Молясь единственной Мадонне. Вечность-14 -15

  ТАЙНА ПОЛОТНА  ВЕЧНОСТЬ И.ЦАРЕВА

 Рентгеном звезд просвеченный насквозь,
Душой из края в край как на ладони,
Наивно полагаясь на авось,
Молясь своей единственной мадонне..
И. Царев


 Каждый человек, если не в реальности, то в душе художник. Поэт – художник вдвойне, недаром же восклицал Заболоцкий: «Любите живопись, поэты» и доказал всем нам, почему ее надо любить.

Именно он поясняет, что же в ней такого особенного, неповторимого, почему поэты должны относиться к ней трепетно и с любовью.

Многие из нас учились рисовать  в детстве, и если мы не стали художниками, то научились понимать всю дивную глубину рисунка,  отличать шедевр от подделки. Вообще разбираться, ценить разные школы и направления в живописи. Хотя и это не самое главное, художник – Мастер, а не ремесленник, может передать нам тайны человеческой души, чаще всего, души любимой женщины, да и вообще женскую натуру он знает, угадывает лучше,  чем другие творческие натуры.

Но только великим мастерам удается  переносить на полотно душу человека, и тогда картина обрастает мифами. Она делает бессмертной ту, застывшую на полотне Незнакомку, и мы замираем, вглядываясь в портрет, пытаемся узнать о ней побольше…
А отражением души неизменно остаются глаза.

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полу плач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Н.Заболоцкий

 Игорь Царев учился живописи, но не стал художником, вероятно, эта тяга к портретным зарисовкам побуждает его рисовать словом своим портреты, как это делал Заболоцкий, в знаменитом стихотворении, которое так и называется «Портрет».

Ради чего он пишется художником? Чтобы запечатлеть человека, остановить его на память родным и близким, или создать галерею образов и характеров, подарить бессмертие, ведь  с портрета Рокова на нас все еще взирает Струйская.

С портретами связаны и всевозможные мистические происшествия, чего стоит только стареющий портрет Дориана Грея, в то время, как  герой остается юным и прекрасным – он дарит человеку бессмертие в прямом, а не переносном  смысле. А вот Рокотов подарил своей  героине бессмертие иное, через несколько веков очарованный поэт, взглянув на портрет,  написал великолепное стихотворение.
  Там целая ода  о глазах Струйской

 ПОРТРЕТ

 Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
 Души изменчивой приметы
 Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
 Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
 И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
 Ее прекрасные глаза.

Николай Заболоцкий

 Поэт любуется ею, как живой, и дивится тому, что между ними  века и вечность, а вот он может,  глядя на нее, любоваться, общаться,  угадать судьбу незнакомки. И она становится ближе тех реальных женщин, которые были рядом, она волнует, избавляет от  страха, внушая трепет , даря смелость:

Когда потемки наступают
 И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
 Ее прекрасные глаза.

Тайна портрета – это тайна иллюзии, которая порой ближе реальности. Вот в этом же ключе исполняется и стихотворение Игоря Царева, посвященное другому знаменитому портрету уже более близкой к нам эпохи. И все-таки между двумя Мастерами приличное расстояние и время. Мы перемещаемся в Париж.

Поэт не раз говорил, что ему близки и дороги импрессионисты, вот и родилось  это размышление по поводу знаменитого «Портрета Жанны Самари». Но только ли о ней пишет Игорь?
 
Когда А.Блок вглядывался в печальные глаза Царевны Лебеди Врубеля, он видела совсем иное «берег зачарованный и зачарованную даль», но перед нам творец, которому близок  импрессионизм в живописи, а вот какой предстанет его мадонна, давайте и посмотрим внимательнее:


Портрет Жанны Самари

«Круг не должен быть круглым».
Пьер Огюст Ренуар
(1841-1919)

Опять рисует Ренуар
 Не деву в розовом трико,
Но аромат Мажи нуар,
И волшебство мадам Клико.
Парижской моде вопреки
 Не дорогие телеса,
А только ломкий взмах руки
 И странный свет в ее глазах…

Судьба выводит вензеля,
Но что вам сказочный сезам,
Когда в друзьях Эмиль Золя,
Тулуз-Лотрек и Поль Сезанн,
И ваш непризнанный талант
 Затмил над Сеной фонари.
Сидит у краешка стола
 Красотка Жанна Самари.
Она весьма удивлена:
Вы не подняли головы,
Вам безразличен вкус вина,
Но интересен цвет травы...
Звезда из Комеди Франсез
 Не посещает дом любой,
Ей жаль, что творческий процесс
 Для вас важнее, чем любовь.

