Почему град-столица та была недалеко от села?

 Вопросы на засыпку

Этот поэтический образ "град-столица" получил популярность после опубликования в 1834 году в «Библиотеке для чтения» сказки Петра Ершова «Конёк-горбунок». Мне думается, что под влиянием этого образа через три десятка лет появился в печати и другой образ – стольного Киева-града, когда была записана и опубликована (1871) былина об Илье Муромце и Соловье Разбойнике. И хотя нас уверяют, что тексты былин передавались из уст в уста с ХI – XII века, верится в это с трудом.

Хочу уточнить: какие-то легенды, сказания, предания могли передаваться от поколения в поколение, но в том виде, как былина об Илье Муромце и Соловье Разбойнике появилась в печати, она сформировалась только в ДЕВЯТНАДЦАТОМ ВЕКЕ под влиянием и поэмы Николая Карамзина об Илье Муромце, и сказки Петра Ершова.

Почему я так уверен в этом? Потому что эта былина и многие другие удачно отражают тот официальный курс истории, который был сформирован при династии Романовых и получил известность в XIX веке, когда была опубликована многотомная «История Государства Российского» в исполнении Николая Карамзина.

Былины как жанр очень удачно и почти правдоподобно были придуманы для того, чтобы дополнить официальную историю и проиллюстрировать «домонгольский» период развития русского государства. Сюжет о сражении богатыря с чудищем, драконом, змеем содержится в библии и был широко использован художниками, как на западе, так и в России. В частности, это многочисленные иконы Георгия Победоносца, поражающего копьем змея. Вспомните сегодняшний символ стольного града Москва. Здесь чудищем выступает Соловей Разбойник Одихмантьев сын.

История донесла множество названий столичных городов, а также утверждение, что Киев – мать городов русских. Когда я услышал этот тезис в школьном курсе рассказов об истории за четвертый класс, я усмехнулся, и не только я, всем эта фраза слух резала, поскольку мы к этому времени уже научились различать три рода существительных, а тут мужской род выступает в роли матери. Нонсенс какой-то. Неужели русский язык настолько беден, что нельзя придумать более четкую и менее противоречивую формулу?

Позднее пришла объясняющая мысль, сперва как предположение, что, видимо, русскую историю формировали иностранцы, не знающие по-русски, а потом все росла и росла уверенность: да, иностранцы писали историю нашей Родины, те иностранцы, которые с основания до 1840 года господствовали в Российской исторической Академии наук. Они имели от правительства и от царя деньги на развитие науки и делали заказы себе подобным. Эти безграмотные в русском языке немцы навязали свое видение проблемы, ведь Stadt (город) в немецком языке женского рода. Вот и Киев они сделали существительным женского рода. Потому и стал он матерью городов русских. По-немецки эта фраза не вызывает никаких возражений с точки зрения лингвистики. И не нашлось никого, кто бы возразил против утверждений. Я уверен, что у Киева была совсем другая история. Не знаю пока, лучше или хуже нынешней, но совершенно другая.

Когда я впервые приехал в Киев, я был поражен обилием исторических фактов. У Исторического музея этого стольного града экскурсоводы показывали холмы, на которых первые жители и основатели города Кий, Щек и Хорев построили первые крепостцы, показали заваленные мусором овраги, по которым в прошлом якобы протекала какая-то река, служившая естественной преградой и обороной первых сооружений. В это верилось с великим трудом. Возникал вопрос: зачем три брата строят три крохотные крепости, если вместе они могут построить одну большую и хорошо укрепленную.

А если каждый из них князь, каждый имеет немалые дружины и много тех, кто эти дружины поддерживает продуктами и изготовлением оружия, то зачем им селиться так плотно? Словом, вопросы возникали на каждом шагу.

А с тех пор, как я занялся охотой на слова и стал присматриваться к словам и названиям, вдруг заметил, что легенда об основателе Киева Кие может быть наложена и на Харьков или Херсон (брат Хорев), и на Черкассы или Чернигов (брат Щек), и на Люботин или Ливны (сестра Лыбедь). Не исключено, что сочинитель легенды имел в виду не один город Малороссии, а сразу несколько, но легенду приспособили к одному городу. Когда я был в Киеве, там еще не было этого гигантского памятника трем братьям и их сестре. Легенда активно усовершенствовалась.

В исторической части города нам показали фундамент Десятинной церкви, всё, что сохранилось от некогда величественного сооружения. Рассказали и легенду о разрушении. Но одни экскурсоводы говорили, что это жители Киева прятались в церкви от монголов, а другие говорили о нападении на город русского князя Андрея Боголюбского. Потом я нашел многочисленные подтверждения: киевляне прятались в церкви не от монголов, а от княжеских дружин, и Десятинная церковь разрушена была в ходе гражданской войны, или междоусобной, она погребла под своими обломками много женщин и детей. То есть церковь разрушена своими, а вовсе не внешними, иноземными или иноверческими врагами.
 
