Глава 68. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил; Дикий помещик; Премудрый пескарь; Самоотверженный заяц; Карась-идеалист; Медведь на воеводстве; Недреманное око; Рождественская сказка и др. сказки

Михаил Евграфович Салтыков родился 15 января 1826 г. в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Семья его относилась к захолустному дворянскому роду Сатыковых, которые хитростью пристроились к древнему боярскому роду Салтыковых. Последние таких родичей никогда не признавали. Отец будущего писателя, Евграф Васильевич Салтыков, служил коллежским советником, вышел в отставку и занимался хозяйством. Мать, урожденная Ольга Михайловна Забелина, купеческая дочь, была на 25 лет младше супруга. Всего в семье растили 9-х детей, включая Мишу.
В 10 лет мальчика отдали в московский дворянский институт (подобие гимназии), а через 2 года, как лучшего ученика, перевели воспитанником на казенный счет в Царскосельский лицей. Это был XIII курс после I курса А.С. Пушкина. По традиции у каждого поколения лицеистов имелся свой поэт — на XIII курсе таковым считался М.Е. Салтыков. Учение он закончил в 1844 г. 17-ым из 22-х учеников — по причине скверного поведения: лицеист Салтыков сочинял стишки «неодобрительного» содержания, курил, грубил и был неряшлив.
Служить Салтыков начал в канцелярии военного министра, но уже тогда предпочел заниматься литературой. Талант его был замечен, и начинающего автора почти сразу стали публиковать в серьезных столичных журналах.
В мартовском номере «Отечественных Записок» 1848 г. напечатали очередную повесть Салтыкова «Запутанное дело», а в апреле того же года в связи с волной революций, охвативших Западную Европу, в России был создан негласный комитет, занявшийся борьбой с революционными настроениями в российском обществе. Решением этого комитета 28 апреля 1848 г. Салтыков за повесть «Запутанное дело» был выслан в Вятку и определен канцелярским чиновником при вятском губернском правлении.
Губернатором там был уникальный человек — Аким Иванович Середа. Он не брал взятки, не воровал и всеми силами старался служить губернии и России. Оценив характер и образ мыслей Салтыкова, старик стал всячески продвигать талантливого юношу. Со временем Михаил Евграфович занял пост советника губернского правления. Должность обязывала его часто выезжать в командировки по самым отдаленным уголкам губернии. В этих поездках писатель, занимавшийся расследованием различного рода преступлений, основательно познакомился с жизнью провинциальной России.
В 1851 г. в Вятку был назначен новый вице-губернатор Аполлон Петрович Болтин. Он приехал с 13-летними дочерями-близнецами Анной и Елизаветой. Салтыков влюбился в Бетси — Лизу.
Неизвестно, как долго продолжалась бы ссылка Михаила Евграфовича, но в феврале 1855 г. умер Николай I. Случилось так, что вскоре после его кончины в Вятку приехал по вопросам службы П.П. Ланской с супругой Натальей Николаевной (прославленной Натали — вдовой А.С. Пушкина). Двоюродный брат Ланского — С.С. Ланской накануне был назначен министром внутренних дел России. Познакомившись с ссыльным Салтыковым, Наталья Николаевна немедленно написала ходатайство за него к родственнику. Получив письмо, министр в тот же день выпросил у Александра II разрешение «дозволить Салтыкову проживать и служить, где пожелает».
Новый 1856 год Михаил Евграфович встречал во Владимире, куда немногим ранее перевели по службе А.П. Болтина. Они с 17-летней Елизаветой обвенчались в июне того же года и поселились в столице, где Салтыков в звании надворного советника (гражданский чин 7 класса, равен подполковнику военной службы) был назначен чиновником по особым поручениям при министре внутренних дел С.С. Ланском. Супруги более никогда не расставались. В феврале 1872 г. у них родился долгожданный сын Константин, а в январе 1973 г. увидела свет дочь Елизавета.
