Глава двадцать восьмая. Перед выбором

Продолжение. Начало  в  гл 1-27.http://www.proza.ru/2013/05/15/1122


С  каждым днём  дыхание осени становилось заметнее,   утром  было свежо, днём солнце согревало  воздух,  но уже не было той летней знойной  жары,  которая  обычно бывает летом.
Катерина  Николаевна  с  тётушкой  сидели на  веранде  в  мягких  креслах.  Перед  ними на столе стоял  самовар, чайный сервиз, лежали сладости к чаю.  Веранда  красиво была убрана  осенними цветами.  Женщины   вели неспешный разговор.

- Тётушка,  я   думаю,  что  скоро  вернутся  Сергей  Николаевич  и  Наташа  с Николаем.  Я  уже соскучилась, - сказала  Катерина  Николаевна.
-  Как только они приедут,  мы  с  Леокадией  отправимся  домой, - ответила Евдокия Николаевна, пора  нам  уже,  да и родители  скучают  без Леокадии.

-   Внучка   Ваша  хороша,  я  прониклась  к ней, - ответила  Катерина  Николаевна.
-  Да  уж,  но  она  с детства такая,  что  никто  усмирить  её  не  может.  Отец  и мать любят  её до безумия, всё позволяют,  а  она  ещё сущий ребёнок,  делает  всё,  что  ей заблагорассудится.  Я пыталась  ей  внушать,  что  барышням  её  сословия нельзя так  вести  себя, она понимает, но такой  темперамент унять  трудно.  Я-то привыкла  к  её  выходкам,  но  другим людям   с ней   нелегко.  Пройдёт  время, она  повзрослеет  и  поймёт, только  вот  боюсь, не натворила  бы  чего, будет потом всю жизнь  жалеть, -  рассуждала  Евдокия Николаевна.

-  А  что такое она  может  сотворить? -  удивилась  Катерина  Николаевна.
-  Да  уж  теперешняя молодёжь  пошла, о приличии понятия не  имеет.  Где  она бывает  с  утра  и  до  вечера?  Алексей Андреевич  просился  с  ней, так  она  его  не  взяла  с  собой, всё  одна  норовит  умчаться!  Я очень переживаю  за  её дальнейшую  судьбу, - с грустью сказала  Евдокия  Николаевна.   
-  Тётушка, а Вы не пробовали  поговорить  с  ней, расспросить  её? Может, она  Вам  откроется? – заинтересовалась Катерина  Николаевна.

-  Пробовала,  но  она  молчит  и  улыбается,  а  мне  каково?  - по  её разговору стало понятно,  что  она  устала  и  очень беспокоится за  свою неугомонную  внучку.
-   Тётушка,  ей пора  уже замуж, выйдет и успокоится, - сказала Катерина   Николаевна.
-  Да, я согласна, но для этого она должна полюбить  всем  сердцем, без любви  замужем жить она не станет, -  сказала  Евдокия Николаевна.

-  Но  в этом помочь ей не  сможет никто, даже  мать родная.  Видит  Бог, как  я  хотела  для  своей  Наталии  добропорядочного жениха, но она  не  захотела стать его  женой, -  с грустью сказала  Катерина  Николаевна.
-  Катя,  я  считаю, что Николай  и  Наташа – замечательная  пара, -  поспешила успокоить её тётушка.

-  Может и замечательная, но  я хотела бы для своей дочери  другой судьбы.  Она красива, образована, воспитана,  ей  надо жить  в  столице,  где все  её  достоинства будут востребованы.  Её должны уважать  в  свете, предназначенье  женщины, как  я полагаю, блистать в обществе,  у  Наталии  всё для  этого  есть,  я не  понимаю, зачем нужно прятаться  в деревне? -  Катерина  Николаевна  была  возмущена.
- Ну, хорошо,  обвенчаются  они  с  Николаем  и пусть едут  в  Петербург,  что  тебе  не  нравится, Катя? – удивлялась  Евдокия Николаевна.

-  Милая  тётушка,  всё дело  в том,  что  Николай  Александрович  уже купил поместье,  о  Петербурге  он  и  не  помышляет.  Закроет мою красавицу-дочь  в  этой деревне  и будет  она  его пленницей  там, -   на  её  глаза навернулись слёзы. – Такой судьбы  я  не хочу  для своей дочери!  Я  не  против  Николая, я против  затворничества моей дочери. 

