Вооружаясь до зубов

Вооружаясь до зубов
Действующие лица:

Людмила (Петровна)  - приятная девушка лет 27-33
Михаил (Петрович) - начальник, мужчина лет 33-40
Олег - системный администратор, юноша  лет 30 - 33
Ираида Аполинарьевна -  программист, интересная дама пенсионного возраста, желчная и самоуверенная, прекрасно одета и причёсана.
Ольга (Львовна) - постановщик задач, решительная, беспокойная, очень ухоженная женщина лет 35
Сергей - молодой человек, "мажор"

                Действие I
               
                Сцена 1

Офис. Два выхода - в глубину сцены и ближе к авансцене. На окнах жалюзи, 5 столов с компьютерами, один, чуть впереди всех остальных - столы Михаила и Ольги, чуть дальше - остальные три.  Михаил, Ольга сидят за своим столами. Входит Людмила, симпатичная девушка с хорошей причёской.
Людмила. Здравствуйте.
Михаил, Ольга(небрежно) Здравствуйте, здравствуйте.
Ольга. Людочка, что это с Вами?
Людмила. А что со мной?
Ольга. Что с Вашей причёской, кто это Вас стриг?
Людмила. В салоне стриглась, а что такое? Подходит к зеркалу, начинает себя разглядывать.
Ольга. А Вы деньги им отдали?
Людмила. А что, надо было не отдавать?
Ольга. Конечно.
Людмила. (Рассеянно, разглядывая себя) Ну не могла же я убежать, не заплатив.
Ольга. Да кто говорил, что убежать? Надо было подойти к директору заведения и сказать - посмотрите, что со мной сделали, и вы считаете, это нормальная стрижка? Я не буду платить за это безобразие.
Людмила. (Расстроенно) А мне понравилось. Даже показалось, что хорошо сделали. В общем,  сойдёт, я думаю.
Ольга. Ну как это сойдёт? Где это сойдёт? Михаил, отпустите девушку с работы, пусть она пойдёт и сделает себе нормальную причёску.
Михаил. Смотрит, наконец, на Людмилу. А зачем ей идти? И так неплохо. Мне нравится.
Ольга. Идите, идите, Людмила, не слушайте, что он понимает!
Людмила. (Убито) Раз ему нравится, значит, всё не так уж плохо. (Выходит расстроенная)
Ольга. Михаил, ты не должен разрешать ей ходить такой распустёхой.
Михаил. Чего ты к ней привязалась? Тебе не стыдно так мелочно к ней придираться? Испортила девчонке настроение.
Ольга. Ты же собрался на ней жениться, тебя  не колышет, что рядом с тобой всю жизнь будет серая мышь?
Михаил. Не колышет. Я люблю серых мышей. (Проводит ей по волосам). И белые мышки мне тоже очень нравятся.
Ольга. (Раздражённо) Нравятся, нравятся.  А женишься на серой.
Михаил. (Вальяжно) Оля, зачем мне всё это надо? Твои претензии, капризы, придирки. Зачем тебе это надо?  Ты самостоятельна, ты независима - и живи сама по себе. Я тоже буду жить сам по себе, и никто - ты понимаешь? - никто не будет меня дёргать и мешать жить так, как я хочу.
Ольга. (Насмешливо). Ты так думаешь? Надеешься, что она не изменится, не станет требовательной?
Михаил. С чего это вдруг?
Ольга. Думаешь, не начнёт тебя контролировать после свадьбы?
Михаил. Не начнёт. Такой уж у неё счастливый характер.
Ольга. Дело не в её характере, а в тебе. Ты теперь живёшь, как Бобик на цепи. Уйти куда-нибудь лишний раз боишься - а вдруг Людочка что-нибудь не то подумает.
Михаил. Ерунда. Я жил, живу и буду жить, как хочу.
Ольга. Да ты теперь даже выйти со мной куда-нибудь побоишься.
Михаил. Не сочиняй. Ничего я не боюсь. Просто всё это незачем.
Ольга. Просто всё это страшно. А помнишь, как мы с тобой ходили... за кофе.
Михаил. Ну ходили, ходили.
Ольга. Спорим, ты сейчас побоишься даже за кофе со мной выйти?
Михаил. Не надо меня подначивать, Ольга. 
Ольга. Да мне просто интересно, насколько ты боишься.
Михаил. Да не боюсь я. Просто всё это - ни к чему.
Ольга. Конечно, долой холостяцкие замашки! Главное - вести себя смирно! А вдруг заподозрят? Вышел в магазин, что купил? Курицу, чай и хлеб? А сыр  где? Ага, по бабам ходил! За кофе пошёл? Значит, к любовнице!
Михаил. Да могу я выйти хоть сейчас, Мила не подозрительна.
Ольга. Например, за кофе?
Михаил. (Улыбаясь) Именно кофе?
Ольга. (С улыбкой, дразнящее) Именно кофе.
Михаил. (Задумчиво). Почему?
Людмила. (С вызовом, игриво) Да здравствует кофе, он только для свободных людей!
Михаил (вскакивает) Ну, ладно, сходим... посмотрим.
Уходят в ближнюю дверь, навстречу входит Ираида Аполинарьевна. Подходит к чайнику, включает его.
Михаил. Мы пошли выбирать кофе.
Ираида Аполинарьевна. Ну конечно. (Проходит и садится за свой стол).
Входит Людмила, потерянно оглядывается.
Людмила. Ираида Аполинарьевна, здравствуйте.
Ираида Аполинарьевна (не отрываясь от компьютера, небрежно) Здравствуйте, здравствуйте
Людмила. Ираида Аполинарьевна, а где Михаил?
Ираида Аполинарьевна. Они с Ольгой пошли за... кофе (для пущей издёвки кофе она произносит как "кофэ")
Людмила. Вы так говорите, как будто они пошли не за кофе. 
Ираида Аполинарьевна. (протяжно) Да ну что Вы, Милочка. Сейчас же рабочее время. Куда, по-Вашему, они могли ещё пойти?
Сзади раздаётся хохот. Ираида Аполинарьевна и Людмила вместе вздрагивают и резко оборачиваются . Хохот продолжается.
Ираида Аполинарьевна. (Подходит к чайнику). Чайник. Какой противный хохот. Надо сказать Олегу, чтобы подобрал что-нибудь поспокойней. А то я просто сойду с ума.