Потом, когда я познакомился с новой хронологией Носовского и Фоменко, этот факт с Десятинной церковью вспомнился со всеми подробностями, подумалось, что и с другими зверствами, которые приписаны монголам, могло произойти то же самое, то есть монголов просто заставили на бумаге, естественно, быть кровожадными, приписав им то, чего они не совершали. По сути гражданская, междоусобная война была выдана за нашествие чужеземцев, которого в принципе быть не может, поскольку кочевые народы в гигантские массы собираться не могут: они не заготавливают в больших количествах ни продуктов питания, ни корма для скота, а потому для длительных военных действий они не готовы. Этот факт почему-то не учитывается составителями истории.
 
Гражданские войны самые кровавые: чужеземному захватчику, который налагает на завоеванные народы дань, больше пользы не от разоренных, а от крепких хозяйств; а вот единоверец, сосед, как правило, уничтожает конкурента, отсюда такая жестокость. Разрушенные крепости, сожженные города, угнанные в плен  мирные жители – вот главные последствия гражданских войн.

Зачем, к примеру, Наполеону, пришедшему за тысячи километров в Россию, горящая Москва? Ему выгоднее взять богатый и спокойный город, жить в палатах Древнего Кремля и дышать свежим воздухом. А вместо этого гарь, дым, взрывы и пожары. Город зажгли те, кто боролся с Наполеоном. Но когда Наполеон при отходе приказал взорвать стены Кремля и колокольню Ивана Великого, те же поджигатели свели на нет все усилия французских саперов. Сами жгут, а врагу сделать то же самое не позволяют. О благополучии собственного народа поджигатели вовсе и не думали. И получилось, что захватчики принесли захваченному народу меньше бед, чем собственные борцы по освобождению народа от захватчиков.

В свете сказанного становится понятнее и актуальнее старый анекдот про армянское радио:
Армянскому радио задают вопрос, когда начнется третья мировая война. Армянское радио отвечает:
- Войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется.

Шутки в сторону. Мы начали разговор о столичных городах. А в истории России их было очень много, да и вообще с древнейших времен столицы меняют названия и местоположение. Почему? В исторической науке встречаются факты, когда используются разные наименования, казалось бы, у одних и тех же исторических объектов. Это дало основание разнести события по разным территориям и разным векам на целое тысячелетие, а сейчас возникают противоречивые факты в связи с тем, что одни и те же объекты выступают под разными именами, в том числе в библии. К примеру, авторы новой хронологии многие события соотносят с Царьградом на Босфоре. Но Царьградом его называли на Руси, а после по аналогии возникли такие города, как Холмград, Кёнигсберг, Кёнигград (Киев), Стокгольм и другие. Летописи сообщили о чем-то в Царьграде, а кто-то посчитал это рассказом о Кёнигсберге, кто-то о Стокгольме. Кому что ближе.

В библии Царьград на Босфоре назван по-разному: Вавилон, Иерусалим, Мемфис, Кадикай, Галата. За этой территорией сохранилось и очень древнее название – Троя. У города есть и официальные названия: Византия, Константинополь и Стамбул. Почему так много для одной территории?

Мне  кажется, я нашел простое, но весьма убедительное объяснение достаточно сложному вопросу. Ответ подсказало случайное воспоминание о моем родном городе. Многие годы в Кыштыме заместителем председателя горисполкома был Владимир З-в. Его вспоминают тем, что он долго не жил на одном месте и сменил не то пять, не то шесть квартир. При этом квартиры он получал (оформлял на себя) в новых домах; строители знали, что он будет жить именно в этом доме и в этой квартире. Факт строительства он отслеживал лично, делал замечания, а строители понимали, что без его визы дом принят не будет, над его квартирой  они старались особенно. После сдачи дома он занимал ту квартиру, которая лучше других отделана, а его прежняя квартира доставалась кому-то из очередников, которым приходилось начинать с капитальной уборки и ремонта. Он менял квартиры потому, что ему позволяли это сделать условия его работы и бесконтрольность со стороны высшего начальства. Наоборот, начальники завидовали его оборотистости и умению жить. Сейчас он занимает «квартиру» на главной аллее нового городского кладбища. По моим подсчетам, он не дожил и до 60 лет.

