Идеология и концепция единства Материи и Сознания

               
Идеология и концепция единства материи и сознания.

   Идеология относится  к понятию, которое,  в совокупности с основными  человеческими качествами, такими  как отзывчивость, милосердие, чуткость, уровень образованности и общей культуры, или же алчность,  жестокость, агрессивность  и многие другие,  косвенно влияющие    на идеологию,  определяет поведенческую мотивацию социальных групп.  Умение использовать идеологическую модель в применении  к индивидуальности либо к массам представляет собой один из наиболее эффективных инструментов формирования сознания людей и мотивации их поступков.  Это метод и рычаг управления массами не менее серьёзный, чем глубокие эмоциональные состояния, такие, например, как страх, зависть, мстительность или же  сострадание,  сочувствие и другие человеческие  эмоции, косвенно формирующие социально-политическую и мировоззренческую направленность общественного мнения.  Веками  различные  религии, опираясь на идею божественного происхождения жизни на Земле, были мощным идеологическим фактором и  определяли идеологию той, или иной общественно- исторической формации.     Большое внимание, так называемой, «идеологической работе» уделялось  в бывшем СССР, но уже на основе другой идеи – материалистической.
   Идеологическая доктрина общества, как правило,  формируется под воздействием многих факторов, в числе которых, кроме упомянутых выше,  можно назвать  воспитание, культуру, то –есть этику, эстетику, логику, психологию, социальное положение, систему образования, законы юрисдикции, эффективность их реализации и многое другое, что представляет предмет серьезных социологических, общегуманитарных и научных исследований, которыми  в наше время,  занимаются науки социальной философии,  политпсихологии или  религиозно-философские учения.
   Все эти многочисленные факторы базируются на двух главных философских парадигмах ( или идеях) объяснения возникновения жизни на Земле, а именно,- материализме, утверждающем, что жизнь есть лишь способ существования различных форм материи, а сознание (или душа) вторична по отношению к материи;  и идеализме, утверждающем, что жизнь произошла по воле Бога и, следовательно, сознание –душа первична по отношению к материи. Мы ограничимся лишь рассмотрением этих базовых идей, не  касаясь  влияния  на формирование идеологии конкретной исторической обстановки, формирующей мировоззрение, идейно- политической направленности, а также  других свойств ментальности человека и (или)  обстоятельств.
1.
   В процессе своего исторического развития люди всегда, во все времена, в борьбе за выживание и сохранение своего рода или племени искали  наиболее эффективные пути достижения главной цели человечества,- сохранение рода. Естественно, что они искали любую возможность воздействия на природу, удачу, болезни, напасти и прочие события, подстерегавшие человека, чтобы получить какие-то преимущества, шанс на победу  в этой борьбе. Эти поиски  побуждали их к попыткам понять и  объяснить природу окружающей их среды,  источник жизни,  суть и причину явлений природы. 
    Наши далекие  предки не имели никаких   сведений, кроме личного опыта и  опыта, передававшегося из одного поколения в другое, который, естественно,  искажался , изменялся  в зависимости от умственных возможностей и фантазии носителей этой информации. Так, постепенно этот опыт превращался в предания и мифы, то есть,- опыт , преломленный и отраженный в умах многих поколений. То, что не поддавалось объяснению опытом, объяснялось  действием неких сверх -естественных  существ, которые «ведали» теми или иными событиями. Событий было не так уж и много: погода, урожай, охота, угроза со стороны диких зверей и других племен, нападение на другие племена с целью захвата  более благоприятного  места для проживания или  получения добычи в виде различных предметов, иногда рабов, женщин.  Поэтому  наши предки просили удачи у существ, «ведавших» , по их понятиям,  погодой, или урожаем, или ратным успехом.
   Племена были разные, как и условия жизни , следовательно,  и значимость разных существ, которых называли богами, тоже была разная. Богов изображали так, как позволяла фантазия. Способы поклонения богам, как правило, сопровождались ритуалами, которые, естественно, также различались. Не удивительно, что каждое племя считало своего Бога более важным и не желало признавать других богов. 
