С миру - по нитке?
Еще в конце марта текущего года планово-техническим отделом указанной организации во главе с Толибом Бобоевым было проведено социологическое исследование, целью которого являлось определение качества оказываемых услуг учреждениями народного образования. В анкетировании, проходившем во всех районах Самаркандской области на условиях анонимности, приняло участие 1459 человек, из которых 58 процентов - женщины. Возраст опрошенных составлял от 20 до 60 лет.
Первое, что интересовало организаторов исследования, был вопрос о том, знают ли респонденты о сути принятого в стране в 1997 году Закона «Об образовании», определяющего правовые основы обучения и воспитания граждан республики. Более 60 процентов на этот вопрос ответили отрицательно, а посему только 50 процентов из опрошенных знают о том, что мониторирование качества образования входит в компетенцию местных органов государственной власти.
Немаловажным пунктом в проведенном исследовании был вопрос непосредственно о качестве образования. Только 55 процентов респондентов были удовлетворены тем, как обучают их детей в школе. Чем именно не довольны сегодня родители?
- Мой сын учится в 6-м классе, по школьной программе у них должна была проводиться физика, но из-за отсутствия преподавателя предмет не велся, - сетует родительница из 43-й школы г. Самарканда.
Другая мама жалуется на большую скученность в классах. Ее дочь учится в 7-м классе, где по журналу числится 50 человек (!). «Сможет ли учитель за 45 минут полноценно опросить из них хотя бы четверть, объяснить материал и ответить на вопросы учеников?» – задается она вопросом, понимая, что даже с передовыми, инновационными технологиями, которые преподаватель использует на уроке, это невозможно. В результате, чтобы как-то усвоить учебную программу, приходится нанимать репетиторов или ходить на дополнительные занятия к той же учительнице.
Возмущают родителей и грамматические ошибки в учебниках, которые ежегодно обновляются, но не всегда отвечают заявленным требованиям. К примеру, в учебнике по русскому языку за 3-й класс в каждом заголовке, как и после сокращенных единиц измерения, стоит точка, а при морфологическом разборе глагола требуется указать падеж – категории, которая вообще не свойственна данной части речи.
Коснулись в анкете и школьных поборов. Оказалось, что в этом, по мнению респондентов, нет ничего зазорного. Более двух третей родителей регулярно сдают деньги на какие-либо сборы в учебном заведении, хотя, согласно статье 41 Конституции РУз, государством гарантировано получение бесплатного общего образования.
В анкете было несколько вопросов и об аренде учебников. Например, лишь треть опрошенных (преимущественно городских жителей) заключили в начале года договор об аренде учебников со школой. Столько же человек знают о существовании установленной государством единой платы за аренду учебников. Остальные, как оказалось, даже не слышали о каком-то едином тарифе. В результате опроса выяснилось, что большинство родителей переплачивали за комплекты школьных книг, причем иногда неполных. В частности, за учебники 2-го класса взимаемая сумма доходила до 10 тысяч сумов, вместо положенных 2100 сумов. За учебники 3-го класса (2400 сумов) родители платили 12 тысяч сумов. Рекордно высокую плату приходилось выкладывать за комплект учебников 9-го класса – 24 тысячи (12 долларов по гос. курсу) вместо 10 900 сумов.
Анкетирование довольно объективно отразило некоторые существующие аспекты образовательного процесса, которые сегодня мы часто можем наблюдать в школе. С одной стороны, родители не знают о своих правах и обязанностях перед собственными детьми и образовательным учреждением, согласно принятым в государстве законам. С другой – некоторые учебные заведения сами не заинтересованы в распространении этих знаний и элементарно используют правовое бескультурье родителей в своих целях.
- Каждый учебный год у нас начинается со сбора денег, - в приватной беседе говорит 35-летняя мать троих детей-школьников. – Помимо аренды учебников, мы платим за подписку на газеты и журналы (10-15 тысяч сумов), сдаем деньги на благотворительные марафоны (3000 сумов), спортивные общества (3 тысячи), страховку (1000 сумов). Ежемесячно я плачу по 5 тысяч сумов за каждого ребенка в фонд класса (на мел, оформление и прочее), школы и уборщице. В апреле-мае с нас собирают по 15-20 тысяч сумов на ремонт кабинетов.
В целом, родительница спокойно отдает необходимые суммы в школу, не требуя взамен каких-либо квитанций об оплате или заключения договоров. Как и большинство пап и мам, она считает, что школе без помощи родителей сегодня не обойтись. Все хотят, чтобы их дети получали достойное образование, учились в чистых и красиво оформленных классах, чтобы у учителя всегда был хороший мел и скатерть на столе. Ведь на такие «мелочи», как ремонт и занавески, школам, по словам самих учителей, давно не выделяются средства. И спасает поговорка «с миру – по нитке».
Свидетельство о публикации №213052401454