Под Звездой. О рассказе Людмилы Салагаевой

      Рассказ Людмилы Салагаевой "Звезда Майя", представленный дважды, в двух редакциях, вызывает противоречивые чувства. И вот почему. Рассказ о виртуальной писательской среде. Тема и сюжет обречены  на наш интерес и внимательное прочтение.
      Меня занимает другое. Мы явно сталкиваемся здесь с несколькими  этическими проблемами писательского творчества.
      Вот эти проблемы  - взаимоотношения  автора с прототипами героев в реальной жизни(в данном случае  реальность виртуальна, но это не упрощает проблемы, хотя придает ей несколько сюрреалистический оттенок) и взаимоотношения самих прототипов между собой. Вправе ли автор навязывать читателю собственное видение описываемых ситуаций и тем самым, возможно, влиять на эти ситуации. Отвечает ли он за последствия своих трактовок для героев и для себя?
      Писателя всегда отличает любопытство. Жадный интерес  к тонкостям и ракурсам , к мотивам и перипетиям, к причинам и следствиям действий будущих героев  побуждает  его выведывать  у реальности, выводить из потаённости факты, по-началу кажущиеся разрозненными и необъяснимыми, и создавать из них осмысленное  единство. Писатель упорядочивает хаос. От разрозненности ведёт к цельности и осознаниванию бытия.
      Однако всё это безбрежное, бушующее море эмоций и страстей, запутанность связей и отношений, переплетение судеб и деяний пропущено через душу самого писателя, обременённую непростым опытом жизни, комплексами, "якорями" и зачастую невротическими реакциями. Душа не остаётся безучастной. Она всё переплавляет, переиначивает на свой лад и тон, всё становится материалом. И даже ВСЕ.
       Вот и ответ на вопрошание читателя-критика - зачем автор копается в подробностях чужих взаимоотношений. По необходимости. Подробности -  плоть произведения.
       Переписки и полемики на ПРОЗЕ зачастую концентрируют такие подробности.
       Переписки публичны, порой демонстративно публичны. И оппоненты, и приятельствующие авторы прекрасно это осознают и пользуются публичностью не без умысла, конечно, чаще всего невинного - привлечь дополнительный интерес к своему творчеству.    
        Все мы здесь - писатели и надеемся, уповаем  на встречу с понимающим, эмпатирующим читателем.
   
         И всё же остаётся главный вопрос - имеет ли право писатель создавать фиктивные, игровые биографии, ситуации с участием реально существующих людей, хотя и выведенных под вымышленными именами. При этом в произведение включаются многие детали, вплоть до цитат, безошибочно расшифровывающие, "кто есть кто".
         На этот вопрос совершенно определённо отвечала своим творчеством Марина Цветаева. (Я отнюдь не намереваюсь сравнить рассматриваемый рассказ с Цветаевскими произведениями).   
        Интересен сам подход великого поэта к переживанию реальных, фактических и фиктивных, воображаемых ситуаций  в личном пространстве души.
          В Цветаевском творчестве неразрывное переплетение аутентичной и игровой(зачастую страстно желаемой) биографий встречается постоянно.
          На нём построены такие вдохновенные произведения, как "Новогоднее" (на смерть Р.М.Рильке) "Поэма Горы" и "Поэма Конца" (посвящены Константину Родзевичу) и огромное количество стихотворений многочисленным адресатам - вдохновителям.
          Однако ближе всего к рассматриваемой проблеме по духу и форме подходят "Флорентийские ночи" и "Повесть о Сонечке". Их герои - издатель Абрам Вишняк и актриса Софья Голлидей.
          Я не буду проводить литературоведческий анализ замечательной Цветаевской прозы. Скажу лишь о главном её принципе - ИНТЕРИОРИЗАЦИИ, вбирании, переселении субъектов, личностей из внешнего мира во внутренний с полным правом обладания ими как ВНУТРИПСИХИЧЕСКИМИ образами и структурами. О "правде жизни" при интериоризации вспоминать не имеет смысла.
          Внутрипсихическим образам придаётся исключительная ценность, которая даже может быть тождественна обладанию эротическому. Объект - возлюбленный  -  внутри, в пространстве "Я", следовательно, взаимоотношение с ним уже воспринимается как слияние. При этом реальные личностные качества вбираемых  становятся неразличимы, своего рода слепота настигает прозорливую и тонкую прежде (и после) душу (психику) творца.