                Сцена 2

Возвращается Ольга.
Людмила. (Вскакивая) Вы зачем это сделали?
Ольга (Не намерена скрываться, это не в её интересах). Ты считаешь, это сделала только я?
Людмила.  Вы, Вы!
Ольга. (Обиженным тоном) Ну, раз ты так считаешь, тогда конечно.
Людмила. Зачем? Зачем Вы это сделали?
Ольга. Да мне просто тебя жалко.
Людмила. Ну да, Вы пожалеете. Всё под себя гребёте.
Ольга. Что я под себя гребу? Уж не Михаила ли? Тоже мне, сокровище! Сидеть вечерами и ждать его, пока он ходит по бабам.
Людмила. (Сдерживая слёзы, но не эмоции) Он не ходит по бабам, он ходит по тебе!
Ольга (невольно улыбаясь, тепло, доверительно) Какая ты ещё дурочка. Да ты его самого спроси как-нибудь, когда он задержится. (Пожимая плечами). Да он и не скрывает, что ты именно поэтому его и устраиваешь. Так сегодня и сказал (передразнивает Михаила) - я жил, живу и буду жить, как хочу.
Людмила. (Узнаёт интонации Михаила и сникает). Ну почему вы все так ко мне относитесь?
Ольга. А кто все?
Людмила. Все. И Ираида, и Вы, и Михаил. За что?
Ольга. Да не за что, а почему. Михаил держит тебя как удобную вещь, а разве можно к вещи относиться как-то по-другому? (вкрадчиво) Ведь ты же всё равно будешь с ним, всё равно его простишь?
Людмила. (Растерянно) Не знаю.
Ольга. А кто будет знать? Тогда и спрашивать нечего, почему ты для всех - пустое место. Кто будет уважать человека, который сам себя не уважает? Вот если бы ты хоть немного показала ему зубы - другое дело.
Людмила. Да что я, крокодил? Вам бы этого, конечно, очень хотелось...
Ольга. Ну, был бы на твоём месте кто-нибудь порасторопней, она сумела бы показать Михаилу, что он не такой уж незаменимый. Что есть другие мужчины, которые ею интересуются. Да куда тебе! Ты же у нас овечка.
Уходит.
Людмила одна, затем входит Олег.
Олег. Милочка! О чём грустим?
Людмила. Да а с чего мне быть весёлой? Никто меня здесь ни во что не ставит.
Олег. С чего это вдруг тебя понесло?
Людмила. Да надо мною же здесь откровенно издеваются! Михаил, Ираида, Ольга. Даже твой чайник хохотал надо мною.
Олег. Чайник хохочет сам по себе, у тебя мания преследования.
Людмила. Да, как-то очень вовремя, во время разговора, как специально. Не смогу теперь спокойно пить чай.
Олег. (смотрит на неё и улыбается) Послушай, не обижайся, это смешно. Чайник смеётся над тобой. Да я переделаю звук хоть сейчас.
Людмила. Да, уж пожалуйста, переделай.
Олег. Ну ладно. (Садится за компьютер, рассеянно) Сейчас мы его переделаем, и никто больше не будет смеяться над Милочкой, потому что она - самая лучшая.
Людмила. Почему ты так сказал?
Олег. (Рассеянно) Что сказал?
Людмила (Раздражённо) Что я -лучшая? Ты так думаешь, или просто меня утешаешь?
Олег (Рассеянно) Потому что так и есть.  Лично мне ты очень нравишься, милая Милочка.
Людмила. Странно, а я не замечала.
Олег. (Встаёт из-за компьютера, весело) Мало что можно заметить, уткнувшись в компьютер.
Людмила. Конечно, мне надо расти. Карьеру делать, в конце концов.
Олег. (Хохотнув) Карьеру! Работая как лошадь! Где ты видела лошадь, сделавшую карьеру?
Людмила. Очень смешно. Теперь ты будешь надо мной издеваться. (Язвительно, после паузы) Вместо чайника.
Олег. Да ладно, солнце моё, что ты всё время обижаешься. Тебе надо оглянуться вокруг, чтобы начать понимать, что к чему.
Людмила. Не хочу я оглядываться. Сразу  подойдёт Ираида: Люда, Вам что, нечем заняться? Или: Людочка, вы опять Михаила потеряли? Только и ждёт, чтобы прицепиться к чему-нибудь.
Олег. И ты делай ей замечания! Они делаются  не потому, что ты оглядываешься или что-то делаешь не так. Замечания делают не тому, кому нужно, а кому можно.
Людмила. Как я  ей сделаю замечание? Она - незаменимый сотрудник. И я её уважаю.
Олег. А ты попробуй уважать себя больше, чем её.
Людмила. Ей вечно удаётся поймать меня, когда я выхожу куда-нибудь, и начинается (передразнивает раздражённый тон Ираиды Аполинарьевны)  "Милочка, где Вы пропадаете? Я жду, когда будет составлен договор" Шагу не даёт ступить. А сама уходит постоянно, ей всё время куда-то нужно.
Олег. Ну так и скажи ей - Ираида Аполинарьевна, Вы мне шагу не даёте ступить. Вы бы сами так посидели, не вставая. Учись переводить стрелки.
Людмила. Не могу я переводить стрелки, она такого наговорит. Обозлится. А  я надеюсь, что она меня подтянет и обучит.
Олег. Зря надеешься. Ей это делать ни к чему. Ты выполняешь за ней всю грязную работу, и дальше будешь это делать. А какие гадости, по-твоему, она наговорит? 
Людмила. А что я ей сказала? (Задумывается) Ираида Аполинарьевна, Вы мне шагу не даёте ступить. Сами бы так поработали. (Испуганно)  А она скажет, что не мне судить о её работе. Что у неё сложная работа.
Олег. А ты скажи, что тоже хочешь заниматься такой сложной работой. Что у тебя высшее образование, в конце концов.
Людмила. Ираида Аполинарьевна, я тоже хочу заниматься сложной работой. У меня высшее образование, в конце концов. Послушай, а я ведь не ввела ей все записи, как она просила, надо срочно делать.
Олег. Ладно, делай. А кстати, что случилось у Вас с Михаилом?
Людмила. Лучше не спрашивай. Я с ним не хочу даже разговаривать. Ты проводишь меня с работы, чтобы он не прицепился?
Олег. Договорились.
Олег выходит. Людмила сидит за компьютером и, сверяясь со списком на столе, работает на компьютере.
Входит Михаил, ему явно неловко, он достаёт из дипломата банку кофе, ставит её на стол, рассматривает, косится на Людмилу.
Михаил. Что, все уже разбежались?
Людмила. (Сухо) Нет.
Входит Олег, Людмила поднимается, медленно собирает вещи.
Людмила. Пойдём, Олег. (Преувеличенно любезно) До свидания, Михаил Петрович.
Михаил. До свидания.
Людмила уходит с Олегом.
Входит Ольга.
Ольга. Ты что, один? А где твоя пассия?
Михаил. (Сквозь зубы) Ушла с Олегом.
Ольга. Смотри-ка ты, наша мышка решила показать зубки! Кто бы мог подумать?! А мне казалось, у неё никогда фантазии на такое не хватит. Ну что ж, теперь - извинения, извинения и примерное поведение. Образцово-показательное.
Михаил. Заткнись. Никуда она не денется.
Ольга. Может, кофейку попьём?
Михаил. (Вставая) Ольга Львовна, если Вы решили по какой-то причине задержаться на работе, допишите, пожалуйста, техзадание, и положите мне на стол. Я завтра проверю.
Ольга. (Берёт свою сумочку со стола)  Да ну что ты. Пошли.
Михаил (садится опять, чувствуется, что он в ярости) Я остаюсь.
Ольга. Ну и ладно. До свидания, Михаил Петрович.
Михаил. До свиданья, Ольга Львовна.
Ольга уходит. Спустя некоторое время поднимется и уходит Михаил.

