Повторись в ученике. О Н. Соколове

О    НАЧАЛЬНИКЕ  КУРСА  СОКОЛОВЕ  Н.К.

(автор статьи  писатель - патриот Николай Зенькович)

Введение.

Писем   Николай   Кондратьевич   Соколов  ( род.  20  мая  1935  года -  прим.  ред.  В.Б. ) получает  много.  Особенно  велика  его  корреспонденция  в предпраздничные  дни. Со  всех  концов  необъятной  страны  идут  весточки.

По  давней  привычке,  прежде  чем  аккуратно  вскрыть  очередной  конверт,  он  непременно  бросает  короткий  взгляд  туда. Где  значатся  адрес  и  фамилия  отправителя.

Это  письмо – от  Пархоменко, это  - от  Богданова.   А  самое  объёмистое  послание  от  кого?   Так  и  есть  -  от  Остапенко!

Всех  до  одного  помнит  подполковник. Впрочем.  Нет  в  этом  ничего  удивительного. Ведь  каждому  из  своих  питомцев   отдал  он  частицу  собственного  сердца.

И  кажется  Николаю  Кондратьевичу,  что  в  неярком  круге, высвечиваемом настольной  лампой, всё  ясней  и  ясней проступают  знакомые,  ставшие  по  настоящему  близкими  молодые  лица, возникают  памятные  картины  сравнительно  недавнего  прошлого…

Основная  часть.

…1971 год.  В тот  день  его  представляли курсантам. Они были  в  новёхонькой  форме,  и  с  любопытством  рассматривали  стоявших  напротив строя   офицеров  (на 1 курс поступило около 180 человек, которых  разбили  на  три  учебных  взвода по две учебные  группы  –  прим. ред. В.Б.).

- Подполковник  Соколов  Николай  Кондратьевич   назначен  начальником  вашего  курса. Прошу,  товарищи,  любить  и  жаловать!

Он  шагнул  вперёд.  И  в  тот  же  миг почувствовал, как  десятки  взглядов  скрестились  на  его  невысокой,  коренастой  фигуре. Взгляды  были  робкими и вызывающе  смелыми,  откровенно  взволнованными  и  подчёркнуто  спокойными.

Но  в  каждом  из  них Николай  Кондратьевич  читал один  и  тот  же  вопрос: «  Каким -  то  вы  будете  для  нас, товарищ  подполковник?».

Каким  он  будет… Строгим  и справедливым,  требовательным  и заботливым.  А  ещё постарается  стать для  курсантов  добрым  старшим  товарищем.  К  которому  всегда  можно  прийти с  самыми  сокровенными  думами,  с  которым  просто  невозможно  не  поделиться  радостями  и  огорчениями  ( да, в армии  это очень важно  -  прим. ред. В.Б.).

Подполковник  Соколов  ежедневно  бывал  на  занятиях  по  строевой  и  физической  подготовке,  заходил  в  столовую,  в  казарму.  Каждый  вечер  вызывал  кого – либо  из  курсантов  на  беседу. Расспрашивал  о  семье,  о  родном  городе.  О  школе  и  товарищах,  задавал  множество  самых  разнообразных  вопросов.

И  никто  в  ту  пору  даже  не  подозревал,  что  в  блокноте  ,  с  которым  не  расставался  Николай  Кондратьевич,  есть  и  такие  графы : «внимательность»,   «дисциплина»,  «  культура  речи»,  «  умение  формулировать  свою  мысль».

А  вскоре  подполковник  Соколов  организовал  вечер  вопросов  и  ответов  на  тему « Офицер  - профессия  героическая»,  на  который  курсанты  пригласили  офицеров  отделов  и  служб  училища,  недавних  выпускников,  уже  послуживших  в  войсках.

Сначала  разговор  шёл  несколько  вяло.  Николай  Кондратьевич  понимал  причину этого. Ещё  не  затронуты  вопросы,  которые  сейчас  больше  всего  волнуют  курсантов.

Однако  начальник  курса  не  собирался  форсировать  события.  Он  терпеливо  ждал,  когда  постепенно  растает  скованность.
И  она  наконец  растаяла…

- Курсант  Язылец. Разрешите  вопрос?
- Пожалуйста.

Училище  готовит  инженеров  для  Войск  противовоздушной  обороны   страны.  Не  слишком  ли много  внимания  уделяется  общевойсковым  дисциплинам?  Что  ни  день,  то  строевой  плац, спортивный  городок,  кросс…

Отвечал  он  ровно,  спокойно.  Стараясь.. чтобы  ни  одной  назидательной  нотки  не  прозвучало  в  его  голосе.

О  современной  технике,  о  роли  инженеров  говорил  с  глубоким   уважением. Но  вновь  и  вновь  подчёркивал  мысль,  что главной  силой  ,  обеспечивающей  высокую  боеготовность,  остаются  люди,  их  идейная  убеждённость,  физическая  и  психологическая  закалка.

- Возьмите  хотя  бы  боевое  дежурство, - продолжал  подполковник  Соколов. – там  без  выносливости  делать  нечего. А  строевая  подтянутость?  Будете  ли  вы  без неё  примером  для  подчинённых?

… Напряжённым  был  первый  год. И  главная  трудность  заключалась  в  том,  что  далеко  не  сразу  удавалось  подобрать  заветный  ключик к  каждому  курсанту.

Взять,  скажем,  Александра  Небышинца. Занимался  старательно,  увлечённо.  И  вдруг – рапорт  с  просьбой  отчислить из  училища.  Почему?  Расспросы  ни  к чему  определённому  не  привели.