Я  приглашала  её  в  Париж, у  меня  много  друзей,  я  могла  бы  выдать её замуж  за  состоятельного мужчину   с  положением,  который  помог бы ей стать  влиятельной  дамой  в  свете,  но  она противится этому.  А  здесь, ну  споёт  она   пару  романсов  своему  мужу,  да от  тоски  и  петь ей не захочется.
-  Милая  моя  Катя,  ты  права,  каждая  мать хочет лучшей доли  для своего ребёнка, но  ведь  она  этого не хочет, ей нравится жить  в деревне, - пыталась внушить  Евдокия Николаевна.

-  Она  просто  не  знает,  что есть  другая  жизнь, нежели  та,  которую проживает  она, - ответила  Катерина  Николаевна. – Тётушка,  мне очень нравится  приятель  Дмитрия  Сергеевича,  поначалу  мне  показалось,  что  он найдёт ключик  к  Леокадии,  но  она  все  его  ухаживания   приняла  как  шутку.  На  мой  взгляд,  он  замечательный  молодой человек.  В  нём есть то,  чего  ей  так не хватает:  спокойствие, уравновешенность – они  идеально подходят  друг  к  другу.  Как  жаль,  что  он  уехал.

-  Я  не  знаю,  что ответить  Вам,  милая  моя, мне кажется,  судьба  каждого  предопределена  свыше,  её  не  обойдёшь, - задумчиво ответила  тётушка.  Катерина  Николаевна  в  чём – то была  согласна  с ней.

Пока  они  вели  неспешный  разговор,  Леокадия  вернулась  с  прогулки, поставила  в  стойло  коня,  весёлая  и  счастливая,  уже  бежала  к  дому.
-  Лео, зайди  к  нам, пожалуйста,- позвала  её  бабушка.
-  Да,  я  к Вашим  услугам,  милая  бабулечка, - обнимая  её,  сказала  Леокадия. – Что  Вы хотели?
-  Я  хочу  узнать, детка, где  Вы  пропадали целый день?  -  спросила  Евдокия  Николаевна.

-  Я просто  гуляла, бабушка,  в  лесу, мне нравится бывать там, очень красиво, - сбивчиво     сказала  Леокадия. 
-  Вы меня не убедили, детка!  Я  подразумеваю,  что  у  Вас  есть какой – то другой  интерес, - рассуждала  бабушка.

-  Вы  скоро  обо  всём  узнаете, -  сказала  она  и  уже  хотела уходить.
-  Надеюсь,  то,  что  я  узнаю,  будет  хорошей новостью, - остановила  её  бабушка.
-  Я  думаю   что  да!  - ответила  Леокадия,  а  сама  уже  побежала  дальше.
- Вот  такая  она,  как  есть, никуда  не денешься  от  её  взрывного  характера  и  неукротимого  темперамента, -  осуждая  и  любя,  жаловалась бабушка.

-   Она  хорошая  девочка,  у   неё  всё  будет хорошо! -  сказала  Катерина  Николаевна.
-   Я очень надеюсь, - ответила бабушка.
На  следующий  день  в  доме  появился  незнакомый  мужчина, он  попросил,  чтобы  Евдокия   Николаевна приняла  его.

-  Как прикажете доложить? – спросил дворецкий.
-  Я граф  Иван  Петрович  Нелюбов, -  ответил незнакомец.
Евдокия  Николаевна  была  крайне  удивлена,  его   имя  ей  ни  о  чём  не  говорило, но  было интересно,  с  какой  целью  это человек  явился  к  ней.

-  Барыня  будут черед четверть часа,  а  Вас  я попрошу  пройти в комнату для гостей, они  к  Вам   туда  выйдут, - сказал дворецкий, проводив гостя.
Евдокия  Николаевна  вышла  ровно  через четверть часа.  Она  была  подчёркнуто  собранна  и  строга.

-  Добрый  день, Евдокия  Николаевна! -  поднялся ей навстречу  Иван  Петрович.
- Добрый день!  Чем  обязана  Вашему  визиту? – сухо ответила  княгиня,  подав  графу  руку для поцелуя. – Присаживайтесь,  граф! – она  указала  на  кресло. – Что  Вам  угодно: чай  или  кофе?

-  Спасибо,  княгиня,  я  бы  предпочёл  кофе, - официально  ответил  Иван  Петрович.  Княгиня  взяла  в  руки  колокольчик,  тот  час  в  дверях  показалась  Настасья.
-   Приготовьте  для  господина кофе! – сказала  Евдокия Николаевна.
-   Слушаюсь,  барыня, – сказала Настасья и  исчезла за дверью.