  Вера в разных богов, культовые различия, порождавшие антагонизм и эскалацию противоречий,   никак не способствовали развитию государственности, которая была все нужнее по мере необходимости объединения усилий народов и племен по защите от внешних завоевателей, или по завоеванию других земель . Эти обстоятельства, а также то, что разобщающее по своему характеру язычество, суть -«многобожие», как правило, сопровождалось бессмысленными кровавыми приношениями, жестокими катастрофическими культами и  послужили, судя по всему, причинами развития монотеизма,- веры в единого Бога- Творца.    Монотеизм, зародившись впервые в недрах религиозной жизни Древнего Египта, по мере своего исторического развития занял прочные доминирующие  позиции на Среднем и Ближнем Востоке и оказал огромное влияние на религиозную и культурную жизнь соседних народов, включая Иудею и Самарию, где к началу Нашей Эры сформировалась новое мощное монотеистическое Учение – Иудаизм.
   Христианство, а позднее  Ислам,  возникшие, в свою очередь,  на основе иудаизма, впитали идею монотеизма, но  существенно, дополнили её  чертами, которые отвечали требованию  времени  и  сложившимся  географическим и социальным условиям проживания народов, принявших ту, или другую веру. Однако, общность исходных положений, но по- разному проинтерпретированных,  узнается при внимательном прочтении главных книг этих двух религий- Корана и Библии.
   Связь развития религии с конкретными потребностями людей явно прослеживается и в истории развития христианства на Руси. Зародившись   2000 лет тому назад, к середине первого  тысячелетия христианство  сформировалось окончательно , породив несколько ветвей, из которых две стали основными и наиболее широко распространенными. Это  католичество,  с центром в Риме,  и православие с центром в Константинополе.  К этому времени на  бескрайних просторах  Русской равнины, куда в далекие времена переместились славянские народы, образовавшие  там  несколько княжеств, господствовало многобожие- язычество. Были, конечно,  наиболее почитаемые боги,  но это не означало наличия  или развития  монотеистического начала.
   Постоянные набеги с юга половцев, хазар, с запада ляхов и литовцев настоятельно требовали  объединения усилий постоянно враждовавших друг с другом воинственных княжеств и  создания единого государства в целях как защиты  от агрессии многочисленных и воинственных соседей, так и для организации собственных  набегов на соседние земли .   Существует несколько преданий о причинах появления христианства в древней Руси. Возможно, это  была любовь к греческой принцессе, брак с которой требовал принятия  христианства  Киевским князем Владимиром. Возможно, это было обещание князя принять новую веру в случае победы над хазарами, на которых он планировал   очередной   набег;  возможно, это  был  совет мудрой бабушки князя - княгини Ольги, принявшей христианство значительно ранее;  возможно также, что  это  был результат давления  воинов- христиан, которые уже были к тому времени частью дружины  Князя.
   Однако, наиболее объективным, судя по всему, является тот факт, что  религия могла  и должна была стать причиной объединения нескольких родов и княжеств  в единое государство. Можно предположить, что именно это обстоятельство  явилось  важной  причиной развития монотеизма, в целом, сначала в западной Европе, а затем и на территории восточной Европы и в древней Руси.
