Грани ядра личности
1. Грани ядра личности изучать не принято, было достаточно сказать о человеке "многогранная личность". Прототипом этого инфа послужил свой рассказ «Творческие начала человека» из самоучителя «Профессиональное творчество». Недостаток прототипа – неточности в рассмотрении сути проблемы. Задача обновления инфа – углубление и уточнение результатов анализа сути ядра личности на основе прироста опыта в познании глубинных характеристик социального человека, но при сохранении методики исследования.
2. Идея. Грани ядра личности – комплексные характеристики, которые формируются из потребностей, способностей и возможностей биологического индивида и эффектов социализации, развиваются в творчестве, а проявляются комплексами общественно значимых свойств человека.
3. Обоснование идеи. По энциклопедическим определениям, ядро вообще – это центральная часть сложного объекта: атома, клетки, ствола дерева и др., оно окружено оболочкой. А грань – характеристика многогранника, точнее, многоугольная часть его поверхности. Эти исходные определения просты, понятны и органичны в комплексной характеристике ядра личности как абстрактного объекта, мыслимого объемным и с формой, ограниченной гранями. Но к сочетанию этих определений следует добавить условие, что и грань ядра личности тоже трехмерный объект, имеющий двухмерную поверхность и « глубину». Последнюю определяет профессионализм личности, без чего грань "тонка", не прочна и не может осуществлять защитительные функции для содержимого ядра. Из этого следует, что масштабность характеристики грани ядра личности формально представляют не одно или два, а три линейных размера, а всего ядра – число граней и их свойств. Этому "вольному" авторскому представлению ядра личности соответствуют литературно-художественные варианты характеристик разных людей: варианты одномерные (широкая натура, глубокая личность, дальновидный человек), и многомерные (крупная личность, большой человек, Человек с большой буквы).
4. Наша "техническая" задача состоит в том, чтобы выявить суть, роль и число граней ядра личности, необходимых для формирования ядра личности развитой, полезной для себя и общества. Исходными условиями (средствами) служат родовая структура труда, общие представления о мировоззрении человека и комплекс природных свойств индивида, направляющих творчество, и методы творчества.
5. Жизнь человека социального направляют его потребности и труд, даже активный отдых – разновидность труда. По существу вся жизнь человека заключена в труде по удовлетворению разных потребностей. Потому и труд разнородный (семь родов), разноплановый (творчество и работа) и разновидный (по содержанию), когда работа каждодневная относительно проста. Творчеством восполняется забытое из ранее освоенных работ, создаются новые алгоритмы и приемы новых рабочих действий, ранее неизвестных или недоступных личности, и, как следствие, творчеством выявляются новые потребности, развиваются другие способности и создаются новые возможности (средства и технологии) для удовлетворения обновленных потребностей.
У каждого индивида свои сочетания этих факторов и свое, особенное творчество, осуществляемое здесь и сейчас, в меру потребностей, способностей и возможностей, а они связаны, в частности, с физическим состоянием организма и воздействиями внешней среды сопутствующего или разлагающего направления. Организму слабому будет и в малом творчестве трудно. Потому труд и его методы есть то наиболее важное в жизни человека, что составляет его сущность в разных социальных ролях. А ядро личности не сгусток из аморфной россыпи разных свойств. Это абстрактное, но закономерное формирование, которому присущи свойства биологической основы, его верхнее, мировоззренческое основание как результат социализации и развития интеллекта, и боковые грани, формируемые освоенными методами труда и защищающие ядро личности от эрозии внешними воздействиями.
В организационном фрагменте целостного образа изучаемого процесса уместно представить себе для визуализации это мыслимое ядро личности объемным, с видимыми гранями, но упрощенной, условной схемой, позволяющей различить и грани, и свойства, и численности их. Это упрощение может быть полезным каждому в самострое личности в практике «выращивания» полезных и нейтрализации вредных граней своего ядра и свойств и для развития общей методологии.
