Нимейер

Оскар Нимейер Суарис Фильу родился 15 декабря 1907 года в Рио-де-Жанейро, в обеспеченной семье. Учился он в привилегированном колледже, где впервые проявил интерес к архитектуре. В 1934 году Оскар окончил архитектурный факультет Национальной школы изящных искусств, а первые самостоятельные проекты выполнил в 1936 году. В 1937 г., Нимейер построил ясли (http://proza.ru/2013/05/21/2072) в Рио-де-Жанейро – строго конструктивное здание с окнами, защищенными солнцерезами, и с внутренним садиком.

Во второй половине 1930-х годов «началась», по выражению Нимейера, бразильская национальная школа современной архитектуры. Ее первым, ярким, монументальным и своеобразным произведением стало здание министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро. Нимейер не без труда добился, чтобы его включили в состав коллектива проектировщиков, который возглавил Л. Коста (после его ухода, он сам встал во главе проекта). А важнейшей работой Нимейера начала 1940-х годов стал спортивно-увеселительный комплекс на берегах озера в Пампульи, тогда пригороде крупного промышленного центра Белу-Оризонти. Начинавший в те годы свою политическую карьеру энергичный и инициативный Жуселину Кубичек ди Оливейра задумал превратить эту пустынную местность в зону отдыха для обеспеченных горожан и обратился к входившему в моду архитектору в расчете на то, что его сооружения окажутся необычными и запоминающимися. Он не просчитался – Нимейер спроектировал во всех отношениях занимательное здание: от фойе двойной высоты до поблескивающих пандусов, поднимающихся к игровому залу; от эллиптических коридоров, ведущих к ресторану, до остроумных огибающих стену проходов, ведущих в танцевальный зал. Так началась совместная деятельность заказчика и зодчего, а также инженера-конструктора Жуакина Кардозу, которая продолжалась затем более двадцати лет.

Работы в Пампулье обозначили собой не только творческую, но и профессиональную зрелость Нимейера, а так же его широкое признание на родине. С середины 1940-х годов он буквально не знает отбоя от заказов и сам берется за выполнение проектов самого различного объема и назначения. Он проектирует театры, водонапорные башни, школы и больницы, гостиницы, музеи, фабрики, стадионы, клубы, автозаправочные станции и выставочные комплексы, жилые дома и целые городские кварталы. Особенной удачей Нимейера этих лет считается жилой комплекс «Копан» в Сан-Паулу (http://proza.ru/2013/05/21/2075).

Но особенно ярко развернулся самобытный талант Нимейера во время крупномасштабных работ по строительству новой столицы Бразилии – города Бразилиа. Создание этого города  представляет собой ярчайшую страницу в истории мировой архитектуры. Генеральный план новой столицы, разработанный Коста, был принят в 1957 г. Он напоминал своими очертаниями самолет, крылья которого (размахом боле 12 км) отводились под жилые застройки, а на перпендикулярной к ним оси (на площадях, спускающихся от вокзала к озеру) были запроектированы общественные и правительственные здания. Возведение их и было поручено Нимейеру. Позже архитектор вспоминал: «Я начал заниматься Бразилиа в одно прекрасное сентябрьское утро 1956 года, когда Жуселину Кубичек, выйдя из своей машины, зашел за мной и по дороге в город изложил мне суть дела... С этого момента я стал жить мыслью о Бразилиа».

Работа в Бразилиа - с июня 1958 года непосредственно на строительной площадке, - связанная с многочисленными трудностями, серьезными лишениями и частым непониманием, была подлинным человеческим, патриотическим и творческим подвигом и принесла прекрасные плоды, вошедшие в историю мировой архитектуры, несмотря на неизбежные недостатки и противоречия.

По проектам Нимейера сооружаются двенадцать зданий министерств, здание Национального конгресса (http://proza.ru/2013/05/21/2086), Дворец правительства, Дворец правосудия, Дворец президента («Дворец зари»), а также театр (http://proza.ru/2013/05/21/2109) и главный Кафедральный собор (http://proza.ru/2013/05/21/2117). В центральной части города Нимейер в 1960 - 1970-х годах построил большое число общественных зданий самого разнообразного объема и назначения, в том числе многоэтажную гостиницу «Насионал», окружную больницу - оба здания вновь с солнцезащитными поворотными ребрами на продольных фасадах. Под руководством и, возможно, по эскизу Нимейера построено его сотрудником Г. Кампелу здание муниципалитета Бразилиа - дворец Бурити. В банковском секторе столицы Нимейер запроектировал высотное здание Национальной металлургической компании с оригинальной висячей конструкцией, которое должно было носить также символическое наименование - дворец Развития. В 1965 году Нимейер бесплатно разработал проект аэропорта для Бразилиа. Его главной заботой было возвести «ворота новой столицы, которые должны были гармонировать с ее архитектурой так, чтобы каждый приезжающий ощущал, что его ждет город новый и современный».

В годы наступившей после переворота в 1964 году реакции Нимейер фактически оказался в политической эмиграции, продлившейся до 1974 года. В 1964-1974 годы он жил и работал в Европе (http://proza.ru/2013/05/21/2127), в Северной Африке и на Ближнем Востоке. По числу проектов, разработанных для зарубежных стран, его можно сравнить среди архитекторов-новаторов ХХ века только с Ле Корбюзье, а по числу и значимости реализованных зарубежных объектов Нимейер, пожалуй, не знает себе равных.
 
В начале 1980-х годов Нимейер спроектировал для Бразилиа Музей индейца и несколько новых правительственных, общественных и жилых зданий. Умер архитектор в декабре 2012 г. Творческая активность не покидала его до последних дней жизни.

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375


Рецензии