Л. Вакина. Воспоминание о Крестном ходе. Окончание

+

...На границе Чертолинского сельского поселения нас встречают по русской традиции  с  хлебом и солью на вышитом рушнике. Провожают до места нашего следующего отдыха – пос. Ильченко. На ужин нам приносят молоко и эмалированное ведро теплых вареных яиц. Что-то очень непривычно видеть женщин в большом окружении детей, которые здесь нас встречают, подходят под благословение и на беседу к батюшке. Все просто, дети приютские. Они вперемешку с родными детьми норовят прислониться к локтю или боку чужих мам и бабушек, работающих в этом приюте. В приюте есть все: хорошее благоустроенное место расположения, чистое отремонтированное внутри здание; еда, одежда, нянечки и другой обслуживающий персонал. Там нет единственного, самого главного для детей: там нет мамы, там нет папы.

   Утром служится молебен. Есть верующие, но их единицы. Заказан молебен о благополучии скота. Молодые наши удивляются, что есть и такое прошение ко Господу. Начинаем спешно искать для батюшки молитвослов с молитвой св. мученикам Флору и Лавру.

 Сказал пророк:  « Блажен, еже скоты милует».
 Кто жил трудом деревенским, тот знает, что хозяева, прежде чем сесть за стол, накормят и напоят животных. И только потом сядет за стол семья,  будь то утро или вечер. Будет здорова и сыта коровушка, будет и хозяйке что на стол поставить, будет чем накормить мужа и детей. А мне Господь дал еще один повод вспомнить о том, что в бабушкиной деревне, где прошло мое детство, праздник почитания св. мучеников Флора и Лавра был престольным. 31 августа – конец лета и  начало учебного года, и в доме пахло всегда бабушкиными пирогами.

 Прощаемся с гостеприимным местом. Крестный ход поднимает свои хоругви и, возглавляемый иконой Владычицы и иереем Владимиром из Никольского Храма  в Молодом Туде, идет дальше.

 Братское воинское захоронение в д. Сухуша. В нем нашли пристанище останки 3024 войнов. Наши мужчины - участники Крестного хода, устанавливают привезенный с собой православный Крест. Священник служит панихиду при стечении руководства сельского поселения, местных жителей, участников Крестного хода.

  «Духом едина, сердцем едина, молится Церковь Твоя».

 Звенит июль песнями сверчков и кузнечиков, кивают приветливо своими головками цветы, колышимые легким ветром, горят яркими огоньками полевые гвоздички.

 На этом участке пути деревни встречаются реже. Деревня труженица, деревня кормилица. Глядит на нас пустыми окнами забитых и просто брошенных домов. Приходит время отдавать ей долги. И едут к истокам своего рода москвичи, петербуржцы, жертвуют на восстановление Храмов, сажают в палисадах мальвы. Две пожилые четы из Петербурга выходят к нам навстречу, несут чистой воды напоить всех желающих. Вода у них дефицит и налита в канистры.  Спаси их, Господи за эту милость к нам. Не оскудеет рука дающего!

        За другим поворотом вдоль дороги рукотворная пустыня – варварски вырубленный лес. Вывезена вся деловая древесина. Остались безобразно брошенные в кучу остатки деревьев, взывая к небу торчащими бревнами. Проходя мимо,  Ольга роняет с печалью:  «Какой беззащитный лес».

 Мы расслабились. Теплые встречи и внимание радуют. Входим в деревню Отрадное. Нас ждут и, только подойдя ближе, становится ясно, что это ожидание носит агрессивный характер. Какой-то человек с угрожающим видом идет нам навстречу, потом пересаживается за руль автомобиля и делает попытку протаранить колонну. Отрицает попытку любого разговора. Обогнав нас на повороте, ставит свою машину поперек дороги, всем своим видом давая понять: «No pasaran!» - они не пройдут! То ли злодей, то ли просто не в себе. Но опасность и угроза от этого не меняется.

 Игорь обгоняет  колонну и  идет на переговоры, пытаясь вразумить. Не знаю, какая была реакция у остальных. Вроде продолжала звучать Иисусова молитва, как и во все время Крестного хода. Говорю за себя - всей душой возопила к Господу:
 «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его!» Одновременно с окончанием чтения молитвы Честному Животворящему Кресту подходим к нашему «террористу», исчезает ощущение опасности. Он выруливает на обочину и  медленно уезжает прочь. Господи, вразуми его и помилуй!