   Был и еще один очень важный  аргумент, который можно привести в пользу принятия христианства на Руси. Как мы уже упоминали, начиная с ранних ступеней развития человеческого общества, люди всегда интересовались первопричиной и  источником  жизни, а также смыслом и целью человеческого существования. Христианство в этом плане человеческих духовных поисков  предложило взамен веры в  примитивных властителей  ветров, стихий, молний, олицетворявшихся  различными  богами,  стройную систему веры в единого Бога –Творца, создавшего всё и вся. Христианский Бог ведал всем,  обещал вечную жизнь на небесах, прощал грехи, выполнял просьбы , не требовал кровавых человеческих    жертвоприношений.  Кроме того, вместо ритуальных   танцев, часто выполнявшихся в трансе и  превращавшихся в оргии, христианство предлагало красивые, величественные обряды;  вместо уединенных и мрачных  урочищ, или пещер, где проходили обряды язычников, появились  светлые,   поражающие своим убранством храмы;  вместо диких выкриков и бормотаний волхвов повсюду слышался  малиновый звон колоколов и нежные, звонкие  голоса певчих юношей и девушек.  Все эти атрибуты христианства выгодно отличали его не только от язычества (многобожия),  но и от других вероисповеданий, которые мог выбрать Киевский князь в те далекие времена  (мусульманство, буддизм,  индуизм, также  известные  в древней Руси).   Можно предположить и еще одну причину, по которой  было отдано предпочтение православию: православие было основной религией в Константинополе, являвшимся  на протяжении многих лет  центром  устойчивых связей с Русью. Эти связи были весьма  разнообразными, и  культурными, и торговыми  (путь «из варяг в греки») , и сохранялись, несмотря на эпизодические войны (славяне любили «вешать  щиты на врата Царьграда»).
   Чрезвычайно важным обстоятельством, кроме упомянутых, является и то, что все  религии, основанные на монотеизме, как правило, кроме утверждения о том, что жизнь является актом Божественного сотворения,   объясняли еще и  смысл индивидуальной человеческой жизни. Язычники обычно  не задумывались над этой проблемой, ибо многобожие не располагало к таким мыслям, да и уровень цивилизации предполагал, в основном, борьбу за выживание, а не размышления о «вечном».  В отличие от язычества, христианство четко отвечало  на  вопрос о  смысле жизни, обещая истинно верующему человеку  рай на небе после смерти. Таким образом, смысл жизни человека становился понятным и простым, надо было своим примерным поведением, в соответствии с  требованиями  религии ( священнослужителей), «заработать» себе рай и бессмертие  после завершения земного жизненного пути. При этом церковь обещала отпущение грехов,  проповедовала смирение, как  гарантию  райской жизни на небе, а в случае непослушания человека ожидало вечное загробное мучение в аду.
   Все эти исторические факты являются предметом изучения и уточнения до сих пор, но нам интересно то, что   с помощью  религий появлялась возможность создания   эффективной схемы  управления народами, то –есть  возможность создания государства, в основе которого лежала общая для всех вера.  Монотеистические вероисповедания  объединяют  народы и создают условия для  управления ими, проповедуя смирение, подчинение главному Иерарху,- Богу и Его наместнику  на земле -  царю, императору, князю (помазаннику божьему), а в наше время- Президенту, Парламенту, иными словами, любой власти.
2.
  Долгие века, вплоть до появления материализма, как системы объяснения происхождения  жизни на Земле, церковь, поддерживаемая правителями, твердо и бескомпромиссно защищала  свои идеологические устои (исходные идеи и установки), применяя все доступные средства и не считаясь с тем, что эти средства часто никак не соответствовали  учению о смирении и  братстве. Достаточно вспомнить об инквизиции, кострах, индульгенциях, кровавых войнах, которые никак не согласуются с библейскими заповедями  о  всеобщей любви. 
   Мы совершили этот очень короткий экскурс в глубину прошлого на примере славянского народа, населявшего в древние времена Русскую равнину, лишь для того, чтобы подчеркнуть справедливость  мысли о том, что религии появлялись и сменяли одна другую не случайно, а в  результате хода исторического развития и  воздействия главного «движителя» цивилизаций и человечества, - стремления   сохранить и  продолжить  род человеческий. Именно по этой причине, стремясь найти способ выживания и пути сохранения рода, человек боролся с природой, а ослабевая , искал возможность обратиться к силам, ему не известным, то- есть  к Богам, чтобы они помогли ему.  Именно с этой целью человек приносил в жертву Богам и себе подобных, и животных, и ценности, и еду, и все, что ему казалось достойным приношением.  Именно по  причине своей слабости  человек объединялся в семью,  в род, в клан, в княжество, в государство, которые и  должны были защитить его самого и  его потомство. По этой же причине человек совершенствовал и развивал свое понимание Бога, пытаясь привести религиозную доктрину в соответствие с текущей исторической моделью сложившегося сообщества.
