Парадоксы религии

Парадоксы религии

                (эсхатологический очерк)                Л.Рохлин

«Жизнь в Вере, истинная религиозность, неотделима от борьбы за торжество добра. Религия есть подлинное основание нравственной жизни». Это произнёс мудрый и добрый Человек. Жил такой в наше время, Александр Мень.
Надо понимать его слова, как естественное стремление любой религии к духовному воздействию на человека, к возбуждению в нём нравственных норм поведения. Вот только возбуждать надобно осторожно и постепенно, чтобы не превратить мнение в догму, не вызвав тем самым нетерпимости к любым другим взглядам, верованиям. Если вызовешь, а тем более преднамеренно, то создашь фанатика. Это явление вообщем-то не религиозное, но именно крайние формы, как массовый процесс, проявляются чаще в религиозной среде.

Массовый фанатизм, нетерпимость - первый парадокс  религии.
Познав издревле следствия религиозного фанатизма, государственные мужи (цари и президенты) старались определить оптимальные функции деятельности церкви в государственном механизме власти. Нередко в жестокой борьбе они подчиняли церковь светской власти или в крайнем случае совмещали в одном лице (естественно своём) и политическую и духовную власть. И это, как правило, способствовало прогрессу.
Если же случалось, что духовные лидеры овладевали институтами политической власти (законодательной, судебной и пр.), то, как не странно, наступал регресс, загнивание...
 Это ...второй парадокс религии.
Я попытаюсь развернуть эти тезисы в историческом аспекте.
Начну с XI века.

Глава 1
Тёмное, неустойчивое было время. На западе и в центре Европы возникали и быстро рассыпались большие и малые империи, раздираемые жаждой власти многочисленных династий. Совсем недавно (VIII век) возникло и начало крепнуть папское государство на клочке земли, с мольбой и коленопреклоненно выпрошенной у могущественного Пипина Короткого. Христианство медленно, без насилия, естественно распространялось по Европе овладевая душами королей и крестьян. В те времена оно воздействовало Словом, Убеждением, Примером, то есть высокими идеалами нравственности. Папы влачили полузависимое существование, чаще становясь игрушкой в руках римской знати, признавая себя вассалами императоров Священной Римской империи.

На востоке Европы славяне-язычники, руководимые потомками Рюрика, после долгих споров и драк, недавно объединились, создав в дремучих лесах и диких степях Днепро-Окского бассейна, большое и сильное государство. Их души заполнялись, и тоже без насилия, восточно-христианской религией, отчаянно внедряемой исчезающей Византийской империей. Российские патриархи полностью подчинялись княжеской (царской) воле, ставя во главу угла своей деятельности принцип централизации светской и духовной власти.

По берегам Средиземного моря, в пустынях Аравийского полуострова, в междуречье Тигра и Ефрата, внезапно расцвела молодая энергичная мусульманская религия, моментально освоившая огромные пространства земли. Подпитываемая культурными и философским достижениями римляно-греков, христиан и иудеев, она победоносно шествовала, силой вытесняя христианскую религию. Именно силой, а не убеждением.

То тут, то там среди массивов христиан и мусульман проглядывали островки древнейшей нетленной философии блуждающих иудеев. Далеко на востоке, на окраине Великой Степи, в скромном уединении, цвела и переливалась мудростью великая китайская цивилизация, восседающая на двух диаметрально-противоположных религиозно-философских религиях.
Лао-Цзы, возвестившего соплеменникам о тайне Высшего Бытия и возможности мистического его созерцания и Конфуция, объявившего высшей ценностью земное существование. Уже в то время гражданам Поднебесной представлялась возможность сидеть на двух стульях сразу. Мудрые были люди, демократы!

Не менее мудрые жили за голубыми горами, подпиравшими небо. За ними, на пылающих плоскогорьях Индостана, мирно и добродушно спал великий Будда, возле ног которого сонно копошились его бесчисленные последователи.
И уж немыслимо далеко, за морями-океанами, тоже вполне самостоятельно развивались на Американских континентах несколько родственных цивилизаций, не усложняющих себе жизнь философскими премудростями и потому  просто-напросто обожествляющих всё что видели...

Четыре религиозные системы, будучи в солидном возрасте, уже не имели юношеской энергии, толкающей на экстремальные поступки. Лишь христианский мир, волею судьбы соприкасаясь территориально с мусульманским, задиристым и агрессивным, вынужден был защищаться в борьбе не столько за души людей, сколь за жизненное пространство, мирно и тяжко «завоёванное» им на протяжении многих столетий.
К XI веку западное христианство переживало сложную эпоху предреформационного периода. Папство раздирали склоки, суетные политические интриги, доносы, подлости. Часто меняющиеся папы не столько заботились о душах паствы, сколь о накоплении богатств и удовольствиях, нередко сомнительного свойства.

Это вызывало раздражение у определённой группы религиозных деятелей, старающихся возродить былое духовное могущество церкви. Среди них появились блестящие пассионарии, всеми немалыми духовными силами старающиеся встряхнуть, погрязшую в разврате и ленности христианскую элиту, вдохнуть в души богатых и бедных истинные ценности христианства и завоевать... политическую власть над ними. Особо выделялся архидиакон Гильдебранд, возвысившейся из монахов, будущий папа Григорий VII (1073-1085гг.). Умный расчётливый политик, неразборчивый в средствах, твёрдый фанатик. Его целью было создание христианской вселенской империи, в которой политическое и идеологическое правление должно-быть возложено на папу. Естественно, он натолкнулся на сильное сопротивление со стороны ряда правителей и особенно германского императора Генриха IV.

Ожесточённая борьба завершилась Вормским конкордатом (1122г.), оформленным уже после смерти Григория VII. По договору в выигрыше остались обе стороны, но главным образом, как показала история, третья «сторона» - христианский мир, в котором явственно обозначилась мощная энергия развития под политическим руководством сильных монархов и при содействии церкви, искренне заботящейся о душах простых и не очень простых людей.
Пункты конкордата провозгласили полную независимость церкви от государственной власти, невмешательство обеих сторон в дела друг друга и совместные усилия во славу христианской цивилизации. Образовалась «дружная семья», где каждый строго придерживался определённых функций.
Открылась дорога к прогрессу.

Конечно, она изначально была извилиста и деяниями некоторых регрессивных пап (Иннокентия III, 1198-1216, Бонифация VIII, 1294-1303 и др.) нередко уводила в стороны, но общую направленность уже ничего не могло изменить. Именно благодаря объединению сил перед лицом первого исламского нашествия, ожесточённо сопротивляясь, поначалу повсеместно отступая, с трудом остановив его в пору разброда (победа Карла Мартелла под Пуатье в 732 году и Льва III Исаврянина под Константинополем в 718 году), христианский мир, использовав  длительную передышку, возникшую в эпоху межмусульманского раздора, реформировав ряды, нашел силы для контрнаступления. Впервые это случилось во времена папы Урбана II (1194г.), проникнутого теми же теократическими идеалами, что и Григорий VII, но более гибкого. Он сумел организовать наступление под лозунгом освобождения Гроба Господня.

Так появилось движение крестоносцев, так возникли военно-политические религиозные священные союзы и братства.
А что же в это время происходило в исламском мире.
Первые два столетия по смерти пророка Мухаммеда принесли приверженцам ислама сплошные успехи. За этот период, в кровавых войнах за веру и добычу, сложился новый этнос – арабы. Все они были мусульмане – «одни искренне, другие лицемерно» (Л.Гумилёв, 1997г.). В состав этноса, ставшего со временем субэтносом, вошло множество племён и народов – берберы, персы, бедуины, среднеазийцы, многочисленные аравийские племена (кайситы, кельбиты, йеменцы и др.). Успех быстрого распространения этноса, по мнению ведущих этнографов, крылся в естественно-природном процессе – этногенетическом взрыве, происшедшем в V-VI веках, в том числе и на пространствах Аравийского полуострова.

