Глава 69. Лев Николаевич Толстой

Вольга-богатырь; Делёж наследства; Липунюшка; Лисица и журавль; Лев и мышь; Мужик и водяной; Мышь полевая и мышь городская; Об Иване-дураке; Святогор-богатырь; Три медведя и др. сказки

Лев Николаевич Толстой создал или пересказал немногим менее 60 сказок. Собраны они в «Азбуке», «Новой азбуке» и в 4-х «Русских книгах для чтения». Преимущественно писал и частично составлял он эти книги около 20 лет, на определенном жизненном этапе — когда создавал и издавал «Войну и мир» (1863—1869 гг.). Между окончанием великой эпопеи и началом работы над следующим романом — «Анной Карениной» писатель подготовил и опубликовал «Азбуку» (1871—1872 г.). «Анну Каренину» Лев Николаевич создавал в 1873—1877 гг. Параллельно он доработал и издал «Новую Азбуку» и 4-ре «Русские книги для чтения» (1874 г.). Таким образом, сказки и коротенькие рассказы для детей оказались для писателя отдохновением от трудов великих, которые он искренне не любил. Напомню слова писателя из его январского письма 1871 г. к А.А. Фету: «Как я счастлив… что писать дребедени многословной вроде “Войны” я больше никогда не стану». Писательскому сердцу коротенькие сказки для малышни были гораздо милее.
Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 г. в усадьбе Ясная Поляна близ Тулы. Он стал 4-ым ребенком в семье разорившегося представителя древнего рода графов Толстых, бывшего гусара, участника Отечественной войны 1812 г. Николая Ильича Толстого и такой же родовитой, но богатой Марии Николаевны Толстой, в девичестве княжны Волконской. У мальчика были еще 3 брата и сестра. Толстые состояли в близком родстве с самыми древними и знамениты-ми аристократическими семействами России, в частности, с Горчаковыми и Трубецкими.
Родители будущего писателя умерли рано, и воспитанием детей занималась их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Официальными опекуншами малолетних Толстых стали их высокородные тетки — сестры отца: вначале «богомолка-отшельница» графиня Александра Ильинична Остен-Сакен, а после ее смерти в 1841 г. — легкомысленная веселая Пелагея Ильинична Юшкова. Начальный период своей жизни Лев Николаевич подробно описал в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Но мы будем помнить, что, видимо, именно в эти годы, под сильнейшим влиянием столь разноречивых, столь диаметрально противоположных характерами женщин и сформировалась личность гения. Миру была явлена наидобродетельнейшая глубоко порочная душа. Именно в этом весь Толстой!
В 1844 г. Лев Николаевич поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, на следующий год перевелся на юридический факультет, но и там не удержался — написал прошение об увольнении по состоянию здоровья и отправился в Ясную Поляну, где вознамерился самостоятельно изучить весь курс юридических наук, практическую медицину, языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и добиться совершенства в музыке и живописи...
Он продержался в деревне одно лето и ретировался в Москву, затем в Петербург. Тогда-то и проявил себя истинный Лев Толстой в полной его красе. То он целиком отдавался подготовке к экзаменам, а заодно впадал в религиозный аскетизм, но столь же регулярно ударялся в загул, сутками кутил у цыган или не отрывался от игры в карты. Наделанные в это время долги он отдавал еще многие годы. Родные окончательно махнули на пропащего рукой. Никто не обращал внимания на то, что молодой человек все чаще брался за перо и пытался сочинительствовать.
В 1851 г. старший брат будущего писателя Николай Николаевич Толстой, который вместе со своей артиллерийской бригадой отправлялся служить на Кавказ, уговорил Льва ехать с ним.
Почти 3 года жил Толстой в казачьей станице на берегу Терека, участвовал в боевых действиях, вначале как доброволец, затем поступил на действительную службу. Тогда же им была написана автобиографическая повесть «Детство», которую в 1852 г. опубликовал журнал «Современник». Так состоялся литературный дебют Льва Николаевича. Последовавшие затем повести «Отрочество» и «Юность» закрепили успех молодого писателя.