          Вот оценки пронзительной высоты, страстности и самообольщения цветаевской любви, данные самыми близкими людьми поэта, дочерью Ариадной и мужем Сергеем Эфроном.   

          Рассуждая о кратковременности большинства романов матери, Ариадна пишет: «Перенасыщая своими щедротами хилые души, она открывала в них собственные же клады, дивилась им и восславляла их – но донышко было близко, всегда слишком близко; отношения пересыхали – оставались стихи, уже забывшие об источнике, их породившем...

         Справедливости ради надо сказать, – замечает далее Ариадна, – что некоторые из этих душ были хилыми лишь по сравнению с Марининой мощью; что в своем (общепринятом) измерении, они оказывались порою не столь уж мелководными – но что до того было самой Марине с ее безмерностью в мире мер!»

         Для Сергея Эфрона, мужа Цветаевой, ее влюбчивость, потребность горячо увлекаться людьми, не была секретом.

         Вот что он писал по этому поводу в одном из писем начала 20-х годов к их общему близкому другу, поэту Максимилиану Волошину: «Отдаваться с головой своему урагану для нее стало необходимостью, воздухом ее жизни. Кто является возбудителем этого урагана сейчас – неважно. Почти всегда (теперь так же, как и раньше), вернее всегда, все строится на самообмане. Человек выдумывается, и ураган начался. Если ничтожество и ограниченность возбудителя урагана обнаруживается скоро, М[арина] предается ураганному же отчаянию… Что – не важно, важно - как. Не сущность, не источник, а ритм, бешеный ритм.
          Сегодня отчаяние, завтра восторг, – любовь, отдавание себя с головой, и через день снова отчаяние.И это все при зорком, холодном (пожалуй, вольтеровски-циничном) уме. Вчерашние возбудители сегодня остроумно и зло высмеиваются (почти всегда справедливо). Все заносится в книгу. Все спокойно, математически отливается в формулу. Громадная печь, для разогревания к[отор]ой необходимы дрова, дрова и дрова. Ненужная зола выбрасывается, а качество дров не столь важно."
   
          Погрузившись в Цветаевские "печи" и "клады" я призадумалась: "Quod licet Jovi, non licet bovi" (Что позволено Юпитеру, то не позволено быку)?

          Или у литературного творчества единые законы, и питают его одни и те же источники, овевают одни и те же ветры.
         Философ философов Платон называл их платонической любовью -  вечным и тщетным стремлением  к Красоте - идеальному, истинному предмету Любви.
   
          В своих размышлениях я не касаюсь  многих глубинных психологических мотивов творчества, таких как самопознание, сублимация. Иначе рецензия на рассказ по объёму превысила бы сам рассказ.

          Желаю Звезде неугасимости.   
 

  Критические рецензии авторов, заподозривших в героях рассказа себя, побудили Людмилу Салагаеву закрыть свою страницу. К счастью для нас, её поклонников, отсутствие было недолгим. Надеюсь, и "Звезда Майя" снова появится на  Прозе.ру
На нашем портале кипят нешуточные страсти.


Рецензии
Марина, добрый день!
Сей очерк, увы, не тронул моего сердца.
Не потому, что плохо написан.
Просто тема не волнует.

Владимир Эйснер   21.06.2013 13:40     Заявить о нарушении
Пошто тогда отклик писан?
Просите все Людмилу Салагаеву вернуть рассказ. После стольких преткновений и переживаний его нельзя класть под спуд.
Может, разволнуетесь хоть тогда :-)

Марина Стрельная   21.06.2013 16:29   Заявить о нарушении
Мне волнуваться вредно. От волнуваний пятки чернеют...

Владимир Эйснер   21.06.2013 17:46   Заявить о нарушении
За то глаза синеют.

Марина Стрельная   21.06.2013 20:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.