Почти сразу по возвращении писатель возобновил сотрудничество со столичными журналами. В 1856 г. в «Русском вестнике» были опубликованы «Губернские очерки». Написаны они от имени либерального отставного надворного советника Николая Ивановича Щедрина. Происхождение псевдонима неизвестно, но впоследствии он неразрывно слился с фамилией писателя — Салтыков-Щедрин. «Губернские очерки» стали первенцем нового для России жанра «обличительной» литературы.
Авторитет, который отныне получил в обществе Михаил Евграфович, позволил ему в 1858 г. занять пост рязанского вице-губернатора. Через 2 года Салтыкова перевели на такую же должность в Тверь, а еще через 2 года он вышел в отставку, намереваясь открыть собственный журнал в Москве. Однако обстоятельства сложились таким образом, что Салтыков оказался сотрудником «Современника» в Петербурге.
Вольная жизнь продолжалась только 2 года. Финансовые проблемы вынудили писателя вернуться на службу. В ноябре 1864 г. Салтыков был назначен управляющим пензенской казенной палатой, 2 года спустя переведен на ту же должность в Тулу, а в октябре 1867 г. — в Рязань.
Все это время он почти не писал, и создавалось впечатление, что время сочинителя Салтыкова-Щедрина кануло в Лету.
Но вот 1 января 1868 г. редактором «Отечественных записок» стал Н.А. Некрасов. Через полгода Салтыков вышел в отставку и сделался одним из сотрудников и руководителей журнала. Через 10 лет, после тяжелой болезни (рак) и кончины Некрасова, Михаил Евграфович занял пост редактора «Отечественных записок», каковым оставался вплоть до их закрытия в 1884 г.
Именно в «Отечественных записках» Салтыков-Щедрин опубликовал такие свои великие произведения, как «История одного города», «Помпадуры и Помпадурши», «Господа ташкентцы» и, наконец, «Господа Головлевы».
На последнем этапе творческого пути в течение 4 лет (1883—1886 гг.) писатель создал самые читаемые свои произведения — сказки, всего 32. Исключение составляют «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик» — это были самые первые сказки Салтыкова-Щедрина, он создал их и опубликовал в 1863 г. В целом сказочные произведения стали для Михаила Евграфовича своеобразным итогом его 40-летнего творчества.
Вначале писатель публиковал сказки в «Отечественных записках», а после их закрытия — в газетах «Общее дело» и «Русские ведомости». Некоторые сказки появились в отдельных сборниках. Часть из них неоднократно запрещалась цензурой.
Сказки предназначались взрослой аудитории и написаны эзоповым языком. Основная цель их может быть сведена к обличению самых распространенных в человеческом обществе идеологических воззрений и форм правления. Потому значение этих произведений непреходяще и актуально. Для России начала XXI в. они представляют особую ценность, поскольку равно обличают демагогию либералов и демократов, тяготеющих к диктатуре бюрократов и лжепатриотов, трусливых героев-болтунов и непробиваемых угрюмых хапуг. Но это именно для взрослых читателей. Дети же воспринимают сказки сатирика, как забавные истории-басни с замысловатым, необычным сюжетом. И в этом кроется чудо великого гения!
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин умер 10 мая 1889 г. в Санкт-Петербурге по причине инсульта, спровоцированного приступом застарелого ревматизма (этой болезнью писатель страдал примерно с 1849 г.). Согласно воле покойного, похоронили его на Волковом кладбище (Литераторские мостки), рядом с могилой И.С. Тургенева.