Представим ядро развивающейся личности "ну очень просто", в виде бублика («ядро с дыркой»), но еще сырого, состоящего из дрожжевого теста и устройств (граней) для сохранения формы, и будто лежит он на особой сковороде для выпечки, выполненной в виде кольцевого желоба с основанием в виде плоского донного кольца. Тогда нижней поверхностью сырой бублик сопряжен с этой донной поверхностью желоба, а она, ее два линейных размера и площадь, определяет природные физические задатки человека – к развитию ума, силы, здоровья, а они определяют потенциал способностей человека. Боковой внутренней поверхностью сырой бублик контактирует с внутренним бортом желоба, он формирует размер потребностей человека, в том числе потребности в творчестве. Снаружи бублик охватывает наружный борт как обруч, формирующий творческие способности личности. Сверху на бублике предусмотрена плита, «изображающая» функции мировоззрения, ограничивающего произвол человека в действиях. Тогда ядро личности пространственное, имеет в наиболее простом исходном, "детском" варианте четыре поверхности, разных по форме (две неплоских кольцевых поверхности и два плоских кольца). По сути они обусловлены природой и отношениями к труду, а как единое целое они формируют свойства личности. Уточним, этот первичный вариант схемы применим для ядра личности однообразного труда, например, монотруд игровой младшего детского возраста.
Творческие начала личности развиваются по мере социализации человека и самостроя личности в посильном труде. По мере взросления и социализации растут потребности, возможности и способности ребенка и внутренний "накал" ядра, причем потребности (внутреннее кольцо) растут быстрее, чем способности (обруч), бублик распирается по диаметру и сжимается по сечению. От такого накала трудовых «страстей» температура в ядре возрастает, что вызывает его созревание, а в схеме – подъем теста в этой форме будто в начале процесса выпечки. Ядро изменяется по составу, превращаясь из сплошного теста в «ноздристую» субстанцию, она раздвигает борта и подымает верхнюю плиту (мировоззрение), что приводит к росту площади поверхностей всех четырех поверхностей его формы. В фактическом итоге этого этапа имеем: ядро личности находится в стадии созревания, его четыре грани разрастаются, что фактически проявляется следующими изменениями функций личности: возрастают знания, умения, навыки и привычки, а детское творчество в пределах одного рода труда, педагогического, познавательного, усложняется, чему соответствуют способности понимания жестов и речи и запоминания информации.
По мере развития интеллекта и роста объема ядра его грани разрастаются, а монотруд постепенно уступает место труду более сложному, комплексному. На этом этапе неизбежны: усложнение педагогического труда (выявление недостатков в имеющемся в пользовании), начальные обращения к художественному творчеству (идеи улучшения), некоторые пояснения идеи и даже подход к техническому творчеству (реконструкция, поломка, и ремонт игрушек, например). Но эти внутренние усложнения еще не дробят ядро на части по родам труда. Но со временем эти процессы нарастают, причем медленней, когда их сдерживают. В частности, ранняя профессионализация и специализация труда, которые соответствуют современной стандартизации образования, работают на сужение сферы деятельности по условию: кесарю – кесарево, слесарю – слесарево, инженеру – «инженерово», военному – военное и т.д. Пусть ныне известны попытки приобщения даже технарей-первокурсников к педагогической деятельности, но сути узкого специального образования это не меняет. А в результате подобного сдерживания развития отношений к труду комплексному, семиродовому в ядре затруднено или невозможно образование новых граней личности. Позже, потом, в практике, когда обстоятельства неизменно принуждают деятельного человека к комплексному труду и к творчеству по труду всех семи родов, его ядро личности изменяет структуру. Потребностями индивидуализации труда по родам оно (бублик) разделяется на семь сегментов (фрагментов). По такой схеме ядро личности стало семифрагментным и, следовательно, имеет по 6 граней на каждом фрагменте: потребности, способности, возможности, мировоззрение и, кроме того, по две грани в промежутках между смежными фрагментами. Последние определяют уровни осознания условностей разделения труда по видам деятельности. Чем крупнее личность по масштабности свойств, тем обширнее и глубже грани ее ядра. Из этих рассуждений вытекает правомерность различения людей по свойствам личности: многогранность, многосторонность и др.
Для подсчета всех граней ядра учитываем: 6 граней на одном фрагменте ядра личности и общее число фрагментов (7) в нем – по числу родов труда. Тогда число граней ядра развитой личности равно 42. Следовательно, цифрой 42 характеризуется ядро личности самой многогранной.