    Отмечая активную и положительную роль религий в формировании государственности, следует отметить и противоречия, которые возникают в связи с тем, что реальный смысл жизни человека, проявляющийся в стремлении продолжать свой  рода, или сохранять- развивать цивилизацию  не  совпадает  с религиозным смыслом жизни, заключающимся в стремлении получить место в раю по завершению времени  физической жизни.
   Период абсолютной веры в Богов, начало которого уходит далеко в историю зарождения земной цивилизации и который продолжается  на нашей планете до сегодняшних дней,  условно можно назвать периодом господства религиозной идеи, которая принимала самое активное участие в формировании различных социально - экономических формаций, а также их базисных идеологий ( и первобытной, и общинной, и  рабовладельческой, и феодальной, и крепостной, а позднее,  и буржуазной) и активно поддерживалась всеми правящими структурами, или правящими классами на более поздних ступенях развития.
  Только с  появлением научного коммунизма, который объединил учение о материальном происхождении жизни с  материалистической  целью  жизни – коммунизмом, стало возможным говорить о новой материалистической идее бытия.  Учение Дарвина об эволюционном развитии , казалось, навсегда  «покончило» с божественной концепцией происхождения человека, который,  согласно эволюции,    произошел не в результате акта Божьего творения, а путем  постепенного развития от  простого органического вещества к сложно построенному, мыслящему существу. Стал понятен и смысл  жизни человека, а именно- построение коммунизма, то- есть   рая на Земле еще при жизни человека , а не рая  на Небе, после нашего ухода из жизни.
   Обратим внимание на то обстоятельство, что и понятие «рай», и понятие «коммунизм» мало отличаются друг от друга. Коммунизм, в отличие от рая ,  предполагал райскую жизнь на Земле, а не на Небе, что для многих людей было предпочтительнее. Зато небесный рай  предполагал вечную жизнь, что было очень важным и привлекательным для многих  других людей.
  Общим для обоих понятий является то, что ни религиозный, ни материалистический смысл жизни не увязаны с основной реальной целью жизни человека, а именно,- продолжением рода. Оба понятия «виртуальны» и предполагают страдания в настоящем (естественно, не для всех, а лишь для тех, кем управляют сильные мира сего, обладающие властью)  , чтобы когда-то, либо после смерти, либо через неопределенное время,  наступило процветание и всеобщее благоденствие, то -есть обещанный  « Рай».    
    Отметим также, что  новое- материалистическое  учение поддерживали  те социальные слои, кому были выгодны перемены, то- есть,- наиболее обделенные и  угнетаемые слои общества. Именно они искренне верили, или хотели верить,  в возможность и достижимость коммунизма.  Поддерживали эту идею также и те, кто вообще ни во что не верил, но  рассчитывал с помощью новой идеологии  достичь  желаемой власти, или могущества. В свою очередь богатым, устроенным  и благополучным   людям такие перемены были ни к чему, ибо они не плохо обустроили своё существование  и хорошо жили при наличии  существующей  идеологии .
    Тем не менее, в   начале прошлого века казалось, что с религиозной   идеей скоро будет покончено навсегда. Однако, она  оказалась очень устойчивой, хотя ей и  приходилось «маневрировать». Например, на словах  религии   декларировали свое негативное отношение к богатству и накопительству («как верблюд не пролезет в игольное ушко, так и богатый не попадет в рай»),  а на самом деле, как мы уже установили,  всегда поддерживали  элитарные слои (классы, власть), владевшие и державшие под контролем материально- технические ресурсы общества.  Материалисты- коммунисты, в отличие от идеалистов-теологов,  открыто признали богатых людей врагами новой идеологии и громко  заявили о том, что их задача сделать так, что «кто был никем, тот станет всем».
