Впечатления о системе образования в СССР

Впечатления о системе инженерного образования
                в Советской России

 
Представляет интерес оценить систему технического или инженерного образования в бывшем Советском Союзе по моим личным впечатлениям.
Для этого, необходимо хотя  бы кратко охарактеризовать наше образование в стране победившего социализма в 50-тые и 60-тые годы 20-го столетия, вокруг которого создано много мифов со стороны очевидцев, для которых это было прекрасным временем их юности, когда все представлялось потом чудесным.

По моей оценке уровень школьного , так сказать, среднего образования по негуманитарным предметам был достаточно удовлетворительным.
Требования школьных учителей по математике, химии и физике в Ленинграде были достаточно высокие, а школьники должны были их выполнять под угрозой направления на службу в армию или флот на три –четыре года при провале поступления в институт.
О гуманитарных предметах говорить вообще не приходится ввиду их полной зависимости от партийной коммунистической идеологии.
Наша классная воспитательница, Лариса Михайловна, она же преподавательница литературы и русского языка в 8-10 классе, была , вероятно, несколько сексуально озабоченной, так как при чтении диктанта или контроля за написанием сочинений без списывания ходила по рядам учеников и терлась лобком об их плечи, выступающие в проход между рядами парт. Но она была за пределами наших вожделений и никто не мог похвалиться интимными с ней отношениями, что бы обязательно стало всем известно с первого дня при их возникновении.
Но ее идеологическое влияние на класс было ничтожно, так как , несмотря на распространение государственного антисемитизма, она допустила, что членами бюро комсомола в классе оказались три еврея – мои друзья Марк, Димка и я, как формально полукровка с типично еврейской внешностью.

На выпускном вечере наш остряк и отличник Сергей Егоров оделся женщиной, подложив мячики на грудь и свитер на бедра под юбку.
Разрешая себя щипать за зад и грудь под легкий визг и хихиканье, он доставлял большое удовольствие школярам ввиду раздельного обучения на этом торжественном мероприятии, которое серьезно никто не принимал.
Но это было всего лишь эпатажем, а не явным проявлением нестандартных склонностей, как сочла мама моего школьного друга Марка.

Я поступил в будущую Горную Академию под влиянием моего соседа по парте Володи , отец которого был директором отраслевого института и в доме которого я часто обитался, а также с учетом того, что ЛГИ располагался очень близко от моего дома – не более десяти минут на трамвае через мост Лейтенанта Шмидта через Неву на Васильевском острове.

Ленинградский Горный институт по какому то недоразумению носил имя Плеханова, известного меньшевика и ренегата, осужденного РСДРП, хотя он не учился в этом учебном заведении и не имел к нему никакого отношения.
Логично было бы присвоить ЛГИ не имя Плеханова,   а имя Екатерины II, указом которой она и была образована, хотя при советской власти это было невозможно.
Да и теперь это весьма сомнительно, так как при этом  также найдутся скептики, указывающие на непристойность поведения Императрицы в личной жизни, которую она правдиво изложила в своих мемуарах. Последние хранились под большим секретом в сейфе  российского Государя и передавались наследнику после помазания на царство в Московском Кремле.
Но если считаться с такими мнениями, то надо отказаться и от надпись под Медным Всадником «Петру Первому Екатерина Вторая», которую предложила сама императрица, отличавшаяся превосходным вкусом не только в сексе, как теперь это именуют, но в искусстве и государственных делах.

В действительности нравы в будущей Горной Академии так же характеризовались свободой,  разнузданностью и легкомыслием при позитивных в общем результатах.

Академия была по существу не местом обучения, а являлась местом встречи и общения студентов, достаточно редко посещавших лекции и то только под явной угрозой отчисления, местом хороших и дешевых обедов в институтской столовой, свиданий со студентками и экзаменационных сессий два раза в год.
На сессиях любой преподаваемый предмет можно было выучить за трое суток подготовки по лекциям аккуратных студенток, переходящих из поколения в поколение.
После экзамена можно было сразу забыть о сданном предмете при сохранении только некоего общего о нем впечатлении, не более того.

Конечно, такую анархичную систему высшего образования технических специалистов инженерных специальностей никак нельзя было считать идеальной или образцовой для всего цивилизованного мира.

На производственной практике студенты стремились устроиться работать на рабочие места и получать соответствующую зарплату, позволяющую потом месяц-два отдыхать летом в Крыму или на Кавказе.

Конечно, система образования была другой для будущих врачей и работников академической науки, где студенты проявляли интерес к своей будущей специальности.

Свободное время все студенты обычно проводили в пирушках с приглашением девушек с улицы для веселья и сексуальных забав.
Знакомились с девушками обычно на Броде (часть Невского от Литейного до Московского вокзала). Девушек называли «чувихами». Познакомиться и увести их с собой на хату (свободную комнату или реже квартиру) называлось «склеить».
По Броду ежедневно циркулировала весь вечер толпа молодежи, вероятно, в ней часто бывали  также Иосиф Бродский, Сергей Довлатов и все другие питерские знаменитости молодого возраста. Они не только сидели все время в накуренной атмосфере кафе «Сайгон».

 Такой стиль образования вполне соответствовал известному анекдоту, рассказанному со сцены Райкиным: для студентов первого курса рекомендовалось «забыть то, чему вас учили в школе, это вам будет не нужно».
При поступлении  на работу бывшему студенту говорят: «забудьте то, чему вас учили в институте, здесь вам это не потребуется».

А дело еще в том, что ничему и не научили, что было хорошо видно по чрезвычайно низкой квалификации работников отраслевых институтов.
 Я быстро понял, что институтского образования явно не достаточно и совершенно необходимо изучать техническую литературу, чтобы быть  квалифицированным специалистом. Это мало кто понимал из работников нашего отраслевого института.

Большинство занималось текущей работой в институте по тематике, которую только с большой натяжкой можно было назвать научной работой.
Инженеры сидели в командировках по всей стране при участии в пуске и освоении производства на новых заводах по уже отработанной ранее  технологии, но иемлемой проблемы освоения предприятий постоянно возникали.

Таким образом, используемая система технического или инженерного образования никак нельзя было считать удовлетворительной, фактически она не существовала.


Рецензии
С НОВЫМ ГОДОМ !!!!!!!!!!!!!!!!

Олег Устинов   03.01.2015 12:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.