Предпосылки большого религиозного взрыва

Мое выступление на конференции "Светское государство – гарант общественного мира" состоявшейся в Москве, в гостинице «Метрополь» 25 ноября 2012 года.

Разумеется, попытки привлечь религию на сторону власти начались не сегодня, а с начала правления Ельцина, с чем лично я столкнулся еще в 1992 году снимая антипоповские сюжеты для своей сатирической программы «Фарс-мажор». Именно они вызвали особое раздражение у яко­бы демократического руководства РТР и других каналов. Но тогда и представить себе масштаб нынешнего безумия было невозможно.

Конечно, существование религии в качестве подпорки власти в нашем авторитарном госу­дарстве скорее восточного, чем западного типа совершенно естественно. Тем не менее историче­ский разрыв православия при советской власти, проповедовавшей атеизм, а точнее, идею заме­ны бога-отца на отца народов, породил несколь­ко поколений атеистов. С этим нужно было что-то делать.

Религию нужно было сделать модной во властных структурах, необходимой как партби­лет, и она стала пропуском в истеблишмент. Па­раллельно шла работа по снижению уровня об­разования и вообще общего интеллектуального уровня, и превращению прессы в откровенную обслугу власти. Горожане заменялись селянами, заметные личности не только в журналистике, но и в других областях – серыми всеядными провин­циалами, ярчайшим примером чего было НТВ, а нормальные программы – дегенеративными шоу. Еще в начале 90-х на ТВ была студия научно-попу­лярных программ, которая выпускала множество умных передач, сейчас их полностью вытеснили мистика, мракобесие, лженаука и откровенная пропаганда. И особого волнения у зрителей это не вызывало, потому что за 20 лет нам поменяли и народ.

В результате было нарушено эволюционное равновесие между просвещением и варварством, и даже некогда просвещенные жители столицы скатились на уровень дикарей третьего мира, которые потребляют технические достижения, не представляя как они устроены. Проходимцы от науки были и раньше, работая во ВНИИГПЭ, я сталкивался с ними не раз, но тогда они чаще все­го получали отпор, а теперь нет. Порвалась связь времен.

Вот такие предпосылки нынешнего религиоз­ного мракобесия, которое оказалось очень сво­евременным для власти после Болотной и других митингов. Потому что религия в эксклюзивном исполнении РПЦ – это ненависть к интеллектуа­лам и призыв любить барина, который, понятно, от бога. Одурманенному пропагандой народу это близко и понятно, свободу он не любит, а вот до­брого барина ему только давай. Но даже если ба­рин будет злой – он потерпит и такого, лишь бы тот обеспечивал ему за преданность теплую кону­ру и миску похлебки. Впрочем, вопрос в другом – как поставить православие на то место, которое и должна занимать религия в светском просвещен­ном обществе? Особенно, при неизжитых тради­циях крепостничества и почти полном отсутствии гражданского общества? И при том, что наше общество в большинстве побаивается свободы, свобода – это как красивая женщина, она не ка­ждому дается и ко много обязывает.

Я думаю, выход один – просвещение и юри­дическая грамотность. Помню, как несколько лет назад я был на обсуждении генплана, на котором она дама достала всех требованиями немедлен­но возвести ей храм в шаговой доступности от ее дома – для ее духовного, так сказать, окормле­ния. Пришлось ей объяснить, что мне, например, для духовного окормления хотелось бы иметь в шаговой доступности какой-нибудь оперный те­атр, Большой например. Кому-то – музей, кому-то – цирк, а кому-то и Лужники. Но это накладно для бюджета, и потому если у дамы есть острая ду­ховная потребность, пусть найдет себе личного тренера или духовника, который и будет ее пер­сонально окормлять в соответствии с прейскуран­том. Может, она и не очень поняла, но замолчала.

8 марта 2012 я поздравил девочек из Pussy Riot с праздником, они тогда уже сидели, и пожелал им мужества. Так вокруг этой публикации поднялся просто неприличный православный шабаш. Од­нако с каждой публикацией реакция становилась все более вменяемой. Не потому, что фанатики поменяли взгляды, просто до них дошло, что есть и другая точка зрения. И, конечно, нужно граж­данское общество и давление на власть с требо­ванием прекратить поддержку заоблачных требо­ваний РПЦ, которая должна вести себя просто по закону, большего не требуется.

Но, увы, даже наша оппозиция предпочитает заигрывать с церковью, я уж не говорю про так на­зываемую элиту. Потому что самые стойкие тра­диции нашей страны – это, увы, лакейство. О кото­ром когда-то замечательно написал французский писатель Жан Веркор:
 - Ты не человек. Ты даже не животное. Ты – лакей.
Запомнили? На всякий пожарный повторю:
 - Ты не человек. Ты даже не животное. Ты – лакей.
Это, надеюсь, не про вас?


 


Рецензии