Инкубационный период арабского этногенеза длился примерно 100 лет и к началу VII века «уровень пассионарного напряжения вырос настолько, что стали появлятся оригинальные люди, способные облечь себя в социальные формы»
 (  Л.Гумилёв, 1997г.). Появилась, как следствие такого напряжения, плеяда талантливых, фанатичных людей, жаждущих риска и во имя последнего умеющих объединять разношерстную массу людей, вооружать её программно оформленной стратегической задачей – завоевание силой жизненных пространств.
 Данная задача и явилась основой новой религией, прикрытой иудео-христианскими моральными ценностями, но наполненной совершенно иным духом – привлечение сторонников соблазном богатой жизни, достигаемой силой, оружием.

Существовала и другая , не менее важная, причина быстрого успеха. Никакая другая религия мира не была поначалу столь веротерпимой, как ислам. Именно это качество, всемерно пропагандируемое, сыграло важную роль после разгрома Персидской и Византийской империй на Ближнем Востоке, в Египте и северной Африке. Оно чрезвычайно помогло совместить культурные традиции массы разношёрстных народов, объединив их в единый мощный арабский субэтнос. Произошло, в первый и пока что последний раз, единение этносов и как следствие, гигантский расцвет культуры общего арабского мира в течении VIII-XIII веков.

Общегосударственный арабский язык способствовал ознакомлению, входящих в субэтнос народов, с лучшими достижениями каждого и достижениями ранее живших культур( греческой и римской). Кстати, этот же фактор способствовал и подъёму каждой из них: еврейской культуры во времена испанских Омейядов, христианско-иудейской во времена египетских Фатимидов.
Ислам стал быстро проникать в быт и традиции разноплеменного населения халифатов. Служители нового культа, не покладая рук, денно и нощно, внедряли в сознание верующих представление об исламе, как неотъемлемом элементе жизни государства. Без ислама невозможно существование и развитие мусульманского государства. Вот ведь какой оригинальный и не меняющийся тысячелетие лозунг системы.

Для охраны политических интересов ислама была с самого начала разработана и осуществлена концепция джихада – борьбы за веру. Главное направление - «джихад меча», то есть вооруженная борьба с неверными за распространение ислама. Такого не было ни в одной религии мира. Джихад считался в те времена святой обязанностью каждого мусульманина, что означало ни что иное как  территориальную экспансию халифата.
Когда же молодой задор иссяк, то джихад стал использоваться как защита завоёванного от внешних и внутренних врагов. Для борьбы с последними появился «джихад руки», то есть система наказаний, как правило очень суровых, для нарушителей чистоты веры. Уровень чистоты, естественно, трактовался каждым халифом по своему....

VII-XI века были «золотыми» веками мусульманской системы, налажено выполняющей ту самую стратегическую задачу. Вы не забыли?
Прямое решение задачи продолжалось ещё некоторое время, шаг за шагом расширяя область ислама. Были захвачены острова Средиземного моря, откуда и с материка накатывались волны мусульманизации стран Балканского полуострова вплоть до осады Вены (1453г.)

Глава 2
Одинадцатый век – решающее время первой схватки двух цивилизаций.
В это время наступает раскол христианской системы, возникают два разновекторных направления- католичество и православие. Веронский сейм 983 года, начавший официальное оформление раскола, всё же призывает не забывать лидеров и паству о едином истоке религии, о едином Бого-человеке, её создавшем. Но тщетно! Корабли уже давно плывут в разные стороны.
Западная сторона, обуреваемая тщеславием первородства, старается силой переубедить восточную, создав грозные форпосты переубеждения – священные ордена Иоаннитов, Ливонский, Тевтонский и пр.
Восточная сторона напротив лишь огрызается, нанося со времён Миндовга и Александра Невского, чувствительные удары, пресекающие поползновения католичества на славянские земли.

Но всё чаще и чаще императоры и папы начинают убеждаться в существовании южной опасности. К X-XI векам положение становится критическим. Ужас охватывает папский двор, несутся призывы к объединению, значительно сворачивается деятельность Орденов на востоке и собранные силы организуются для борьбы с мусульманством.
И если ранее исламское наступление только сдерживалось, то теперь наступает время христианского контрнаступления.
Церковь на время забывает острые разногласия с правителями феодальной Европы, создаётся общеевропейское движение крестоносцев, переориентируются, в основном, направления деятельности Орденов, возникают новые.

В течении почти двух столетий полчища христиан (отощавшие рыцари и толпы всевозможных искателей приключений, мошенников и авантюристов), очищая поля Европы от своего присутствия (не менее важная сторона их деятельности), яростно пытаются закрепится в земле Ханаанской. Им это временно удаётся, но главное, что они отвлекают значительные силы мусульман от основного направления борьбы.
Крестоносцам немало помогали духовные ордена (Мальтийский, Тевтонский, Тамплиеров и др.), которые в своей деятельности удачно совмещали военные функции с политическими. Правда и то, что иногда ордена бравировали указаниями папы и королей и доходили до прямого предательства интересов христиан, заключая тайные союзы с халифатами.

Православие не учавствует в первой схватке. Слишком далеко оно было от основного театра дествий. Найдя вторую родину на обширных просторах славянского мира, она  догмами и обрядами вторгается в души могучих славян, вытесняя или соседствуя с прежним язычеством. Ей не грозило ничто извне. Даже приход татаро-монгол, ставших мусульманами, но продолжавших следовать законам Великой Ясы мудрого Чингис-хана и их двухсотлетнее взаимодействие со славянами, не потревожило устои православия, а лишь укрепило их.  Века мирной жизни славян и татар на волжских пространствах, когда последние не следовали решению «стратегической» задачи, доказали возможность их сосуществования.

Наступательное движение западного христианства в XI-XIII веках не было особо успешным. Оно сдерживало противника и лишь на отдельных участках фронта добивалось успеха. Мавры были вытеснены за Пиренеи, освобождена Арагония, возникло Иерусалимское королевство и т.д. В тоже время почти полностью омусульманивается славянское население Македонии, Далмации, Сербии, южной Болгарии.
Наступает пора вынужденного перемирия, когда обе стороны не имеют сил для фронтального наступления, нанося друг другу болезненные, но местного значения уколы. 

Восток всё ещё продолжает, скорее по инерции,  «снабжать» Запад энергией, богатством и идеями. Так будет где-то до XIV века.
В эпоху вынужденного затишья происходят важные процессы, предопределившие судьбу дальнейших взаимоотношений двух систем.
Воинственный пыл мусульман резко угасает. Наступает время обороны завоёванного пространства, его обустройства. Здесь казалось бы «священная» борьба  должна сплотить арабский мир.
Но происходит обратное.

Невозможность завоевания новых земель и богатств вызывает очевидный раскол среди исламских государств. Оказалось, что эта общность народов крепка только при возможности обогащения. Никакой духовной связи наций мусульманского мира не было и в помине. Насильственно обращенные в мусульманство люди были в лучшем случае равнодушны к исламу, нередко восставали против. Нет обогащения, некого обращать в мусульманство – растворяется объединяющая стратегическая идея. В том числе и такая важная, как  веротерпимость. Начались гонения, особо усилившиеся во времена правления Альмогадов (1148-1269) и последних Фатимидов (1160-1171 годы). Как цепная этому реакция – постепенный упадок культуры, искусств, науки. Всё меньше и меньше звёзд первой величины на арабском небосклоне.

Наступает стагнация мусульманского мира и на первом её этапе (XI-XV века) – процесс перераспределения завоёванных земель и богатств, происходящей, естественно, под лозунгом борьбы за чистоту веры.
В недрах ислама начинает плодится великое множество направлений и течений. Энергия их деятельности уходит целиком и полностью на ожесточённую, кровавую междуусобицу....