-   Я  Вас  слушаю,  Иван  Петрович, - сказала  Евдокия Николаевна.
-  Дражайшая  Евдокия  Николаевна, целью  моего  визита  является  одно прелюбопытное дело, участниками которого  являются  Ваша  внучка  и   мой сын, - нерешительно начал  он.

-  Какое  дело? -  с   недоумением  спросила  княгиня.
- На  днях  мне  стало  известно,  что  Ваша внучка  и  мой  сын  решили  тайно обвенчаться, - сказал  Иван  Петрович.

-  Простите  меня,  я  не понимаю,  о  чём Вы  говорите? – возмутилась княгиня.
-  Не горячитесь, Евдокия  Николаевна,  давайте  обо  всём  по  порядку, - успокоил  её Иван Петрович.

-  Вот уже три месяца  Леокадия  Сергеевна  и  Пётр  Иванович  знакомы,  они  полюбили  друг  друга,  сын  мне  обо  всём рассказал,  я  посчитал  нужным  дать Вам знать  о планах  молодых  людей, может  я не  прав, -  неуверенно  продолжил  Иван  Петрович.

-  Как  же?  Я  Вам  премного благодарна,  но  я ничего  не  знала, - ужаснулась  Евдокия Николаевна. – Как зовут Вашего сына?  Сколько  ему  лет?  Чем  он занимается?
-  Давайте  обо  всём  по порядку, наберитесь терпения,  я для  того  и  приехал  к  Вам,  чтобы  обо  всём  поговорить, - успокоил  её  граф.  В  этот  момент  Настасья тихо поставила поднос  с  кофе  на  стол.

-  Барыня,  будут ли  ещё  какие  приказания? – спросила  она.  Евдокия Николаевна лишь  рукой махнула, давая  знать,  чтобы  та  вышла из  комнаты.
-  Мой  сын – Нелюбов  Пётр  Иванович,  от  роду тридцать  трёх лет, оставил  военную  службу,  проживает  в  Петербурге,  в настоящее время  находится  у меня  в  поместье.  В течение  почти  трёх  месяцев  они тайно встречаются  с Вашей внучкой  Леокадией  Сергеевной,  с  которой  намерены  обвенчаться, -  Иван  Петрович   рассказывал,  а  княгиня  никак не  могла  взять  в толк, о  чём    он.

-  Да это какое – то недоразумение!  Я хочу  видеть  его и разговаривать  с  ним! – возмутилась  Евдокия  Николаевна.
-  Простите, но  Леокадия  Сергеевна  приказали  держать  всё  это  в  секрете, поэтому  он  не  осмелился  явиться  в  Ваш  дом  сегодня,- извиняясь,  сказал  Иван Петрович.

-  С  Леокадией  Сергеевной  я  сегодня  же поговорю,  а  Вас  прошу  явиться  завтра  вместе  с  сыном,  если он  действительно имеет  серьёзные намерения  в отношении  моей внучки.  Я  Вас больше не  задерживаю, - сухо сказала  она, подав руку  для поцелуя.  Иван  Петрович  попрощался  и  вышел.  Кофе остался  нетронутым.  Евдокия  Николаевна  немедленно  отправилась  в комнату  Леокадии,  та  сидела  в  кресле  с  книгой.

- Леокадия,  детка,  я  совершенно не понимаю  Вас!  - начала  с порога разговор  бабушка.
- В  чём  дело,  милая  бабушка? – спросила  Леокадия,  как  ни  в  чём  не бывало.
- Вы должны  немедленно  рассказать  мне всё,  как  есть, - сказала  она. -  Я должна знать правду!

- Какую правду, бабушка? – спросила Леокадия, начав  слегка нервничать.
- К  чему весь этот маскарад? –  беспокойно  спросила  княгиня, слегка задыхаясь.
- Бабушка,  Вы  всё знаете? – Леокадия слегка  побледнела. – Откуда? Кто рассказал  Вам?
Евдокия Николаевна села  в  кресло, отдышалась.

