Три мировоззрения 3. нравственность общины ч 2
Продолжение статьи.Начало http://www.proza.ru/2013/05/15/1652
Задача сохранение баланса, гармонии во всех сферах человеческой жизни и деятельности, требует от членов такого общества высочайшей культуры и нравственности. Как же язычники «брали» эту планку? Конечно, в основе лежало достаточно жесткое воспитание подрастающего поколения. Еще в советское время, когда детей просили охарактеризовать маму, самый типичный ответ был: Мама строгая, но справедливая. Кроме того право стать полноправным членом общества надо было заслужить. Это сейчас достаточно в какой-то стране родится и ты гражданин. А тогда юноши и девушки проходили сложные обряды посвящения (инициации). Нам теперь понятно, что цель этих обрядов, грубо говоря – отсеять негодный человеческий материал, негодников. Или как их иначе называли язычники – уродов: физических и моральных. С уродами поступали так же, как с изгоями.
Думаю что кроме того инициация решала задачу контроля над численностью населения. Ведь язычник живет в гармонии с природой, поэтому может взять от нее ограниченное количество ресурсов. Поэтому перенаселение территории для этого общества катастрофично. Видимо отсюда же проистекают, так шокировавшие европейских завоевателей, массовые кровавые жертвоприношения ацтеков. Ведь страна их была земледельческой, но одновременно горной и с полями и пашнями была «напряженка». А что возмущаться, если и в Европе добропорядочная католическая церковь решала проблемы перенаселения тоже кровавыми способами. Вспомним Крестовые походы на Гроб Господень или Охоту на ведьм, то и другое быстренько свернули после эпидемии чумы и религиозных войн, что опустошили Европу.
Почему-то распространено мнение, что в жертву приносили лучших. Если бы язычники регулярно вырезали свой лучший генофонд, не были бы они сильными, здоровыми, умными и красивыми. На этот счет сохранилась пословица: «На тебе Боже, что нам негоже».
А теперь отбросим кровавые эпизоды, и обратим взгляд внутрь себя. Разве в быту мы не язычники? Мы прощаем друзьям маленькие слабости (грешки), но не прощаем измены (преступления). Встретив нового человека, мы не торопимся сразу его «возлюбить», как предписывает нам Закон Божий. Мы сперва к нему присматриваемся, и только когда он правильно зарекомендует себя (инициация), мы допускаем его в свой круг и можем открыть ему душу. Мы не хотим «в поте лица добывать хлеб наш насущный», не вкалываем на работе от зари до зари, за что кельты, которых католики «лучше» воспитали, считают нас ленивыми. Но, поймав кураж, все равно выполняем задания к сроку. Мы упорно отказываемся верить, что человек пришел в мир «для страдания» и ищем радостей в жизни. Мы не любим «убивать плоть» постом и молитвой. Нас не прельщают напрасные «крестные мучения», в душе мы никогда не поймем их смысла, ведь язычник должен непременно победить, пасть смертью храбрых - большого ума не надо.
Можно продолжать бесконечно. Но к чему я веду дело? Посмотрите, сколько всего удалось сохранить, пусть оно сегодня не востребовано, но завтра непременно пригодиться. Недаром существует старая байка: «Отмой православного – получишь язычника». И это благодаря традициям семейного воспитания. Сегодня либералы наезжают на семью, подсовывают западные провокационные книжки по воспитанию детей. Создают структуры для вмешательства в дела семьи. И все для того, чтобы вырастить бездумного «идеального потребителя» (см. «Последний бастион в плотной осаде» http://www.proza.ru/2013/02/11/1639). Поэтому, отстоим семью – есть у нас надежда на будущее, а нет - ждет нас гибель и хаос.
Важнейшим балансом общинного строя являются гармоничные отношения между личностью и обществом. В отличие от либерализма, где идеалом является «сверхчеловек», который только использует общество для достижения своих амбициозных личных целей. Или авторитаризма где наоборот личность полностью подчинена решению задач стоящих перед обществом. О либерализме и авторитаризме речь впереди. А язычники не любят личностей «гребущих только под себя», но также не может быть уважаем человек бездетный живущий только ради окружающих. Поэтому и языческое счастье слагается из личного и общественного. Сколь бы не были велики трудовые и общественные заслуги, человек не будет счастлив без лада в семье. И также невозможно полного счастья, если деятельность человека не получила общественного признания, если ему нечем гордится.