Но это не весь комплекс характеристик. Ведь по каждой из граней у развитой личности свои 7 характерных индивидуальных свойств, определяемых уровнями подготовки к творчеству по родам труда: 1) знания, 2) идеи, 3) умения, 4) навыки, 5) планы, 6) опыт, 7) самосознание как фрагмент мировоззрения. А для каждой из этих характеристик 2 характерных размерных признака: ширина и глубина. Путем перемножения этих двух выявленных чисел получается общее число свойств личности, 14 по каждой из граней. Для подсчета суммарного числа свойств по 42 граням ядра личности, отражаемых и сохраняемых его гранями производим перемножение (14х42) и получаем 588. Это – много! Вот почему похвальна характеристика: этот человек многоопытный, мудрый.
Но это число свойств не окончательное и не постоянное. По мере дальнейшего развития Человека культуры происходят изменения свойств ядра личности не за счет увеличения численности граней и умножения свойств, а за счет переформирования и упрочнения опытом граней первостепенной важности при некотором сокращении функций граней второстепенных для профессионала. Истинное могущество квалифицированного человека определяется сложившимся сочетанием в ядре личности действующих граней и свойств. А это зависит от условий развития, в составе которых были внешние условия бытия и внутренний "климат" для трудовой деятельности.
5. Выявленные грани ядра и свойства личности будто бы условны как всякие абстрактные объекты, но важно заметить фактическое соотношение их с практикой бытия. Их множественность, начала развития и темпы становления в творческом облике человека зависят от творческой активности личности сызмалу.
Началу успешного формирования граней ядра личности наиболее предпочтительны годы детско-юношеской социализации, когда ядро способно к изменениям формы с остаточными деформациями, влекущими за собой формирование новых граней и способностей. Когда ядро, подобно «запеченному бублику», мало доступно умышленным внешним и внутриличностным воздействиям, оно менее пригодно для развития даже самообразованием. Этот общеизвестный, но фактически игнорируемый принцип служит осознанию потребности в науке "Профессиональное творчество", положен в основу профессионального самостроя личности и развернут в этом Практикуме.
6. Приведенный анализ предопределяет общую задачу управления: с детства показывать пользу от умений по формированию целостного образа объекта познания как основы обновленного проблемного самообразования, мотивировать творчески активное бытие, чтобы вытеснять из практики житие для "быть живым". Практикум позволяет на многих примерах понять и осознать важность новой записи старого общего правила: надо смотреть на семь шагов вперед прежде, чем «брать от жизни все», но потом раскаиваться. Из 42 граней ядра личности возможны очень и очень многие сочетания, поэтому по свойствам одинаковых людей не бывает.
7. Выявленные принципы формирования личности дискредитируют стихийный самострой личности, его «вековечное» применение в России. Оно привело и ведет народ к очень многим негативным, но живучим и опасным правилам и нормам, горькая суть которых в одном: неизбежность несчастной жизни человека труда. До чего же мы дошли, если за всю жизнь в труде и при несметных природных богатствах остаемся мы, россияне, такими «почти умными»! Вот они, некоторые свидетельства для самоуспокоения всех нас, «почти умных»:
Трудом праведным не нажить палат каменных. Не будь личностью.
Честным трудом денег не заработаешь. Не будь личностью.
Кто ты такой, чтобы много зарабатывать? Не будь личностью.
Быть богатым стыдно, что люди скажут. Не будь личностью.
Не отрекайся от сумы и от тюрьмы. Не будь личностью.
Нищим родился, нищим и помрешь. Не будь личностью.
Дураком был, дураком и помрешь. Не будь личностью.
Богатство в жизни не главное. Не будь личностью.
И только то, каким быть, в этой насаждаемой антинародной мудрости "не прописано".
В порядке исполнительского творчества по реализации этого целостного образа усилим средства для визуализации его. Представим, сколько в стране школ. И все современные школы всех уровней – лишь условия для формирования личности. Без самообразования, без «переваривания» комплекса информации своим умом, в своем творчестве – нет развитой личности. Эту мысль завершит вот такой простой мысленный эксперимент.
Если на контрольном уроке одно и то же задание с помощью одинаковых листочков бумаги осваивают человек, коза и червяк, то конечные результаты освоения не обязательно будут разными по назначению. Ибо свойства производимого "продукта" зависят не от освоения листка бумаги, а от производства информации.
Свидетельство о публикации №213052200804