Как карамелька за щекой
 Могла бы таять ваша жизнь.
Но вы меняете покой
 На краски и карандаши,
Рисуя моде вопреки
 Не дорогие телеса,
А только ломкий взмах руки
 И странный свет в ее глазах…
-------
Французский художник-импрессионист Пьер Огюст Ренуар при жизни никогда не был любимцем судьбы. Несколько раз он повреждал и ломал руки. И с возрастом из-за артритных болей уже не мог удерживать в пальцах кисть. Тогда он стал прибинтовывать ее, продолжая рисовать до своих последних дней.
Зная это, понимаешь, насколько выстраданы его слова: «Творчество — высшая форма торжества человека над самим собой, победа его в борьбе с роком.»


И вот его шедевр – Парижанка, актриса, печальная красавица.
Да,перед нами юная и восхитительная  парижанка, сотканная из тумана и обмана, но невероятно обольстительная…

Парижской моде вопреки
 Не дорогие телеса,
А только ломкий взмах руки
 И странный свет в ее глазах…

Импрессионизм тем и прекрасен, что там есть только намеки, отдельные штрихи и вечная загадка. На него оглядывались поэты-символисты, но мы с вами знаем, что  по меркам серебряного века Игоря Царева скорее надо причислять к акмеистам.  Что же волнует в прекрасной Незнакомке самого поэта, которого, напомню, всегда волновала только одна единственная женщина в этом мире?

А Жанна и не прописана основательно, да и видит поэт только «ломкий взмах руки и странный свет в ее глазах». А дальше, так легко, так просто  на месте загадочной парижанки представить свою любимую. Пусть  Пигмалион влюбляется в скульптуру, в этом нет необходимости, если рядом любимая и единственная.

Так портрет перетекает в реальность, реальность ограничивается портретом любимого художника. И любому понятно, что выбираем мы  портреты, где вдруг улавливаем странное сходство с близкими людьми, то что цепляет, заставляет замереть, узнавая родное и близкое…

Конечно, Игоря Царева волнует и судьба  любимого художника, Мастер пришел на свидание к другому  Мастеру, и возможно пытается разгадать чужую тайну. Но это стало возможным, потому что поразило сходство далекой красавицы Жанны, и красавицы жены.

Судьба выводит вензеля,
Но что вам сказочный сезам,
Когда в друзьях Эмиль Золя,
Тулуз-Лотрек и Поль Сезанн,

Что-то пишется, вырисовывается, если совпадают судьбы или хотя бы портреты. И размышляет Поэт о непризнанном таланте, но художника или своем собственном? Это так и останется для нас для всех вечной загадкой, но  если рядом любимая женщина, то все не так страшно, главное, чтобы она оставалась у края стола, чтобы была рядом.

И ваш непризнанный талант
 Затмил над Сеной фонари.
Сидит у краешка стола
 Красотка Жанна Самари.
 
Все,  кто сталкивались с творцами, любил творцов, был с ними рядом, прекрасно понимает, что тревожить их в момент творчество невозможно, что они выключаются из реальности, и оказываются в другом пространстве, и Муза  уже остается, как на картине Ренуара,  расплывчата и далека

 Она весьма удивлена:
Вы не подняли головы,
Вам безразличен вкус вина,
Но интересен цвет травы...

Вероятно творец может мечтать только о своей Маргарите, той, которая любит роман не меньше, чем самого Мастера,  помнит наизусть  все, что он писал, и, услышав первую строчку из уст беса, готова отправиться за ним куда угодно. Но такое случается крайне редко, везет только избранным.

Художник  был страстно влюблен, но никогда не был счастлив со своей очаровательной моделью.

Жанна, одновременно улыбающаяся и задумчивая, изображена в изысканном зелёно-голубом платье на розовом фоне. Актриса опирается подбородком на левую руку, запястье которой обрамлено браслетом. Её рыжеватые волосы чуть разлетаются в разные стороны. В этом портрете Ренуар сумел подчеркнуть лучшие черты своей модели: красоту, грацию, живой ум, открытый и непринуждённый взгляд, лучезарную улыбку. Основные цвета, составляющие колорит картины, — оттенки розового и зелёного. Стиль работы художника очень свободный, местами до небрежности, однако это создаёт атмосферу необычайной свежести, душевной ясности и безмятежности.( из комментариев к портрету)

Но Жанна была актрисой,  а их всегда любили художники и поэты, только они очень редко становились женами. А если такое и случалось, то почти никогда не были счастливы.

Звезда из Комеди Франсез
 Не посещает дом любой,
Ей жаль, что творческий процесс
 Для вас важнее, чем любовь.
 