                Сцена 3

Офис. Все на рабочих местах.
Ираида Аполинарьевна. Люда, долго мне ещё от Вас ждать договор?
Людмила. Да его  распечатала, сейчас.
Людмила роется в столе, достаёт договор и торопливо идёт с ним к Ираиде Аполинарьевне. Олег внимательно смотрит на неё, встаёт, идёт к ней навстречу и сталкивается с ней. Людмила поднимает на него голову.
Людмила. (Резко) Ты что, не видишь ничего? 
Олег. (Сначала многозначительно молчит, глядя ей в лицо) А ты сама виновата - бегаешь, как будто тебя кто-то палкой подгоняет.
Людмила. (Так же резко) Да, меня подгоняют, представь себе.
Олег кивает ей, как послушной ученице.
Людмила. (Понимая наконец, чего он ждёт, но обращается к нему) Я, знаешь ли, не виновата, что Ираиде Аполинарьевне всё надо срочно.  Я ишачу, а она всё время недовольна. Сама, небось, не сидит, как привязанная, а я должна вкалывать, как проклятая! Делаю за неё всю грязную работу!
Олег. (Иронизируя) Правильно, ты так прямо в лицо ей и сказала. Только дальше как-нибудь  без меня. (Выходит)
Ираида Аполинарьевна. (Саркастически) Да что с Вами такое случилось, Людочка? Вы прямо как с цепи сорвались. Вы же у нас ценная работница! Умеете бегать с бумажками и печатать! Может быть, Вы за меня возьмётесь писать программы?
Людмила. Возьмусь! Меня надо учить, а вы специально держите меня за секретаршу! А у меня, между прочим, высшее образование! Я курсы закончила! Я тоже могла бы вести один эс. 
Ираида Аполинарьевна. А почему я должна Вас учить? Мне за это не платят. Вы курсы закончили, вот и работайте!  (Выходит)
 Михаил. (Отечески-участливо) Мила, что с тобой? Ты сама не своя последние дни. Ну чего ты добиваешься?
Людмила. Это ты чего-то добиваешься! Придираешься, конечно, я здесь теперь лишняя!
Михаил. Да с чего ты это взяла, Мила? Успокойся, никакая ты не лишняя, и никто не собирается к тебе придираться. (Смотрит на часы) Сейчас пойдём, пообедаем и всё спокойно обсудим.
Людмила берёт сумочку, и они вместе выходят в ближнюю дверь
Олег входит в ближнюю дверь, садится за свой стол, берётся за голову и сидит в такой позе неподвижно. Входит Ольга и некоторое время смотрит на него.
Ольга. Ну, и как тебе Людмила?
Олег. (Насторожённо) Никак.
Ольга. Ты думаешь, я ничего не вижу? Целую неделю вы с ней шепчетесь и уходите вместе, а стоило её поманить, как она опять переметнулась к Михаилу.
Олег. (Так же насторожённо) А тебе-то что?
Ольга. Хочу попробовать тебе помочь, чем смогу.
Олег. Это зачем ещё?
Ольга. Ты что, совсем соображать перестал? На тебя это не похоже.  Раньше бы ты сразу сообразил. Тебе нужна эта девица, мне нужен Михаил.
Олег. Не называй её "этой девицей".
Ольга. Да как я её ни назови, суть от этого не меняется. Тебе надо попробовать её вернуть.
Олег. Вернуть. Всё-то ты знаешь. Они просто пошли пообедать.
Ольга. Ты думаешь, этим всё и закончится?
Олег. А что ты предлагаешь?
Ольга. Ничего нового. Просто вызовешь в ней ревность. Уйдёшь сегодня после работы со мной.
Олег. (Подозрительно) Так ты решила теперь поймать меня?
Ольга. Не льсти себе. Ты мне не нужен. Я вернусь потом в офис посмотреть, что из этого вышло.
Олег. Неужели ты думаешь, что с Милкой пройдёт такой дешёвый трюк? Мне кажется, всё это бесполезно.
Ольга. Может быть, и бесполезно. А что ты теряешь?
Олег. Не хочу это обсуждать. И не хочу, чтоб Милка мне перестала доверять.
Ольга. Ну, если они вернутся и ты увидишь, что у вас с ней остались ещё эти ваши отношения или там доверие,  мы ничего не станем делать. Идёт?
Олег. Посмотрим.
Возвращаются Михаил и Людмила, у них явно хорошее настроение.
Михаил. Ну вот и славно, Милочка, я поговорю с Ираидой Аполинарьевной, чтобы она постепенно вводила тебя в курс дела.
Входит Ираида Аполинарьевна.
Михаил. Ираида Аполинарьевна, у меня к Вам есть просьба - часть нагрузки по один эс передайте, пожалуйста, Людмиле.
Ираида Аполинарьевна. Уже передала. 
Михаил. Вы понимаете, что я хотел сказать. Людмила должна разбираться в программах.
Ираида Аполинарьевна. Мне некогда заниматься обучением сотрудников, как Вы не понимаете, Михаил Петрович.
Михаил. Нужно выкроить время, Ираида Аполинарьевна. Я сам лично прослежу за тем, чтобы у Вас оно появилось.
Ираида Аполинарьевна. Не каждого, знаете ли, можно научить. Я очень мало что могу доверить Людмиле.
Михаил. Ничего, начните с малого. Сейчас прямо и начинайте. Людмила, возьми стул и подойди к Ираиде Аполинарьевне. Сейчас она тебе покажет, что ты будешь делать в дальнейшем.
Людмила берёт стул, подсаживается к Ираиде Аполинарьевне, и они начинают тихо обсуждать какие-то записи на мониторе компьютера. Людмила изредка поднимает благодарный взгляд на Михаила. Олег встаёт, подходит к Ольге, что-то говорит ей, затем садится на своё место.

