Записки инженера, или откровения производственника

Вместо предисловия.

В широкой гамме тематики современной российской прозы совершенно не уделяется внимание спектру профессий, объединенных общим названием «производственники». Эта направление с советских времен благополучно забыто и видимо не востребовано.

Инженеры человеческих душ самозабвенно описывают какие-то там цветочки у кого-то в садочке; детективный жанр расцвел, как сорняки в огороде; эссеистов развелось больше, чем технарей во  времена расцвета застоя и наконец политпросветители выливают в наши  души ушаты своих перлов, порой высосанных из пальца.

И в то же время все мы дружно и с удовольствием пользуемся плодами цивилизации взращенными, вымученными и выстраданными теми, которых мы не хотим замечать. А у них не самая завидная доля под небесами. Большинство из них идет на работу без радости, а уходит зачастую, как выжатый лимон в коктейль готовой продукции.

 В этом плане примечательна статистика, пусть еще советская: самая высокая профессиональная смертность от инсультов и инфарктов была у мастеров и прорабов строительства, на втором месте шли механики и энергетики ремотных служб. Факт: во всей  52-х летней истории существования звания Героя социалистического труда, нет ни одного главного механика производственного предприятия. А предприятий было - десятки тысяч!


"TRIUMF", опять в неволе.         

      
После длительного перерыва, первая встреча с Пранасом, хозяином завода, была похожа на общение двух старых закадычных друзей после долгой разлуки. Мы мило проболтали за жизнь минут 45 и казалось довольными разошлись по своим рабочим местам. Но прошло два дня и встретив на производстве меня с непосредственным моим начальником, Пранас его грозно спросил : а почему на Александра до сих пор нет должностной инструкции, он что – директор без портфеля или вольноопределяющийся?! На этом наша с Пранасом «дружба» закончилась.

Отвыкнув от напряженного труда , первые недели на "Триумфе" были адом кромешным. Но я для себя поставил задачу – надо закусить удила и продержаться три месяца. У психологов  на эту тему есть термин: био-психо-адаптация, у человека она равняется ста лунным суткам  или трем земным месяцам, что у аккультистов именуется четвертью креста. Ну в общем, что в лоб, что по лбу, но однозначно одно: чтобы человеку приспособиться к новым условиям, нужен именно этот период. То ли бросить курить или пить, то ли заняться серьезно спортом, то ли разлюбить любимого человека, нужно именно это время для перестройки души и тела, и это достигается силой воли, при условии, если ее хватает.

Для иллюстрации рабочей обстановки на фирме приведу несколько примеров. Ходить по производству принято стремительно, с сосредоточенным видом, с бумагой в одной руке и железкой в другой. Если ты решился  за рабочим столом выпить чашку кофе, то у тебя в другой руке должна быть телефонная трубка, или авторучка, или ты должен лихорадочно тыкать пальцем в клавиатуру. Приходить на работу принято пораньше, а уходить на два, три, или четыре часа попозже. Курить только в строго отведенных местах, где отсутствуют скамейки и светит тускло-пронзительный раздражающий красный свет, причем за курение с тебя высчитывают 50 лт с зарплаты. На обед отводится час, но принято обедать 15 минут на одной ноге, и то за это время пару раз могут оторвать срочные дела, не считая звонков.

Было несколько парней-смельчаков, которые брали бюллетень по уходу за больным ребенком на себя, но после выхода с бюллетеня они все были уволены. Если ты отработал в месяце вместо 165 часов, больше - скажем 200, тебе не только не доплатят, но и спасибо не скажут. Но если ты в том же месяце на один час раньше отпросишься с работы, то за этот час с тебя высчитают. Мой рабочий день официально длился с 7.00 до 16.00, но когда я уходил с работы в 17.30, у меня горел затылок(окна кабинета Пранаса выходят на проходную) и было ощущение, что я обокрал "Триумф". В среднем я отрабатывал в месяц  от 200 до 230 часов, причем в бешеном ритме и с максимальной нагрузкой.
               