Такая дилемма волнует, вероятно, не только Жанну, не потому ли она так грустна и на этом полотне, и на других  портретах художника.

Игорь Царев знает причину ее грусти и несчастной любви.  И для него если не сейчас, то раньше стояла такая проблема: творчество или Любовь прекрасной женщины, семейное счастье. Мы видим, вместе с поэтом, как ее решил для себя Ренуар.

Как карамелька за щекой
 Могла бы таять ваша жизнь.
Но вы меняете покой
 На краски и карандаши,
Рисуя моде вопреки
 Не дорогие телеса,
А только ломкий взмах руки
 И странный свет в ее глазах…
 
Странное получается противоречие, вроде бы реальная картина, известная всем, знаменитый художник, судьба которого тоже прекрасно нам известна.
Ренуар подарил бессмертие актрисе, но личная жизнь явно влюбленного художника( по-другому  не написать  такого портрета)  не сложилась.

  Тогда что же так взволновало Игоря Царева кроме любви к искусству?
Признаться, об этом я могла только догадываться, пока не увидела одну из фотографий Ирины- жены и Музы поэта, вероятно,  тех времен, когда писалось стихотворение- сходство поразительное, сразу бросается в глаза, там еще одна Жанна.

Точно так же Михаил Булгаков увидел себя самого на картине Ян Ван Эйка «Семейство Арнольфини» - есть исследование, где сравниваются два портрета, и там тоже сходство поразительно, словно это один человек. Такое случается порой, заставляя нас теряться в догадках.

Так вот почему судьба и художника и артистки так взволновала Игоря Царева, что появилось дивное стихотворение. Хотя, в рецензиях нигде он этом не говорит, и только фотография позволила приоткрыть завесу тайны, скрытой в  стихотворении. Но с таким мастерством до Игоря Царева вероятно никто не писал о творчестве Ренуара, ему повезло, как и Рокотову с Заболоцким, когда поэтический текст равен живописному шедевру по силе звучания.

В одном из ответов, после восторженных отзывов о стихотворении, поэт отметил:

Может из таких отдельных картинок и портретов что-то большее потом сложится. А может и нет :)
Игорь Царев   04.03.2010 18:17
   
Но в этот вечер меня ждало еще одно открытие, оказывается,  у этого стихотворения есть еще один вариант написания, невероятно интересный, а если учесть, что с текстом я сроднилась и очень его полюбила, тогда тем более важно, что же еще было в этом стихотворении. В данном варианте Поэт беседует с художником о живописи и судьбе.

Мон шер ами, какой резон
 Бросать на холст парижский дым?
Никто не купит этот сон
 С осенним привкусом беды!
На краски и карандаши
 Вы разменяли свой покой,
И незаметно тает жизнь,
Как карамелька за щекой.

Сон с осенним привкусом беды – такова реальность для Ренуара. Может ли быть счастлив художник, отказавшись от любви? Стоила ли игра свеч?
Наверное, это настоящее чудо для нас зрителей, ценителей, для поэтов, внезапно  остановиться и замереть перед полотном, но как же  сам творец, каково ему, если

 На краски и карандаши
 Вы разменяли свой покой,
И незаметно тает жизнь,
Как карамелька за щекой

 А потому понятнее и ближе любому становится кредо поэта. Он убеждает нас  в   том, что  только домашний уют, только домашний мир  могут сделать счастливым любого, чтобы не странный свет оставался в глазах любимой, а светились они счастьем…

А как это может быть, мы видим в другом стихотворении Игоря Царева – это своеобразный ответ Полю Ренуару.


ВЕЧЕР ВДВОЕМ ЗА БОКАЛОМ "ВАЗИСУБАНИ"

Не то в поклоне, не то в вопросе
 Согнулась финишная прямая,
Мол, как же так - миром правит осень,
А в вашем доме начало мая?..
Зачем мне маяться над загадкой -
Я лью в бокалы «Вазисубани».
На белой скатерти шоколадка,
Что б было сладко любимой пани.
Пусть хищный ветер, как вор в законе,
Костлявой веткой в окно стучится,
Садится птицей на подоконник,
Пугая: Что- то должно случиться...
«Не верь приметам, моя родная,
Они тревоги твоей не стоят!» -
И осушаю бокал до дна я,
Что б за любовь еще выпить стоя.
Гонцов, несущих дурные вести –
Не псами, сам буду рвать на части,
Чтоб в нашем доме еще лет двести
 С тобою вместе сгорать от счастья,
Дарить пионы и хризантемы,
Перебирать золотые прядки,
В которых, словно в садах Эдема,
Веселый ангел играет в прятки.
http://www.poezia.ru/article.php?sid=28467

Вот как это  будет в доме у Поэта. И это великолепное стихотворение обретает особый смысл, если прочитать его сразу после «Портрета». Разве не дивно, если за окном осень, а в доме начало мая? И мы оказываемся невольными свидетелями  этой пирушки вечно влюбленных.
И вместо того, чтобы думать о грустных глазах Жанны, можно смотреть в счастливые глаза любимой:

Зачем мне маяться над загадкой -
Я лью в бокалы «Вазисубани».
На белой скатерти шоколадка,
Что б было сладко любимой пани.