В это же время христианский мир, наоборот, постепенно возрождается после прошедшей эпохи внутренних распрей. Как уже упоминалось Вормский конкордат и другие шаги чётко определяют место и функции религии в государственном устройстве, всеподчинённость граждан единым Законам и всё более и более проявляемую государствами политику консолидации внутренних областей. Постепенно приходит успокоение, способствующее росту торговли, товарообмена и непременно сопутствующих этому процессу вторичных явлений – расцвету литературы, искусств, естественных наук и философии. Всё как было ранее в эпоху расцвета мусульманского мира. Закономерности ведь едины!
Христианский мир, выдержавший мощное фронтальное наступление, объединённый политически и духовно, бурно прогрессирует.

Глава 3
Начинается средневековье. Длительное и блистательное для западного мира, ибо уже ничего не тревожит извне его границы.
На Востоке – это время непрекращающихся внутренних войн между странами мусульманской системы, перераспределяющих завоёванное пространство под флагом борьбы за чистоту ислама. Некогда цветущее разноплеменное исламское общество самоуничтожается. И первым тому доказательством служит постепенное исчезновение крупных интеллектуальных имён в арабском субэтносе. А ведь их было до XIII-XIV веков великое множество. Переводы трудов Эвклида, Птолемея, Аристотеля,  Гиппократа, Галена и др, выполненные арабскими переводчиками, являются единственным источником и наших сведений о этих гениях. Математики и астрономы ал-Харизми, ибн Муса, ал-Баттани, историки и законоведы ат-Табани, ибн Хордадбег, ал-Фергани, первый энциклопедист Исхак ал-Кинди, первый социолог  ибн Халдун. А сколько светлых имён в медицине (Авицена и др.), в поэзии, архитектуре. А мореплаватели, открывшие дорогу в Индию, Китай и юго-восточную Азию для португальцев, голандцев и др.

С XIV –XV веков таких имён мы уже не встречаем. Как чётко идеологическое здоровье системы сказалось на интеллектуальном уровне общества.
Зато как грибы после тёплого дождя растут различные течения, секты, движения. Описать всех невозможно, да и незачем. Существует в мусульманской историографии целая наука, доксография, предметом которой является описание идейных разногласий   в исламе. Это не смешно, скорее печально!
Но основные течения представим, конечно, обзорно.
Чуть ли не с момента возникновения ислама, благодаря разногласию между потомками семьи Мухаммеда, дерущихся за власть в халифате, появились два течения. Благочестивый суннизм, отрицающий возможность посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммеда, последователи которого составили подробные пояснения к Корану в виде Сунны, зафиксированной в хадисах. Сунниты признавали законность власти первых четырёх халифов и вообще поначалу были партией «примиренцев». Суннитское направление послужило идеологической основой создания двух мощных и наиболее культурных государств исламского мира – Аббасидского халифата (Багдад) и Омейядского (Испания).

Бежит время и суннизма явно не стало хватать, особенно для обоснования перераспределения богатств. Понадобилось ловкое и более беспощадное направление. Так возникает шиитизм. Шииты признают только Али и его потомков единственно законными преемниками Мухаммеда. Остальные - узурпаторы, которых следует выжигать калёным железом.
Направление сразу пустило глубокие корни, глубокие и разветвлённые, ибо потомков славного Али было множество и потому для людей авантюристического склада ума появились возможности под знаменем каждого из них попытаться захватить вожделенную власть. В противовес суннитам они также составили пояснение к Корану в виде ахбаров, являющихся по их мнению единственно правильным источником о поведении и решениях угодных Аллаху.

Уже в середине X века шиитское движение распалось на два основных течения – «крайнее» и «умеренное», которые впоследствии (в XI-XII веках) вновь разделились, первые соответственно на гулат, альмогадов, исмаилитов и вторые на зейдитов, имамитов и т.д. и т. п.
Уже к XII веку шиитизм становится религиозной основой новых государств в северной Африке и Испании – исмаилитского халифата  Фатимидов (Египет) и халифата Альмогадов в Испании. Последнее было создано кровожадным Ибн-Тумартом. Этот халиф проповедовал ислам исключительно силой оружия... Поначалу были вырезаны иудеи и христиане на территории нынешнего Марокко, а потом полчища «истинно правоверных» вторглись в цветущую Испанию и...полились потоки мусульманской (суннитской), иудейской и христианской крови в Кордове, Гренаде, Севилье и др. городах.

Но и эти течения ещё были «розовыми». Множатся типично экстремисткие секты, под названием «гулат» (крайние, преходящие границы) и исмаилиты. Их идеология базируется на сложном переплетении шиитского вероучения с примесью домусульманских культур, в основном персидского зороастризма.
Но это лишь идеологическая «шапка».
Организационная структура всех шиитских направлений совершенно одинакова. Политическая доктрина – власть любой ценой. Религиозная сущность – жёсткая дисциплина, слепое подчинение старейшинам. Имеющиеся свидетельства древних авторов повествуют о семи ступенях посвящения в члены сект.

Громадная масса рядовых членов не поднималась выше второй ступени и среди них господствовал Коран и Сунна. Чем выше по лестнице посвящения, тем более развенчивалась их сущность. На третьей ступени объявлялись необязательными принципы шариата. На четвёртой уже прямо говорилось, что шариат выдуман для глупцов, дабы легче держать в повиновении простой народ. Начиная с пятой ступени посвящаемый узнавал, что вскоре придут новые пророки. Последним будет Махди (ведомый Аллахом). Он совершит всевышний суд над людьми и введёт избранных в царство Мирового Разума. Звучит как анекдот, но почти все основатели арабских династий провозглашали себя Махди (Убайдаллах-Фатимиды; Ибн-Тумарт-Альмогады и т.д.). На шестой и особенно на седьмой ступенях избранным (миссионерам) внушалось, что все религии в сущности одинаковы и что их догматы и обряды необходимы простым, примитивным людям и что философия вообще выше религии.

Вспоминаете – ведь это типичная организационная структура любого диктаторского режима и любой террористической партии.
Миссионеры обязаны были действовать не только среди последователей ислама, но находить приверженцев среди иудеев, христиан, персов и пр. Делалось всё во имя единственной цели – во время Оно глава секты (партии) выступает в роли Махди и тем достигает низвержения существующих институтов власти и законов.
Успех исмаилитов был настолько большим, что в XII веке они захватили власть в мусульманской системе на огромном пространстве от современного Алжира и до Сирии включительно.

Знаменитый поэт и идеолог исмаилизма Насир-и-Хосров откровенно считал, что «если убивать змей для нас обязательно по согласному мнению людей, то убивать неверных для нас обязательно по приказу Бога всевышнего, и неверный более змея, чем змея...» (Л.Гумилёв, 1995г.)
Это ли не кощунство над религией вообще!
С прекращением внешней экспансии, с наступлением эпохи перераспределения, даже пламенной энергии исмаилитов и альмогадов стало не хватать в кипящем мире ислама. Появляются секты, чьё мировоззрение базируется на неприкрытом терроризме. Как яркий пример тому секта низаритов, терроризировавших тогдашний мир (мусульманский и христианский) на протяжении почти двух столетий. Она существует и по сей день, но её личико стараниями предпоследнего имама (Али Сулейман Хана, правившего в 40-50ых годах XX столетия) резко изменилось – от террористического до сексуального.
Все бы так!!! Но это отдельный рассказ в духе американского шоу.

