Национализм

   ЭТИКА И ЭТОЛОГИЯ

15. Национализм


Разобщенность человечества угрожает ему гибелью. Перед лицом опасности любое действие, увеличивающее разобщенность человечества, любая проповедь несовместимости мировых идеологий и наций - безумие, преступление... (Сахаров)

Мало кто знает, что принцип интернационализма, в те годы весьма революционный, был провозглашен апостолом Павлом в Послании к римлянам. (Раушенбах)

Что сейчас нужно миру, так это интернациональный подход и люди, которые готовы решать проблемы с интернациональной точки зрения. Впереди всех в этом отношении идут нефтяные компании. (Паркинсон)

Обречена исчезнуть оценка другого как худшего, низшего, неполноценного. (Померанц)

Ошибочность расизма - в ошибочности типологического мышления. Отдельный человек - не бледное отражение платоновской идеи своей расы, класса или семьи. (Добжанский)

Момент оценки должен быть раз и навсегда изгнан из этнологии и истории культуры, как и вообще из всех эволюционных наук, ибо оценка всегда основана на эгоцентризме. Нет высших и низших. Есть только похожие и непохожие. (Н.Трубецкой)

Умом можно не признавать родины, но сердцу она сама собою сказывается. (Соллогуб)


Национализм это вид группового эгоизма. Поэтому его следует признать более нравственным, чем индивидуальный эгоизм или групповой эгоизм меньших групп; но менее нравственным, чем интернациональная солидарность человечества.

Любовь к своему народу более осмысленна, чем любовь к человечеству, потому что она легче воплощается в практические дела и реже приводит к "медвежьим услугам": ведь потребности своего народа легче понять, чем потребности человечества. Аналогично, любовь к своей деревне, к своей семье еще более осмысленна.

Еще один аргумент в пользу национализма: традиции всегда национальны. Поэтому эпохе ломки старых традиций более соответствует космополитизм, эпохе защиты традиций - национализм. Мутации приводят к появлению вредных генов гораздо чаще, чем полезных. Сознательное изобретение или импорт культургенов тоже часто не достигает цели. Это аргумент за сохранение традиций. Всё же популяция, в которой гены или культургены совсем не мутируют, не смогла бы долго противостоять непостоянству среды.

Соперничество между людьми естественно, допустимо и даже благотворно (если не выходит за определенные рамки); для более успешного соперничества люди объединяются с другими людьми, это тоже естественно, допустимо и благотворно. Так что патриотизм, не выходящий за рамки цивилизованного соперничества, имеет полное право на существование.

Человечество заинтересовано в многообразии культур. Патриоты, способствующие сохранению своих национальных культур, на самом деле не противостоят друг другу, а делают общее дело. Лишь бы не слишком кидались на "чужих".

В нынешнюю эпоху ощущение себя гражданином мира более естественно и более необходимо, чем прежде: вследствие усиления межнациональных связей, и вследствие того, что каждое действие приобретает из-за технического прогресса всё больше последствий, значимых для всего земного шара.

Национализм гораздо опаснее всех прочих видов эгоизма, т.к. человек обычно окружен соотечественниками, которые все более или менее разделяют его национальные чувства (тогда как любая группа, меньшая чем нация, редко включает всех окружающих). Так что некому остановить националиста, закусившего удила, наоборот, они взаимно подогревают друг друга. И не видят вредных для ближнего последствий своих действий, что могло бы кого-то отрезвить: ведь эти последствия испытывают "дальние".

Нельзя отрицать существование различий в национальных характерах. Но национальные черты - вещь статистическая: в каждой нации встречаются люди с самыми разными характерами. Генофонд разных человеческих популяций почти один и тот же, различны частоты встречаемости разных генов. Подобное верно и в отношении культуры. Так что большинство суждений о национальных характерах ошибочно. От этих суждений следует, по возможности, воздерживаться и потому, что они могут усилить неприязнь между народами.

Даже самые благонамеренные высказывания патриотов могут оказаться очень опасными, если они хотя бы косвенно усиливают недоверие и неприязнь к людям других национальностей, ведь эти недоверие и неприязнь и так сильны.

Трудно понять свои собственные поступки; труднее понять поступки ближнего; еще труднее понять поступки человека иной культуры, они могут казаться нелепыми, даже подлыми (т.е. хуже обоснованно ожидаемых).

Этические взгляды разных людей и разных народов, в основном, совпадают в отношении представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо; различия - в приоритетах: какие грехи и заслуги считать более важными, а какие - менее. Ясно, что все несколько больше культивируют в себе и в окружающих те качества, которые считают более важными; вследствие этого достоинства соотечественников оказываются несколько более ценными, чем достоинства иностранцев, а недостатки иностранцев - более существенными, чем недостатки соотечественников, так же собственные достоинства человека обычно превосходят достоинства окружающих, а недостатки окружающих превосходят собственные недостатки; я не упоминаю более существенного фактора - необъективности. Кроме того мотивы соотечественника понятнее, так что его поступки представляются целесообразными, а плохие поступки легче находят оправдание (тем более, это верно в отношении собственных поступков).

