещают нам о чем-то таком, что на нашем четвертом шаге еще не понято нами. Тропинка перед нами длинная. До встречи.
Свидетельство о публикации №213052101424