        Нас ждут и встречают в дороге с поддержкой матушка Валерия с детьми и прихожанами Никольского храма. Обустраиваемся на отдых и ночлег. Священник готовится к служению всенощного бдения – праздник Казанской иконы Божией Матери. Заступница усердная , в третий раз тебя славит наш Крестный ход и всякий раз необыкновенно. В поле, отгороженном от деревни высокими кустами, пасется стадо коров под присмотром  пастуха. Коровы то и дело норовят забрести в наш лагерь. В лучах заходящего солнца служится всенощная. Матушка регентует. Необыкновенно красиво звучат афонские распевы. Подпевают нежные хоры птах, перед нами перебегают с места на место трясогузки. «Слава Тебе за умиленные молитвы растроганной души» (из икоса 4 акафиста «Слава Богу за все»).

  В стороне поодаль сидит на корточках растроганный службой пастух, забыв о своих обязанностях. Жаль, что местные жители появились только тогда, когда не дождались вовремя стадо с пастбища и пошли встречать своих коров.

 Крестный ход продолжает свой  путь. Идем с молитвой. Вместе с нами  идут прихожане Никольского храма с иконой святителя Николая. Следующая наша стоянка в  пос. Молодой Туд.  На входе в поселок нас встречает Крестный ход, организованный прихожанами Никольской церкви. Крестный ход, усиленный такой поддержкой, идет по поселку с пением:  « Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое…».

       Открываются взгляду удивительные места. Течет река, питаемая большим количеством родников. На возвышенном месте стоит красивая деревянная церковь святителя Николая. Здесь явственно ощущается духовное окормление людей церковью. После молебна  прихожане не расходятся, проявляют к нам любовь. Разбирают с радостью принесенные нами православные газеты и приглашают к себе на ночлег. Хочется остаться ночевать в Храме среди святых образов (священник благословил), но как отвернуться от любви, от готовности людей послужить Богу, служа ближнему.

       За нами на автомобиле приезжает хозяин дома, где нас принимали. Семья очень колоритная. Хозяин – военный в отставке, атомщик-подводник. Рядом  с мужем Ольга Павловна. Лучший представитель из рода офицерских жен, из тех, кто, если надо и из топора суп сварит, всех приютит и первой красавицей на празднике рядом с мужем об руку будет. Недаром в народе говорят:  «За плохой женой - намаешься, за хорошей - накрасуешься».

 Мальчики наши, девочки наши, слушайте: "Выбирайте себе суженых в огороде, а не в хороводе – так старики советуют".

    Хозяева наши постоянно живут в Москве, а здесь родительский дом Евгения Михайловича. Здесь милые сердцу проселочные дорожки и тропинки, по которым ходил в школу за шесть километров в одну сторону. Здесь дом, хранящий тепло родительской любви, с уютной русской печью, фотографиями по стенам. Среди них часто встречается фотография бравого крепыша-моряка. Будущая опора и хранитель рода и памяти. В наше распоряжение предоставлена баня и сауна, обшитая деревом, комната отдыха с мебелью и спальными принадлежностями.  Кроме нас у хозяев гостят трое внучат, дети.  И видно, что им тут всем хорошо. Они дружны и приветливы.

  Утром следующего дня нас на машине привозят к Храму, где стоят наши палатки. Накануне  женщины с топориком и лопатой прошлись тут по репейнику и крапиве - уж очень не на месте это все разрослось, видно, что рабочих рук не хватает. Нас встречает и благословляет приехавший иерей Константин и шутит: «Что-то вы тут все чистенькие и беленькие».

     К нашему Крестному ходу  присоединяются прихожане  Никольской церкви и,  благословясь, вооружившись Иисусовой молитвой, продолжаем идти к предпоследнему месту нашего маршрута - Дружной Горке. Название такое веселое, но дорога к нему идет не простая. Нас провожают местные жители, а один мужчина идет с нами проводником. Предостерегают нас быть осмотрительными - в лесу змеи. Поддаюсь испугу. Переобуваюсь в резиновые сапоги и мучаюсь от собственной глупости. Сапоги здоровые, солнце жарит, идти тяжело, а дорога как дорога. Не асфальт, конечно, но пройти можно. Воспринимается как самый живописный участок пути.

