Винчанское письмо. Табличка из Диспилио

Винчанское письмо, или же символы Винча, староевропейское письмо - общее название знаков и символов, которые находят среди артефактов эры неолита на территории Юго-Восточное Европы.
 Некоторыми учеными данные символы идентифицируются как протописьмо, другими только как декоративные или магические элементы
изображений.
В 1875 во время археологических раскопок в Тордоше (Румыния) были обнаружены предметы с надписями из ранее незвестных символов, в 1908  году аналогичное открытие произошло в окрестностях Белграда, в Винче. Позже были обнаружены более 100 таких находок. Надписи
данного региона и периода получили названия письмо Винча-Тордош

В 1961 году были найдены так называемые Тартарийские (тэртэрийские) таблички, датированные впоследствие периодом не позднее 5 тысячелетия до н.э.
Первоначально пиктограммы на них и других объектах считались опознаватеьными знаками, указывающими на собственность. Но в связи с широким распространением и повторением символов, были выдвинуты гипотезы об их использовании в качестве слогового письма.
Часть пиктограмм, например, представляют собой знаки из нескольких линий в виде щетки, предполагается, что они могли означать цифры.

Надпись на одной из тартарийских табличек (круглой) часть исследователей идентифицирует с символами Джемдет-Насры и даже приводит перевод
"В княжение сороковое для уст бога Шауэ старейшина по ритуалу сожжен. Это десятый". или "Четырьмя правительницами лика бога Шауэ старейшина разума глубокого сожжен один"."

В 1993 была найдена деревянная Табличка из Диспилио (в Греции), которая также была отнесена к культуре Винча. (5260 г до н.э.)

Большинство пиктограмм нанесены на керамические изделия, многие встречаются по одиночке и представляют собой зооморфные или абстрактные символы. В настоящее время наиболее распространена теория о том, что данные надписи использовались в домашних риуталах, и изображали желание, клятву, вопрос и т.д. После окончание церемонии предмет или выбрасывали или ритуально захороняли (возможно  в качестве жертвы).

Источник: http://alfavit.ucoz.ru/publ/vinchanskoe_pismo/1-1-0-20


Рецензии