   Они  открыто призывали и реализовали в России изъятие любой частной собственности и передачу её во всенародное пользование. Такое решительное, в отличии от религий, отношение к собственности, которая принадлежала лишь власть имущим, позволяло большевикам, захватившим власть в России,  называть религии «опиумом для народа», разрушать церкви, национализировать  церковное имущество, расстреливать наиболее активных защитников веры. Однако, и большевики  понимали, что любая общественно-экономическая формация не может существовать без базисной идеологической составляющей. Отказавшись от религиозной идеи, большевики на протяжении многих лет пытались создать некую адекватную идею- идеологию « Морального Кодекса советского человека», которая могла бы также успешно  помогать манипулировать (управлять) народом, как  это делала религия,  помогавшая  разным властителям держать народные массы в подчинении  на протяжении многих тысяч  лет.
   Эти примеры  позволяют сделать вывод о том, что  никакая  общественно -экономическая формация не может  существовать без базисной мировоззренческой  идеологической составляющей- идеологии. При этом, основными  базовыми идеями для всех идеологий были и остаются до нашего времени лишь две основные  идеи (парадигмы или доктрины) : идея материализма и идея идеализма. Это два краеугольных камня,   две идеи, которые и по сей день, спустя многие тысячи лет развития философской человеческой мысли, продолжают своё  непримиримое противостояние в рамках основного вопроса философии, порождая множество других вопросов, затрагивая, так или иначе,  все или очень многие проблемы  человека и гуманизма, этики и ценностей  жизни и многое другое,  что, естественно,  не возможно осветить в одной статье.
3.
    Уважая и признавая  наличие двух основополагающих философских концепций в их сложном взаимодействии, мы не можем не заметить, что в ходе исторического развития  идея идеализма (религиозная), практически  не претерпела изменений в течение последних двух тысячелетий, а идея материализма остается неизменной уже в течение  трех столетий. Несмотря на то, что к началу третьего тысячелетия эти две идеи «научились» сосуществовать без особых конфликтов, мы на практике видим, что противоречия, лежащие в основе этих двух идей не разрешены, а сами идеи существенно «отстают» от уровня нынешнего прогресса, ибо не могут с помощью имеющихся у них «инструментов» духовного воздействия  остановить агрессию человека, что само по себе уже опасно. Ситуация ухудшается также тем фактом, что научно-технический прогресс остановить  не возможно, даже сжигая на кострах лучших сынов человечества. Это доказано историей. В самое ближайшее время прогресс, безусловно «подарит» человечеству еще более мощные технологии. Не сложно себе представить, что произойдет с нашей цивилизацией, если такие технологии попадут в руки деградировавших духовно людей. Многочисленные примеры агрессии, экстремизма, которые мы видим сегодня, красноречиво предупреждают нас об этой нависшей над человечеством опасностью. Эти примеры подтверждают нашу мысль  о том, что нынешние идеологии, созданные на основе либо  религиозной идеи, либо  материалистической идеи, несмотря на декларируемые ими глубоко гуманистические принципы,  не способны приостановить процесс деградации человечества, выражающийся в усилении агрессии и экстремизма.
   Ознакомившись с содержанием общегуманитарных  принципов, изложенных  в Нагорной проповеди  Мессии-Иисуса Христа и положениями  Морального Кодекса строителя коммунизма,  можно легко убедиться в их удивительном сходстве. Аналогичные гуманистические идеи можно найти в программных документах  других религий.  Эти обстоятельства показывают, что  различие базовых идей и даже различие самостоятельных религиозных направлений , практически,  не влияет на идентичность целей. Тогда почему же эти общие принципы, которые являются прямым, понятным  и открытым призывом ко взаимному доброжелательству, смирению, сочувствию, взаимопониманию и миролюбию, как  для верующих, так и для атеистов,  «не работают»? Изучение причин этого явления, равно,  как изучение эффективности материалистической и идеалистической идеологий вообще ( если признать, что перед идеологиями стоит задача духовного воспитания человечества),  безусловно, является весьма сложной задачей и не может быть предметом нашего обсуждения в полнм объеме.
    Поэтому назовем лишь  те некоторые   факторы, снижающие эффективность используемых идеологий, которые относятся исключительно и только к базовым идеологическим идеям.
