Лампа, накрытая шалью

Сагит Фаизов
 
Лампа, накрытая шалью

     «На каждом столике помещалась лампа, накрытая шалью...» - об интерьере ресторана Грибоедов.
     Но зачем нужно было администрации ресторана накрывать лампы шалью, а рассказчику полагать такой кунштюк достопримечательностью заведения? Автор романа предлагает читателю поверить в явную нелепицу, читатель же вправе и не поверить, а поискать за пожароопасным предметом скрытый смысл.
     И подумать: может быть, шаль вовсе и не шаль, а звук - «der Schall» (нем.), лампа — светильник, тот который упоминается в притчах Соломоновых? - «Душа человека — светильник Господень»  (Притчи. 20-27). «Накрытая шалью лампа» - не о заупокойной ли молитве говорит автор? О той молитве, которая нужна человеку в день, когда закрывается крышка его гроба? Ведь «ресторан» — место молитв о вечном покое*. Упоминание столиков, на каждом из которых стоит лампа, подсказывает, что под «рестораном» в данном случае, или во второй проекции, подразумеваются Архангельский и Успенский соборы Московского кремля (Дома Грибоедова, ресторан которого располагает двумя залами), где покоятся останки царей российских, рабов Божиих, сидевших на престоле (Архангельский собор) и святителей Русской православной церкви, рабов Божиих, чьи прерогативы также определяются словом «стол» (Успенский собор). Соборы Кремля М. Булгаков противопоставляет Мавзолею, «летнему отделению ресторана», откуда слышна мольба о захоронении.

* См. об этом в экскурсе «Дом Грибоедова в СССР».


Иллюстрация-заставка: коллаж С. Фаизова, в котором использованы фрагмент картины Константина Сомова «Арлекин и дама» и фрагмент фотографии С. Фаизова с пейзажем ноябрьской Волги у Свияжска. Об арлекине и даме. Известно, что они картонные, не «настоящие». Но этим их странность не исчерпывается. На груди у дамы область ниже декольте образует маску старика с седыми усами и бородкой, напротив нее справа располагается черная маска арлекина, которая выглядит как закрытый шлем палача, левая сторона контура шлема образует профиль женщины, смотрящей вправо; наблюдается и встречный контур мужского лица. Средний палец левой руки арлекина согнут невозможным образом: при прямом безымянном пальце (средний и безымянный пальцы человека соединены сухожилием и зависят друг от друга), - но именно на этом пальце лежит левая рука дамы, то есть она причиняет боль кавалеру выворачивая ему палец, тот палец, к которому идет бечевка от маски палача. У арлекина наблюдается серьезный физиологический недостаток, который выглядит как преимущество.


Рецензии