Самое святое Мама, друг, учитель

Взято из моей книги "Школа - дорога в жизнь" (Черкассы, 2004). Первое название придумала редактор газеты.

«Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное — Мать!»
(Э. Асадов).

При общении с Людмилой Ивановной Смирновой сразу убеждаешься, что ее жизнь неразрывно связана с дочерью Ирочкой, говоря о которой, Людмила так и говорит: «Мы»! Поэтому рассказ мой будет как о маме, так и о дочке.

Людмила Ивановна — человек неизменно искренний, доброжелательный. У нее природный дар — располагать к себе сразу, с первой минуты общения.

Жизнь Людмилы тесно связана со школой для детей с дефектами слуха. Ее рассказ о себе, своей семье включает в себя историю создания школы, ее развитие, проблемы, перспективы. И это при всем том, что Людмила работает в школе лишь второй год.

… Когда ее Ирочке был 1 год и 4 месяца, врачи поставили диагноз: «глухота». Подозрения у мамы были и раньше, но окончательно она убедилась в этом диагнозе, когда пришлось устраивать ребенка в садик. Врачи в Киеве также подтвердили опасения Людмилы.

Ирочке приобрели слуховой аппарат (в то время с этим проблем не возникало), и постепенно сурдопедагог поставила ей первые звуки. Далее — стандартная ситуация: таблички и т. д.

Людмиле удалось по знакомству устроить Ирочку в массовый детский сад, когда ребенку было полтора года. Но через 2-3 года маме предложили забрать ребенка, после чего Ирочку взяли в садик №17 для слабослышащих детей. Девочка практически не слышала, но разговаривала.

Время шло, ребенок рос. Возникал вопрос: где Ирочке учиться? Альтернативы Смеле не было. И дело даже не в том, что репутация Смелянской школы была в то время далека от хорошей; просто хотелось, чтобы дочка была рядом с мамой.

А члены «клуба по интересам», объединившего 8 мам неслышащих детей, во главе с Ириной Зганяйко, усиленно искали для своих детей выход из создавшегося положения. Упорство мам было вознаграждено: в Черкассах открывалась 35-я школа (в то время — как филиал СШ №5, причем только для начальных классов), и в ней один за другим были открыты два класса для слабослышащих детей. И специалисты нашлись: одна девушка из Смелы закончила университет им. Н. Драгоманова и получила направление в Черкассы. Второе образование получила также И. Ф. Зганяйко.

Итак, первая линейка в жизни Ирочки, которая состоялась 1 сентября 1994 года. Ученики четырнадцати первых классов впервые перешагнули порог школы. Нетрудно представить радость, которую испытывала Людмила: ее ребенок пошел в первый класс не в Смеле, а в Черкассах!

Энтузиастам-активистам удалось-таки преодолеть сопротивление бездушных чиновников народного образования, которые явно боялись обузы для города. Это все — лишние проблемы, финансирование, помещение, специалисты. В свое время в Черкассах была школа (или класс) для детей с дефектами слуха, которая просуществовала 12 лет. Случилось это благодаря тому, что у кого-то из городского начальства сын был слабослышащим.

Но на двух классах мамы не остановились. Ходили по домам, где жили неслышащие дети, общались с родителями, добивались своего. Необходимые адреса предоставлял сурдоцентр. И нашлось столько детей, что, по существующим тогда нормам, в 1997 году открылась школа для детей с дефектами слуха. И не стоял вопрос перед родителями, чьи дети учились в спецклассах СШ №35: где будут учиться их чада после окончания начальной школы? Так постепенно центр образования неслышащих детей в области переместился в Черкассы.

Со временем был решен вопрос с кадрами. В 1998 году 8 учителей за счет города поступили в университет им. Н. Драгоманова. Другие преподаватели уже учились в этом вузе за свой счет. Школа становилась на ноги, крепла. Отсеивались те, кто попал на эту стезю случайно. Ведь в работе с детьми, да еще и с такими, случайных людей быть не должно!

Ирочка занялась плаванием, что ее здорово изматывало и забирало у нее лишнюю энергию. Первоначально не было секции при «Инваспорте», а когда она появилась, Людмила перевела свою дочку туда. Ребенку плавание нравилось, у нее многое получалось, но мешали болезни. Неоднократно, возвращаясь после летнего отдыха на море в Черкассы, Ирочка в течение учебного года несколько раз болела, пропуская как уроки в школе, так и плавание. Был даже период, когда она хотела бросить занятия спортом. Но уже все позади. Ирочка и здорова, и плавает в свое удовольствие, причем каждый день. Она — девочка с амбициями (а без них настоящим спортсменом не станешь), но неизменно доброжелательная, хорошо воспитанная. Если чего-то хочет, обязательно добьется. Верится, что ее большие победы еще впереди.

Людмила Ивановна 20 лет проработала на заводе инженером производственно-технического отдела. Никто не мог поверить в то, что она способна оставить высокооплачиваемую работу. Но это случилось. Мама решила быть ближе к дочери и «сеять разумное, доброе, вечное…». Людмила оставила работу на заводе и пошла работать в школу. Она посвятила жизнь Ирочке и другим глухим детям. Для подобного решения необходимо мужество. Людмила им обладает.

Она профессионально относится к своей работе, делится с детьми своими обширными знаниями, которых ей не занимать. У нее два высших образования: закончила Киевский политехнический институт и университет им. Н. Драгоманова.

У нее много идей, которые она пытается воплотить в жизнь. Так, Людмила мечтает взять своих учеников на олимпиаду по математике, для начала, в другую школу, поскольку неслышащие дети по способностям ничем не уступают слышащим.

Школа выиграла оттого, что в ней стало одним специалистом и глубоко порядочным человеком больше. Выиграли от этого и дети. Такие педагоги школе нужны.

Хочется пожелать как Людмиле, так и Ирочке здоровья, мужества и терпения; Людмиле — новых побед на ниве народного образования, а Ирочке — блестящей спортивной карьеры.

Р. КОТЛЯР.
г. Черкассы.

«Наше життя», №8 (1786), от 5 марта 2004 года, С.3.


Рецензии
тоже отношусь к неслышащим, тема близка, Роман!

солнышка душевного!

Елена Редекоп   09.11.2015 12:41     Заявить о нарушении
Леночка, спасибо!
Давно сюда не заходил.

Роман Котляр 2   09.11.2015 13:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.