Византийские цари и императоры не хотели жить в старых дворцах своих предков и строили новые. Всякий раз делалась попытка перещеголять предков, построить лучше, крепче, надежнее. Все новейшие достижения применялись. Старый дворец оставался, новый строился и заселялся. Не надо было царям думать о капитальных ремонтах. Вот почему на небольшой территории, например, современного Стамбула, так много великолепных и богато украшенных дворцов. Нередко у новых дворцов появлялись и новые имена, каким-либо образом, видимо, связанные с новыми владельцами. Вот откуда разные названия одного и того же города.
Эта практика была в полной мере использована на Руси. Но Византия сформировалась на очень выгодном проливе, на пересечении морских и сухопутных дорог, а потому дворцы строились по всему побережью. В отличие от неё на Руси строили не отдельные дворцы, хотя и их строили тоже, а на первых порах целые города со статусом столицы.

О том, что столицы меняли местоположения, можно судить по маленькой строчке из уже названной сказки Ершова «Конек-Горбунок»:

Братья сеяли пшеницу
И возили в град-столицу,
А столица та было
Недалеко от села.

Село – постоянно находилась на одном месте. А столица могла переезжать. Где живет царь, там и столица. В подсознании у народа этот факт сохранился. И это отразилось в сказке Ершова.

Столичных городов в России больше, чем где-либо. А в названии Владимир сохраняется претензия на обладание всем миром, ибо это был столичный город всей империи – Владеющий Миром.

Не менее интересный факт: Пушкин в истории Петра указал, что в 1699 году Петром Первым был уничтожен по решению Судного московского приказа Володимирский приказ. Интересно, почему приказ Володимирский? Какие вопросы там решались?

Кстати, есть ли в других языках нечто подобное идиоме "всем миром" из русского языка? Это очень широкое понятие, слово "всемирный" не может служить ему заменой, поскольку не обладает такой широтой применения. В словаре 2000 идиом русского и немецкого языка словосочетания всем миром нет. Почему нет? Потому что у русских свое особое представление о мире. Это и Вселенная, и наша планета, и отдельная страна, отдельный город, отдельное село, отдельный дом и содержимое индивидуального сознания.

Византия, Константинополь в качестве столичных городов подверглись многочисленным нападениям. О них рассказывает библия во многих своих текстах. В исторической науке – это крестовые походы по освобождению Гроба Господня. Нас уверяют, что Иерусалим находился на территории нынешних Израиля и Палестины на побережье Средиземного моря рядом с Синаем, а многие крестовые походы, организованные в Западной Европе,  завершались почему-то в Константинополе. Неужели организаторы не понимали, куда ведут войска? Нет, они прекрасно знали, где находится центр мировой империи и откуда идет формирование политики.

А потом центр империи перенесли на Русь, и для столицы стали искать такое место, чтобы захватывать его было трудно, а защищать легко. Столица была построена в Двуречье, в верховьях Дона, на берегу судоходной части Волги. Видимо, первой столицей в этом регионе была Казань. На это указывает ее название, связанное с казаками, с прообразом профессиональной армии, с организацией быта, при которой отдельные боевые единицы, части формировались вокруг походных котлов-казанов. А отслужившие свой срок воины получали в награду наделы в плодородных низовьях Дона, Донца, Днепра, Днестра. Именно здесь позднее сформировались центры казачества, сохранившиеся до настоящего времени. Из Казани, видимо, был предпринят  грандиозный поход в Европу, на Дунай. Воспоминание о нем – название современного государства Болгария, в самом слове страны на Дунае звучит упоминание о болгарах-волгарях, пришедших сюда с востока.

Видимо, потомкам казанского царя не очень приглянулась эта столица и они ушли выше по течению, подальше от морей, Черного и Каспийского, с которых могли подняться морские суда с потомками тех крестоносцев, которые брали Константинополь. Положение каждого нового столичного города было менее выгодным, но более защищенным, ведь нападающие должны идти на судах вверх по течению, а защищающие столицу – вниз.

Стольные города стали ставить не только на берегах Волги, но и в стороне, на крупных притоках.

Потом были другие столичные города. Кострома (Хорезм). Суздаль. Ярославль. Новгород Великий (но не на Волхове, потому что в том нет ничего столичного, скорее всего, это скопище монастырей, но не столица). Александровская слобода. Может быть, Коломна. А потом на месте Куликовской битвы Иваном Грозным был заложен с огромным размахом имперский столичный город Москва. В стороне от Волги, но на важнейшем пересечении дорог. Географически это очень выгодное место. Когда закладывалась и строилась Москва, царь, видимо, временно пребывал в Александровской слободе, он был в конфликте с представителями многих крупных родов (читайте библейские книги об Есфири и Ездры), а потому он пошел войной на старые русские столицы. Он взял и разрушил Казань (это отражено в библейской книге пророка Даниила),  Астрахань, Великий Новгород и Тверь.

