Плен свободы

                "Свобода пламя пожирающее бытие" (эссе "Узники свободы")

… Свобода иллюзорна и относительна, потому что мир как среда, инертен и вязок. В этом отношении человеческая претензия на свободу убога и невзыскательна, поскольку напрямую связана со степенью природной уязвимости человека. Социология, наука о несвободе, может многое об этом поведать. «Свобода – такое состояние человека, когда его желания не превышают его возможностей» -- типичный перл бескрылого конформизма. Современный человек притаился в складках материи как на коже гигантского животного, прячась от свободы.
  "Абсолютная свобода упирается в ничто"(Н.Бердяев), именно с этой позиции в обратном порядке стоило бы рассуждать. Чем плотнее мир, тем иллюзорней свобода.
   Чем больше законов, тем меньше степень свободы.
   Минимум свободы -- минимум ответственности.
   Свобода раба определяется длиной цепи, тугостью ошейника и порцией похлёбки. Священное право раба -- право выбрать себе хозяина.
   Хозяин же несвободен от своей власти над рабом.
   Вечный тришкин кафтан и сенькина шапка…
   Однако не всё так однозначно. Оруэлл поневоле оказался прав, когда иронизировал в своём романе "1984" лозунгом "Свобода это рабство". Свобода становится рабством ответственности за свою свободу и человек всегда бежал от этой ответственности. На мой взгляд, Гегель был неточен, характеризуя историю людей, как развитие свободы. На самом деле, мы имеем историю бегства от свободы, в её симулякры, в имитационные структуры, выглядящие как комфортные социальные вольеры, где гарантируется, исподволь навязанное, чувство личного выбора.            
    Индивидуальное понимание свободы всегда далеко от идеала, оно и понятно, человеку всегда было что терять. Однако в этом случае встаёт  моральный вопрос, будить ли спящего в его свободе, больше похожей на уютную конуру? В конце концов,  не желать свободы тоже свободный выбор. Но свобода жертвы выбрать себе палача священна, только в глазах постмодерниста, пренебрегающего метафизикой.
   Сводить категорию свободы к чисто субъективному переживанию, разумеется,  можно, но тогда выветривается сам дух и воля движения к абсолютной свободе. Но так ли это?
   Давайте расширим ракурс.
   Свобода метафизична, трансцендентна по существу, она вечно открытая возможность всякой возможности, в том числе и возможности уклоняться от свободы. Но в своём последнем идеальном пределе, свобода это порыв к освобождению от всяких формальных атрибутов, в том числе и от атрибутов Бытия. В этом сакральный смысл бердяевского вывода -- подлинная свобода упирается в ничто. Свобода приходит из ничто и в ничто уходит. Таким образом,  безволие ничтожества, смиренное умаление собственного Я, растворение индивидуального в коллективном, субъективного в объективном, трансцендентного в имманентном, конкретного в дискретном, конечного в бесконечном и наоборот – это ни что иное как бессознательная устремлённость к абсолютной свободе.  Крайности сходятся, закольцовываясь в парадоксальную череду смыслов. Величие в метафизике свободы обращается в ничтожество, ничтожество обретает черты величия.
   Сартр, настаивая на том, что человек или свободен абсолютно или его нет вовсе, всё же не предполагал возможности обрести свободу через это "нет вовсе". Его максима: "Человек обречён на свободу",-- может звучать ещё максимальней -- человек обречён на свободу, даже когда он от свободы отказывается. В конце концов, сам Сартр говорил, быть свободным значит быть самим собой. Если человек раб по природе значит рабство и есть его пространство свободы.
   «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри». Герцен
   Свести себя до ничтожества математической точки без площади, тоже выход, хотя и чёрный, из царства необходимости в царство свободы. Устремлённость к абсолютной свободе в актах иерархического различения как своей движущей силы в конечном итоге сводится к тотальному равенству всего перед всем. 
   Любое усилие это усилие стать свободным от оков самого же усилия -- в этом реактивная сила свободы. И известный тезис Б.Спинозы, ставший мерилом свободы в диамате, в этом смысле мог бы звучать так -- свобода есть осознанная необходимость свободы.  После всего сказанного справедливо заявить, вначале было вовсе не Слово, а предвечная Свобода, породившая Бытие как среду сопротивления, чтобы придать себе цену и смысл.


Рецензии
"Свободна я в своём полёте, -
сказала муха в самолёте".
(Не моё).

Поскольку у меня природное стремление к простоте, то и напишу просто:
Когда была маленькая, то мечтала стать взрослой для того, чтобы делать то, что хочется.
Теперь делаю то, что мне хочется..., когда мне это позволяют обстоятельства.)
Впрочем, и в детстве, оказывается, было также.
Это можно было бы назвать несвободой. НО, тут кроется подвох. Как ни странно, важно то, в какой степени зрелости находится человек.
Ведь не свобода ради свободы, а всегда свобода для или от чего-то, следовательно, это вещь - прикладная. Сразу следом тащится вопрос: Так оказывается, знаешь для чего она тебе нужна? Следовательно, ты - знающий. (Это я не о Вас, а образно так). Можешь и хочешь управлять самим собой и обстоятельствами?