Когда началась Крымская война 1853—1856 гг., Лев Николаевич попросил направить его в Севастополь. В дни обороны он командовал батареей на 4-м бастионе, был награжден орденом Св. Анны за личную храбрость. Написанные на передовой и опубликованные «Севастопольские рассказы» имели грандиозный успех. Когда в 1855 г. Толстой приехал в Петербург, его сразу же попытались затянуть в кружок журнала «Современник», но очень скоро литераторы Льву Николаевичу (по его собственному признанию) опротивели.
В 1856 г. он вышел в отставку, увлекся педагогикой и осенью 1859 г. открыл бесплатную школу для крестьянских детей. С писательским творчеством было решено покончить раз и навсегда. После того, как в сентябре 1862 г. Лев Николаевич женился на 18-летней дочери врача Софье Андреевне Берс (1844—1919), он окончательно переселился в деревню, в свое поместье Ясная Поляна. К тому времени о писателе Льве Николаевиче Толстом Россия успела подзабыть...
Однако, как и следовало ожидать, уже осенью 1863 г. Толстой с головой ушел в работу над романом под названием «1805 год». Отрывок из него был опубликован в 1865 г. в журнале «Русский вестник» и вызвал бурную реакцию у восторженных читателей. В 1868 г. в том же издании сначала напечатали первые 3 части романа, к тому времени получившего название «Война и мир», чуть позже — 4 и 5 части. (Название "Война и мiр", которое любят использовать приверженцы философских изысков, при жизни писателя появилось в печати лишь один раз как опечатка и не было одобрено Львом Николаевичем. Однако в переписке с издателем Толстой употреблял в названии и слово "мiр").
Работая над романом, Толстой ни на день не оставлял педагогической деятельности. Свой многолетний опыт он постарался передать в теоретических статьях и в собственной версии «Азбуки». В частности, в эту книгу вошли коротенькие рассказы и сказки. Одна из них, авторская — «Три медведя» с первых же дней стала бессмертной классикой русской литературы для детей.
Первое издание «Азбуки» вышло 13 ноября 1872 г. Несмотря на литературные достижения уже признанного классика мировой литературы, отечественные педагоги приняли «Азбуку» весьма прохладно. Критика в прессе была большая и зачастую несправедливая. Однако Лев Николаевич искренне болел за свои учительские дела и решил переработать книгу с учетом многочисленных замечаний.
Так в 1874 г. появилась «Новая Азбука» с отредактированными произведениями, а вдобавок к ней тогда же вышли 4 выпуска «Русской книги для чтения». Для этих изданий Толстой написал 629 произведений различных жанров, в том числе были там и коротенькие сказки, многие из которых автор назвал баснями. Сегодня их в обязательном порядке включают во все отечественные учебники для начальной школы.
Работая над «Азбукой», Лев Николаевич сформулировал главные принципы русской литературы для детей, которые ныне отвергнуты отечественными авторами, сориентированными на западные ценности. Толстовских, наших национальных принципов всего четыре: 1) ясность; 2) занимательность; 3) нравственность и 4) простота.
В 1882 г. у писателя случился психологический надлом: он отрекся от всего, что создал до 1881 г., в том числе от всех своих произведений для детей, и разработал новую философию собственной жизни — полностью отверг идею частной собственности и перешел «на сторону простого народа». Свое новое видение жизни Лев Николаевич изложил в «Исповеди» (1882 г.).
Само собой разумеется, гений не отказался от творчества. В последующие годы им созданы такие шедевры, как драмы «Власть тьмы» (1886 г.) и «Живой труп» (1900 г.), повесть «Хаджи-Мурат» (1896—1904 гг.), великий роман «Воскресение» (1898—1899 гг.).
В 1901 г. обострился конфликт Толстого с православным клиром. Лев Николаевич обвинил отечественных иерархов в измене заповедям Христа и продаже интересов бедноты господствующим классам. Писателя отлучили от церкви как еретика, о чем через прессу оповестили всю страну, отчего нынешние многочисленные попытки доказать, что отлучения не было — смехотворны.
Лев Николаевич Толстой умер 7 ноября 1910 г. на станции Астапово Рязанско-Уральской железной дороги. Поскольку церковь отказала ему в погребении на кладбище и по православному обряду, великий писатель был похоронен на территории его усадьбы Ясная Поляна в сопровождении гражданской панихиды.