Хочу уточнить, что Тверь русских летописей, похоже, никакого отношения не имеет к нынешней Твери в верховьях Волги на Тверце. Тверь – это Цареград (Византия, Константинополь). В мировой истории этот факт запечатлен как османское завоевание Константинополя в 1453 году, а еще два похода Ивана Третьего против Новгорода Великого в 1471 и в 1477-1478 годах. Иван Грозный был намерен воевать и с Западной Европой, названной в официальной истории Ливонией и сведенной исторической наукой к крохотной прибалтийской республике.

Строительство Москвы описано в нескольких библейских книгах, в частности, в Ездрах и в Неемии, упоминается в книгах Иисуса Навина и в «Бытие».

На территории Москвы еще при царе Борисе (по официальной версии истории – Борисе Годунове) сделали попытку построить свой Иерусалим, святой город на Руси. Был построен Кремль. Была построена колокольня Ивана Великого, вошедшая в официальную историю как Вавилонская башня и отнесенная в глубокое прошлое. Был построен храм Покрова – собор Василия Блаженного в Москве и Лобное место на Красной площади. Смута, начавшаяся в метрополии, помешала осуществить задуманное.

Практика строительства новых столичных городов могла быть продолжена. В период смуты император Дмитрий (в историю он вошел как Лжедмитрий Первый, Лжедмитрий Второй, Тушинский вор и Григорий Отрепьев) сделал попытку оставить Москву и перенести столицу в Тушино, но Романовы перехитрили и его, и боровшегося с ним Шуйского и, захватив трон, установили свою власть на Москве и на не очень большой территории вокруг Москвы. Естественно, русские цари из числа первых Романовых строили в Москве новые дворцы-резиденции.

А вот перенести столицу задумали только при Алексее Михайловиче. Делалось это почему-то не от имени самого царя, а от патриарха Никона, который оказался человеком  очень тщеславным. Он думал не столько о столице для царя, сколько об увековечивании собственного имени. А потому он задумал вернуть то, чем владели патриархи Константинополя – Цареграда, потому и начал строить новый Иерусалим на реке Истре.

Иерусалим на реке Истре, притоке реки Москвы, был заложен в 1656 году на землях деревни Сафатово в 58 километрах к западу от нынешней Москвы. Строился он как новый центр православия. Во многих нынешних источниках отмечается, что это «новый центр русского православия», однако эта формулировка появилась значительно позднее, во времена Никона ни о каком русском православии речь не шла: не было никогда русского православия, была одна истинная вера – православие, на это же указывает и протопоп Аввакум в своем «Житие».
В словаре «Города России» издательства Большая Российская энциклопедия, 1994 г. отмечается, что для строительства Иерусалима на Истре использовался план иерусалимского храма Гроба Господня. Монастырский холм получил название Сион, холм с востока – Елеон, холм с запада – Фавор, деревня Зиновьева Пустошь была переименована в Капернаум, а река Истра – в Иордан.

Мне неведомо, по каким соображениям Новый Иерусалим на Истре не стал новой столицей. Интересно, что в 2009 году в России утверждена государственная программа восстановления Новоиерусалимского монастыря. Удивительно то, что этот монастырь был задуман и спланирован с немалым размахом, как новый центр всего православия, а достраивался на скудные частные пожертвования как обычный монастырь, достраивался силами только монахов, хотя сооружался на землях, принадлежащих царской семье. В истории этого монастыря отразилась яркая страница прошлого, искаженного в угоду каким-то частным интересам.

Можно только надеяться, что в ходе реставрации монастыря будут расследованы, раскрыты и указаны тайные пружины, действовавшие в тот момент в России.
 
И еще. Строительство Иерусалима на Истре – это не частное российское дело, оно теснейшим образом связано с событиями в Европе и в мире. В мировой истории нашли отражения и названия русских град-столиц, только они прилично заштукатурены, а потому часто мы не в состоянии понять, о каком городе, о какой конкретно эпохе идет речь. Хитроумные европейцы умудрились Новгород назвать Хабсбургом (Habsburg), то есть вторую часть –город перевели как бург (burg), а в первой части  буквы нов прочитали латиницей (н – h,  о – a, в - b), а с (s) в процессе аккомодации выступает как соединительная согласная.

Уже в ХХI веке Хабсбург поместили на Дунае. Видел грамоту, якобы выданную Хабсбургом  Ганноверу. Я не специалист, но заметил, что это фальшивка: сургучная печать существует как бы отдельно от текста и нет соответствующей подписи.

 Стольный город Суздаль превратился в Susa, Москва в Мешех (Meschech), а Тобольск в Тувал (Tubal). Пользуясь этими словами как ключами, можно начинать увлекательное чтение книги книг – библии, в процессе чтения возникнут вопросы, уверен, множество вопросов, но вы уверитесь, что история была совсем не такой, как нам внушали в школах, вузах, в учебниках истории и официальных лексиконах и справочниках.


Рецензии