Сейчас же, буквально несколько предложений о наверное первой (более ранней не встречал) террористической партии низаритов. Некоему интригану и фокуснику, достопочтенному  и весьма честолюбивому Хасану ибн-Сабаху, служившему ответственным чиновником в канцелярии султана Мелик-шаха и выгнанному с работы за финансовые фокусы в особо крупных размерах, удалось захватить неприступную крепость Аламут (северная Персия, окрестности современного гор. Казвина), принять на «душу» звание шейха и организовать особый орден – «Новый призыв».
Вообще-то низариты, не запутайтесь, правая ветвь исмаилитов, которые правили в фатимидском халифате и разругавшись вдрызг (середина всё того же XI века), естественно из-за престолонаследия, разделились на мусталитов и вышеназванных.

Победили первые, а вторые с позором были изгнаны и под руководством Хасана свили гнездо в северной Персии. Образовать крупное государство Хасану не удавалось, всё было уже занято более «правоверными» организациями, но бурное тщеславие и жажда денег требовало выхода. И тогда шейху пришла гениальная идея – зарабатывать на терроризме и шантаже под зелёным знаменем Ислама. Для этого призыву в орден подлежали молодые юноши из сельского населения, то есть не обременённые образованием. Интеллигенцию в партию принимали строго ограниченно, понимая уже тогда (1090 год.) её склонность к размышлениям и анализу.
В современных террористических организациях «черновую» работу также выполняют совсем простые люди, как правило.

Уже через 10 лет весь цивилизованный мир ( от Атлантики до Персии) дрожал при упоминании этого ордена. На западе его прозвали орденом ассасинов (убийц), перековеркав восточное название «гашашшины», за весьма своеобразное применение гашиша. М.Д.Каратеев (1994г.) пишет, что орден имел пять ступеней посвящения и в отличие от мусталитов в философию особо не вдавался, толкуя Коран совершенно произвольно. Члены двух последних ступеней назывались миссионерами и были посвящены во все тайны ордена. Членам первой и второй ступени не открывали вообще никаких тайн, они были слепыми исполнителями воли шейха и миссионеров. Такие назывались «федави», что значило жертвующий собой за веру. Для настройки федави к подвигу, то есть убийству, они подвергались психологической обработке с применением гашиша. Методологию разработал сам великий и непогрешимый Хасан ибн-Сабах.
Вскоре Орден образовал филиалы в Сирии и Палестине, где захватил горные замки Апомею и Алейка.

Масштабы террористической деятельности стали огромны. Сотни виднейших сановников и правителей – эмиры Дамаска, Мосула, Багдада, великие везиры Египта и Марокко, фатимидский халиф Аамир; европейцы – князья Конрад и Боэмунд, граф Раймунд, венгерский король Бэлла, английский принц Эдуард Плантагенет и лишь германский император Фридрих II и французский император Людовик Святой остались в живых, откупившись крупными суммами денег и т.д. 
Орден наводил ужас в течении почти 200 лет, примерно до 1378 г., когда поначалу монгольская лавина, а потом славные мамлюки окончательно разорили горные крепости ассасинов, отобрав невиданные богатства. Низариты переселились в Индию, где до настоящего момента и существует их главный центр.

Почему так детально представляю это «идеологическое» течение. Потому что Орден впервые привнёс в религию, как постоянный фактор убеждения, силу и устрашение, оформив и то и другое в виде политико-террористической доктрины. Впервые миссионеры-низариты создали методологию поточного воспитания убийц во славу Аллаха...Создали не как единичное и необыкновенное явление, а как обыденный труд, то есть рабочий процесс насилия над конкретной личностью в политических и финансовых целях для создания атмосферы всеохватывающего страха и бессилия.
Им это здорово удалось. Настолько, что даже матери федави благославляли сыновей и безумно радовались их «подвигам», глубоко веруя в райскую жизнь детей.
А при чём тут религия?
Нарисованная картина всем вам прекрасно знакома по деяниям исламистов в сегодняшней Палестине...

Глава 4
Средневековая Европа уже к XIV-XV векам являло собой пространство, где было накоплено много энергии, богатств и идей. Всем этим обильно поделился с ней Восток, помимо того, что было создано ею самой. С XV века начинается экспансия западной христианской системы, прогресс практически во всех областях деятельности и вскоре она становится особой и единой политической и экономической моделью, навязываемой почти всему остальному миру.
Я не буду подробно останавливаться на причинах данного процесса. По этому вопросу существует мощная библиография. Но одна из причин поможет нам разобраться в дальнейшем в объяснении побед христианского мира над мусульманским.

Крупный американский политолог Т.фон Лаue (1987г.) объясняет превосходство Запада, помимо прочего, «уникальной комбинацией культурного единства и разнообразия». Он пишет, что «единство было обеспечено иудейско-христианской традицией, базирующейся на греко-римской культуре, которые с помощью аскетизма или, иными словами, РЕЛИГИИ, стали главной движущей силой культурного творчества...»
Итак, христианская религия в отличии от позднемусульманской помогла человеку своего общества осуществить духовную «модернизацию», в процессе которой он перешел от религиозного самоотречения к более «равному» отношению с Богом.

Начался великий процес Реформации, «объяснившей западному человеку меру своей угодности Богу, определяемую не посредниками в лице священнослужителей, а степенью жизненного успеха...» (А.И.Уткин, 2000 год).
Глубочайшие слова, безусловно!
Реформация началась деятелями искусств. Не прелатами церкви. Суть Реформации, если очень коротко – свобода личности, духовное освобождение каждого индивида. Заслуга католической церкви состояла в том, что она вовремя отреагировала на эти процессы, привнеся в уста Бога слова, что выживание каждого человека основывается на мобилизации только собственных сил, а Творец устроитель общественного выживания. Эта гуманизация католической религии «дала западному человеку мощь носителя божественного начала, т.е. не полагаться на Бога, а своей энергией доказать преданность его Замыслу, не прятать ум в слепой вере, а открыть его для невиданных чудес Природы, созданных Богом, но познаваемых разумом» (А.И.Уткин, 2000г.).

Реформация, Ренессанс попросту вынудили папство подключится к историческому процессу, попытаться встать во главе его. Некоторые папы, образно названные ренессансными, попытались использовать реформацию для претворения в жизнь великодержавных идей. Их не оставляли замыслы Григория VII встать над светскими государствами, объединить в своих руках политическую и идеологическую власть. Именно в этих целях они попытались использовать идеи Реформации, привлекая под свои знамёна наиболее интеллектуальные слои в каждой стране, но особенно деятелей третьего, буржуазного сословия, интуитивно чувствуя своё настоящее и особенно будущее, теснейшим образом зависимое от развития именно этого класса.
Действия наиболее «серьёзных» пап (Сикста IV, Иннокентия VIII, Александра VI, Юлия II –середина  XVвека-начало XVI) были направлены всецело на решение этой глобальной задачи, то есть превращения папства в культурный центр развивающейся Европы.

Только понятие «культурный центр» было совсем иным нежели у светских реформаторов. Если последние направляли острие реформации против монашеских орденов и папства, требуя полного отторжения религии от институтов политики, экономики, образования, искусств, то реформаторы от церкви, превознося божественную душу как вместилище всех вышеназванных «институтов», проповедовали принцип абсолютного авторитета папства (политического и идеологического). Они старались обновить монашества,  реорганизовать их путём создания новых более боевых монашеских орденов. В этом была суть католической реформации, которая и вошла в историю как контрреформация.

Особенно прославились папы Юлий II (1503-1513гг.) и Павел III (1534-1549гг.). Во времена первого папское государство достигло наивысшего расцвета, расширившись и вобрав всю северную Италию, Венецию и др. Папа Павел Ш  решил организационные проблемы контрреформации  на Тридентском Вселенском соборе, вооружив церковь Орденом иезуитов (1540 г). Стратегической целью деятельности Ордена явилось объединение мира под церковным владычеством папы.
В этом можем найти определённое сходство со стратегической задачей ислама, с той лишь существенной разницей, что католическая церковь исторически слишком поздно вооружилась данной задачей, не имея на то ни сил, ни средств. Уже в то время абсолютисткие монархии запада представляли мощные, консолидированные сообщества, нуждавшиеся в услугах церкви, но только на поприще нравственного воспитания граждан. И это доказали последующие события.