Как могу считать себя знающей, если не могу увидеть мир во всей целокупности? Мои знания невозможно рассмотреть даже под микроскопом. Это не самоуменьшительный взгляд, а здравый, как полагаю.
И вот эта слепотища дерзает на управление? Ясное дело, такого наворочу.
Да, слава Богу, что свободы не дают!)))
Я даже думаю, что Сам Бог от Себя не свободен.)
Свобода - это Его гениальнейшая выдумка.

А статья Ваша превосходно написана. Мысли простор!

Татьяна Васса   28.01.2014 16:53     Заявить о нарушении
Даже самое крохотное бытие, стиснутое гравитацией обстоятельств это драма свободы. Камень на обочине символ немого рвения в Ничто. Осенняя муха бьётся о стекло в предчувствии форточки. Человек, зная свою земную участь, ежесекундно живя в неповторимом, ищет свою свободу и находит, то в тихой размеренности будней, то в казалось бы бессмысленных восхождениях на очередной восьмитысячник. Во всём чувствуется тихая истерика:"Что-то надо делать, но что?". Но действие ради действия не избавляет от тревоги, а лишь даёт на время забыться, снять напряжение. Это как в состоянии глубокого алкогольного опьянения, пытаешься остановить головокружительный "космос", сосредоточившись, чтобы не вырвать, на первом встречном образе или предмете. Однако, похмелье неизбежно.
Само Бытие бежит от себя в актах свободы к своей "тёмной стороне" -- Ничто.
Выход есть. Это философия, религия или искусство, где падение можно выдать, то за полёт, то за падение в то, чему нет дна.

Сергей Александрийский   28.01.2014 17:41   Заявить о нарушении
Здорово Вы написали!

Я настолько везучая, что Бог мне показал, что такое Вечность. Знания даются в состояниях.
И вот Он погрузил меня в состояние Всегда, в состояние бессмертия.
Нет, я не живу в "действие ради действия" и не ищу смыслы после этого, мол, куда бы себя приладить, что бы такое исповедывать. Уже не нужно.
Поверьте, никто не может прекратить Быть. И очень милосердно, что Бог скрывает от нас завесой тайны следующий момент бытия. Мы можем о нём догадываться, но не можем его точно знать. Это создаёт интерес жизни.
Хочу спросить.
Скажите, почему Вас так занимает Ничто?
Не отсылайте меня к своим работам, скажите, что сейчас Вы об этом думаете и почему оно является для Вас непременным постулатом Вашей философии? Мне интересно это знать.

Татьяна Васса   28.01.2014 17:56   Заявить о нарушении
Меня занимает Ничто, потому что его нет.)))) Есть Инобытие. Существует только бесконечная смена состояний. Мы исчезаем, не исчезая. Из всей "руды", того что называют жизнью, человек умирая, зажимает в руке только мелкие кусочки подлинного бытия. Ради этого мы здесь.

Сергей Александрийский   28.01.2014 18:08   Заявить о нарушении
Какой Вы...
Дайте руку пожать.)

Татьяна Васса   28.01.2014 18:25   Заявить о нарушении
Даю..))) Поверьте, я не выкручивался. Тут всё на грани парадокса. На самом деле, мы по большей части и живём в ничто. Лишь иногда, в редкие минуты нам кажется, что мы существуем. У меня есть давний стишок, в стихотворном смысле цена ему копейка и всё же...

ТОСКА

"Тоска о несбыточном, о непонятном,
о том, что исчезло да вряд ли и было..."
Х.Р. Хименес

Тоска неизъяснима, скука проще...
Когда садится солнце за окном,
Ты взлядом тонешь вон в той роще,
Где луч ласкает листья перед сном...

И кажутся далёкими невзгоды,
И время вечным кажется сейчас,
И грезятся тебе иные своды,
И тучи там в немыслимый раскрас...

И ты иной, крылатый, лучезарный,
Летишь домой в сияющий просвет,
Где тебя ждут, где нету больше кары,
Где на свободу снят бессмысленный запрет...

... Порхнув, душа невольно замирает
Над жгучим, свежим лепестком тоски...
Но вот секунда , тебя кто-то окликает,
И...ты снова здесь, где невидать низги...



Сергей Александрийский   28.01.2014 18:38   Заявить о нарушении
В этом стихе не стихотворное главное...
Прекрасно написано!
Приблизились к невыразимому.

Точно. Не видно ни зги...
И мне очень нравится, когда человек дерзает. Обожаю дерзновенных!
Особенно понравилось Ваше стремление взять то, чего нет, Ничто.
Здорово!

Татьяна Васса   28.01.2014 18:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.