-  Лео, девочка  моя,  всё  будет  так,  как захочешь  ты, но зачем  же  ты не поделилась  со мной? – бабушка плакала. – Ты  влюблена, моя   принцесса?  Ты  хочешь выйти  замуж?
-  Да, бабушка,  я   люблю   его, -  в тон ей ответила  Леокадия.
-  Это хорошо,  я рада  за  тебя,    искренне  желаю тебе счастья, но зачем же делать  тайну?  Надо всё  решить, договориться  с  твоими  родителями, -  спокойно говорила  Евдокия Николаевна.

-  Милая  моя  бабушка,  что  бы  я без  тебя делала? – Леокадия  понимала  состояние   княгини.
-  Надо  обязательно познакомиться  с  родителями, ну так  же  не делают, как ты хотела! – с возмущением  произнесла  Евдокия Николаевна.

-  Нет,  бабушка,  родители познакомятся  с ним  позже,  сначала  мы обвенчаемся, - настаивала на своём  Леокадия. -  Потом  поедем  к родителям.
-  Вы меня пугаете, милое дитя!  Что  Вы  такое  задумали? –  бабушка была не  согласна  и возмущена.
-  Не бойтесь, бабушка,  всё будет хорошо! – уверенно  сказала  Леокадия. -  Я  уже  не  дитя!

-  Я теперь  это  поняла,  коль  Вы  самостоятельно принимаете такие серьёзные решения, - сказала бабушка, вытирая  слёзы.  Леокадия обняла свою бабушку, обвила  её  шею руками, поцеловала  в  щёку,  она была довольна,  что  бабушка  обо всём  теперь  знает. Больше  в течение дня  к этому разговору  они  не  возвращались.
 
Ближе к обеду, на  следующий  день, к дому подъехала коляска,  из  неё  вышли двое мужчин.  Дворецкий  доложил  Евдокии Николаевне  о  приезде  графа  Нелюбова  с  сыном. Вскоре  Евдокия  Николаевна  спустилась  к  гостям  и  приказала  подать кофе.

-  Доброе  утро, княгиня, - поздоровался  Иван  Петрович, поцеловал руку старой княгини.
-  Здравствуйте, дорогая  Евдокия Николаевна! – сказал  молодой   барин, приложившись  к руке   княгини  губами.

-  Доброе  утро, господа! – ответила  Евдокия  Николаевна. – Прошу  Вас! – она указала  на  диван.  Мужчины, подчиняясь воле  хозяйки,   сели.
 Сегодня  она  была более расположена  к разговору,  нежели  вчера,  и  старый граф  это сразу отметил.

-  Евдокия  Николаевна,  прошу  Вас  выслушать  меня, - начал  молодой  граф.  Он  был  высокого  роста,  тёмные  волнистые  волосы,  слегка  отпущенные  бакенбарды,  делали  его  более  солидным,  хотя  он  был  молод, Голубые глаза  смотрели  по- доброму,  и  сразу  понравились  хозяйке.   Она  отметила  про  себя,  что  он  хорош  собой,  модно и  достаточно  дорого одет,  как  будто  вышел  из  шикарного салона  Петербурга.
- Да, я  слушаю  Вас, - ответила  княгиня.

- Евдокия  Николаевна,  однажды  во  время  конной  прогулки  я  встретил Леокадию Сергеевну.  Мы   познакомились,  стали встречаться.  Я  полюбил  её  с  первого  взгляда, она, кажется,  тоже.  Я  намерен жениться на ней,  чтобы сделать её счастье. Разумеется,  я  хочу  сделать  всё, как положено,  но  Леокадия  Сергеевна  торопит  меня, она хочет, чтобы  мы  обвенчались как  можно скорее,  причём  тайно,  чтобы  в  церкви  не  было никого, кроме  нас, - его рассказ  был  интересен  княгине.
- Ответьте мне  на один вопрос:  между  Вами  что-то  было? – спросила Евдокия  Николаевна.- Не сердитесь, если я  Вас обидела.

-  Как можно, милая  княгиня?  Я  человек  порядочный, - ответил  Пётр  Иванович.
-  Чем  же  она объясняет такую спешку  с  венчанием? – спросила княгиня.
-  Я  не  знаю  истинных причин, поэтому затрудняюсь   ответить, - сказал  он  и  она  ему поверила.  -  Я  бы  мог  согласиться  с  нею  и  сделать  так,  как она этого желает, но  я не  считаю нужным скрывать наши отношения.  Я действительно  люблю  Леокадию  Сергеевну,  имею  в отношении  ее  серьёзные намерения.
-  Я  благодарю  Вас,  сударь!  Вы  правы,  нельзя спешить  с таким важным  делом. У  Леокадии  Сергеевны  есть родители,  Вам  необходимо  познакомиться  с  ними,  просить разрешения   у  них,  что  касается  меня,  то  я - придерживаюсь   строгих  традиций, - Евдокия   Николаевна была права.