Уже с папы Пия IV (1559-1565г.) на том же Тридентском соборе (его третья сессия) были провозглашены новые церковные реформы полностью в духе светского реформизма:
- сознательный, принципиальный отказ от стремления встать над светской властью;
- признание светской власти папского абсолютизма внутри Ватикана, но существенное её ограничение в епископатствах на территориях других государств;
- создание семинарий, то есть церковных институтов по подготовке всесторонне образованных священнослужителей.
Последний пункт стал наиважнейшим в истории католической церкви.

Пройдёт ещё немного времени и даже в борьбе за испанский престол, наиболее католитизированной монархии, мнение папы не будет интересовать враждующих монархов Франции, Австрии, Германии, которые без его участия подпишут Вестфальский мир (1648г.).
С этого момента церковь уже не оказывает политического воздействия на общества христианского мира, постепенно оттесняясь в сферу личной жизни...

Совсем иначе развивались страны мусульманского суперэтноса.
Вновь спустимся в подвалы истории.
Начиная с XIII-XIV веков исламский мир, теряя энергию, сползает в состояние стагнации. Энергии субэтноса хватает лишь на бесконечные, кровавые междуусобицы и отражение внешних нашествий. Христиане теснят их на Иберийском полуострове, полностью освобождая к середине XV века. Неудержимые чингизиды уже с середины XIII века проникают в самое сердце исламского мира (сожжение Багдада, 1258г.), уничтожая плоды экономического и культурного развития халифата. С середины-конца XIV века Египет, Анатолия и Ближний Восток содрогаются поначалу от нашествия турок-османов, потом орд Тамерлана с тупой последовательностью продолжающих кровавое насилие чингизидов. Египетские мамлюки, утвердившиеся на берегах Нила, в течении почти двух столетий (XIII-XIV века) ведут междуусобные войны, истощая друг друга, пока окончательно не впадают во всеобщую прострацию, отдав пустующий Египет во власть Порты. Лишь в конце XV – начале XVI веков на истощённом пространстве бывших цветущих халифатах воцаряется относительное спокойствие. Оно от усталости, апатии, безразличия...

На исторической арене появляются суннитская блистательная Порта (османская империя), подобравшая, как упавшие к ногам плоды, обескровленные территории Анатолии, Сирии, Месопотамии, Палестины, Египта и шиитское государство сефевидов (Персия), помимо большого количества мелких эмиратов и ханств, раскиданных по территории от северной Африки и Йемена до Средней Азии. Блистательность Порты вскоре оказывается мифической и уже после смерти Сулеймана Великолепного (1566г.) начинается упадок османлиев, которых предельно истощали  постоянные войны с Австрией и особенно с Россией. Остальной арабский мир ( Персия и эмираты) стали замкнутой, отгородившейся от всего мира системой государственных образований, весьма отсталых в экономическом и культурном отношениях.

Да, конечно, первую схватку двух цивилизаций мусульманский мир проиграл, несмотря на столь блистательное начало.
Проиграл, но не сломался! Лишь отгородился железным занавесом от христианского мира и в тишине «тонкого» Востока казалось бы успокоился воспоминаниями о былом могуществе. Но долго воспоминаниями не проживёшь. Они ведь будоражат общественное сознание и накопляемая этим процессом энергия заставляет действовать...в двух принципиально противоположных направлениях. Или следовать  Западной дорогой, сломав «занавес» и провозгласив прозападные лозунги в политическом и идеологическом плане или в «сонной тишине» ковать новые кадры, наследующие традиции низаритов и альмогадов. Другие пути всё равно прибьют к одному из указанных берегов, но с большим потом и кровью.

Исламский мир пошел вторым путём. К великому сожалению! Правда были и смелые голоса (бабиты, последователи Али Мухаммед Ширази и бехаиты, последователи Хусейна Али Нури – вторая половина XIX века), которые призывали вооруженной борьбой (бабиты) или мирной пропагандой новых религиозных идей (бехаиты) добится буржуазного преобразования исламского общества, отказаться от Корана и т.д. Но эти движения крайне жестоко подавлялись и не только шиитами, но и благочестивыми суннитами.
Зато реакционные течения вновь разливаются полноводной рекой.
Среди суннитов появляется религиозно-правовая школа ханбалитов, названная по имени имама Ахмада ибн-Ханбаля.

То были яростные консерваторы, категорически запрещающие любое позднее толкование догматов веры, любое нововведение, не имеющего прямого обоснования в Коране, требующие фанатичного соблюдения обрядовых и правовых норм шариата. Школа имела широкую поддержку  среди мусульман Персии и Аравии и на протяжении долгого времени всеми силами проводила идеи очищения ислама. Эти очищения нередко заканчивались массовой резнёй неверных.
В XIV веке, стремясь не отстать от собратьев, среди шиитов Турции и Сирии возникла община Ахл-И Хакк (люди истины), возглавляемая Али ибн аби Талибом. Основным догматом веры сторонников общины явилось ожидание скорого пришествия «обновителя мира», чьи стрелы уничтожат всех неверных.

Всё тот же навязчивый мотив..., который, как пламя, возникает то тут то там, завоёвывая новые территории. Именно они в XVIII веке принесли ислам на северный Кавказ и когда Россия начала завоевание региона, то совершенно для себя неожиданно столкнулась с агрессивным исламизмом (мюридизм), породившим легендарную фигуру сопротивления шейха Мансура, пойманного и сосланного на Соловки и оказавшегося итальянским монахом-францисканцем, обращённым в мусульманство. Потом возникла фигура не менее легендарного имама Шамиля, который был дервишем из ордена «накшбанди» (мистическое суфийское братство), и возглавил после Мансура кровавую борьбу с неверными (в данном случае с русскими). Вековая драма России, как и местных племён, потерявших десятки тысяч воинов и простых жителей, не закончилась пленением Шамиля и лишь «гениальная» мысль русского генерала – насильственно выселить горские племена на предкавказскую равнину, где дать им земли или «по собственному желанию» отправить их в единокровную Турцию – решила проблему.
Так впервые славянский мир, столетиями мирно живший бок о бок с татарской ветвью мусульманства, узнал, остро прочувствовал, его агрессивный характер.

Наконец, настала очередь и правоверных суннитов Аравийского полуострова порадовать мир. В 50-60 годах XVIII столетия здесь возникает религиозно-политическое движение ваххабизм,чьим основателем был имам Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб.
Чуть подробнее о истории движения, чьё имя  сейчас на устах любого обывателя.
Уроженец Аравийского полуострова, точнее самой раскалённой его сердцевины (плоскогорье Наджд), из семьи религиозного учителя, аль-Ваххаб с молодости много путешествовал. Посетив Басру, Багдад, Дамаск, побывав в Индии и Иране, он не преисполнился чувством красоты природы и людей, лишь злоба и ненависть, сконцентрированные в идее подчинения своей воли «красоты», владели его душой. Он объявляет о намерении коренным образом реформировать ислам, очистить от ереси поздних накоплений, то есть понимая Коран исключительно буквально.