Кто-то скажет о том, что в этом случае не родится такой вот шедевр, какой нам оставил Ренуар, обессмертив любимую женщину. Но несчастье любимой разве расплата за  шедевр? Конечно, это каждый решает для себя, но свое отношение к этому вопросу поэт Игорь Царев уже высказал:

Гонцов, несущих дурные вести –
Не псами, сам буду рвать на части,
Чтоб в нашем доме еще лет двести
 С тобою вместе сгорать от счастья

 Да, А.Блок в таком случае не смог бы любоваться бездонными глазами Царевны Лебеди, если бы художник смог стать счастливым, откуда взялась бы боль и тоска в глазах его любимой. Но, наверное, все-таки лучше сгорать от счастья, чем от горя и печали, которые и Маргариту превратили в ведьму.

А раз мы невольно глядя на полотно Ренуара коснулись и судьбы художника, и даже судьбы Поэт, который написал лучшее стихотворение к его знаменитому портрету, то остается только перечитать другое  стихотворение, которое удивительно созвучно всему, о чем говорилось выше. И о чем же подумалось прежде всего.

Вспомнились великие живописцы, многие  из которых, ну  может быть за исключением Рубенса, были «каждый несчастен по- своему», за плечами каждого трагедия,  а то  и не одна. Невольно вспоминается  Мастер Булгакова, за плечами его  стоит и Гоголь, и Мольер, и в какой-то мере сам писатель,   тогда  и  возникает вопрос, а может ли Мастер быть счастливым, при этом, не отказываясь от своего дара?

  Чуть ли не впервые, Игорь Царев доказал нам, что он  может быть очень счастливым. И в этом предстоит нам всем убедиться, прикоснувшись к его великолепным стихотворениям, обращенным к Санта-Ирине,  единственной Мадонне, ангелу, к пани Ирине…Но читайте стихотворения и сами убедитесь в этом. Мастер может быть счастлив, влюблен и любим, чудеса случаются.

Пусть

 Рентгеном звезд просвеченный насквозь,
Душой из края в край как на ладони,
Наивно полагаясь на авось,
Молясь своей единственной мадонне,
Не вижу смысла что-нибудь менять:
Пятак судьбы, коня у переправы,
Тревоги непутевого меня -
На крепкий сон непоправимо правых...
Пока в крови гудят колокола,
И небо осыпается стихами,
Пока запотевают зеркала
 От моего неверного дыханья,
Кургузым армяком на ямщике
 Через заставы, тернии и даты,
Нелепою слезинкой по щеке
 Пусть жизнь упрямо катится куда-то.

http://www.poezia.ru/article.php?sid=31623



2.

Я пришла к поэту в гости Вечность-14

Любовь Сушко

Я ПРИШЛА  К ПОЭТУ  В ГОСТИ   ВЕЧНОСТЬ-14

Вероятно, все тайны, легенды, предания родились на Невском в начале 20  века, когда поэты были кумирами и центром Вселенной, каждое их слово и поступок обсуждались, освещались в прессе, становилось сенсацией.

Сами они творили легенды о себе и свои собратьях,  и юные девы стремились взглянуть, приблизиться к кумирам, даже не представляя, что их там ждет.

Первым поэтом уже был гласно или негласно объявлен А.Блок и всем известна история о том, как юная Ахматова  устремилась к нему на свидание. На следующее утро в газете появилось стихотворение «Я пришла к поэту в гости». Скрыть такой дерзкий шаг для юной девицы, которая не могла на улицу без сопровождения выходить, было невозможно.

   Просматриваю  стихотворения Игоря Царева, на этот раз предо мной открывается внезапно текст, который и заставил вспомнить стихотворение юной Ахматовой.

Стихотворение Игоря Царева называется «В доме у поэта», и, помня те  ахматовские строчки, про себя повторяю: Я пришла к поэту в гости. Тихо в комнате просторной… У него глаза такие…
А стихотворение звучало так
:
Александру Блоку

 Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.