О первом факторе,- «застое» в развитии этих идей  мы уже упоминали выше.
Вторым фактором следует назвать различие реальной цели человечества, которую мы обозначили, как сохранение и продолжение рода ( цивилизации) человека, с декларируемыми целями обоих идеологических идей, которые представляют собой виртуальный  рай, но в разных вариантах. 
 Третьим фактором является то обстоятельство, что обе идеи оказались совершенно не защищенными от использования их различными авантюристами в своих личных, корыстных целях. Например, христиане сжигали и уничтожали иноверцев, захватывая их государства, под предлогом защиты своей веры в Господа Иисуса Христа. То же самое делали мусульмане, защищая веру в Аллаха и его пророка- Магомеда. Большевики уничтожали целые пласты населения, включая священнослужителей, дворян и офицерство под предлогом защиты своей веры в коммунизм. И сегодня мы видим, что  религии весьма лояльно относятся к людям либо  разворовывающим государства, но чинно крестящимся в церквях, либо к экстремистам, устраивающим погромы и убийства мирных граждан под видом защиты своей  веры. 
 Четвертый  фактор явно демонстрирует то, что обе декларируемые идеи в качестве цели человечества  определяют некое «конечное» (окончательное- завершенное) состояние – рай на Земле, либо рай на небе. При этом ни религиозные сторонники идеи идеализма, ни сторонники материалистической идеи- коммунизма не указывают на то, что же предполагается после достижения рая.  Вечный рай и  покой без движения не могут  быть конечной целью в принципе, ибо это несовместимо с законами развития Вселенной, которые уже  хорошо изучены сегодня. Во Вселенной меняется все и постоянно, ибо «жизнь,- это движение», а любой застой,- это есть смерть и прекращение развития. Только  длительность этих « движений, суть -изменений агрегатного состояния»  для разных земных или  космических тел и явлений разная:  для одних, это  доли секунды, для других,- миллиарды лет.  Иными словами, можно предположить, что что-то, или кто-то, или нечто  существует очень долго, но не бесконечно.
   Понятно, что все эти факторы «связаны воедино», что, возможно,  и ведет к консерватизму идей. Остановившиеся в своем развитии идеи ,различия  самостоятельных религиозных направлений,  испытывая противоречия, вызванные необходимостью  адаптации к  стремительно меняющимся социально - экономическим условиям  и прогрессу,  порождают фанатизм, как элемент «самозащиты»;  фанатизм порождает экстремизм, а  экстремизм - неразборчив в выборе методов. Все это образует некий «замкнутый круг» упомянутых нами проблем, к которым, если провести глубокий анализ, можно добавить еще много других. Но самое тревожное и опасное  в том , что выхода из этого круга пока не предвидится. 
4.
    В такой   ситуации, требующей безусловного поиска решений и действий,  можно назвать логичной  попытку вместо двух господствующих нынче и взаимоисключающих  идей объяснения бытия,- идеалистической и материалистической,-  предложить одну идею: «Единство материи и сознания».   При этом, вместо двух понятий «материя и сознание» ввести одно понятие «сущность», которое объединяет (включает) понятия «материя» и «сознание», которые нам известны из курса  философии, а также все другие возможные , но неизвестные нам до определенного времени понятия и определения.
  Сущность является единственным абсолютом (безвременным и бесконечным), включает в себя перечисленные составляющие, которые могут видоизменяться, совершенствоваться, или разрушаться  и (или) переходить в другой вид (составляющую) сущности в соответствии с законами диалектики, которые являются общими законами развития сущности, по крайней мере,  на нынешнем для нашей планеты этапе знаний и цивилизации.