И  всё – таки  нашёл  николай  Кондратьевич  разгадку..  Заметил  он,  что  с  нетерпением  ждёт  Александр  писем,  но,  получив,  не  торопится  читать  их. Видно,  нет  среди  них  того  самого,  заветного…

Подполковник  Соколов  обстоятельно  поговорил  с  командиром взвода. Потом  пошёл  к  начальнику  факультета.  И  в  тот  же  вечер  вручил  курсанту  отпускной  билет.

- Поезжайте  домой. А  рапорт  об  отчислении  пока  у  меня  полежит.  Вернётесь,  тогда  и  решим  окончательно.

Курсант  Небышинец  возвратился  в  училище,  словно  рождённый  заново. И  доложив  по  всей  форме  о  прибытии,  попросил  отдать рапорт  обратно.

- Значит, наладили  свои  дела?  Будет ждать  девушка?

- Откуда  вы  знаете,  товарищ  подполковник?

-  Обязан  знать. В  том  и  заключается  одна  из  особенностей  моей  и  вашей  будущей  профессии -  профессии  офицера.  Подумайте  об  этом  на  досуге…

О  многом  приходилось  думать  курсантам. И  главным  образом  потому,   что  Николай  Кондратьевич,   как  правило,  не  предлагал  им  готовых  решений.  Пусть  учатся  мыслить,  пусть  с  первых  месяцев  службы  привыкают  к  самостоятельности.

Вот,  например.  Секретарь  комсомольского  бюро Александр  Пархоменко  приходит  с  предложениями, направленными  на  улучшение  спортивной  работы. Что же,  мысли  дельные. Можно  сразу  давать  «добро». Николай  Островский  заводит  речь  о  создании  оркестра.

- А  учёбе  это  не  помешает?
-Нет,  товарищ  подполковник.  Мы  уже  всё  продумали.
-  Тогда  давайте  сделаем так…

И  начальник  курса  незаметно,  исподволь , даёт  несколько  советов, которые,  не  охлаждая  энтузиазма,  направляют  инициативу  в  нужное  русло.

… К  концу  года  воспитанники  подполковника  Соколова  захватили  лидерство  по  спортивным  показателям и  внутреннему  порядку.


… На  третьем  курсе  они  первенствовали  уже  по  всем  показателям.
 
Такого  в  училище  ещё  никогда  не было.

В  чём  «секрет»? Успех  принесли  сплочённость  коллектива,  чувство  личной  ответственности   за  дела  взвода,  всего  курса.


Есть среди  курсантов   отличники?  Значит,  рядом  не  должно  быть  отстающих.  Разве  не  к этому  обязывает  долг  коммуниста,  комсомольца?

Для  воплощения этого принципа  в  жизнь  учебные  группы  разделили  на  «тройки».

В  каждой  из  них – сильный  курсант,  «  середняк» и  тот,  кто  пока что  не  радует  успехами. Последний  час  самоподготовки  -  для  совместного  закрепления  знаний.

Раз  в  неделю подводятся  итоги. Какая  из  «троек»  добилась  наивысших  результатов?  НЕ  ЛИЧНО  ТЫ,  А  ИМЕННО  ВСЯ  «ТРОЙКА»!


Заключительная  часть.
1976  год…

Быстро  летело  время. И  вот  уже  к  столу,  покрытому  красным  сукном,  подходят  молодые  офицеры.

- У  вас, лейтенант  Антонов,  право  выбора.  Где  хотели  бы  служить?

- Прошу  направить  на  дальнюю «точку»,  товарищ  генерал!

Второй…  Третий…У  всех  одна  и  та  же  просьба: дать  назначение  туда,  где  трудней, где  с  максимальным  эффектом  могут  быть  использованы   молодые  силы  и  знания.

Председатель  госкомиссии  негромко сказал  подполковнику  Соколову:

-  Вот  это  курс! Поздравляю,  Николай  Кондратьевич!  Уже  сегодня  можете  гордиться  вашими  питомцами. Уверен,  что и  в  будущем  они вас  не  подведут.

Эпилог.

Нет,  не  подвели!  Из  разных  уголков  страны  идут  письма  в Минское  высшее  инженерное  зенитное  ракетное  училище  противовоздушной  обороны  страны,  Николаю  Кондратьевичу  Соколову.



Он  по  привычке бросает  короткий  взгляд  туда,  где  значатся  адрес  и  фамилия   отправителя,  вскрывает  конверт,  и  внимательно  вчитывается  в  каждую  строку.

И  с  великой  радостью  убеждается  ,  что  мысли  молодых  лейтенантов   совпадают  с  его  собственными,  ЧТО  ПОВТОРЯЕТСЯ  ОН  В  СВОИХ  УЧЕНИКАХ.

…Впрочем,  если  разобраться, нет  в  этом  ничего  удивительного.

Ведь  каждому  из  них  он  отдал  частицу  своего  сердца -  сердца  коммуниста.

 


Статья лейтенанта  запаса  Зеньковича,  « Красная  Звезда» №  306 от  31.12 1976 года

прим. – В.Б.(Арсений  Одуорб)

Фото Николая Чикина, выпускника курса Н.К. Соколова


Рецензии
Спасибо,Володя! Почитала Ваши произведения. Словно побывала в своей юности. Родные места, знакомые имена.Чувство любви и благодарности звучит во всех Ваших рассказах и стихах-к папе, к командиру,к месту, где жил и учился. Здоровья Вам и Вашим близким. Вспоминайте, больше пишите. И обязательно -в спортзал или просто на лыжи! А у нас сегодня снег пошёл!
С теплом Галина

Галина Степанова   12.11.2013 08:28     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина! Ваши весточки тоже как возвращение туда, где было хорошо. Здоровья, успехов! Володя

Арсений Одуорб   12.11.2013 10:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.