И малиновое солнце
 Над лохматым сизым дымом...
Как хозяин молчаливый
 Ясно смотрит на меня!

У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.

Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
 В доме сером и высоком
 У морских ворот Невы.
Январь 1914

Чтобы убедиться в том, что поэтесса ничего не придумала, что это было на самом деле, открываем газету  за понедельник и читаем: «Красота страшна, вас скажут, вы накинете лениво шаль испанскую на плечи, красный розан в волосах», посвящено оно А. Ахматовой, значит и правда, была  в гостях у поэта, была беседа…

Вот так описывает первое свидание с кумиром, гением Ахматова, в романе А. Толстого «Хождение по мукам»  Даша  делает то же самое, отправившись в гости к поэту, в котором легко узнается А.Блок, но с какой яростью по образу чародея –поэта  прошелся своим искусным пером писатель, камня на камне от того мифа не оставил.

Но кто же слушает писателей, мы все равно в реальном или виртуальном пространстве отправляемся к поэту в гости, когда открываем его стихотворения на сайте, когда пишем отзывы и беседуем с поэтом, когда он сам приглашает нас в свой дом…

На мой взгляд, сегодня и свидание, и дом поэта значительно ближе, чем в те времена, когда надо было тайно добираться из Царского села на Невский в страшный холод, ждать под окнами и найти какую-то вескую причину, чтобы войти туда, «дрожа от страха и бессилья»
Вот и сам Игорь нам  рисует свой дом, свой мир, вольно или невольно приглашая в гости.

В доме у поэта
 Игорь Царев

 Пусто в доме — ни гроша, ни души.
Спит на вешалке забытый шушун.
Даже ветошь тишины не шуршит,
Лишь под ванной подозрительный шум.

То ли спьяну там застрял домовой –
Подвывал в трубе часов до пяти!
То ли слесарь не дружил с головой,
Взял, и вентиль не туда прикрутил.

Вот и все. И только плесень тоски,
Да предчувствий нехороших игла.
И картошка закатила глазки,
На хозяина взглянув из угла.

Но ему-то что, гляди – не гляди,
Позабыв, что быт сермяжен и гол,
Ковыряется у века в груди,
Подбирая колокольный глагол.

И пульсирует, как жилка, строка,
Каждый звук яснее капли росы…
И плевать, что подошло к сорока,
Если Бог кладет слова на язык.

Вместо штор на окнах лунный неон –
По стеклу небесной слезкой течет.
Пусто в доме. Только вечность и он.
И стихи. Все остальное не в счет.

http://www.stihi.ru/2007/12/26/1328

Но что за чудо, в пустоте этого дома  что-то шумит и шуршит ( кстати, для тех, кто не знает, это Игорь Царев  придумал барабашку, и вероятно, знает о чем говорит). Весь его мир окутан мистикой и живыми духами – но эта дивная история и не одна, у нас еще впереди…

Но не уходить же сразу, давайте немного побудем в этой тишине и пустоте, в которой  наверное  с большой радостью обитают духи, не может же быть дом Поэта  без души и без Домового:

То ли спьяну там застрял домовой –
Подвывал в трубе часов до пяти!
То ли слесарь не дружил с головой,
Взял, и вентиль не туда прикрутил.

Все там таинственно и немного странно, даже забавно,  хотя в другом стихотворении поэт нас убеждает, что каждый гвоздь в доме забит его руками, и в этом как-то не возникает сомнений, при его –то любви к домашнему миру. Но может быть это просто какой-то творческий беспорядок, которого творец не замечает, как только начинает писать.

Вот и все. И только плесень тоски,
Да предчувствий нехороших игла.
И картошка закатила глазки,
На хозяина взглянув из угла.

Чувствуется, что хотя ему и не до того, но поэт вынужден заниматься домашними делами, только  и вещи и  овощи как-то странно на него взирают. Сразу же вспоминается еще одно предание о том, как Есенин в первый раз пришел в гости к А.Блоку, его долго не пускали, но когда он прошел туда, в комнату, то увидел, как Блок ел яичницу, и это его так потрясло. Ведь он был уверен, что поэт - существо неземное, и просто так сидеть и есть он не может, ведь это так непоэтично. Такие вот предрассудки не чужды и многим из нас.

А  наш поэт тем и отличается, что он очень земной человек, если духи его и окружают в доме, то это единственное чудо, которое творится рядом, кроме поэзии самой. А  когда его настигают творческие муки, то он уже и не обращает внимания на все происходящее вокруг, и на непрошеных гостей( хорошо, что виртуальных) тоже.