Рецензии
В веке дальнем жил когда-то
Лев с фамилией Толстой.
Жил не бедно, а богато
И доход имел крутой.
Карты, женщины, охота
И писательский талант,
Чем не жизнь, и нам б не плохо
Жалко, мы же не Толстой.
В тридцать пять успел жениться,
Восемнадцать лет жене,
А детей стругать учиться
Знаний много в голове.
Ах ты Ясная Поляна
Есть дубравы и поля
И детей в деревне много
Так похожих на тебя.
Он заботой и учёбой
Окружил Поляну ту
И писал конечно много
И про мир, и про войну.
Дни летели словно птицы,
Что летят в далёкий край
Графу ночью плохо спится
Мысли давят, хоть стенай.
И от мыслей этих колких
Жизнь становится мрачней.
Подавай ямщик двуколку
Иль пешком пойду скорей.
Жизни большей половины
Улетела, как стрела
Впереди маячит холод
И могилы тёмной мгла.
После смерти, что случится?
Рухнет мир, и что тогда?
Не воткну цветок в петлицу,
Не попробую вина.
Для чего живём на свете?
Кушать, пить, детей рожать,
Утром тешить свою похоть,
А в обед в загул впадать.
Пот холодный с лба струится
Лева смотрит на ружьё,
С горя что ли застрелиться,
Жизнь пропала всё равно.
Но пытливый мозг, старея
Вдруг подсказку указал-
Окунуться в жизнь Иисуса,
Как нам Павел завещал.
Соблюдая все обряды,
Догмы строгой чередой,
Окунулся Лев в ученье,
Но с холодной головой.
Он читает всех пророков
Евангелие в запой.
Очень странная картина
Получается порой.
Что-то там не досказали,
Что-то здесь совсем не так,
Тут уж явно переврали...
Надо верить, как же так?
И решает Лев с собою-
Надо выучить иврит,
Взять источник всех писаний
Знаний столп на них стоит.
И отвергнув ротозеев
Зёрна плевел отделить.
И не лёгкая работа
Увлекла в мир естества.
Догмы-колоссы из глины
Разбивались навсегда.
И вставал вопрос двояко
Был Христос, но где, когда?
Надо вникнуть в жизнь однако,
фактам верить навсегда.
В исторические дали
Окунулся головой
Лже Мессии зашагали
Нарушая жизни строй.
Симон-бывший раб восставший,
Поджигающий дворец
В Иерихоне объявляет:
Он Мессия наконец!
То пастух Атронг вбивает
В неокрепшие умы...
И себя царём считает:
Я Мессия, хоть реви.
Много крови, много брани
И распятия кругом,
Но народные страдания
Не закончились на том.
И плодилися Мессии,
Словно в поле саранча
И народ в крови топили,
Своей жизни не щадя.
Граф откинулся на стуле,
Пальцы сжалися в кулак,
Для чего ж обман раздули,
Ради власти или как?
На Иисуса нацепили
Все вселенские грехи,
На кресте его распяли,
Потом к небу вознесли.
Пересыщен правдой этой
Пишет граф в Синод письмо:
Мол ошиблись вы ребята,
Избавленье не пришло.
Наберёмся мы терпенья
Будем ждать Закон храня,
А надуманность ученья
Мы забудем навсегда.
Но с Синодом шутки плохи,
Кто ж себе поставит крест,
Жалко кончилась эпоха
Инквизиторских завес.
Но анафеме предали...
Раструбили весть в церквях-
Бесы Лёву укатали,
У него духовный крах.
Так живёт себе в Поляне
Граф с фамилией Толстой
Пишет он свои романы,
Занимается ходьбой,
Пашет, сеет, убирает,
Обувь шьёт себе, другим.
Церковь он не посещает
Мир огромный перед ним!

С уважением.

Борис Шнайдер   06.07.2023 17:15     Заявить о нарушении
Спасибо!
Бахауллу забыли.
Ведь Толстой в конце жизни полагал бахаизм самой достойной религией.
С уважением.

Виктор Еремин   06.07.2023 17:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.