Поведение иноплеменников часто кажется вероломным, т.е. недружественные действия неожиданными, не мотивированными; это потому, что мотивы их менее понятны, а предупреждающие сигналы часто не замечаемы или не понимаемы. Недружественные поступки могут быть, просто, ответом на нарушение обычаев, неизвестных нарушающему или представляющихся маловажными.

Нет неталантливых народов. Потому что их сметает отбор. Правда, народ может утратить свою талантливость (в следствие каких-то катаклизмов, осуществивших отрицательный отбор, или в результате резкого изменения окружающих условий, например, всвязи с приходом "цивилизованных" завоевателей); некоторое время он будет доживать.

С каждым столетием мощь оружия и военное искусство растут, это делает войны всё более опасными. Они давно бы погубили человечество, если бы им не противостоял рост пацифизма и космополитизма.

Деление людей на "наших" и "не наших" - это главное изобретение дьявола.

Патриоты, считающие себя христианами, забывают слова Евангелия: не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих убить. Они гораздо больше переживают убийство соотечественника, чем убийство соотечественником, убивающим тело чужака и свою душу, да и души сочувствующих.

Приличный человек может гораздо спокойнее относиться к преступлениям чужих правительств, чем своего, потому что за свое правительство он чувствует себя ответственным. И протесты против действий своего правительства больше могут повлиять.

Паны дерутся - у холопов чубы трещат. Панам хочется, чтобы холопы были патриотами и охотнее подставляли чубы.

Любой подонок в глубине души хочет считать себя приличным человеком. И патриотизм дает ему такую возможность: "Я хулиган, я бандит, зато я патриот!".

Гитлер был величайшим патриотом и привел свою страну к неизбежному разгрому. Его пример да послужит уроком всем патриотам.


Патриот считает своим интерес своего народа в силу национальной солидарности, и это, конечно, гораздо лучше личного эгоизма; но здесь не видно, почему именно национальная солидарность должна быть сильнее солидарности всякой другой общественной группы, не совпадающей с пределами народности. (В.Соловьев)

Что же, или христианство упраздняет национальность? нет, но сохраняет; упраздняется не национальность, а национализм. Различные народности суть различные органы в целом теле человечества - для христианина это есть очевидная истина. (В.Соловьев)

Доведенный до крайнего напряжения национализм губит впавший в него народ, делая его врагом человечества, которое всегда окажется сильнее отдельного народа. (В.Соловьев)

Когда Евангелие говорило: "В царстве божем нет эллина и иудея," только ли оно хотело сказать, что перед Богом все равны? Нет, оно говорило: в том сердцем задуманном новом способе существования и новом виде общения, которое называется царством божим, нет народов, есть личности. (Пастернак)

Знание о жизни другого народа смягчает этот народ по отношению к нему. В темноте все опасны друг другу. (Искандер)

Национализм часто возбуждается тогда, когда никого не видел. (Млечин)

Футбольные болельщики являются самым отвратительным проявлением псевдопатриотизма. (Млечин)

Все те, кто кричат о восстановлении Советского Союза, при этом кричат: "Азербайджанцы - вон из Москвы!". Надо говорить прямо этим людям, что они есть разрушители государства, а выдают себя за патриотов. (Млечин)

Палеоботаник С.В. Мейен на вопрос, как отделить бесплодный шовинизм от естественного желания сохранить своеобразие, охранить культуру от безнациональных идей современности, сказал: "Индикатором должно служить отношение не к своей, а к чужой культуре: если "патриот" хоть чем-то принижает чужое, значит он ратует не за своеобразие, не за разнообразие культур, а за свое господство - значит, "возрождение" он видит в подавлении". (Чудаков)

Носитель разума, мыслящий себя в привязке к нации, конфессии или классу, не способен стать универсальным и вырасти до космически значимого уровня, и в итоге, по достижении слишком большой инструментальной мощи, он не может избежать самоуничтожения. (Назаретян)

Дальнейший рост социального разнообразия мог бы быть обеспечен умножением взаимопересекающихся микрогрупповых культур за счёт сглаживания макрогрупповых различий. (Назаретян)


Рецензии
- Что такое любовь?
- Это придумали мужчины, чтобы не платить.

Фемистокл Манилов   02.06.2017 13:56     Заявить о нарушении
Конечно, патриотизм, как и любовь, существуют на самом деле.
Но надо понимать, что в XXI веке патриотизм - это любовь к уходящей сущности.

Илья Миклашевский   02.06.2017 17:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.