Три рубля

                Три рубля.

   Славной была та осень 1985 года. Уже ушла липкая летняя жара, бесследно растворились полчища ненасытных болотных комаров, словно и не было их никогда. Солнечные дни тихи и безмятежны. В легком ветерке парят блестки паутины,  а недалекий лес украшает свою еще могучую листву желто - красными пестринами. В густой, пронизанной светом синеве неба, тянутся к югу неровные журавлиные косяки и журчит, тревожит душу их вечный, печальный полонез.
    Близился дембель.
    Воскресенье, и после столовой, я было, уже собрался улизнуть в библиотеку – долой с глаз ответственного по роте майора  Шевченко, как  у выхода из казармы  меня перехватил наш зам.по.тех - бравый и слегка заполошный капитан Аверкин. Когда-то он закончил «Бауманку», но страсть к Бахусу и Афродите загнала его в наш дальний гарнизон и никак не давала укрупняться звездам на погонах.
  - А, вот ты то мне и нужен!- затараторил он, подбросив руку к козырьку  своей щегольской фуражки в ответном приветствии -  и продолжил, не сбавляя темпа:- ты же английский знаешь? И, не дав возразить ни слова, продолжил: - давай, бегом, получай автомат, два рожка. Дежурный по части в курсе.
Через пару минут, опять не дав мне и рта раскрыть, он подтолкнул меня к распахнутой   задней дверце дежурного УАЗа, сам ловко запрыгнул вперед, бросив водителю:
 -Поехали!
Английский я знал весьма и весьма, по моим меркам, приблизительно, но заученные еще в школе тексты по истории Англии, и географии Африки уже сделали свое дело, и  спорить я не стал.
Стремительно распахнулись ворота КПП и резко пропрыгав козлом через утонувшие в растресканном асфальте рельсы, машина рванула к городу. Ехали быстро, слушая веселые аверкинские  рассказы, слегка соблюдая субординацию. Вскоре показались трубы недалекого города. Свернули в аэропорт.
 -Товарищ капитан!  Вы решили забросить меня к супостату в качестве диверсанта? – я не смог  удержаться от дурацкого вопроса, - может мне хоть в новое ХБ стоит переодеться, а то всех в Пентагоне распугаю?
-Это - к старшине.
-А у них тоже есть старшина?
-Старшина есть у всех, даже в Пентагоне!
Мелькнули  нарядные интуристовские «Икарусы» с загадочными азиатскими лицами, смазанные блеском оконных стекол, стаей акульих плавников  нырнули за пакгаузы виданные только на картинках раскрашенные хвосты «Боингов» и, замерев на мгновенье у служебного КП, машина бодро зашлепала колесами по бетонке, к неприметно, и как-то устало стоящему Ил-62.
 У высокого трапа нас уже ждали. Аверкин, достал из кармана служебное удостоверение, какие то бумаги, которое долго и внимательно читал неприметный мужичок в потертом костюме. Потребовали и  мой военный билет. Вскоре, с превеликими предосторожностями из грузового люка достали здоровенную коробку с надписями на английском: «crystal glass,do not hit. From  M-r Trezzini Murano Is., Italy. To M-r Juan
Alvaresh  Diaz, King Juan St. 235.Luanda, Angola.*
Также нежно эту коробку положили на заднее сиденье УАЗа, и всю обратную дорогу мне пришлось её удерживать, примостившись на задних, откидных сиденьях.
     Дежурный по КПП прапорщик Самохвалов, по прозвищу «Самоса» будто  сторожил нас, и еще издали, завидев осторожно переваливающийся через рельсовый кочки «Козлика», оживленно жестикулируя, выскочил из сторожки, поторапливая бойцов с открытием ворот.
  Коробку занесли в секретную часть узла связи, уставленную аппаратурой ЗАCС и здоровенными магнитофонами, катушки которых непрестанно крутились в разные стороны, наполняя все помещение загадочными шорохами и щелчками. С великой осторожностью коробку разобрали, как и слои белого и необычайно плотного пенопласта.