Ваххаб излагает свою доктрину в книге « В защиту единобожия», где провозглашает себя главой мирового ислама. Удачно женившись на женщине из дома Аль Сауд, на деньги этих мелких в ту пору князей, Ваххаб распространяет свой символ веры насильственно, объявив джихад практически всему реальному исламу. С этой целью он организуе отряды фанатиков и движется к Хиджазу (западная Аравия), затем завоёвывает территории Сирии и Ирака. Везде его приход сопровождается массовыми зверствами и изнасилованиями, уничтожением религиозных памятников, мечетей и могил святых, сожжением книг. Кстати, одним из особых предметов ненависти реформатора было искусство и в первую очередь музыка, которая отныне подвергалась полному запрету. Захватив большую часть Аравийского полуострова и обширные пространства на Ближнем Востоке, Ваххаб стал угрожать существованию османской империи. И только тогда представители мусульманского духовенства империи провозгласили «фетву», официальный религиозный эдикт, поставив Ваххаба и семью Сауд вне закона. В 1812 году правителю Египта Мухаммеду Али Паше удалось разбить войска Ваххаба и загнать остатки его армии в пески Аравии.
Казалось, что очередному кровавому мусульманскому фанатизму пришел конец.

Ан нет!
В начале XX столетия среди потомков Ваххаба взрастает молодой и энергичный деятель Ибн Сауд. Он вновь организует ваххабитов в штурмовые отряды, назвав их «Ихван» (братство) и ...кровавый поход возобновляется. Разоряются священные города Мекка и Медина, уничтожаются соперничающие династии (Хуссейны), сжигаются библиотеки, кладбища и даже дом самого пророка Мухаммеда. И вновь ваххабитам удаётся захватить почти всю территорию Аравии и в 1932 году провозгласить новое государство – Саудовская Аравия.
Это первая в современной истории империя зла. Зла в кубе, ибо вся светская власть в этом государстве принадлежит религии. Вот вам государственное, мусульманское, «основание нравственной жизни».
Но обо всём этом Европа узнает значительно позже.

Более памятным, мировым по масштабам проявлением мусульманского экстремизма, стал армянский геноцид 1915 года, когда в течении нескольких месяцев было вырезано до 6-7 миллионов «неверных» армян христиан, живущих в Турции. Это впервые оказалось технически возможным, когда совместно действует религия и армия...
«Топороносцы убейте гяуров» - таков был лозунг, под которым муллы вели толпы озверевших людей на жесточайшие убийства. И охваченные религиозным фанатизмом, под знаменем джихада, как богоугодного и праведного дела, с поистине всенародным энтузиазмом и ликованием, вырезали мужчин, женщин, детей и стариков.
Христианский мир в ту пору смолчал, задавленный собственными политическими и экономическими событиями. Шла первая мировая война, расколовшая христианский мир, на востоке которого загоралось кровавое пламя новой религии – ленинизм.

Глава 5
Наступает XX век – время неожиданного окончания стагнации мусульманского мира.
Что-ж послужило лекарством?
Два основных фактора, дружно отмечаемых этнографами и политологами.
Мировая война (первая и вторая), расколовшая христианский мир. Появились две враждующие, непримиримые стороны. Каждая сторона в пылу драки пытается использовать исламский мир, натравливая его против другой стороны. Инвестируются огромные средства, но только в развитие военной инфраструкруры. Проблемы образования и просвещения народа, тёмного, забитого религиозными догматами, нелепыми обрядами шариата, внедрение западной культуры и взращивание арабской прозападной интелигенции, никогда не интересовали инвесторов. Хотя это был единственный период в истории взаимоотношений двух миров ( XVIII-XIX века), когда в ослабевшие исламские страны (главным образом -Турцию и Персию) было возможно, при наличии соответствующей совместной политико-экономической доктрины, внедрить западную модель развития, западную систему ценностей. 

И это основной стратегический промах, как  позже подскажет история.
Были и грубые тактические ошибки. Великая Британия, до первой мировой войны служащая чем-то вроде гаранта целостности Османской империи в качестве противовеса императорской России, а впоследствии, когда «младотурки», новые правители Турции, стали опираться на кайзеровскую Германию и ленинскую Россию, ставшая её врагом, создала ряд лоскутных арабских государств и попыталась их руками  противодействовать режиму младотурков. Но она уже не имела сил и средств. Этим незамедлительно  воспользовался Ибн Сауд, преследуя исключительно собственные династические и идеологические интересы.  Как щупальца гидры, они стали проникать в Палестину, Сирию, Ирак, Персию, Египет и страны Магриба.

Существовал и второй фактор. Им как не странно стал...бурный рост экономики западного мира, которого Творец, к сожалению, обделил сырьём. Правда, его было в преизбытке в восточной Европе, но эта часть западного мира оказалась отрезанной.
НЕФТЬ! Она была найдена именно в недрах арабского мира. Притом очень дешевой и в огромных количествах. Чистая по химическому составу, неглубокозалегающая, легкотранспортируемая к портам Средиземноморья и Арабского моря.  Ушедшая на покой эпоха колониализма и заменивший её политкорректный демократизм технократов (я не против, но всё хорошо в меру – от авт.), охвативший западные индустриальные страны, привёл к... резкому обогащению мусульманских стран. Триллионы долларов заполнили карманы многочисленных шейхов, эмиров и правителей. Эти деньги не пошли на просвещение обывателей, как это было в XVI –XIX веках в западном мире, они были потрачены и тратятся до сих пор на роскошь, военные нужды и распространение тоталитарных идей...

Вот две основные причины окончания стагнации и пробуждения мусульманского традиционализма.
Исламский мир воспрянул духом, в нём вновь возродились старые надежды... Оказалось, что века былой славы не забыты...
С этого периода (30-40ые годы XX столетия) начинается второй этап схватки двух цивилизаций. Но теперь, при неизменной стратегической задаче (завоевание мира), резко меняется тактика. Она заключается в тайной подрывной деятельности и всемерном терроризме.
Методология проста.
Пользуясь демократическими законами западных стран, внедрятся в эту среду, обживаться, проникать в коммерческую, банковскую сети, в университеты и исследовательские институты, постепенно создавая общины, организации взаимопомощи, партии и союзы под демократическими лозунгами этих стран. И...производить детей, как можно больше, уже граждан этой страны. Весьма образно по этому поводу сказал недавно крупный мусульманский деятель – «...мы завоюем их через матку арабской женщины...» 

И на самом деле. Во Франции сегодня более 5 миллионов арабов, в США – более 2 миллионов, в Германии, Италии и Англии тоже где-то около 5 миллионов, а в России более 30 миллионов мусульман. Имея много денег, очень много, эти люди активно пропагандируют ислам и местные граждане, в основном молодёжь, в возрасте до 30 лет, переходят в мусульманскую веру. Это не единичные случаи, правда, пока и не массовые. Но это частое явление!
И второе!  Терроризм – везде и всюду. Запугать обывателя, создать атмосферу страха и паники в стране, вызвать всеобщий коллапс.
И в этом они здорово преуспели.

В 1928 году шейхом Хасаном аль-Банной, в Египте, была создана религиозно-политическая организация «Ассоциация братьев мусульман». Истый суннит, Аль Банна, в рамках суннитского ислама, развивает идеи панисламизма, исламского национализма, а его последователи даже пытаются привнести в Коран идеи исламского социализма. Так впервые ислам попробовал переварить идеи ленинизма. Естественно, им особо понравились ленинские мысли о диктатуре одного класса и беспощадной расправы над другими. Используя эти «мудрые» концепции Аль Банна со товарищи по новому обосновали старое, «доброе» оружие джихад. Это оказывается классовая борьба с неверными, коих надо уничтожать по примеру старшего брата и в соответствии с мировым, современным учением – ленинизмом.