-  Я  считаю,  что  в  ближайшее  время  мы  должны  поехать  к родителям  Леокадии   вместе, - сказал  Иван  Петрович. – Все вопросы решать   с  ними, достигнув  согласия, назначить дату венчания  наших  молодых.

-  Евдокия  Николаевна,  могу  ли   я, разумеется,   с  Вашего разрешения,  видеть  Леокадию  Сергеевну сейчас? – спросил  Пётр  Иванович.
-  Я  думаю, это возможно, если она  никуда не ускользнула, - ответила  Евдокия Николаевна.  Однако  застать  Леокадию  на  месте не удалось,  дома  её  не  оказалось.
Распрощавшись, гости  уехали, договорившись  при  этом,  что  в  четверг вместе  поедут  к родителям  Леокадии.
 
После отъезда  гостей  вскоре  появилась  Леокадия,  княгиня рассказала  ей   о  приезде  гостей.
-  Но  это так долго,  я хочу поскорее  замуж, бабушка, - сказала она, выслушав  её.
- Куда  же ты так торопишься,  дитя  моё? – спросила  Евдокия  Николаевна,  успевшая  успокоиться  от переполнявших  её впечатлений.  Теперь  она могла разговаривать совершенно  спокойно.  Но Леокадия   не  была расположена к разговору,   она  лишь загадочно  улыбнулась.

Вечером  Леокадия, как всегда навестила  Ирэн  и  её  малышей.  Накормив  деток,  Ирэн  уделила  ей немного  времени. К  этому  моменту   она  уже  слышала  о  предстоящем  замужестве  Леокадии.

-  Милая  Леокадия,  я  рада  за  Вас,  Вы  выйдете  замуж,  станете  уважаемой дамой, у Вас будет  любимый   муж,  семья, появятся дети,  Вы познаете  настоящее женское счастье, всё будет замечательно! – благословляла  её  Ирэн, искренне радуясь,  что  эта  девочка  будет счастлива.  Леокадия  слушала  её  молча.

-  Я  никогда  не  буду счастлива, -  с горечью ответила  Леокадия.
- Да  что  Вы, милая  Лео,  Вы  не  представляете, какое счастье быть  с  любимым  человеком,  рожать от  него детей, потом растить их, - по всему было видно,  что  Ирэн  очень  счастлива  в  браке.
-  С  любимым  человеком  я никогда не  буду  вместе! – сквозь  слёзы  сказала  Леокадия.-  Я никогда  не буду счастлива!

-  Нет,   нет,  это  не  так! – успокаивала её Ирэн. -  Всё  будет хорошо!  Вы  боитесь,  Вам  кажется  страшно  сделать  этот  шаг,  но  ведь  когда – то это должно произойти, - не  унималась  Ирэн.
-  Вы  не  поняли  меня, милая  Ирэн.  Дело  в  том,  что  я  люблю  одного человека,  а замуж собираюсь  за другого, - ответила  Леокадия.

-  Ну, что Вы, милая  моя!  Это  Вы  себя ещё не  поняли!  Там  была  наивная  детская  влюблённость,  Вы  уже  миновали  это время  в своей  жизни, всё осознали,  а  теперь  полюбили  по – настоящему.  Вы  это поймёте,  совсем  скоро Вы  станете женщиной.  Ваш   муж  будет   самым  дорогим  и  любимым,  Вам  ещё  предстоит  это  узнать, милая  моя девочка. Вас ждёт  великое  таинство  первой брачной  ночи, затем вы отправитесь в свадебное  путешествие, где  в  целом  мире  будете  одни  купаться  в  море вашей  любви,  Вас  ждёт  счастье! – Ирэн  с такой  искренностью  рассказывала,  что  Леокадия  с  ней  почти  уже согласилась.

 Продолжение  следует...http://proza.ru/2013/05/28/962


Рецензии
Девушка-Огонь!!! Любопытная ситуация!!!
Спасибо!!! С глубоким и неизменным уважением,

Игорь Тычинин   21.11.2020 18:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Игорь!
С уважением,

Эльвира Гусева   21.11.2020 20:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.