Но ему-то что, гляди – не гляди,
Позабыв, что быт сермяжен и гол,
Ковыряется у века в груди,
Подбирая колокольный глагол.

И пульсирует, как жилка, строка,
Каждый звук яснее капли росы…
И плевать, что подошло к сорока,
Если Бог кладет слова на язык.

Все меняется, он может не замечать ни гостей, ни бытовых каких-то вещей, если рождается стихотворение, а потому наше вторжение в его дом, вероятно, не совсем уместно, хотя ведь очень хочется взглянуть, узнать, поговорить.

Но современных поэтов спасает то, что сегодня нет той шумихи вокруг них, вероятно, они могут работать спокойно.

Вместо штор на окнах лунный неон –
По стеклу небесной слезкой течет.
Пусто в доме. Только вечность и он.
И стихи. Все остальное не в счет.

Вот так оказывается все происходит в загадочном мире Поэта, и снова на помощь приходит А.Ахматова,  которая в доме у поэта бывала не единожды, и в дни  страшных мук и смерти тоже она была там.

У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.

Но очень интересно, что по поводу стихотворения, наводящего на разные и грустные размышления, думает  сам  поэт, для которого стихотворцы, уж не говоря о поэтах, как мы помним – Дети Голгофы.

Суть не в "богооставленности". А в "мироотстраненности". Поэт по определению человек - "не от мира сего", стоящий "одной ногой там". Вот и возникает разрыв между материей бытия и духом. А на счет "богооставленность".... Не Бог оставляет людей, а люди теряют дар воспринимать и ощущать божественное.

Игорь Царев 29.01.2008 12:59

Но лиргерой-то тут вполне доволен ситуаций - вон, ковыряется, нахал, у века в груди, и все остальное его мало трогает...

Игорь Царев 29.01.2008 17:35

Но если нам повезет, удастся задержаться в доме, то может быть мы узнаем о том, что поэт – это, прежде всего, «Переводчик». Он подчеркивал, что почти ничего не писал, а только ПЕРЕВОДИЛ, нет, не с иностранных языков чужие тексты, а что-то совсем иное, но об этом можно только догадываться. Вообще, когда мы беседуем с поэтом,  иносказательность символиста А.Блока и акмесита И.Царева примерно одинакова, нам только кажется, что  мы все понимаем, что слова прозрачны и просты. Но сколько у каждого из них лексических значений, почему поэт  так загадочно улыбается?

Ведь и А.Ахматова приходила, чтобы поговорить о самом важном, хотя наблюдательная тетушка Блока записала в своем дневнике, что она была в него влюблена, а  он  печальных не любит, но ведь ей тоже хотелось узнать больше сокровенного о Поэте и Поэзии, понять, просто приблизиться…

Переводчик
 Игорь Царев

 Перед небом я и босый, и голый...
Зря нелегкая часы торопила...
Сердце бьется, словно раненый голубь,
Залетевший умирать под стропила...

Ну, не вышло из меня капитана!
Обнесла судьба пенькой и штормами,
Не оставила других капиталов,
Кроме слов, что завалялись в кармане.
Вот и жарю их теперь каждый вечер,
Нанизав строкой, как мясо на шпажку.
Даже с чертом торговаться мне нечем –
На черта ему душа нараспашку?
Толмачом и переводчиком чая,
Задолжавшим и апрелю, и маю,
Полуночную свечу изучая,
Языки огня почти понимаю.
Остальное и не кажется важным.
Согреваясь свитерком ацетатным,
Я однажды стану вовсе бумажным
 И рассыплюсь по земле поцитатно.
Дождь заплачет, разбиваясь о ставни,
Нарезая лунный лук в полукольца…
На полях ему на память оставлю
 Переводы с языка колокольцев.

http://stihi.ru/2009/04/22/5395

Но в отличие от таинственного и закрытого Блока, который говорил так туманно, что бедная А.А. понять не могла в чем же там суть, поэт отправлял ее к стихам, но и там тоже были целые философские трактаты, где она ничего не могла понять,  нам с вами повезло больше. Словно напоминая главный цикл ее мужа Н.Гумилева  «Капитаны», наш поэт с легкой грустью сообщает

 Ну, не вышло из меня капитана!
Обнесла судьба пенькой и штормами,
Не оставила других капиталов,
Кроме слов, что завалялись в кармане

 И получается это у него легко и изящно, хотя понято, что поэт немного кокетничает, но у  испуганной гостьи после таких слов появляется легкость и радость на душе.

Вот и жарю их теперь каждый вечер,
Нанизав строкой, как мясо на шпажку.
Даже с чертом торговаться мне нечем –
На черта ему душа нараспашку?