Тут самое время сказать, что мужчины язычники очень любят войну. До сих пор в отдаленных районах Африки, в амазонской сельве на островах Полинезии, не смотря на противодействие правительств, периодически вспыхивают межплеменные войны. Причин тут две. Во-первых, собирать по крупицам авторитет своего рода, в мирное время долго и муторно, уйдет не одно поколение. Как говорила старуха Шапокляк: «Хорошими делами прославиться нельзя». А на войне и один подвиг может прославить весь род. А во-вторых, войны решают вечный больной вопрос с перенаселением. К слову сказать, язычники никогда не были хорошими воинами. Например, во время Пунической войны легионы Римской республики регулярно терпели поражения от профессиональных головорезов Ганнибала. Владение тогдашним оружием требовало феноменальной ловкости, которая достигалась только многолетними тренировками. Но в итоге-то победил языческий общинный Рим! К тому же язычники, добиваясь гармонии, не делили мир на своих и врагов. У них были не враги, а противники, которые завтра могли стать друзьями: «лежачего не бьют». Войны на уничтожение для язычества редкость (хотя случались). А вот религиозная война, попытка обратить в свою веру возможна только при авторитаризме.
Баланс мужского начала и женского начала поддерживается естественным разделением труда, которое базируется на биологических различиях между полами. Заметим, что и сегодня мужчина часто является лишь номинальным главой семьи, а реально домашним хозяйством управляет женщина: «Папа в доме конечно главный, если мамы случайно нет». Великолепный портрет языческой женщины нарисовал в поэме «Мороз Красный нос», известный русский поэт Николай Алексеевич Некрасов. Все помнят про «коня» и «горящую избу», но дальше по тексту не менее интересные слова в сегодняшнюю тему:
Не жалок ей нищий убогой
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.
И, наконец, вывел я Вас, уважаемый читатель, на крайний (не люблю слово «последний») вопрос этого раздела. Вопрос о милосердии и любви. И говорю я об этом вопросе, не потому что он был так важен для язычника, для него он как раз был третьестепенным. А потому, что вопрос вселенской любви и милосердия подняло как флаг, как главный козырь христианство.
Почему я назвал некрасовскую «величавую славянку» язычницей? От того, что не жалок ей нищий. Ведь неподача милостыньки тягчайший грех для христианина. Причем как это заведено в христианстве, никакие оправдания не принимаются. Мы и сейчас испытываем угрызения совести, когда отворачиваемся от протянутой руки. Умом понимаем, что нас используют, но рука сама тянется в карман, а вдруг душещипательная история - правда.
Действительно, и для язычника это очень сложная нравственная дилемма. С одной стороны отказать человеку в помощи, когда тот нуждается, а тебе это совсем не трудно – безнравственно. Но с другой стороны не менее безнравственно потакать пороку, то есть отдавать хоть что-то людям, у которых нищенство вид заработка. Ведь если бы им перестали давать, то им волей-неволей пришлось бы искать работу. В маленьком городе или деревне этой проблемы не стоит. Там все прекрасно знают, кому и на что дают или отказывают.
До революции, да и при Советской власти, государство пыталось гонять попрошаек с помощью полиции-милиции, но без особого успеха. Еще Владимир Гиляровский (Вл. Гиляровский «Москва и москвичи») описывая быт Москвы начала XX века, рассказывал об «артистках с погорелого театра», что на новый театр собирали, да еще и подлинную справку из полиции показывали. Видимо тогда на искусство давали охотнее, чем на больных ребятишек, резонно полагая, что здоровья за деньги не купишь. Но куда им до современных «благотворителей-либералов» маскирующих свой грязный бизнес благородными целями. Но как делаются деньги на «социалке» это большая отдельная тема.
Все сказанное следует рассматривать как минимальный перечень морально-нравственных проблем, которые необходимо решить будущему обществу. Не факт, что оно будет находить баланс теми же средствами, что использовали греки, римляне или полярные арии. Однако, изучение их опыта добытого тысячелетиями труда и ошибок, просто необходимо, чтобы не наступать по сотому разу на одни грабли. Повторюсь еще раз, все разумное доброе и вечное требует усилий, в том числе и морально-нравственных. И только дурь получается сама по себе. Таков закон природы (или Воля Божья).
продолжение http://www.proza.ru/2013/05/23/1763
Свидетельство о публикации №213052201632