Ну, а дальше – как прежде! Не успели организоваться, как тут же раскололись на три основных течения:
-умеренные братья (возвращенцы к чистому суннизму);
-исламские демократы (сторонники одноклассового национально социалистического  общества);
-правые (экстремисткие круги, сторонники ваххабитов, низаритов и т.п.)
Сторонники первых двух течений дальше кухонного теоретизирования не пошли, а вот последние найдя благодатную почву (шиитизм Ирана и ваххабизм Саудовской Аравии), стали быстро развиваться, ещё и благодаря необыкновенно благоприятной геополитической и экономической обстановке.

Тогда же, в 40ых годах, в Иране возникает группировка «Федаяне Ислам (поборники ислама), основанная муллой Навваб Сафави. Существует молва, что её основание было связано с национал-социалистической партией Гитлера, потому как в начале её лидеры громко вещали против коммунизма и империализма. После разгрома Германии партия резко изменила позиции, в её программных документах ярко засверкали слова о исламском социализме. Далее партией была организована серия террористических актов (в Иране и Франции произошли убийства сторонников светской власти шаха Реза Пехлеви), затем было подготовлено покушение на самого шаха (1949 г.), с треском провалившееся, после чего лидеры сбежали в Европу и затаились, несся с собой зёрна будущих экстремистких организаций.
И они, конечно, появились.

В конце 70ых годов несчастного шаха таки убрали и к власти в Иране пришло движение «Исламская Революция».Это и были те самые зёрна, проросшие на благодатной почве парижских и лондонских кофеен. История вновь пошутила, позволив прорости в одном и том же месте ленинским и исламистким зёрнам...
Но лозунги были, конечно, иные. Они призывали мусульман к исламской революции...Пророка, с целью спасения мусульман и всего человечества, «сбившихся с праведного пути и утративших конечные задачи развития». Лозунги были сформулированы аятоллой Хомейни там же в Париже и в них чётко проглядывала идея панисламизма, завоевание им главенствующего места под солнцем...

Ну, а в Саудовской Аравии, где вовсю засверкали под лучами экваториального солнца нефтяные фонтаны, внезапно создавшие на песках современную инфраструктуру местного общества, формально напоминающую западную, ваххабизм, дотоле сонно дремавший в полуголодном состоянии среди королевской семьи и верхушки приспешников, начал быстро распространяться вширь и вглубь, захватывая  студенческие круги и появившуюся националистическую интеллигенцию. 
Видимо так завершилась идеологическая подготовка для практического начала второй схватки двух цивилизаций.

Вскоре идеи Аль Ваххаба и Хомейни, иногда разбавленные маоцзедунизмом, троцкизмом и пр,  взяли на вооружение многочисленные явные и тайные современные террористические организации. Назовём хотя бы основные (по географическому принципу с востока на запад): Абу-Саяф (Филлипины), Харакат уль-Муджахеддин (Пакистан), движение Талибан (Афганистан), Джамаат улем-и-ислами (Пакистан), Аль Кайда (интернациональная), Хезболла (иранская организация в Ливане), Исламский джихад (Палестина), Хамас (Палестина), Аль гама аль-Исламия (Египет), Джихад аль-Мыср (Египет), Фронт исламского спасения (Алжир), социалистическая джамахирия (Ливия) и множество, мсножество других.
Буквально напрашивается мысль о существовании где-то Центра мусульманского фундаментализма по координации деятельности многочисленных террористических организаций, в том числе и финансовой. Иначе как понимать одновременный взрыв ненависти и жестокости, прогремевший в разных концах мира...

Глава 6
Вот так и подошел XXI век. Прошло тысячелетие со времён первой схватки двух цивилизаций. За этот казалось-бы огромный срок в развитии человечества, но небольшой в историческом плане и уж ничтожно малый в геологическом, западная цивилизация обрела главное оружие – уверенность в собственных силах, в достижении любых рациональных целей, внутреннюю коллективную солидарность (несмотря на внешние порой раздирающие факторы). Она создала особую политическую систему, где каждый институт, в том числе и церковный, имеет свою нишу и предназначение. Взаимодействие институтов власти, равноправных конституционно, но конкурирующих по степени воздействия на общество, создало беспрецендентный университет западной демократии. В этом университете, помимо стран Европы и Америк, почётное место занимает Япония, постепенно вползает Китай и юго-восточная Азия,  вскоре повидимому войдёт и Россия, как обычно с щепетильным требованием учёта таинственной славянской души...

В отношении мусульманского мира всё обстоит сложнее. И дело не в том, хочет она этого или нет. Дело в абсолютно ином, весьма своеобразном ментально-психологическом складе мышления мусульманского сообщества, практически не меняющегося на протяжении столетий. За это время не сформировалась в исламском мире ощутимой прозападной элиты, столь явственно проявившей себя и в Японии, и в Китае, и в России.
Откуда такое своеобразие?
Это сообщество (субэтнос) было создано за невиданно короткий срок сильной политико-религиозной организацией ( буквально партией), возглавляемой весьма способным, творчески одарённым человеком, пророком Мухаммедом и его сподвижниками (Абу-Бекром, Османом, Омаром, Али и др.), зараженных общей и вполне реальной идеей – завоеванием достойного места под Солнцем. Много было пророков, но завоевательная идея под религиозными знамёнами возникла и осуществилась только у одного.

 Мир уже был давно заселён и арабам была предоставлена родина – сухие, каменистые степи Аравии с немногочисленными оазисами на северо-западе (Хиджаз) и юго-востоке (Йемен). Здесь проживало много племён (арабов, христиан, иудеев и др.) в мире и согласии, не мешая друг другу. Но Мухаммед посчитал, что лучшие земли отданы христианам (Средиземноморье и Малая Азия) и персам (Иран, Средняя Азия), что было явной несправедливостью по его мнению. Он много читает, ещё больше беседует с купцами-рахдонитами (иудеями), множеством караванов пересекающих Аравию. Беседует о таинствах христианской религии, мудрости иудаизма, тонкости и терпеливости буддизма. Это не могло не отразится в душе впечатлительного и честолюбивого  человека, жаждущего идти собственным путём, думающего о мессии... Он, видимо, досконально изучил душу степных кочевников, их интересы, мысли, чаяния.

Мухаммед создаёт религиозную организацию (чисто политическую по целям) и убеждённо объявляет, что призван исправить пороки мира, что все бывшие до него пророки, достойные всяческого уважения, говорили правильно, но вот простые люди, а тем паче злые, всё напутали, забыли, перековеркали. Лишь Он может направить на истинный путь. Следует лишь свято верить ему и произнести простые слова – « Нет другого Бога, кроме Аллаха и Мухаммед пророк его. Сказавший это моментально становится свободным членом новой религиозной системы.
А дальше вы становитесь воинами Аллаха и уже не надо думать ни о чём, лишь подчиняясь пророку и его миссионерам. Они приведут вас к счастливой жизни.
Простота нравилась людям, они зажигались надеждой...на скорую богатую жизнь, не мудрствуя, не тратя сил, средств и пр.

То есть изначально ислам был обращён не к внутреннему миру человека, а к внешним событиям. В нём преобладали СХЕМЫ поведения, диктат, требующие  беспрекословного подчинения. Это скорее политическая идеология, ничего общего с религией не имеющая, порождающая обыкновенный тоталитаризм.  В этом парадокс ислама, как религии, тревожный парадокс. Ведь религия, повторяю за А.Менем, по сути  неотделима от борьбы за торжество добра и высокой нравственности, а здесь мы имеем дело скорее с политической организацией, борющейся за власть...

Иудаизм, буддизм, христианство развивались совершенно по иному. Они медленно вытесняли из сознания людей язычество выверенными философско-нравственными догмами. Не силой, за редчайшим исключением. Вытеснение шло веками, часто жертвенно, завоёвывая позицию за позицией в душе конкретных личностей, до тех пор пока религия не становилась сутью жизни индивида, общества, страны. Потом незаметно, плавно, без агрессий, особенно в первом тясячелетии христианства, догматы мигрировали с караванами купцов и паломников в соседние государства, не ведая границ и обходя запреты. Распространение шло естественным путём.