Признаться, очень люблю его строки и в «Апокалипсисе» и здесь, где появляются черти, это дерзость  художника Вакулы, с которой он легко рисует и подчиняет себе черта, она изначально была в русской душе, и только  темные и жуткие бесы как-то все перевернули с ног на голову. Но Игорь возвращает нам древнюю традицию - не бояться чертей, а  жить и с ними в мире и согласии. попробовать договориться..

Мастер  мудр, если вспомнить  стихотворение А.Блока «Осенний вечер был», там, где  сценка продажи души разыграна во всей красе, то и тому эта торговля не слишком удавалась.
Мефистофель вроде бы пришел к нему, чтобы купить душу, как это было в «Фаусте», но потом все оказалось, как у  Э.По, он убедил героя  в том, что  возврата к молодости  нет, и останется ему в напоминание о встрече только пес, который и будет сторожить его до конца.

Ночь без той, зовут кого
 Светлым именем: Ленора.
Эдгар По

 Осенний вечер был. Под звук дождя стеклянный
 Решал все тот же я - мучительный вопрос,
Когда в мой кабинет, огромный и туманный,
Вошел тот джентльмен. За ним - лохматый пес.

На кресло у огня уселся гость устало,
И пес у ног его разлегся на ковер.
Гость вежливо сказал: »Ужель еще вам мало?
Пред Гением Судьбы пора смириться, сор»

 «Но в старости - возврат и юности, и жара…» -
Так начал я,…но он настойчиво прервал:
« Она - все та ж: Линор безумного Эдгара.
Возврата нет.- Еще? Теперь я все сказал».

И странно: жизнь была - восторгом, бурей, адом.
А здесь - в вечерний час - с чужим наедине-
Под этим деловым, давно спокойным взглядом,
Представилась она гораздо проще мне…

Тот джентльмен ушел. Но пес со мной бессменно.
В час горький на меня уставит добрый взор,
И лапу жесткую положит на колено,
Как будто говоря: Пора смириться, сор.

А у нашего Поэта нет такой проблемы, он заранее знает, что черт с ним торговаться не будет и не печалится по этому поводу. Но у него есть совсем иное, то, что не сразу понятно нам, прозрачность стиха еще не говорит о том, что в нем не скрыто какой-то тайны, наоборот, они спрятаны еще дальше.

Толмачом и переводчиком чая,
Задолжавшим и апрелю, и маю,
Полуночную свечу изучая,
Языки огня почти понимаю.

Мы помним о том, что  единственная его подруга при ночном бдении – свеча – живой огонь необходим  для того, чтобы родились настоящие стихи. На этот раз, он, так легко отказавшись от сделки с чертом,  причисляет себя снова к Язычникам, Языкотворцам, Демиургам (Языки огня почти понимаю), а они легко и просто управлялись с чертями – вот  вам и  легкомысленный шутник, у которого ничего за душой, а на самом деле? Мудрец, Игорь Вещий, так бы я назвала этого героя, да таким он навсегда и останется.

А дальше и вовсе печальные строчки, которые  мог бы относительно к себе произнести и А.Блок, хотя написал  бы он, конечно, иначе, но вдруг звучит у Игоря Царева:

Остальное и не кажется важным.
Согреваясь свитерком ацетатным,
Я однажды стану вовсе бумажным
 И рассыплюсь по земле поцитатно.

А ведь и на самом деле – поэт, писатель в один прекрасный миг становится бумажным, когда он издан, а скорее даже сетевым, потому что здесь все легче и проще опубликовать и сохранить. Но ведь и на это есть Блоковская цитата:

Когда под забором в крапиве
 Несчастные кости сгниют,
Какой-нибудь поздний историк
 Напишет внушительный труд...

Вот только замучит, проклятый,
Ни в чем не повинных ребят
 Годами рожденья и смерти
 И ворохом скверных цитат...
А.Блок

 У А.Блока как-то все совсем уж мрачно, у Игоря немного грустно, но печаль светла, наверное не так уж плохо быть, оставаться «бумажным», когда творческая жизнь только начинается, и главное, чтобы ее не поглотила тьма забвения.

И более того, он находит спасение в том, что растворяется в природе, а это как и язык огня – древнее наше спасение. Исчезает та, городская квартира, где мы были у поэта  в гостях недавно, остается тот самый уютный домик  со ставнями, луна, при которой томился Пилат,  переводы с языков колокольцев –вот что он переводил нас, то, чем о всю жизнь и занимался.