Рецензии
Виктор! Замечательно Вы отбрили Мудастина в своей рецензии! Браво! А по поводу Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Я напишу так.

Прочтите, пожалуйста: http://stihi.ru/rec.html?2021/07/02/2625

http://stihi.ru/rec.html?2016/10/08/6543
Сергей Сорокас пишет в рецензии на моё стихотворение http://stihi.ru/2016/10/08/1121 :
...
Рецензия на «По безлюдным дорожкам...» (Принц Андромеды)

Не осталось дорог с тележным скрипом. Русь крестьянская растоптана машинами с иностранными названиями. За 100 лет не научились коммунисты делать собственные машины. Позора большего не испытываю, глядя на забитые дороги двигающимся металлоломом.

Сергей Сорокас 08.10.2016 14:21 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
...
Спасибо, Сергей!

Принц Андромеды 09.10.2016 19:06 Заявить о нарушении / Удалить
...
"Русь крестьянская растоптана машинами с иностранными названиями" - эти слова придумал Сергей Сорокас. Я добавил: "Глупыми!" Эпитет глупыми - относится к машинам, иномаркам, и к западной так называемой "цивилизации" вообще.
Получилось:

Русь крестьянская растоптана машинами
с иностранными названиями глупыми...
...
И так далее. К слову "глупыми" - возникла рифма: Глупова; Глупов - это город, описанный в антиутопии М. Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города".
«История одного города» — сатирический роман Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, написанный в 1869—1870 годах. Антиутопия Салтыкова-Щедрина - это предшественник антиутопий Евгения Замятина ("Мы"), Джорджа Оруэлла ("1984"), Герберта Франке ("Игрек минус") и др.
...
М. Е. Салтыков-Щедрин. История одного города
ОПИСЬ ГРАДОНАЧАЛЬНИКАМ
в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным
(1731 — 1826)
1) Клементий, Амадей Мануйлович. Вывезен из Италии Бироном, герцогом Курляндским, за искусную стряпню макарон; потом, будучи внезапно произведен в надлежащий чин, прислан градоначальником. Прибыв в Глупов, не только не оставил занятия макаронами, но даже многих усильно к тому принуждал, чем себя и воспрославил. За измену бит в 1734 году кнутом и, по вырвании ноздрей, сослан в Березов.
...
5) Ламврокакис, беглый грек, без имени и отчества, и даже без чина, пойманный графом Кирилою Разумовским в Нежине, на базаре. Торговал греческим мылом, губкою и орехами; сверх того, был сторонником классического образования. В 1756 году был найден в постели, заеденный клопами.
...
22) Перехват-Залихватский, Архистратиг Стратилатович, майор. О сем умолчу. Въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки.

...
Глупов - это и областной центр, возле которого ходит по дорогам босая русская девочка, и Глупов - это также и вся планета Земля! Глупов - это глупая Америка, глупая Европа! Все западные президенты, короли, премьер-министры, канцлеры, фюреры - это Глуповские градоначальники!

Моё стихотворение про безлюдные дорожки:
...
Я люблю по дорожкам пустым прогуляться пешком,
В летний день... Мегаполис вдали... Шума нет городского...
Нет людей! И машин нет! Не виден ни офис, ни дом,
Даже хаты нет сельской; вдали замычала корова,

Но она не видна; и вообще - не люблю молоко!
Городское - одно только вот - обожаю я кофе!
Но не город! Его не люблю! Уходи далеко,
Западнист-урбанист-мегаполис! К своей катастрофе!
...
было написано 8 октября 2016 года.
...
Причина написания этого моего стихотворения - это то, что я посмотрел на мою собственную фотографию загородного пейзажа, сделанную мною 30 июня 2016 года. Это место - рядом с яблоневым садом. Я ездил собирать яблоки в тот яблоневый сад осенью 2014 года. Вот пейзаж из тех же самых мест: http://stihi.ru/2014/10/05/2131 . И вот: http://stihi.ru/2014/11/30/1691 .
А вот яблоки в похожем саду за городом - в 2010 году: http://stihi.ru/2010/09/25/350 .
И молодая босая девушка, сфотографированная в яблоневом саду в сентябре 2010 года:
http://stihi.ru/2010/09/17/1568
http://stihi.ru/2021/03/08/766
Яблоневый сад. Девчонка. Русь
...
Фотография - 16 сентября 2010 года, 10.56
...
Я могу ошибаться, но, кажется, эту девушку в яблоневом
саду, собиравшую там яблоки - звали Маргарита.

...
Что есть Белоруссия, Россия,
Украина? Яблоневый сад!
А в саду том - девушки босые
Собирают яблоки... Но гад,

Злой дракон - поработить желает
Украину, Русь и Беларусь!
Кто ж того дракона расстреляет?
...Яблоневый сад. Девчонка. Русь -

Это замечательнейший символ!
Много - Маргарит, Лен, Свет и Зой...
Русская девчонка - как красиво!
Босиком... И в валенках - зимой...

Девочка-девчоночка босая -
Ты по Украине, по Руси
Ходишь смело, яблоки кусая...
Господи, девчоночку спаси!
...
И в июне 2016 года, когда я сделал фотографию безлюдных дорожек возле яблоневого сада, и в октябре 2016 года, когда я написал стихотворение про безлюдные дорожки - продолжалась беременность Лены. И в декабре 2016 года Лена родила мне дочку - Маргариточку. Вот Маргариточка: http://stihi.ru/2021/02/02/9507 здесь она - босиком на коврике и с красным советским флажком в руке, а здесь - http://stihi.ru/2021/05/25/578 - ступает по травке. И здесь http://stihi.ru/2021/06/17/641 Маргариточка ступает босая по травке. А здесь http://stihi.ru/2021/06/24/862 Маргариточка с клубникой.
А девочка, которая на фотографии к стихотворению http://stihi.ru/2021/06/27/525 - есть, та же самая, и как иллюстрация к стихотворению http://stihi.ru/2012/10/09/3049 . Я сфотографировал эту девочку в июле 2011 года. Это было незадолго до того, как ко мне приезжала Кристина, из России, из Сибири, хорошая и добрая девушка. Но, к огромнейшему сожалению, мою любовь с Кристиной погубили неадекваты ужасной осенью 2011 года, в ужасном конце октября того года. В их числе, к большому сожалению, оказался мой брат. Надя, прочитайте: http://stihi.ru/2021/06/29/5470 http://stihi.ru/2021/06/11/1729 http://stihi.ru/2012/10/27/3638 http://stihi.ru/2013/10/27/97 http://stihi.ru/2013/10/31/1824 http://stihi.ru/2013/11/01/1159 http://stihi.ru/2014/02/14/3362
Фотографии Кристины: http://stihi.ru/2011/10/01/730 http://stihi.ru/2011/10/21/1248 http://stihi.ru/2021/03/10/1154 http://stihi.ru/2021/04/04/2758