        А лес дарил нам прохладу,  ребяткам  - ягоды малины, которые невозможно не сорвать, проходя мимо, луга – красу полевых цветов и трав. Мы читаем Иисусову молитву, а Господь говорит с нами устами своего творения: журчанием реки, шуршанием листвы, щебетом птиц.

 Очень красива эта местность, где стоит деревня -  Дружна Горка. Именно так, без буквы "я" в произношении местных жителей звучит слово Дружная.

            Ровный тихий свет уходящего дня в нашем православном лагере. Этот вечер ляжет драгоценным жемчугом воспоминаний в мое сердце. Сколько было светлых минут в жизни, связанных с этим временем дня: и рыбалка с отцом на озере, и студенческий стройотряд, и прощание с родительским домом навсегда.

 Навеянное атмосферой, настроение света и любви  охватывает, похоже, всех. Как-то сам собой возникает разговор о красоте слова, чувства, песни. Вспоминаю свои украинские корни, и одну из песен, которой очаровалась с юности. Ведь и сам украинский язык  певуч и выразителен.
  «Нiчь яка мiсячна, зоряна ясная, видно хочь голки сбiрай…»

       Смысл песни : молодой человек очень хочет увидеться со своей девушкой, своим сердечком, как он ее называет. Ты выйди на минуточку – хвылыночку, я посмотрю на тебя и, уставшую от дневной работы, отнесу  домой на руках. Удивительно, как это настроение близко нашим девочкам и мальчикам и любой чистой душе. Наши молодые журавлята, торопящиеся расти, лететь...  Мы ворчим на вас, мы любим вас. Да сохранит Матерь Божия вашу юность чистой и непорочной и станет такой же наша Земля и все живущие на ней!

 В низине лежит туман, он оседает на палатки, на листья  деревьев и иголки сосен. Утром умываемся обильной росой. Лучи солнца вызывают такой эффект – палатки стоят в облаках. Так интенсивно испаряется с них влага.

 Идя Крестным ходом,  никуда не денешься ни от желудка, он идет с тобой, ни от бренного тела, которое надо помыть и одеть. Утро безоблачное, день обещает быть жарким. Надеваю на себя сарафан – он светлый и яркий, а поверх светлую блузку. Ну, вот состояние души у меня такое сейчас. Это вызывает реакцию среди женщин. Сначала шутливую:
  - Нарядилась!
 Потом строгую:
  - Надо идти в одной и той же одежде с начала и до конца.

  Сижу с кружкой чая и комментирую себе под нос:
«А вот Великим Постом нам батюшка говорил о поучении святых отцов. Постится брат твой с радостным лицом – не осуждай его; постится брат твой со слезами – не осуждай его. А, приезжавший к нам в город по приглашению священства профессор богословия  диакон Андрей Кураев,отвечал на вопрос об одежде христианина так: "Раньше наши православные одевали в церковь самую лучшую одежду и цвета выбирали радостные. А мы теперь все серые да темные. Что же у нас за вера-то такая, что же это у нас за молитва-то такая слабая, что от одного вида брата или сестры смущается сердце? Мы идем с радостью о воскресшем Господе! Пусть все нашей вере радуются, пусть захотят ее узнать»!

 Благослови, Господи, остался последний переход. Где-то на середине этого маршрута спешит нам навстречу батюшка – отец Игорь из села Итомля, через которое  дважды  шел наш Крестный ход в предыдущие годы. С батюшкой дети. А у нас открывается второе дыхание, как говорят спортсмены. Со священниками идти всегда легче, а им-то каково? Даже физически им труднее - идут в облачении, да еще и темном. На нас блузочки светлые - солнце  отражается, а по темной одежде жарит и печет.
  Господи, они воины Твои, спаси и сохрани их !

 Мы пришли в Оковцы. Особый покой, тишина и очарование в природе. В этих местах был явлен образ Пречистой. Хочется говорить словами акафиста: «Радуйтесь леса и реки…  небеса и земли Царицу Небесную лицезревые».

 Обустраиваем лагерь, в нем потом будут отдыхать наши деточки. После всенощной едем на Святой Ключ. Радуемся тому, как явственно обустраивается Святое место, сколько произошло добрых перемен. После купания, с самыми благодатными ощущениями, забираемся в грузовик. С пением «Богородице Дево, радуйся!» возвращаемся в лагерь. Машину нещадно трясет и подбрасывает на ухабах, по тенту  с размаху хлещут ветки. А детвора наша, забравшись на горку тюфяков, беззаботно спит крепким сном, завернувшись в одеяла.