                Сцена 4

Окончание рабочего дня. Людмила старательно работает за своим компьютером, Олег поднимается, подходит к Ольге и молча ждёт, пока она выключит компьютер. Ольга берёт сумочку, и они так же молча уходят.
Людмила провожает их растерянным взглядом. Сидит какое-то время и смотрит в одну точку. Михаил наблюдает за ней. Вдруг она хватает сумку и стремительно выскакивает из комнаты.
Поднимается и Михаил, но из задней двери появляется Ольга.
Михаил ошарашенно смотрит на неё, потом хочет выйти.
Ольга. Бесполезно. Она уже ушла с Олегом.
Михаил. Ты врёшь.
Ольга. Ну, если хочешь изображать из себя клоуна, можешь выйти к ним и убедиться сам.
Михаил бессильно плюхается на стул, в ярости смотрит на Ольгу.
Михаил.  Это твоя работа. Это ты здесь ползала и интриговала. Ты подходила к этому Олегу, надо было сразу понять, что неспроста. А теперь припёрлась полюбоваться на обтяпанное дельце. Как ты посмела?
Ты хоть понимаешь, что испортила мне жизнь! Что ты сделала с моей жизнью? Я тебя спрашиваю, что ты сделала с моей жизнью!?
Ольга. А как насчёт моей жизни? 
Михаил. Причём тут твоя жизнь?
Ольга. Притом, что я люблю тебя! Когда ты сидел без работы,  я тебя сюда устроила. Когда тебе понадобились деньги, я тебе их одолжила.  Ты хоть думал о том, чего мне это стоило? Тебе было удобно со мной, не правда ли? И ей, этой Милочке, тоже было со мной удобно. Когда мы должны были поехать на курсы, а ты заболел, кто остался с тобой? Ты думаешь, я не хотела поехать? Мне что, меньше нужны были курсы? (Передразнивает) "Ах, Ольга Львовна, я совершенно спокойна, ведь я оставляю Михаила на Вас, уж Вы о нём хорошо позаботитесь". И я о тебе позаботилась. Ты выздоровел и помчался к своей Милочке. К своей маленькой миленькой Милочке!
Михаил. Знаешь, лучше бы ты меня не лечила, я бы уж как-нибудь выкарабкался без тебя. Или подох бы, и всё это было бы лучше! Ты меня достала! Ты  преследуешь меня хуже всякой болезни!
Висишь на мне, как тяжёлый груз, и это постоянно, ты же не даёшь мне ни отдыха, ни покоя. Ты  вцепилась в меня хуже всякой пиявки, Ты же как бульдог, и тебя не стряхнуть! Ты как болячка, которая появляется на одном и том же месте. Ты же мне дышать не даёшь!
Ольга. Подожди. За что ты меня ненавидишь, за что отталкиваешь? Ведь я люблю тебя.
Олег. Признайся, что это неправда. Признайся, что ты любишь не меня. Тебе просто хочется замуж, и я - достаточно обеспеченный кандидат. (Жалобно) Ну признайся!
Пауза.
Ольга (собирается с силами). Да. Конечно. Я хотела быть твоей женой, жить так, как я этого заслуживаю. Согласись, это ведь естественное желание. Но теперь я всё поняла и не буду тебе мешать.
Ты на меня не в обиде?
Михаил. Нет. Только исчезни. Ольга уходит.
 Занавес закрывается, на сцене Ольга.
Ольга стоит, скорчившись и прислонившись к двери на пустой сцене, всхлипывая, вдыхая, под звучание песенки (или стихов),потом медленно уходит, едва переставляя ноги. Слышится песня (или стихи).

Ну как признаться в том, что ты смешна?
Хотя б себе, хотя бы на минуту?
Уж легче всё порвать и всё запутать,
Сбегая прочь, стирая имена.

Или открыться, гордость не храня -
И быть нелепой, брошенной, ненужной
Или набраться сил, вдохнуть поглубже:
Меня там нет, бросают не меня.

Прослыть коварной, злобной и шальной
Расчётливой. Держаться, зубы стиснуть.
Быть стоиком, и лгуньей, и артисткой.
Ах только бы, лишь только не смешной.

                Сцена 5

Скамейка, на скамейке сидит Людмила. Она явно очень расстроена.
Сергей подходит, садится на другой край скамейки
Сергей достаёт пачку сигарет, вытаскивает одну, собирается закурить.
Людмила. (Раздражённо) Скажите пожалуйста, а можно не курить?
Сергей. (Смотрит на неё, затем убирает пачку сигарету в пачку, пачку - назад) Извините меня, я как-то машинально, не подумал.
Людмила. Да пожалуйста, есть и похуже неприятности
Сергей. Вы, я вижу, чем-то расстроены, может быть, я помешал?
Людмила. Да ничего мне уже не мешает, мне всё равно.
Сергей. (Серьёзно) И о чём только может расстраиваться такая  девушка?
Людмила. А какая - такая? Мне кажется, я не такая, как надо.
Сергей. Надо для чего?
Людмила. Для жизни. Чтобы тебя не держали за пустое место. Чтобы тебя все не бросали.
Сергей. (Явно теряя к ней интерес, слегка пренебрежительно) Да из-за чего же Вас все бросают?
Людмила. Не из-за чего, а из-за кого. Стоит ей появиться, и все бросаются на неё, все бегают за ней.
Сергей. Как интересно. Что же это за роковая женщина?
Людмила. И вот почему же это Вам сразу так интересно?
Сергей. Ну, хотя бы потому, что это такая женщина, которую никто не бросает, а, наоборот, за которой все бегают.
Людмила. Так это и есть, что ли, самое главное, что нравится в женщине?
Сергей. Это интригует, по крайней мере.
Людмила. (Задумчиво) Вот бы и взяли  её себе. (Начинает его придирчиво осматривать, склоняя голову).
Сергей. Так уж сразу брать себе мне никого не хочется, а познакомиться бы я с ней познакомился.
Людмила. Ну, Вы хоть встаньте для начала.
Сергей. Хотите посмотреть, подхожу ли я ей?
Людмила. Да дело не в этом. Вдруг  Вы - малыш с маленькими ногами?
Сергей. Да вот я - весь здесь, Вы что, не видите?
Людмила. Я вижу, как Вы сидите, а вдруг внизу - маленькие ножки?
Сергей. Дались Вам мои ножки!  Вон, смотрите, до земли достают.
Людмила. Может, Вы их немножко вытянули.
Сергей. Ну до чего девица настырная! (Вскакивает) Ну что, нормально? Или надо стельки подложить? Или уже сразу к врачу - доктор, мне нужны длинные-длинные ноги? И заодно уж длинные руки. Чтобы всех доставать.
Людмила. (Серьёзно) Нет, здесь никакой врач не поможет. И дело не в ногах, Вы всё равно не подходите. 
Сергей. (Садится) Что на этот раз? Глазки маленькие? Может, мне их раскрыть пошире?  Ушки не подходят? Если прижать чуть-чуть, нормально будет?  (Прижимает уши руками и корчит рожи).
Людмила. Да не в  этом дело.
Сергей. Так почему я ей не подхожу?
Людмила. Вы не подходите ей потому, что мне Вы мне - никто. А ей надо увести, причём увести именно от меня.
Сергей. За что же она Вас так ненавидит? Вы ей тоже ножки измеряли?
Людмила. Ей измеришь, как же.
Сергей. А кто она? Родственница, которая ждёт от Вас наследства?
Людмила. Если бы она ждала от меня наследства, уже бы давно отравила. Мы с ней работаем вместе.
Сергей. Послушайте, если ей надо всех у Вас уводить, давайте притворимся парой?
Людмила. А как это - притворимся?
Сергей. Я буду Вам звонить, а Вы мне - да, Сергей, хорошо, Сергей, договорились, Сергей. А потом я как-нибудь встречу вас с работы. И посмотрю на неё - что это за зверь такой.
Людмила. (Косится на него) Ничего себе! Да Вы не шутите! Она и на расстоянии Вас захапала!
По дорожке, нога за ногу, идёт Ольга. Чувствуется, как ей тяжело.
Людмила. Да вот же она тащится, легка на помине. Сейчас я Вас и представлю.
Ольга бредёт к скамейке, явно собираясь плюхнуться на неё без сил, но замечает Людмилу и Сергея и собирается с силами.
Ольга. (Тяжело смотрит на Людмилу). Опять Вы! Это наваждение какое-то!
Людмила. Ольга, знакомьтесь, это Сергей, мой жених. Сергей, это - Ольга, моя сослуживица.
Сергей при слове "жених" вздрагивает.Ольга. Ещё жених! Да за Вами не поспеешь, Людмила.
Людмила. (Язвительно) А по-моему, Вы как раз очень даже успеваете.
Ольга. Вы о чём?
Сергей (примирительно). Все успели к нашей счастливой встрече.
Ольга. Это что же за счастливая встреча?
Людмила. (Изображая обиду) Не знаю, может, Сергей знает, а я ухожу.
Людмила уходит.
Ольга (резко) Может, Вы мне объясните, в чём дело?
Сергей. Людмила очень расстроена, не обижайтесь на неё.
Ольга (с интересом) Чем же она так расстроена, интересно?
Сергей. У неё неприятности с женихом.
Ольга. Так Вы же её жених, или нет?
Сергей. (Явно растерян) Я. А неприятности - с другим женихом.
Ольга. Так она собирается сразу за обоих? Вы будете ей вторым мужем? А первый кто?
Сергей. (Переходит в наступление) А вот это как раз Вы хорошо знаете, Ольга!
Ольга. Почему же это я знаю?
Сергей. Да разве он не за Вами ухаживает?
Ольга (растерянно) Это она так сказала?
Сергей. (Участливо) Что он с Вами сделал? Я же чувствую, что он Вас достаёт!
Ольга. (Очнувшись, резко, говорит в пространство, всё более распаляясь) Да, он меня достаёт! Он - тяжкий груз, это  пиявка, которая пьёт мою кровь! Он вцепился в меня как бульдог! Он же - болячка на теле, которая не заживает! Он измучил меня, он мне дышать не даёт! Он мне жить не даёт! (закрывает лицо ладонями)
Сергей встаёт, растерянно смотрит на неё.   Ну и достал же её этот козёл!
Занавес