Дождь заплачет, разбиваясь о ставни,
Нарезая лунный лук в полукольца…
На полях ему на память оставлю
 Переводы с языка колокольцев.

Вот что об этом шедевре пишет удивительный наш автор Владимир О.Сергеев

 Вы, Игорь, никогда не споря, просто демонстрируете, что движение в настоящей поэзии есть. Без кривлятельных вывертов. Умная и достойная поэзия.)

Просто надо быть поэтом, а не поэтоподобием, ищущим лазейку в вечность.
Конечно же (в общем случае) стихи не пишутся, они - случаются и, к сожалению, совсем редко.

А настоящие поэты - куда как ещё реже, и именно тоже - случаются.
Сейчас их - наперечёт. Пальцев рук не хватит.
Я рад, что Вы, Игорь, один из нынешних настоящих и совсем немногих

 Владимир О.Сергеев   27.04.2009 06:14

И на душе становится радостно и светло, когда знаешь, что Игорь Царев читал эту рецензию, знает, как оценен его труд. Он даже отвечал в свое время, ведь грустно, когда такие  оценки  поэтам даются только после ухода:

Владимир Олегович! Я ж большей частью только переводчик. Почти не сочиняю, больше перевожу :)

Игорь Царев   27.04.2009 11:12

А возможно и сам поэт прочтет своим гостям пронзительные строки, чтобы было о чем поразмышлять, раз уж мы нарушили его покой. Стихотворение о месте поэта в этом мире сегодня.

Ведь все мы еще помним старое о том, что поэт в России больше, чем поэт, и, наверное, если говорить об А.Блоке, о котором сегодня мы много вспоминали, то это так и есть, хотя он с неподкупной правдивостью писал о том, как жили поэты.

Но кто же будет отрицать, что в его времена они царили? А что же происходит сегодня? Лучше , чем Игорь Царев нам о том никто не расскажет.

Сливки общества

 Твердили миру Плиний и Авиценна:
Поэзия — дар небесный и тем бесценна.
И вот она дура-дурой в дырявом платье
 Стоит на сцене, а денег никто не платит.

Поэты косят в народ одичалым глазом,
А мир торгует мочалом, навозом, газом
 И все норовит повыше задрать тарифы.
Его не волнует драма глагольной рифмы.

Остались из миллиардов едва ли тыщи
 Таких, кто ищет вкуса духовной пищи.
Но я для них твердить буду неустанно:
Вы сливки общества! Даже его сметана!

Вы сливки! Пускай вас слили, но вы не скисли,
Храня калории чувства и градус мысли.
Вы помните, что был Плиний, и Авиценна,
И что Поэзия — дар, и она - бесценна.
   
http://www.poezia.ru/article.php?sid=59427

Вот на этой грустной и торжественной ноте мы и заканчиваем свое самое первое путешествие к Поэту в гости.

И надо всегда помнить, что если для жизни и журналисткой работы больше подходило определение мгновение, то для поэзии - Вечность, у нас у всех остается в запасе  Вечность.

Ну, а Мгновение? Вспоминается все то же стихотворение Ахматовой:

У него глаза такие ,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше осторожной
 В них и вовсе не смотреть…
 …
Но ловлю себя на мысли , насколько подходят Игорю Цареву другие Ахматовские строчки, обращенные к А. Блоку. Вот уж точно, все повторяется в этом мире

 Он прав — опять фонарь, аптека,
Нева, безмолвие, гранит...
Как памятник началу века,
Там этот человек стоит —
Когда он Пушкинскому Дому,
Прощаясь, помахал рукой
 И принял смертную истому
 Как незаслуженный покой.
А.Ахматова


Рецензии
Прекрасная статья, много примеров, Целый ряд известных имён
поэтов и художников. И приятно сознавать, что Игорь Царёв, наш
современник, занял в этом ряду достойное место.

Спасибо Любовь за ваш труд!

Просто Ольга   24.05.2013 22:16     Заявить о нарушении
Дорогая Ольга!!!
Так было с 2002 года, когда Игорь появился на Стихах.ру, самое удивительное, что это сразу пришлось признать всем, кто способен оценить уровень поэзии того или иного автора.
Подобный случай помню только с А.Блоком, когда в еще более раннем возрасте, в 1908 году( когда прозвучала "Незнакомка", мэтрам пришлось признать его талант, а ведь были уже профессора, и среди них и Брюсов и Бальмонт, но так случилось, и на этот раз тоже. И все-таки настоящие оценки и книге об Игоре еще впереди, это первые маленькие шажки. Будет уникальная книга его жены...
С благодарностью
Люба

Любовь Сушко   22.05.2013 10:21   Заявить о нарушении