Были и позорные исключения. К примеру, в жизни католической церкви – уничтожение индейской культуры (XVI-XVII века), насильственные случаи миссионерства в Африке (XVII-XVIII века) и совсем недавнее – тайное потворство фашистам в Холокосте. Но это – исключения. В православии, буддизме, иудаизме кажется и их не было.
Только ислам, став с самого начала и политической и идеологической системой, распространялся путём военного подчинения «неверных» стран и насильственной мусульманизации населения – прямо или косвенно через механизмы благ.
Надо отдать должное блестящей организации процесса, особенно на первом, завоевательном этапе развития. В те времена, будучи на гребне могущества, ислам мог себе позволить веротерпимость (вспомните «золотой» век исламизма), создав разноликий и огромный арабский суперэтнос.

Но вот сопротивление христианского мира стало возрастать и период территориального расширения арабского суперэтноса закончился. Обозначились  границы нового мира, сформировалась система власти, её институты и лишь потом, повторяю потом, создаются догмы и обряды новой религии, начинается кропотливая работа над созданием духовной общности ЗАВОЁВАННЫХ наций.
Немыслимо тяжелая работа. Но результат блестящий - сегодня ислам проповедует почти миллиард людей в десятках стран. Правда, с одной оговоркой – почему-то все эти страны за прошедшие сотни лет так и не смогли достичь уровня развития западной цивилизации.
Я не буду копаться в причинах, это отдельная и долгая история.

 Ислам внедрялся, повторяю, насильственно, ибо арабский субэтнос  был создан исключительно оружием. Человек не имел право думать и жить по иному в этом государстве, иначе не мог стать полноправным членом общества, достичь положения и пр. Все инакомыслящие, называемые официально «зиммии» (покровительствуемые), были обязаны признавать власть мусульман и платить «джизью», то есть подать, которая рассматривалась как выкуп за сохранение жизни и как гарантия неприкосновенности личности и имущества.. Правда, с XIX века этой категории граждан уже не существует, но живущие в странах ислама немусульмане очень боятся, когда слышат доводы имамов о необходимости ввода во всеобщую практику норм шариата... Они знают наверняка, что для достижения этого будет применено всё тоже старое оружие – джихад, но по другому названный:
-джихад языка, то есть «борьба с собственными дурными наклонностями и повеление достойного одобрения и запрещение достойного порицания...» (см. Ислам, словарь, 1988г.)
-джихад руки, то есть « принятие дисциплинарных мер, в том числе и уголовных,  в отношение нарушителей норм шариата...» (см. там же).

В XVII-XVIII веках инакомыслие в разноплеменном мусульманском обществе практически исчезло, люди стали жить и мыслить одинаково. И если поначалу это было прогрессивным процессом (объединение и создание монолитного государства), то со временем отсутствие в таком государстве инфраструктуры (светского образования, развития искусств, науки, торговли, базовой экономической доктрины) привело к застою, стагнации общества.

И тут вдруг, совершенно неожиданно для мусульманских государств, не по их воле, возникает надежда...Глубокие противоречия западного мира времён XX века и мощный сырьевой рычаг. Ну как не воспользоваться случаем!
И мусульманские деятели, вовсю используя разногласия стран христианского мира, их сырьевую зависимость, плюрализм западных институтов, особенно Лиги Наций и ООН, вырываются на просторы мировой политики. Эфир наполняется голосами множества новых мусульманских государств (Марокко, Алжир, Ливия, Египет, Сирия, Ирак, Йемен, Ливан, Иордания и др.), внешне светских, но по сути всецело исламистких, вскармливающих (тайно или откровенно) вышеназванные террористические партии и союзы.

Два возникших на Западе блока (христианский и комунистический), не придавая этому большого значения, продолжают активно размахивать кулаками, инвестируя средства в военный потенциал арабских стран, стараясь натравить их против другого блока.
Но Творцу было угодно, чтобы ленинский колосс рухнул и страны восточного блока вновь благополучно (или почти) влились в систему христианских ценностей, создав единство и усилив мощь.
Надежды исламских государств на былое возрождение рухнули!

Опять один на один с богатым христианским миром. А тут ещё новая напасть! Возникает в самом сердце мусульманской системы еврейское государство, грозящее раковой опухолью опутать изнутри исламский мир. И не потому что оно еврейское, а лишь вследствии своего весьма активного участия в создании самых что ни на есть христианских, то бишь западных, ценностей.
Ну как тут не пасть духом окончательно!

Не пали, но и не придумали ничего нового, как объединив усилия, направить их на обострение всё той же старой идеи священной войны, наполнив её суть привычным низаритским экстремизмом, но глобального характера.
И заполыхали костры! Израиль, Нью Йорк, Москва, Кавказ, Индонезия, Индия, Пакистан, Афганистан, мусульманская Африка и т.д. Недавно добрались и до насмерть испуганной Европы – Испания, Франция... Лозунги везде одни и теже – христианский мир главный и наиважнейший враг исламского мира и второй - завоевание изнутри материальных богатств христианского мира (вползание в банковскую и промышленную, особенно военную, системы), которое единственно поможет установлению царства Аллаха на земле. Кстати, это не несбыточная мечта. В книге известного идеолога исламизма Шамима Сиддики ( НьюЙорк, 1989 г.) обосновывается тезис о возможности прихода к власти мусульман в США к 2020 году...

А недавно в Ливане собрались ведущие суннитские и шиитские религиозные деятели и первое постановление съезда – акты терроризма есть часть священной борьбы, которую необходимо укреплять и расширять.
Не мало, не много!
Расширение кажется достигло максимума, фронт борьбы – весь мир.
Так чем же завершится противоборство?
Существуют два пути – техногенный и природный.
Первый путь. Чёткое расчленение исламского мира, в процессе которого необходимо выделить фундаменталисткое ядро (немногочисленное, но сильное, сплочённое и богатое), осудить его и изолировать от мирового сообщества. Разработать международную программу, объединив силы и средства всего Западного мира, в том числе и религиозных конфессий, многолетнего динамического прорыва в систему просвещения и образования самых глубоких слоёв мусульманского субэтноса, с тем чтобы постепенно создать и укрепить в их сознании веру в универсальность западного общественного устройства и западной системы ценностей. Лучшего пока не создано людьми!!!

Второй путь. Ничего не делать и не создавать. Согласно теории этногенеза жизнь этносов подчиняется некоей природной закономерности, что естественно касается и арабского субэтноса. Динамика его развития, в соответствии с названной закономерностью, подошла в XXI веке к так называемому периоду обскурации, то есть фазе затухания энергии общества. В этой фазе ведущее положение в обществе занимают многочисленные секты, союзы, партии, тайные организации, стремящиеся разрушить мир гармоничных людей, любящих свой обывательский покой и весьма далёких от глобальных замыслов лидеров. В обществе этой фазы развития «всё продажно, никому нельзя верить, ни на кого нельзя положиться, и для того чтобы властвовать, необходимо применять тактику разбойничьего атамана – всех подозревать и убивать, убивать...» (Л.Гумилёв, Москва, 1995 год).

Согласно той же теории период обскурации заканчивается мемориально-реликтовой фазой развития общества, когда  «...люди сохраняют лишь память о своих исторических делах и традициях, а затем вообще наступает блаженное время забвения (гомеостаза) и граждане живут в гармонии с родным ландшафтом, предпочитая обывательский покой; при этом энергии общества хватает только на развитие хозяйства...» (Л.Гумилёв, там же)
То есть нам предлагается подождать, недолго, каких-то 100-200 лет.
Третьего пути не дано. Выбирайте, гармоничные люди!



Best Wishes to you ...
 


Рецензии