 Вечернее правило читаем при свете фонарика и - отдыхать. Завтра ранний подъем. В семь часов утра  в Церкви будет служиться молебен с акафистом Божией Матери, а нам надо еще приготовиться к Святому Причащению.

 Божественная Литургия на Святом ключе. В центре на резном аналое лежит наша труженица-икона с образом Божией Матери Оковецкая - Ржевская. Она украшена с любовью сплетенным  венком из брусничных веточек прямо вместе с ягодками.

 День памятен проповедью архиепископа Виктора о необходимости хранить в чистоте православие, привезенное  в Россию из Византии святой равноапостольной Ольгой, чью память празднует сегодня святая Церковь. Быть послушными матери Церкви, где всегда звучит глас Божий во спасение мира и Отечества.
 Служится молебен и освящается источник по молитвам архипастыря и сослужащего ему священства. Я стою совсем рядом, и, в заключение,  владыка окатывает меня и стоящих рядом паломников водой из двух ведер поочередно. Спаси Господи, не надо стоять в очереди для того, чтоб окунуться в купели.

 Завершен наш Крестный ход 2007 года.
 Богу нашему Слава! Отечеству нашему мир и благоденствие!
 Пастырям нашим, всем участникам  Крестного хода и молитвенникам за нас, всем православным христианам многая лета!

         Возвращаемся домой, раздается междугородный  телефонный звонок из Вологды,  и мои трогательные и любимые старички, крестный и тетушка с тревогой говорят:  "Это уже четвертый звонок за день, где вы все, ведь у Володи сегодня день рождения. А, так ты опять ходила Крестным ходом? Ну, расскажи! Напиши!"
 Написала.

 С благодарностью за труд прочтения. 
 Вакина Лидия


© Copyright: Лидия Вакина, 2011
 Свидетельство о публикации №211013001193

+


Рецензии
"Блажен, еже скоты милует". Ох, Борис Иванович, можно расскажу о своем? У нас давно уже (12 лет) живет волнистый попугайчик. Эмоциональная, веселая птичка. Всех передразнит, любитель поболтать-почирикать. И вот заболел. Бронхитом!!! Представляете? Мы думать-не думали, что такое вообще с попугайками бывает. А вот бывает! Ох, и лечили же мы нашу птичку! Слава Богу и спасибо ветеринарам на форуме - вылечили! Св.Флора и Лавра сколько раз вспомнили, ого! Тоже ведь помощники. Да какие!
А всё, что рассказала Лидия, это так хорошо! Даже про человека, который хотел остановить Крестный Ход, тоже хорошо. Потому что управил же Господь! Ведь управил! И отошел тот человек... На обочину...
Да, нужно много доброй силы, крепкой веры, горячего желания, чтобы пройти весь Крестный Ход. От души радуюсь за Лидию. Пусть ей всегда, всегда - Бог в помощь!
И вам, Борис Иванович, Бог в помощь! Всегда о Вас помню.
От всей души,

Ольга Суздальская   25.05.2013 22:40     Заявить о нарушении
Оля, дорогая, спаси Бог!
Да, очень хорошо, что и про того человека... А то иногда кажется, будто мы шествуем по планете от победы к победе -- под сплошные и несмолкаемые аплодисменты.
Где-то я читал про вашего попугайчика. Если найду -- опубликую?
Да я ж тоже всех вас моихъ дорогих-любимых помню... молюсь...

Борис Пинаев   26.05.2013 01:54   Заявить о нарушении
Вот будет честь нашему попугайке! Конечно, Борис иванович)
Про аплодисменты - это Вы хорошо, Борис Иванович, в яблочко!
Столько впечатлений от нашй поездки, пока слов не подберу. Скажу только, что все чувствуем себя доверху наполненными... А еще, что увидели много ИСТИННО батюшек... А глаза монахов в схиме - это такое небо! Глубооокое. Если встретиться взглядом... И такая безусловная любовь, что нам - скоростью да всем иже с этим загнанным - даже сначала и не по себе было, вроде как стеснялись... Позже уж просто улыбались ответно от всей души)

Ольга Суздальская   26.05.2013 18:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.