Путь к медитации

Медитация – перевод с латинского – «размышление», погружение в мысль.
«Есть два режима жизни: режим действия – ты что-то делаешь; и режим восприятия – ты просто принимаешь. Есть режим действия – направленный наружу режим. И есть и режим бездействия: ты ничего не делаешь, но просто позволяешь случиться. Мы забыли этот язык. Этот забытый язык нужно изучить вновь.
    Ты заинтересован только в действии, если что-то происходит. Это стало слишком навязчивым, фиксированным. Это нужно слегка расслабить: на несколько мгновений, на несколько часов, иногда даже на несколько дней нужно двигаться в совершенно другой режим жизни, просто сидя и позволяя вещам случаться.»
 ( Ошо – Бхагван Шри  Раджниш)

И Ошо в конце и начале своих лекций практикует со слушателями медитации расслабления и погружения в молчание. Причём, в записях его лекций, пошаговое движению к расслаблению и молчанию, погружение в состояние медитации подробно расписано.

Освоив медитацию расслабления и погружения в молчание по Ошо, получив мощный инструмент воздействия на психику для быстрого и глубокого отдыха, я параллельно приобрёл опыт быстрого засыпания, практически в любом состоянии возбуждения мозга, вне зависимости от наличия серьёзных проблем. Опыт оказался исключительно полезен и для прерывания предутренней бессонницы, которая время от времени ко мне наведывалась. Кроме того, полученный опыт оказался бесценным для переключения сознания при наличии тяжёлых мыслей, эмоциональном возбуждении со знаком минус.

Мне захотелось совершенствования в области медитации, расширяя полученный опыт. Прочитав несколько книг Ошо, я уже знал, что кроме медитаций с расслаблением широко практикуются медитации с концентрацией. Но в книжках Ошо, которые я прочёл к тому времени, я не нашёл чёткой методики проведения медитации с концентрацией, «Оранжевая книга» мне тогда не попалась.
 
И вот на традиционной сентябрьской Московской книжной ярмарке мне попадается на глаза книга «108 техник медитаций». Сердце моё дрогнуло: «Вот это то, что мне нужно! Уж из 108 техник я обязательно выберу себе то, что мне надо». Правда, небольшой объём книги в 200 листов показался мне маловатым для описания 108 техник, но с учётом предположения о наличии общих мест для всех техник, я отбросил сомнения.

Прочитав оглавление, солидный список использованной литературы, открыв книгу на одной из первых страниц, я прочёл: «В силу внешней простоты предлагаемых в книге медитаций, к ним могут обращаться люди, далёкие от духовных поисков». Я как раз относил себя к людям, не очень далёким от духовного поиска.

Открыв наугад ещё раз книгу, я прочёл:
«Медитация несёт с собой:
• Повышение интеллектуальных и аналитических способностей, глубины восприятия реальности.
• Восстановление физического и психического здоровья, обретение чувства глубинного спокойствия, дружелюбия, умиротворения, уверенности, душевного равновесия.
• Осознанное управление психической деятельностью  и освобождение от стрессов.
• Сознательное привлечение в поле своей деятельности удачи, благополучия, успешности и т. д..
• Расширение сознания и обретение новых способностей и качеств.
• …

И так далее, всего 15 пунктов, один другого соблазнительнее.
Ну, кто же этого не хочет?!  Да ещё с учётом: «…простоты предлагаемых в книге медитаций».  Я нёс книжку домой, как подарок судьбы, с которым мне предстояло пройти долгий и успешный путь освоения новых техник медитаций и духовного совершенствования.

Разочарование наступило с первых страниц. Серьёзно утяжеляла чтение специфическая, присущая только этой книге, терминология, которую по ходу чтения необходимо было осваивать, чтобы хоть что-то понять: Путь, Источник, Пустыня, Братство; и странные действующие лица: Проводник, Волшебник, Странник, Караванщик… .  Изложение серьёзного материала по духовному развитию и совершенствованию в виде предлинной сказочки диссонировало с содержанием. «Рваная» структура книги с неоправданными вкраплениями и дроблениями мешала и отвлекала. Книга оказалась не столько о медитации, сколько о духовном совершенствовании, причем произвольное, бессистемное и не всегда оправданное смешение Даоизма, Хатха-Йоги, Йога-Сутры, Буддизма, Иудаизма не способствовало целостности восприятия материала. Не обошёл вниманием автор и Гуджиева Г.И., и Ошо. В общем, медитации как-то потерялись среди этой мешанины, которая даже близко не могла претендовать на какую-то систему. Я перечитал книгу, пытаясь выделить информацию о медитации, но я практически ничего не смог позаимствовать из этой книжки с таким многообещающим названием. Время было потеряно.
Тогда я стал просматривать список использованной автором литературы и выбрал: Ю.Л. Каптен «ОСНОВЫ МЕДИТАЦИИ» (вводный практический курс). И не ошибся!
Вот в этой книге я нашёл всё что искал и даже больше: историю вопроса о медитации на Западе и Востоке, в различных культурах и религиях; понятие о различных ветвях йоги и  биополе человека; о психофизических аспектах медитации. И самое основное и искомое: основные правила, ограничения и противопоказания медитации; контроль дыхания, дыхательные упражнения и позы медитации; описание упражнений в концентрации и медитации, под музыку и без; медитация над мантрами и янтрами; сочетание медитаций в одном цикле занятий. Причём, всё изложено хорошим научным языком, серьёзно, без заигрываний и завлекаловок и главное, без этой, очень распространённой сейчас игры в тайные знания, которой я уже наелся «до не хочу».
Я имею в виду совремённую литературу по духовному совершенствованию, когда, кажется, что основная цель автора показать, как много он знает и умеет, как много он достиг на пути этого самого духовного совершенствования. При этом автор даёт понять читателю, что без Гуру, Учителя и Мастера невозможно преодолеть этот путь, более того, и вступать на него не стоит без такого поводыря. Cоздаётся впечатление, что автор считает, что подавляющее большинство индивидуумов в нашем обществе не готовы воспринять его знания опосредованно, не напрямую. И, видимо, поэтому автор даёт материал так, что из его книги невозможно что-то использовать практически для себя. По завершению прочтения книги так и кажется, что автор заинтересован, чтобы знания, как и в древности надолго оставались тайными. Исключение составляют, безусловно, книги Ошо.
Основательно проработав книгу Ю.Л.Каптена, я уже был готов работать над «Оренжевой книгой» Ошо. В результате я позаимствовал и доработал для себя две техники медитации перед сном, шесть на концентрацию и расслабление, шесть техник медитации на природе, четыре по жизни, несколько дыхательных упражнений и два типа формул для самовнушения.
Не буду делать тайны из приобретённых знаний, могу с удовольствием, и конечно безвозмездно, поделиться своими наработками.


Рецензии