В искусстве не может быть прогресса

               

    Такая   тема на этот раз у Культурной революции Швыдкого(“для того,чтобы поспорить”). Я застала лишь конец диспута. Непонятно, как вообще можно было спорить на эту тему и занимать время ТВ на целую программу. Тем не менее известный режиссёр К.Богомолов и литературовед Н.Иванова, как и другие авторитетные представители из аудитории, объясняли свои противоположные позиции на этот счёт. А по мне так двух мнений тут быть не может. Но раз уж это произошло в прямом эфире ТВ и составило целую дискуссию, то захотелось высказать и свои мысли по этому поводу.
  Начать с того, что в природе нет прогресса, есть только изменения. А человек- часть природы, искусство- часть его духовной жизни.  Гомо сапиенс не меняется как вид живой природы. Прогресс в науке и технике предназначен в конечном итоге для комфорта существования человека и только ( хотя к нему, прогрессу, не все и не всегда относятся однозначно. Например, в своём доме человек предпочтёт всё-таки камин с живым огнём электрическому и хлопок синтетике. Но это особый вопрос).
   А искусство древнего Египта или древней Греции вряд ли уступает искусству Ренессанса. Мы не сравниваем скульптуры Микельанджело со скульптурами Фидия. Миланский собор вряд ли хуже или лучше Парфенона. Все это классика. Правда, “прогрессивные“ художники начала 20-го века объявили классику анохронизмом,  отсталостью. Они учредили авангард и модернизм, который  должен был разрушить каноны и представления культурных и образованных людей об искусстве. Они полагали, что привнесли в искусство революцию, и в какой-то момент искренне  в это поверили. К  тому же взлёт технического прогресса, как,например, объясняет Бердяев, повлиял на разрушительный поворот от искусства старого мира. Нам известны имена замечательных русских авангардистов(Филонов, Шагал, Лисицкий и др.) Но вскоре  авангардизм, вернее модернизм, превратился в некую коммерцию, что продолжается до сего времени. При этом сегодняшний модернизм, разветвлённый на разные группы и течения, с доходящими иногда до маразма эпотажными инстоляциями, перформансом и т.п., входит в разные виды искусства, такие как драма, опера, балет. Мне кажется, что это главным образом понятно только самим авторам,  живущим  в своём собственном мире вместе со своими группировками, менеджерами, кураторами и немногочисленными поклонниками.
   Наскальная живопись дикарей доисторической эпохи, которой подражают некоторые современные художники, на мой взгляд более “прогрессивнa” по отношению к своему времени и более понятна своей чистотой и искренностью..
  Сегодняшние авангардисты и модернисты провозглашают себя апостолами свободы. Получается, всё искусство до них несвободно. Несвободен Евгений Онегин и Дядя Ваня. Сделаем их свободнее, прогрессивнее. А в общем-то вся эта свобода творчества и “прогресс” зачастую от отсутствия мастерства, не говоря о вкусе. Мне кажется,что всё это "осовременивание" классики на театральных сценах
связано с отсутствием уже таких артистов, которые могли воплощать литературных
персонажей прошлых эпох. Если в двадцатом веке исторические постановки
помогали зрителю знакомиться с культурой и бытом прошлого, то теперь такое просвещение для молодого поколения ,очевидно считается ненужным.
   Мы знаем, что прогресс в технике не всегда благотворен, иногда потенциально опасен в  руках пользователей. Но там он неизбежен, потому что человек стремится не просто к комфорту бытия, но и к освобождению своего личного времени от быта для духовной деятельности. Искусству же не нужен "прогресс". Ему нужен талант, работоспособность и не в последнюю очередь знание и опыт.
   Посмотрите, какой “прогресс” в эстетике быта и дизайна произошёл в мире. Если в 50-е годы мы меняли старую мебель в старых стилях, выбрасывая её на помойку, заменяя  предметами, простейших, прямолинейных форм – это был стиль лаконизма без излишеств- ,то теперь большинство старается сохранять или приобретать эти вещи в духе старины. Старина и ретро  нынче в моде. Появились фирмы, готовые изготовить для вас мебель и детали интерьера любой стилизации под дворянское прошлое.
   Наконец спохватились, хоть далеко не все, и заговорили о сохранении памятников архитектуры и старых построек- образцах архитектуры прошедших эпох. В большинстве стран старая архитектура, тем более её памятники, бережно и грамотно сохраняются с давних времён, у нас же зачастую нувориши стараются захватывать их участки под новое строительство в своих коммерческих целях. Они де так понимают прогресс в  архитектурном и градостроительном искусстве.
  Впрочем, архитектура не полностью может относиться к искусству как таковому. Изначально, в древней Элладе архитектура считалась матерью всех искусств. Но при том ей издревле присуща и утилитарная функция (пример,жилой дом). В значительной мере, особенно в наше время, она относится к строительной технике, направленной на условия жизнедеятельности человека. В этом отношении  она может быть прогрессивной. Но сейчас архитектура превратилась в инженерно-строительное искусство высокого класса.
   Настоящее искусство тогда искусство, когда в нём есть связь с традициями,присутствие связи времён. Они должны быть во всех видах искусства, и в живописи, и в поэзии, и в театре, и в музыке. В архитектуре они наиболее явно проявляются в древних храмах и соборах.Главный признак произведения искусства искусства это образность.  Современная постройка в виде яйца, пирамиды, шара и т.п. –это только форма, но не образ, поскольку они не отражают духовный, если можно так сказать, смысл данного архитектурного произведения. Храм же воплощает в себе не столько утилитарную функцию его архитектуры, сколько духовную суть человека, его порыв от земного к небесному. Потребность "воспарить".
 В архитектуре как  искусстве, так же как во всех видах искусства  меняются стили, вкусы и моды.

   Прогресс в искусстве не существует по определению. Многие художники принимают новаторство за прогресс, забывая, что это разные понятия. Новое- это только новое для данного времени, но не прогресс, что подразумевает шаг вперёд, развитие. Новое сегодня, завтра может быть не новым,как доказывает история искусства. А шаг вперёд во времени это нечто непреходящее,это условно говоря, улучшение качества.Но гениальное произведение искусства не подлежит улучшению,оно
 совершенно.Классика-на то и классика. Истинный талант обладает необъяснимой сугубо личностной магией.
Поэтому, если предположить, что наука и техника когда-нибудь  полностью заменит человека роботом(во что я не верю), то искусства уже  не будет. Будет только творчество и маскультура.

 "
    .               


Рецензии
Тема, которая Вас тронула, Инна, меня не заинтересовала хотя бы потому, что Шведкой для меня не личность. Ему нужно было показываить себя на месте министра культуры. С другой стороны, я разделяю Вашу озабоченность по поводу обсуждаемых вопросов. Мне не интересны многие современные художники типа Шагала или Малевича, как и большинство зданий, возведённых в наше время. Думаю, их забудут, а классические художниеки и архитекторы останутся на века. Ваш А. Киселёв.

Александр Киселев 6   05.10.2022 15:29     Заявить о нарушении
Дорогой доктор, я бесконечно благодарна Вам за Ваше внимание к моим сочинениям. Даже таким старым. Читателей у меня мало,но Вы не похожи на других. И Вашего мнения мне достаточно. Я давно прекратила писать.Натворила много переводов, попробую издать книжку.Если получится,пришлю её Вам,на память.
Только бы не было войны, как говорили в моё время.
Здоровья и успехов Вам и Вашей доброй семье. Ваша Инна Львовна.

Инна Коробицына   05.10.2022 21:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.