                Действие II
               
                Сцена 1

Офис, все на своих местах.   
Ираида Аполинарьевна. Людмила, Вы так и не сделали того, что я просила?
Людмила. Ираида Аполинарьевна, когда я, по-Вашему, должна была это сделать?
Ираида Аполинарьевна. Люда, да Вам просто плевать на работу. Когда я не успевала что-то сделать, то работала в выходные.
Людмила. Выходные - для того, чтобы отдыхать, Ираида Аполинарьевна
Ираида Аполинарьевна. У Вас что, семеро по лавкам?! Вы же всё равно ничего не делаете в выходные, могли бы и поработать!
Людмила. Я ездила на рынок.
Ираида Аполинарьевна. Ну, и как торговлишка?
Людмила. Ну, знаете ли... Вы, конечно, только об этом можете думать. А я - нет. Я - молодая,  мне не всё равно, как одеваться.
Ираида Аполинарьевна. Да когда же Вы, Милочка, перестанете покупать вещи на рынке. Вы в них выглядите дешёвкой. Пора бы уже покупать вещи в магазинах.
Людмила. Да в магазинах те же вещи, только дороже. Для дураков. А на рынке есть очень приличные вещи.
Ольга. Это она так думает, что они приличные.
Людмила. Я в переводчиках не нуждаюсь. 
Ираида Аполинарьевна. Ну, в общем, Люда, вот что я Вам скажу - хотите работать - делайте всё вовремя, не хотите - я Вас больше (язвительно) затруднять не буду. Оля, я в бухгалтерию.
Ольга. Мне тоже туда. (Выходят вместе)
Людмила. Ну вот и что мне делать!?
Михаил. Работать. (Выходит)
Людмила. Работать! А сами все разбежались.
Олег. А что тебе все? У тебя есть дело, и делай его, а на остальное забей.
Людмила. Тебе легко говорить - забей. Как они меня грызли! Тебе-то хорошо, ты у Ираиды в любимчиках. (Передразнивает) "Олежка, да вы просто чудо! Скорость прекрасная! Интернет летает!"
"Ах, Ираида Аполинарьевна, для Вас я всё готов сделать!" И что ты так с ней любезничаешь?
Олег. Это естественно. Она ко мне хорошо относится. А я хорошо отношусь к людям, которые ко мне хорошо относятся.
Людмила. Ольга к тебе тоже хорошо относится. Однако ты с ней так не любезничаешь.
Олег. Кто такая Ольга? Мелкая хищница. А Ираида - королева. Она раздаёт слонов.
Людмила. А меня почему пожирает?
Олег. Нет, с тобой другая история. Она тебя осаживает, чтобы ты не зарывалась и не пыталась занять её место.
Людмила. Знаешь, с тех пор, как я тебя послушалась, стало ещё хуже. Они обе на меня взъелись.
Олег. Разве хуже? Ты хотела заниматься программами, и ты занимаешься, и она вынуждена тебе помогать. Ты думала, она обрадуется и станет гладить тебя по головке? Теперь ты её соперница. А ты держись. Вообще, учись видеть то, чего ты добилась, а не свои неприятности.
Людмила. Да я работать нормально не могу. Она как скажет, так я только об этом и думаю.
Олег. А ты не переживай о том, что она говорит, а думай, как ответить. Жить лучше тем, кто умеет говорить, а не слушать. Ответишь  -  и будет легче.
Людмила. Не могу. Я не успеваю. Мне надо сообразить, что говорить.
Олег. Готовь свои ответы заранее. Нет быстрых решений, есть домашние заготовки. Говори, чтобы получить то, что тебе нужно. Если ты будешь всегда  ей отвечать, ты её обезоружишь.
Людмила. Её обезоружишь! Она вооружёна до зубов.
Олег. Она добрая женщина, надо только поставить её на место.
Людмила. Тебе хорошо говорить. А они набрасываются на меня вдвоём. Говорят гадости.
Олег. И ты говори гадости. Так, чтобы они почувствовали - тронешь тебя - будет больно. Выработай у них условный рефлекс.
Людмила. Они смеются надо мной. Скажут глупость и смеются на пару. Выдавливают смех. Хотя им и не смешно.
Олег. Значит, им нечего делать. Значит, у Ираиды есть лишнее время. Так ей и скажи. Что развлечься время есть, а тебе помочь - нет. Только говори это при Михаиле. Он оценит.
Людмиоа. Не могу. Не получается.
Олег. Включи гнев. Дай себе волю.  И заранее продумай, чего ты от неё хочешь, о чём именно надо сказать при удобном случае. Получится. 
Людмила. (вздыхая) Знаешь, Олег, мне с тобой так легко. Я чувствую себя совершенно счастливой.
Олег.  А с Михаилом у вас всё кончено?
Людмила. Я пока не знаю. Он ведь так мне помогает.
Олег. А причём здесь тогда я?
Людмила. Ты мне нужен, Олег. Как же я без тебя?
Олег. И как же ты без Михаила? И, кстати, что это за Сергей, который тебе названивает? Без него ты тоже не можешь?
Людмила. Ну что ты, Сергей вообще не считается, он никто. (Пауза) И почему это Ираида так уверена в себе? Старая, а гордячка.
Олег. Не такая уж старая. Ты к ней пристрастна. А держится так, потому что у неё есть для этого основания. Она - хороший специалист, интеллектуалка, умеет одеваться и держаться, у неё обеспеченный муж, дочка работает в банке.
Людмила. А говорят, дочка с ней и разговаривать не хочет. Сколько я знаю Ираиду, ни разу не видела, чтобы дочка ей позвонила.
Олег. Да, они вроде как не общаются. Но это вечная проблема - отцы и дети, хотя Ираида страшно переживает, с ней об этом лучше не говорить.
Людмила. (задумчиво) Ладно. Хороший ты у меня, Олег.
Олег. Я у тебя, Михаил у тебя, теперь этот Сергей - тебе стало так много нужно, Милка. Ты сама хоть понимаешь, чего хочешь?
Людмила. Понимаю. Ты самый лучший, и я тебя люблю.
Олег. А я уже ничего не понимаю.