   При такой установке  отпадает необходимость «конкуренции и борьбы за первенство»  двух важнейших элементов бытия, а именно - материи и сознания, ибо, как может быть первичной  материя или сознание, если они сосуществуют вечно, являясь фрагментами сущности? А ведь эта « конкуренция» доходила до кровавой вражды, затихала, но всегда была и останется в наше время  предметом конфликтов между верующими и атеистами.    Кроме того, при такой постановке вопроса о статусе «материи» и «сознания», устраняются факторы, отмеченные нами ранее, как факторы снижающие эффективность формирования идеологий:
1.Предлагаемая установка, при всей её спорности,  безусловно является новой и в большей степени отвечающей нынешнему состоянию знаний человека, а не знаниям, полученным в прошлых тысячелетиях, т.е. способствует устранению застоя в базовых идеях.               
2.Эта установка полностью совпадает с реальной (а не мнимой, виртуальной, предполагаемой, гипотетической) целью человечества. Понятно, что только при сохранении рода человека возможен последовательный переход цивилизации на более высокие уровни развития. При этом очевидно, что развиваться должны параллельно (адекватно) и материальные (технологии) и духовные (сознание) составляющие человеческого общества. Иными словами, духовная составляющая обязательно должна соответствовать материальной. В противном случае неизбежно произойдет конфликт, который , в лучшем случае,  будет означать застой, а в худшем, развал и гибель цивилизации.
3.Новая установка практически исключает возможность авантюр и спекуляций под лозунгом защиты, или спасения каких-либо идей, или религий, базирующихся на идеализме, либо на материализме, ибо  в новой постановке они будут  едины.
4.Эта установка предусматривает и бесконечное развитие сознания, вместо конечного в случае достижения  виртуального, временного  рая на Земле, или бесконечного, но не менее виртуального,  рая на Небе. Понятие « бесконечное развитие» трудно объяснить и представить, но уже сам факт предполагаемого движения, а не застоя устраняет вопрос, который мы поставили выше : «что предполагается после достижения рая»;               
   При новой установке  появляется перспектива для сотрудничества конфессий и реального, а не формального поиска платформы для объединения усилий в поисках единого подхода в отношениях между Всевышним, верующими и атеистами.
   Не сложно представить себе, насколько более спокойным и устойчивым будет наш Мир на Земле, если все верующие, например,  станут реальными партнерами, признающими наличие Высшего разума, но лишь использующие разные формы вероисповедания.
   Эта модель в качестве основной цели развития человека предполагает сохранение цивилизации-рода человека. В процессе своего развития человечество последовательно переходит на более высокие уровни прогресса и сознания. При этом сознание человека может достичь  состояния Высшего разума, которое можно  назвать  божественным. Но это не конечное состояние, ибо  человечество стремится к достижению динамичного уровня Высшего разума, который, в свою очередь, тоже стремится к более высокому уровню развития. В такой схеме есть начало- зарождение сознания на конкретной планете, которое может происходить различными путями, в том числе, и насаждением или внедрением неким Высшим разумом, но нет конца, ибо совершенствование сознания не имеет пределов.
   Наша цивилизация, судя по всему, находится в состоянии  начального –дикого этапа развития  («дикого», ибо носители сознания-люди все еще уничтожают друг друга для  разрешения противоречий). Судя по тому, что человечество вышло в космос, мы находимся , видимо, на завершающем этапе периода.  Перейдет ли человечество на следующий уровень, это  зависит от нас. Понятно, что освоить  космос, не разрешив конфликты на Земле, не преодолев агрессию,  маловероятно.
  Если же мы, или наши потомки сумеют справиться с агрессией и конфронтацией на планете и перейдут на следующий этап развития, им придется решать новые задачи для того, чтобы перейти на следующий этап (виток) развития, последовательно действуя в направлении сохранения и развития человечества и цивилизации. Развиваясь вместе с цивилизацией, сознание будет принимать Высшие формы, к которым и должно стремиться человечество.
   Эти Высшие формы развития сознания можно назвать Всевышним, Богом, Создателем. Вне зависимости от того, как человек назовет эту Высшую форму сознания, главным останется общность целей, которая будет способствовать  созданию новой модели развития цивилизации. Эта модель неразрывно связана с необходимостью освоения  космоса в целях продолжения цивилизации (рода человека) и развития сознания, постоянно стремящегося к совершенству. Освоение космоса, связанное с развитием науки,  в свою очередь,  требует от человечества незамедлительного прекращения внутрипланетной конфронтации. А сокращение внутрипланетной конфронтации невозможно без снижения взаимной агрессии. 