Я не сомневаюсь, что неадекваты, погубившие мою любовь с Кристиной, рано или поздно будут наказаны.
http://stihi.ru/2020/01/23/9841 .
...
Одной Наде (Надежда Щербакова 8) - понравилось: "Рухнут "мэрсы", рухнут - с долларами, еврами! И останется - лишь девочка под звёздами!"...
Практически такой же финал западной "цивилизации", да, пожалуй, и всей Земной - описан и в заключительной главе моего романа "Ты не была в Париже". Я этот роман писал, вообще-то, в 2002 году (тогда флешек, носителей информации с большим объёмом, ещё не было, были дискеты, рассчитанные на куда более меньший объём информации; и компьютеры в начале 2000-х годов были более старыми, с дисководами), а также я дополнял текст этого романа (к тому времени уже стали появляться кое-какие флешки и компьютеры более новых моделей) в 2007 - 2008 г.:
...
http://stihi.ru/2020/12/14/298
…А виновнице этой катастрофы всё это было уже безразлично. Ей не нужна была больше «скорая помощь». Ей не нужны были ни конкурсы красоты, ни супермаркеты, ни рестораны, ни яхты и отели, ни все богатства мира, ни люди. Она шла одна по неземной бесконечной дороге и не чувствовала ранящих воспоминаний об окончившейся жизни.
Она не видела, как мимо неё проносились со свистом, стремительно падая вдоль по безумной экспоненте рассыпающимися на лету кусками вниз, обломки небоскрёбов, лимузинов, смартфонов, крылатых ракет, авианосцев. Падали вымазанные помадой офисные девахи и тупорылые ублюдки на «мерседесах», считавшие, что они, блин, очень много из себя представляют. Падали плечистые бритоголовые телохранители в бронежилетах, падали апологеты матерщины и дедовщины, падали осыпанные пудрой и баксами рок-звёзды, соросовские лауреаты, криминальные авторитеты. Как картофельные очистки из перевёрнутого мусорного ведра, сыпались вслед за ними оказавшиеся лишними на этой планете все президенты, бандиты, генералы, телевизионщики, имиджмейкеры, начальники глобальных технологий, банкиры, недоумки-травматологи, сцепившись друг с другом в драке так, что клочья летели во все стороны. Падало всё то, что таким непосильным трудом было нажито человечеством за всю свою грандиозную историю и что она, сумасшедшая дикарка, умудрилась разрушить. Или не замечала.
«Что ты натворила?! – ругал её на чём свет стоял чей-то голос. – Мало того, что ты угробила всё человечество. Мало того, что ты пустила в распыл триллионы триллиардов долларов. Ты нарушила закон из законов, величайший закон – Закон Всемирного Подчинения!»
«А разве есть такой?» – удивлялась Света.
«Ты изменница из изменниц. Ты величайшая преступница и террористка всех времён и народов. Ты хуже всех террористов, вместе взятых. Ты осмелилась вытащить самого главного козырного туза из здания цивилизации, вывинтить самую ключевую гайку из её налаженного механизма, и всё это в результате твоей диверсии полетело под откос, как поезд с рельсов, рассыпалось, как карточный домик. И за это ты будешь наказана. Пройдут века – а ты всё так же будешь идти, идти одна, и видеть всё те же звёзды, и то же чёрное небо над головой, и слышать вечное безмолвие».
«Ну и пускай. Я не боюсь!»
...
Русская девушка Света, которая идёт, своими босыми ногами, совершенно одна, под звёздами, сверкающими на одиноком чёрном ночном небе - это всё, что осталось от могущественной, богатой, жестокой, безжалостной, равнодушной, воинственной, сумасшедшей - да, именно сумасшедшей! - C'est La Vie! - цивилизации...
http://www.youtube.com/watch?v=5dWeeUIZFgA
Khaled - C'est La Vie

О Свете: http://proza.ru/2021/07/21/224 . Можете ли Вы написать рецензию, Виктор?
...
С теплом Саша.

Принц Андромеды   24.07.2021 04:35     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.