                Сцена 2

Офис, Ираида Аполинарьевна и Ольга на местах, обсуждают.
Ираида Аполинарьевна. И каждый день звонки, и всё какие-то шмотки. Пусть уж определится - играть камелию, или работать.
Ольга. (Язвительно) Ну, каждый делает то, что у него получается. Выше головы не прыгнешь.
Входит Людмила, парочка распадается, хором
Ираида Аполинарьевна и Ольга. Здравствуйте, Людмила!
Людмила (Небрежно) Здравствуйте, здравствуйте. Ираида Аполинарьевна, что с Вами? Опять печень болит? Я Вам могу порекомендовать таблетки.
Ираида Аполинарьевна (Сухо). Спасибо, но я предпочитаю, чтобы Вы  занимались работой. Вы и так ничего не успеваете.
Людмила. Это Вы мне мало объясняете, Ираида Аполинарьевна.
Ираида Аполинарьевна. Мне вообще никто ничего не объяснял, я во всём разбиралась сама. А Вы отнимаете моё время. И вообще, я вижу, Вы преуспели только в искусстве хамить. Всё Ваше рабочее время уходит на это, а не на обучение.
Ольга. Хамка - это призвание, Ираида Аполинарьевна, а профессия - для вида
Людмила. Каждый судит по себе, Ольга Львовна. Может, поработаем, Ираида Аполинарьевна, или это опять хамство?
Людмила подходит к столу Ираиды Аполинарьевны.
Ираида Аполинарьевна. Что Вы там опять не поняли?
Людмила. Подходит к ней, начинает показывать что-то на компьютере.
Входят один за другим Олег, Михаил. Садятся на свои места.
Ираида Аполинарьевна. (елейно) Ну, Вы поняли, наконец, Милочка? Или Вам ещё разок разжевать?
Людмила. (так же). Спасибо, Ираида Аполинарьевна, но с жеванием у Вас уже проблемы. Просто напишите, как полагается, комментарии к программам, и я буду сама разбираться.
Ираида Аполинарьевна. До сих пор у Вас это неважно получалось, Людочка. Вы используете только одно полушарие головы. 
Ольга. (С интересом). Какое?
Ираида Апоилнарьевна. Нижнее. Там, где рот.
Ольга усиленно смеётся. Ираида Аполинарьевна ей вторит.
Людмила. Ах, Вы...! Можно поразвлечься? Не говорите потом, что Вы слишком заняты. А вот времени написать комментарии, как полагается, у Вас нет.
Михаил. Действительно, Ираида Аполинарьевна, напишите, наконец, комментарии к программам. А то у нас здесь какое-то нерабочее веселье.
Ираида Аполинарьевна. Ну, я напишу, а толку-то? Она сама не разберётся.
Людмила. А Вы напишите, как полагается, и я разберусь. Что делает каждый блок, и что конкретно происходит в каждой строчке.
Ираида Аполинарьевна. Тогда и работать будет некогда, если всё под дурака расписывать.
Людмила. А что, вы хотите после себя бардак оставить? Кто потом будет разбираться, что вы тут понаделали?
Ираида Аполинарьевна. Слухи о моей преждевременной смерти сильно преувеличены. Вы здесь всё равно не справитесь.
Михаил. И всё-таки, Ираида Аполинарьевна, напишите комментарии. Я Вас очень прошу. А то слишком много разговоров.
Ираида Аполинарьевна обиженно утыкается в бумаги, Ольга тоже. Все молчат. Людмила ожесточённо что-то набирает на клавиатуре.
Ираида Аполинарьевна, Михаил и Ольга собираются на обед. Людмила остаётся. Входит Олег.
Олег. (Пытается бодриться). Милка, пошли сегодня в кино!
Людмила. Не хочу. Да и на что идти? Всё муть какая-то. Фэнтези. Сказки.
Олег. Ну, ладно, в кино не идём. А куда идём?
Людмила. Я не могу, у меня много дел.
Олег. Откуда у тебя взялось столько дел в последнее время?
Людмила. Надо зайти в магазин, да и на компьютере кое-что сделать. А тебе что, нечего делать?
Олег. А чем таким я должен заниматься?
Людмила. Английским языком. Компьютером.
Олег. Зачем это? Я что-то не понимаю.
Людмила. А я не понимаю, что ты вообще торчишь в этой дыре? Ты бы мог получать намного больше, работать в приличной компании. А ты сидишь здесь, никуда не стремишься, ничего тебе не надо.
Олег. Мне и здесь хорошо. Зачем я буду что-то менять? Куда мне гнаться? И потом, здесь есть ты.
Людмила. Да это же просто глупость -  просидеть всю жизнь в этом болоте. С этой сумасшедшей старухой Ираидой, с этой прощелыгой Ольгой.
Олег. А ты очень изменилась. Когда-то ты уважала Ираиду.
Людмила. Тебе не угодишь - уважаю - плохо, не уважаю - опять плохо.
Олег. Да мне всё равно, делай, как тебе удобно. Сейчас самое  главное - какие у тебя претензии ко мне? Что не так? И что я должен такого сделать?
Людмила. Перейти на нормальную работу. Купить нормальную машину. Вообще зажить другой жизнью.
Олег. Другая жизнь? Чем эта-то плоха? Зачем гонки устраивать? Машину я куплю, в конце концов.
А хочешь искать другую работу - давай искать вместе.
Людмила. Нет мне смысла уходить. В другом месте мне придётся начинать всё сначала.
Олег. Тогда и я не уйду. Не хочу тебя терять.
Людмила. А что ты теряешь? В худшем случае ты останешься при хорошей работе, машине и деньгах.
Олег. В худшем случае я останусь без тебя.
Людмила.  Сам же говоришь - я изменилась.
Олег. А я не изменился. Я вижу, как ты меняешься, и мне это не нравится.
Людмила. Тебе не нравится? Ты же этого хотел! Ты же сам меня учил жить, неужели забыл? Если я и поменялась, то это благодаря тебе. А теперь, значит, не нравится? Ошибочка где-то вышла? Хочешь исправить?
Олег. Мне жаль, что ты стала... другой. Но мне хотелось, чтоб тебе жилось полегче.
Людмила. Да о чём жалеть, я тебе благодарна. Ты открыл мне глаза, и я поняла, что меня тут эксплуатируют, как последнюю идиотку. Я, наконец, стала видеть людей. Понимать, кто чего стоит. (Задумывается)
Олег смотрит на неё в изумлении.