   Таким образом, идея единства материи и сознания создает благоприятные условия для сотрудничества науки и религии в области создания новой идеологии человека, соответствующей достигнутому уровню прогресса и устремленной в будущее, без чего невозможно поддержание жизни на Земле в условиях постоянно совершенствуемых технологий.
 Конечно, человечество может выбрать и другой путь развития, может сохранить нынешнее состояние идеологии (духовности) но это будет уже не развитие, а деградация и самоуничтожение.   
   Проблема устройства Мира и смысла жизни человека обсуждается уже многие  тысячелетия с религиозных позиций. Более трех столетий человечество ищет материалистические объяснения этим важнейшим философским проблемам. Тысячи  философов и ученых написали множество книг, в которых можно найти огромное количество  различных, часто взаимоисключающих идей, объяснений и толкований этих проблем. И в грядущие времена человечество будет  стремиться приблизиться к пониманию устройства Мира и смысла жизни. Эти вопросы являются главными не только для философов, не только для всего человечества в целом и для  любой цивилизации вообще, но это важно и для каждого человека и для каждого разумного существа в частности, ибо это понимание указывает разумному существу его путь.
  Предлагаемая читателю статья ни в коей мере  не может претендовать на анализ, или критику  массы исторического, теологического и научного материала. Приведенные в статье размышления по поводу идеологии не претендуют на серьезное исследование в рамках сущности философии и её соотношения с наукой и религией или в рамках социологических и социально -политических концепций. Размышления  направлены лишь  на то, чтобы обратить внимание читателя на предложенные автором положения, которые можно считать либо новыми, либо считать их изложением уже принятых в качестве классических определений «материи» и «сознания», но рассмотренных с  новых позиций, предусматривающих их единство.
   Первое положение: материя и сознание являются фрагментами общего понятия , которое условно можно назвать «сущностью». Материя и сознание  существовали до образования нашей планеты и будут существовать  после завершения цикла существования планеты вне зависимости от воли или желаний человека. Сущность включает в себя ,наряду с материей и сознанием, другие формы и состояния , которые еще не известны человеку, но которые человек будет узнавать по мере своего развития  в космическом пространстве.
Второе положение: нет никаких оснований рассматривать вопрос о первичности, или вторичности либо материи, либо сознания по отношению друг к другу. Понятие «единство материи и сознания» означает их сосуществование и необходимость в процессе развития сущности (Вселенной) и, в том числе, человеческой  цивилизации.   
   Автор  далек от мысли, что этих двух положений будет достаточно для того, чтобы скорректировать вектор духовного развития человечества, которое , согласно известному общественному  мнению,  уже приблизилось к состоянию «духовной катастрофы». Эта оценка однозначно свидетельствует о том, что нынешнее духовное состояние общества не соответствует высокому уровню  сегодняшнего прогресса и технологий.
   Дальнейшее увеличение разрыва между прогрессом (технологиями) и духовностью  неизбежно приведет к катастрофам сначала  в различных сферах деятельности человека, а затем и на всей планете. Поэтому, если приведенный материал хотя бы инициирует  читателя  задуматься над упомянутыми в статье проблемами и идеями, побудит провести параллель между, казалось бы,  далекими от жизни философскими и идеологическими вопросами  и повседневными проблемами, связанными с необходимостью постоянно принимать  решения в самых разных областях и ситуациях, таких, как международная или (и) государственная политика и экономика, планирование семьи, карьера, воспитание детей и тому подобное,  то этого уже  будет достаточно для надежды, что  здравый смысл, инстинкт  самосохранения , наконец, интеллектуальные амбиции  приведут людей к мысли о необходимости прекращения  конфронтацией, направят к достижению всеобщего единства (а не только единства материи и сознания) ради жизни на Земле. 

 Санкт- Петербург,  март 2012 г.


Рецензии