Сейчас немного об организационно-технической стороне производства. Фирма каждых четыре года удваивает объемы выпускаемой продукции, как в тоннажно-тиражном выражении, так и в денежном. Таких темпов развития нет даже в Китае. Причем количество работников увеличивается  в три раза меньшими темпами, а зарплата последних 3,5 года вообще стоит на месте. Все это достигается применением самых современных технологий и самого современного оборудования со всего мира, не забываются также и передовые методы организации труда, которые представляют из себя смесь американо-японских новшеств, где основной упор делается на системность, дисциплину(всех видов) и потовыжимание.

Внедрением новейших технологий занимается сын Пранаса – Андрюс, очень толковый инженер, на уровне гения. Из его технических решений 95% абсолютно оправданы и верны, а соображает он со скоростью современного компьютера. В результате всего этого мы задавили по пищевой упаковке всех конкурентов в радиусе 1000 км. Наиболее близкие и реальные конкуренты находятся в Финляндии.
          
И так, первых три месяца я продержался, уяснил структуру предприятия, организационную специфику, разобрался в технологическом процессе, начал познавать особенности и слабые места оборудования, другими словами перестал чувствовать себя  во враждебной среде, слава богу. И тут начальник Службы ремонтов – Раймундас вознамерился пойти в отпуск, ну а я  оказался на его месте Вр.И.О., причем не освобожденный от своих основных обязанностей.  Ощущения были как у рыбы, которую выбросили на берег и еще придавили камнем. Данте со своими кругами ада отдыхает. Спасала только надежда, что Раймундас когда-то вернется. Об обедах я уже забыл, приезжал на работу в 6.30, уползал ближе к 21.00. Хозяевам это понравилось, и даже после возвращения Раймундаса, хозяин-сын Андрюс мог мне позвонить часиков в 8 вечера и сказать: «Александр подойди ка к двадцать первой линии, тут есть проблема, ее надо как-то решить», будучи в твердой убежденности, что я еще на работе, и он редко ошибался.
               
Моя основная ахиллесова пята – не восприимчивость к языкам тоже игнорировалась. Прошло полгода моей деятельности, Андрюс вызывает меня в цех экструзии, тыкает пальцем в пустующие площади и говорит, что при моем участии и полной ответственности на этом месте через три месяца должны стоять три экструзионные линии, каждая высотой с шести этажный дом. Не успела моя  нижняя челюсть от удивления отвиснуть до пола, как Андрюс тыкнул пальцем в сторону, в направлении мужика с наглыми глазками на выкате, которого представил как Штефана из Германии, представителя фирмы-производителя оборудования, и добавил, что это мой напарник. При этих словах Андрюс развернулся и гордо удалился.

Естественно Штефан ни слова по-русски, так же как  и я ни слова  по немецки или английски. Первый совместный наш блин был план-график монтажа, который рождался в больших трагикомических муках. В нем, объединив наши совместные усилия выяснили, что ни о каких 3-х месяцах не может идти речи, в лучшем случае пол-года, так как коммуникаций нет никаких, электрические установочные мощности не вписываются в возможности подстанций, этажные проемы с габаритами оборудования не имеют ничего общего, поставка комплектации линий осуществлена только на 80%, рабочей силы – монтажников нет, их нужно вырывать зубами, в ущерб производству из ремонтной службы, а на сладенькое оказалось, что самую верхнюю железяку весом в 11,5 тонн можно смонтировать только разобрав крышу, и это приходится в аккурат на декабрь.

Со всеми этими радостями мы со Штефаном пошли к Андрюсу. Его наши новые сроки не удивили - я пошутил, невинно добавил он – ни хрена себе шуточки «боцман», подумал я. И пользуясь моментом спросил, кому мне передать дела, чтобы вплотную заняться монтажом. Никому - опять невинно ответил Андрюс, тебя от основных обязанностей никто не освобождает. От всех перепитий монтажа была единственная личностная польза, мы со Штефаном в совершенстве освоили язык жестов, в том числе и матерный.