                Сцена 3.

Все медленно, по одному, подтягиваются в офис. Садятся за столы. Работают за клавиатурой. Михаил посматривает на Людмилу, Олег - на Людмилу и Михаила, Ольга с тревогой смотрит на взгляды Михаила. У Ираиды насмешливый вид. Она встаёт, подходит к чайнику и включает его.  Резкий звонок мобильника.
Звонок на мобильный Людмиле. Людмила берёт телефон и выходит в заднюю дверь. Михаил, Олег смотрят ей вслед. Людмила  возвращается.
Людмила. (трагическим тоном) Какой ужас! Михаил Петрович, у меня умерла бабушка! Послезавтра похороны, и я не смогу быть на работе!
Михаил. Соболезную. Ты одна будешь заниматься похоронами? Может, нужна какая-нибудь помощь?
Людмила. (слабым голосом) Нет, благодарю, я справлюсь. (Идёт к сумочке, дастаёт платочек, подносит к лицу)
Ираида Аполинарьевна.(Ехидно) Ваша бабушка, похоже, умирает по второму разу? Вы же только в марте её хоронили?
Людмила. Что Вы несёте! Какая чёрствость! Это другая бабушка!
Ираида Аполинарьевна. Другую в прошлом году похоронили. А это - третья по счёту. Может, есть смысл уволиться с работы и заняться захоронением бабушек?
Людмила. И это говорит человек с кучей тётушек! Которые ломают руки-ноги! А за ними ухаживает любящая родственница!
(Передразнивает) Дорогая тётушка, позвольте поправить Вам подушечку (делает скручивающее движение руками).
Ираида Аполинарьевна. Ну и спектакль, Людмила. Мёртвых воскресит. Не зря Вы их по второму разу хороните.
Людмила. Ваши тётки мрут по одному разу, зато пачками! Можно похоронное бюро открывать! "Светлый путь" ! (Пауза) Оптовикам - скидка!
Михаил. ( на заднем плане скандала, тихо)Дамы, дамы, перестаньте!
Ираида Аполинарьевна. (С достоинством) Да, я думаю не только о себе, у меня обширная родня, и я со всеми сохраняю прекрасные отношения.
Людмила.  Это и видно. Высокие отношения (показывает пальцем вверх).
Ираида Аполинарьевна. (С достоинством)/ Высокие, с кладбищ никто назад не шастает.!(Пауза)) В отличие от Ваших. 
Людмила. Можно подумать, к Вам живые шастают. Кому вы вообще нужны? Даже собственная дочка не звонит.
Долгая пауза. Чайник явно закипел - в глубине сцены раздаётся "Моя мамулечка, твоя дочурочка тебе звонит и ждёт, когда ты снимешь трубочку..."
Олег в ужасе торопится  к чайнику.
Ираида Аполинарьевна. Вот так-то, звонит мне дочка. Бросается к сумочке и начинает лихорадочно в ней рыться.
Михаил. Ираида Аполинарьевна, это чайник (Олег выключает чайник)
Ираида Аполинарьевна.(одновременно с ним) Звонит, звонит моя доченька. Да куда же он запропастился?
(Находит телефон, поднимает его вверх, огорчённо рассматривает) Не успела. (нажимает кнопки на телефоне, прижимает трубку к уху)Доченька!
(смотрит на телефон в недоумении) Что-то случилось.(кричит) Доченька! Что случилось? Доченька!