  Внутри оказался диковинный пластмассовый ящик с различными кнопками, разноцветными лампочками на боку, и несколькими узкими и длинными прорезями на торцах. На боку была надпись: Special  Color Electronic Printer. Made in UK .**
Вскоре, будто настеганные, прибежали,  торопливо дожевывая на ходу обед хитро-мудрые умельцы тех. отдела - как на подбор долговязо-нескладные, вечно голодные ефрейторы Петраченков и Симоненков  по прозвищу Сиамские близнецы – подключать заграничное чудо к огромной стометровой тарелке космической связи. Тарелка эта, своим  фантастическим видом и бесшумно-неожиданным  вращением вселяла  во всех её наблюдающих некую разновидность ужаса и благоговения  своей неземной красотой и осязаемой мощью.
  Через пару часов заморский аппарат, соединившись пуповиной проводов с каким-то загадочно булькающим электрическим  ящиком, солидно загудел, подул теплым воздухом, моргнул яркими глазками кнопок. Аверкин вставил в прорезь заранее припасенный лист бумаги, исписанный фиолетовыми чернилами с разноцветными печатями и подписями внизу, нажал кнопочку. Аппарат будто поднатужился и выплюнул с другой стороны два совершенно одинаковых листа: оригинал и его  точную копию. Одинаково было всё: и цвет чернил, печати, почерк, и даже, казалось, осязаемо пропечатался сгиб бумаги, сложенной вчетверо под размер кармана. После этого действа, немало изумившего всех присутствующих, капитан, показав «близнецам» внушительный кулак, выставил всех за дверь, заперев и опечатав её.
   Кто жил в казарме, тот знает, что шила в мешке не утаишь, так и тут - у ротозеев «близнецов» завелись деньги- зеленые трешки, серые пятерки, а то и червонцы, которые они торопливо совали в окошко столовского чепка*** в количестве несколько большем, чем солдатская зарплата.
     В пятницу вечером  «Близнецы» заступили в наряд. Взмыленный дежурный по штабу разыскал меня в бане и, не дав допариться, потащил  в знакомый узел связи. Побелевший от напряжения, извергающий дикие ругательства Аверкин выковыривал из заморского аппарата пломбы и винтики, пытаясь снять крышку. Аппарат, что называется «сдох». Как «посвященный» я был призван в помощь.  Сняли одну крышку, отвинтили другую, и о неожиданность! Тугим, грязно-зеленым утолщением на валу  было что-то накручено. Развернули. Обычная, измочаленная тысячами рук Советская трешка. Она-то и погубила незадачливых технарей. И не только их. Не зря капитан закончил  Славный Вуз. Решив углубить свое познание Вражеской техники, он без особого труда обнаружил совмещенное с копиром шифрующе - передающее устройство, исправно сливавшее  забугорным супостатам изображения советских денег.
А близнецы - что с них взять кроме лычек. После долгих, оледенивших их души бесед у особиста, бесконечной отсидки на гарнизонной гауптической вахте, их совесть и погоны с первыми морозами очистил уже майор Аверкин, посрамив своих недругов, пророчивших ему вечное  капитанство.

  *     Хрусталь. Не ударять. От Господина Трезини, о. Мурано, Италия. Для господина Жуана Алвареш Диаш, ул. Короля Жуана 235, Луанда, Ангола.
**   Специальный цветной электронный принтер. Сделано в Великобритании.
*** Солдатский буфет.
 
                Барнаул 2013г


Рецензии
Спасибо! Честь и хвала капитану. А фальшивомонетчики легко отделались!

С улыбкой,

Игорь Караваев 2   12.01.2016 18:20     Заявить о нарушении
Помнится, и у Аверкина была мысль о печати ден.знаков. Потому он и грозил технарям. Много позже, когда интернет уже расцвел, я пытался найти по внешнему виду эту модель принтера. Так и не нашел. Скорее всего какая-то спец.модель для ми или цру. Качество было изумительным.
С уважением.

Игорь Викторов Мызников   14.01.2016 06:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.