Примерно в таком духе прошло еще полтора года, и как-то вечером меня вызывает Пранас в кабинет, в котором уже находится Андрюс, и они оба хором заявляют, что хотят назначить меня начальником ремонтной службы. Я начал отбрыкиваться, что мол старый, не говорю по-литовски, тем более по-английски и вообще не хочу, типа на хрен мне это все надо. Они промолчали, а я удалился в твердом убеждении, что отбрыкался. А через две недели увидел приказ о своем назначении, с устным комментарием, что мол больше некому.

Если на должности простого инженера мне небо с овчинку казалось, то после приказа я его вообще не видел. Учитывая беспрерывную круглосуточную работу производства, без выходных дней и праздников – моя ответственность  за техническое состояние завода была такой-же, т.е. круглосуточно и без выходных. Ответственность   моглa касаться и простоя оборудования в ремонте, его состояния, его правильной эксплуатации;  это и все инженерные коммуникации завода, включая их развитие; это и монтажи и модернизация оборудования;  это и твои подчиненные-орлы, которые не всегда делают то что надо и как надо; это и плохо работающая вентиляция цехов или  холодильных установок оборудования – практически все, включая покосившийся забор и перегоревшую лампочку в женском туалете.

А если это все помножить на гипертребовательность хозяев и поперчить их далеко не райскими характерами, то получается  блюдо из большого куска дерьма, которое я вкушал после приказа практически три года. Но все время живя с мыслью избавиться от этих «кулинарных» прелестей. И наконец получил устное согласие подобрать себе замену. Из своих кадров достойного я не видел никого, поэтому на стороне, правда при содействии отдела кадров, подобрал из нескольких кандидатур толкового тридцатилетнего парня с некоторым опытом руководства ремонтными вопросами. При подборе учитывал элемент самолюбия кандидата, это для того, чтобы он не сбежал от трудностей до конца испытательного срока.

Сам думал, что я его месяца за два подучу, а потом выпихну на свое место. Но как уже бывало вмешался  его величество падла-случай.  Через четыре дня после принятия на работу будущего моего приемника – Марюса, резко увольняется технический директор и меня назначают на его место, без освобождения от обязанностей Начальника ремонтной службы! И этот приказ я подписал, так как действительно на тот момент не видел реальных кандидатов на должность Технического директора.

Ну и тут уж я небо от земли перестал отличать совершенно – кругом было одно производство, да плюс добавились стройки со своими подрядчиками и субподрядчиками, которые вечно не вкладывались в графики, а лезли со своими сметами и актами выполненных работ  требуя денег. Свое назначение я считал временным, но проходит месяц,  интересуюсь в кадрах как продвигаются поиски нового ТД и с ужасом узнаю, что никто ничего не ищет, так как не было указаний от хозяев.

В отчаянии вечером(чем позже вечером, тем легче решаются вопросы) беру за горло хозяев, почему не ищут нового ТД!? Они включают дебилов, мол а вдруг старый вернется? И видимо, чтобы подсластить пилюлю, спрашивают почему я не пользуюсь новой служебной машиной? Я только махнул рукой и вышел. Всю следующую неделю я долбил по телефону уволившегося ТД и уговаривал его вернуться, обещая златые горы и ящик коньяка в придачу лично от меня. Он долго крутил хвостом, а в конце признался, что не так уж он грешен перед богом, чтобы по своей воле возвращаться обратно на каторгу.
               