                Сцена 4

Офис. Людмила и Михаил сидят за своими столами. Ольга проходить мимо Людмила.
Людмила. (Резко) Ольга Львовна!
Ольга проходит мимо неё, не обращая на неё внимания. Садится на место. К ней подходит Михаил, он о чём-то переговариваются, потом тихонько смеются. Ольга встаёт и выходит вместе с Михаилом.
Входит Олег.
Олег. Привет, Мила!
Людмила. (Нехотя) Привет.
Олег. Милка, успокойся, я понимаю тебя. Но не переживай, Ираида выходит в понедельник, с ней уже всё в порядке. Просто поднялось давление.
Людмила. (Резко, нетерпеливо) Причём тут Ираида? Ты видел, как они со мной обращаются? Так, как будто я - пустое место, дрянь какая-нибудь.
Олег. Не бери в голову, всё забудется. Ты же понимаешь, это всё из-за Ираиды.
Людмила. Вот интересно, ты что, тоже считаешь, что я чем-то виновата?
Олег. А  ты думаешь, что вообще ни при чём?
Людмила. Да причём здесь я? Это просто случайное совпадение. Старуха уже слаба на голову.
Олег. Да нет. Она всегда обнаруживала на редкость ясный и методический ум. Сколько лет здесь проработала - и все были довольны  такой бесценной сотрудницей.
Людмила. Ну  да, это как в анекдоте - я проносил штаны столько лет, а ты начал носить - и они порвались. Всему есть срок.
Олег. А королева - это тебе не старые штаны. Она в больнице доработала все твои недоделки. Не такая хлипкая, как ты думала, да?
Людмила. Это намёк? Ты хочешь сказать, что я рада, что у неё давление, что она попала в больницу? Так, что ли?
Олег. Нет, я не думаю, что ты рада. У тебя это случайно получилось.
 Людмила. Ах вот как, у меня получилось? Ты поставил этот дурацкий рингтон на чайник, а у меня получилось?
Олег. (Сокрушённо) Да, жуткого дурака свалял. И почему я об Ираиде не подумал? Ну кто мог предполагать, что всё так сойдётся?
Людмила. Что значит сойдётся? Если бы не ты, ничего бы не случилось. Ты чем думал, когда ставил эту песенку? Что у тебя вообще в голове, ветер? И ещё хватает наглости меня обвинять.
Олег. Я виноват. И я не хочу тебя обвинять, Милка. Давай просто забудем об этой истории.
Людмила. А почему? Ты накосячил, а из меня делают виноватую? Я не согласна.
Входят Ольга с Михаилом.
Людмила. Ольга Львовна, мне нужно новое техзадание. (ядовито) Вас не затруднит сегодня поработать?
Ольга. Я-то работаю, и со мной люди работают, а не в больницу попадают.
Людмила. Я так и знала! Вам больше нравится  сплетничать и делать из меня козла отпущения. Если бы Вы здесь не интриговали, не натравливали людей друг на друга, всё и было бы нормально.
Михаил с сомнением смотрит на Ольгу
Ольга. Ничего себе! С больной головы и на здоровую!
Людмила. А Вы ни при чём? Вы здесь всех поссорили. Вы здесь ходили, интриговали, поссорили меня с Михаилом... (хочет сказать "с Ираидой" но понимает, что лучше - намёк, и делает долгую паузу). Вы будете продолжать до победного конца, пока меня не выживете?
Пауза. Все молчат.
Людмила. Я дождусь техзадания?
Ольга. Оно готово. Возьмите там, на столе.
Пауза.
Людмила. Когда  положите мне на стол, я буду считать его готовым.
Делает вид, что сосредоточенно работает. Ольга берёт документы и начинает рассеянно листать. Потом начинает собираться, но очень неловко, роняя документы. Начинает собираться и Михаил.
Уходят вместе.
Олег. Мила, я тебя не узнаю. Ты стала жестокой. Мне нравился совсем другой человек, милая, добрая девушка.
Людмила. Тебе нравился? Что тебе нравилось? что меня можно поучать? Издеваться надо мной?
Звонит сотовый, Людмила прикладывает трубку к уху.
Людмила. Ты, Сергей? Да, Сергей! Встречай меня после работы, надо поговорить. 
(Косится на Олега) А то здесь такое творится! Да какой мужчина? Где ты видишь здесь мужчину? Здесь только ничтожества и предатели.
Олег хватает её за руку.
Олег. Милка, ты что. Что ты делаешь?
Людмила. Знаешь что, отстань-ка от меня. Держись от меня подальше.
Садится за свой стол и начинает что-то сосредоточенно искать на экране.
Олег медленно выходит на середину сцены. Слышатся стихи.

Когда он из воска лепил Галатею
Был воск так послушен, и мягок, и светел.
Со временем воск становился темнее.
И твёрже. Но скульптор тогда не заметил.

Со временем воск становился прохладней
И всё неподатливей, ярче, живее,
Но скульптор тогда не тревожился -ладно,
Тебе - всё старанье моё, Галатея.

Тебе всё дыханье и всё, что имею
Шелка на одежды, на губы -кораллы
Лишь сердце не мог он вложить Галатее.
Он отдал своё, только ей было мало.


                Сцена 5

Офис. За компьютерами сидят Михаил, Ираида Аполинарьевна, Ольга и Олег. Входит Людмила.
Людмила. Здравствуйте.
Ольга. Здравствуйте, Людмила Петровна.
Ираида Аполинарьевна, Михаил.  Здравствуйте.
Людмила идёт к своему компьютеру.
Ираида Аполинарьевна. Людмила, Вы сегодня прекрасно выглядите. Смотрю на Вас и думаю: Ах, молодость!
Ольга. Вы правы, Ираида Аполинарьевна. Людмила, где Вам сделали такую чудесную причёску?
Людмила. Да всё там же, Оль, всё там же.
Ольга. Надо будет мне попробовать сделать такую.
Михаил. Людмила, Вы сами поедете к заказчику? Там придётся чуть нажать, ну, Вы справитесь.
Людмила. Сделаю, что смогу. Ираида Аполинарьевна, там как, много осталось?
Ираида Аполинарьевна. Один список остался, может, сегодня добью.
Все молча работают, стрелка часов на глазах ползёт к 12 часам. Михаил, Ольга, Ираида Аполинарьевна выходят, за ними идёт Олег.
Людмила. Олег, у меня к тебе дело, задержись на минутку.
Олег вздыхает, разворачивается, идёт назад, облокачивается на стол сзади Людмилы. Молчание.
Людмила. Давно хотела с тобой поболтать, Олег. Как раньше.
Олег молчит.
Людмила. Олег, всё идёт не так. Надо что-то менять.
Олег. Что менять, Людмила Петровна?
Людмила. Ты должен знать.
Олег. Я не знаю.
Людмила. Раньше ты всегда знал.
Олег. Я и раньше не знал.
Людмила. (резко) Не говори так со мной! И не зови меня Людмила Петровна! Раньше ты всегда мне подсказывал, что делать. Почему сейчас ты не можешь говорить со мной так, как раньше? Мне так не хватает твоего "Милая Милочка"!
Олег, стоя немного сзади, закатывает глаза с выражением комичного отчаяния.
Людмила. Сядь здесь, а то когда я не вижу твоего лица, мне кажется, что ты  меня предаешь.
Олег усаживается.
Людмила. Мне кажется, или что-то готовится у меня за спиной? Меня не любят?
Олег. Никто здесь никого не любит.
Людмила. А меня любили. Ты меня любил. Я что, стала хуже? Ну чем я не такая, как все?
Олег. Именно что такая, как все.
Людмила. Но это же хорошо? Я права?
Олег. Вы... ты теперь всегда права.
Людмила. Ты говоришь так, как будто я должна этого стыдиться.
Олег. Теперь никто ничего не стыдится. Все правы и никому не бывает неловко.
Людмила. С какой это стати мне должно быть неловко?
Олег. Ну например, оттого, что я остался без обеда.
Людмила. Да причём тут твой обед! Пообедаешь попозже. Ты мне скажи, почему я чувствую себя так одиноко.Я чувствую себя чужой всем.
Олег. Да все себя так чувствуют.
Людмила. Я не верю. Мне это не нравится.
Олег. Ничего. Привыкнешь.
Входит Ираида Аполинарьевна, садится за свой стол.
Людмила беспомощно смотрит на Олега.
Олег садится за компьютер.
Входят Михаил и Ольга, рассаживаются за столы.

Вооружаясь до зубов
Бронёй железной обрастая
Приобретаешь место в стае,
Вооружаясь до зубов.

Но в стае скука и тоска
И неприглядно окруженье,
И нужно фразы и движенья,
Для соответствия искать,

Превозмогать чужую боль,
Прощать легко, без сожаленья,
Свои грехи и преступленья,
Вооружаясь до зубов.

Не зная слёз и горьких снов,
Как состоявшиеся люди,
Мы всё хорошее забудем,
Вооружаясь до зубов.


Рецензии