Собрав извилины в кучку, профильтровал всех возможных кандидатов в ТД на "Триумфе", которых можно за пару месяцев подготовить к этой Голгофе. Двоих технически толковых хлопцев нашел, одного с производства, одного из технологов. Но хозяева заявили, что они хороши и на своем месте. Но тут меня кольнула счастливая мысль, почему бы сразу Марюса не вытолкнуть в ТД. Тут уж у хозяев аргументов для сопротивления не хватило, т.к. я обещал стоять за спиной у Марюса, и направлять и помогать ему. В результате через три  месяца при моем содействии он стал ... Начальником технических служб – титула Технического директора ему не дали, мол соплив ишо. А в утешение дали новую служебную Октавию, к которой все эти месяцы я не прикасался из принципа. Ровно через год титул Технического директора на "Триумфе" был восстановлен и его с гордостью носит Марюс.
 
А сейчас я, скоро как уже два года, опять простой инженер Ремонтной службы, чему безмерно рад. Работаю всего в среднем по 9,5 часов в день. По-выходным на работу выдергивают редко, но звонят часто. В зарплате я потерял 900 лт, по сравнению к апогею Технического директора,  и слава богу. Не лишили только некоторых привилегий, таких как безлимитные служебные контактный и мобильный телефоны, оплата бензина за мой приезд на работу и обратно, чип-ключ открывающий любые помещения и проходы в любое время, а также остался в списке, возглавляемых хозяевами,  из 10-ти работников, для которых понятие рабочего дня не существует, они могут приезжать на работу когда угодно и уезжать, когда вздумается. 
               
Занимаюсь сейчас  в основном материально-техническим снабжением технических служб(более 100 постоянных поставщиков в Литве и более 30 в забугорье), конструкторскими разработками по совершенствованию оборудования, технологиями ремонта и восстановления оборудования, заказами на не основное производственное оборудование, курирую по ремонтным вопросам первый цех экструзии. Кроме того являюсь ответственным за газовое хозяйство(более 3-х Мвт установленнной  мощности) и ответственным за радиацию – 7 источников в технологических цепях.

А из подчиненных у меня остался один водитель-экспедитор с пикапом, а сам  езжу в город по рабочим делам на VW-polo, у которого средний расход 4,2 л\100км соляры – с удовольствием забрал бы его с собой на пенсию, до которой осталось два месяца. Пару месяцев назад, как бы в преддверии моего ухода, приняли мне на помощь профессионального конструктора, владеющего автокадом 3Д, но я его как подчиненного не признаю, а он пытается смотреть мне в рот.

Имеются некоторые элементы и для удовлетворения старческого тщеславия – находясь на производстве постоянно вижу воплощенные в металле свои технические решения, а кроме этого тешит самолюбие, что я единственный на фирме, который со старым хозяином на ты. Дважды подкатывались оба хозяина с разными вариантами моего дальнейшего пребывания на "Триумфе", где в основе лежит материально-техническое снабжение. И как проговорился ТД, их заинтересованность - в моей абсолютной честности и разумной экономичности – через меня проходит в месяц на сумму от 200 до 250 тысяч литов различных запчастей, материалов и комплектации, и ничего ко мне не прилипает, и даже откатов не беру. Поэтому сейчас сижу в глубоком раздумье, во-первых очень невкусно, когда твой бюджет резко уменьшится в три раза, а во вторых очень заманчиво пополучать одновременно и пенсию и зарплату.

Получившийся какой-то очень идеальный производственник, Алекс.         

Вильнюс   2012.11.01.

               


Рецензии
Приятно читать про Советского специалиста! Выдержали до пенсии? Сможете выдержать и после выхода на пенсию. Успехов и удачи!
Но возмущений Вашими хозяевами на душе премного и хотелось бы их покрыть некоторыми словами, которые я в обычной жизни никогда не говорила.

Здоровья,Александр!

Марьша   22.08.2016 18:50     Заявить о нарушении
На пенсии четвёртый год, трудно, особенно когда твои доходы резко уменьшились в три раза.
Благодарю за внимание, с расположением.

Александр Волосков   23.08.2016 19:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.