Айвазовский, Занковский, Боголюбов и фламандцы -

В мае в Ставропольском музее изобразительных искусств прошла презентация выставки дореволюционного классического искусства из «Золотой коллекции» в контексте новой темы – охраны окружающей среды, посвященная природе. Экспозиция располагается в одном из трех купеческих особняков, так называемом особняке купца И. Арутюнова на втором этаже. Дом этот и сам по себе является памятником истории и архитектуры федерального значения, музею искусств его передали в 2000 году, а посетителям он стал доступен в 2004-м. Вначале эта усадьба принадлежала статскому советнику Дм. Ковалеву, затем его купил известный купец Исая Арутюнов, виноторговец и владелец многочисленных винных подвальчиков в Ставрополе и по всей губернии. Интересно, что в нижней части дома Арутуюнова был трактир, где торговали кахетинскими винами и шашлыком, а наверху располагались меблированные комнаты. В 2000 году после реставрации и восстановления лепнин и печей с изразцовыми плитами, на 2-м этаже музейщики устроили постоянную выставку мебели и предметов быта 19 столетия, которая воссоздает убранство зажиточного купеческого семейства. Однако сами предметы мебели этого интерьера  – произведения искусства. Загляденье французский комод в стиле классицизма 18 века, напоминающий античную архитектуру. Немецкое пианино из массивного дерева с рельефами – типичное для провинциального быта. Столик с о столешницей из оникса и золоченной бронзой по преданию принадлежал купцам Алафузовым, чья коллекция и стала когда-то основой собрания музея искусств. Нельзя не сказать и об изящных канделябрах французских мастеров в стиле барокко с мифологическими фигурами Вакха, вазы которую поддерживают обнаженные Адам и Ева. Интерьер дополняют предметы, привезенные из  восточных колоний, например, резной стол из Индокитая, предназначавшийся для частной библиотеки и др.
Вот на фоне этого старинного интерьера из запасников музея извлекают каждый раз неизвестные сокровища живописи, которые становятся событием для знатоков и любителей старины. На этот раз новая экспозиция позволяет погрузиться в мир природы и взаимодействия с ней человека. Выставлены работы русских и европейских художников 17 начала 20 вв.  В каждую эпоху было разное восприятие природы. Фламандцев и германцев не спутаешь с итальянской и  французской школами. У фламандцев облик природы (не путать с натюрмортами) массивный, он создавался в соответствии с мировоззрением 17 века, когда идеалом было единство человека и мира. Но при этом всегда подчеркивалось, как человек зависит от дикой природы, от стихии, поэтому пейзаж с грандиозными деревьями, водопадами и нагромождением скал и гор дополнялся небольшими группами людей или одним путником. Голландцы воспринимали природу во всей ее изменчивости проявлений, поэтому часто можно встретить на их картинах парусники, мельницы, животных. Это видно на полотнах неизвестного фламандского художника «Пейзаж с фигурами» (17 в.),   «Ночлег у озера», «В хлеву» (1831 г.) Йозефа Августа Книпа, «Спящий пастух» неизвестного голландского художника,  «Волы» итальянца А. Де Си Мони, «У замка» и «Пейзаж с коровами» Констана Туайона (сер. 18 в.), «Приближение грозы» (1862 г.) Корнелия Кукауе,  «Вечерний пейзаж» (Германия, нач. 19 в.) Лехенрока, пейзажи Брайона, Карнье-Кауфмана, Иоганна-Христиана Схогела и др.
Несколько картин переносят нас на Ближний Восток. Первая - это картина датчанина Антона Даниэля Германа  Мельби «Вид Константинополя» 1862 года из собрания Александра 3, переданная в ставропольский музей из Эрмитажа в 1936 году. Вторая – «Лунный вечер в Константинополе», очень известная, принадлежит кисти Алексея Боголюбова. На ней изображен целый мир, экзотический и малознакомый нам. На берегу, у подножия мечети султанши Хюррем (известной как Роксолана) верующие отмечают мусульманский праздник, под раскинутыми шатрами – застолье. А перед мечетью группа лодок с застывшими в молитве рыбаками, которые возносят в молитве руки к Аллаху. В неверном свете луны видны в отдалении и другие лодки, огни перед дворцами знатных турок, где также устроены столы для бедных.
Самое интересное поджидает посетителя в русской части выставки. Тут и масштабные, во всю стену полотна И. Занковского и И.Айвазовского, которые словно переглядываются с противоположных стен зала и дополняют друг друга. Картина Ильи Занковского изображает «Дорогу в Кахети» (нач.19 века), полотно Ивана Айвазовского – «Вид Тифлиса» в 1869 году. Поразительно то, с какой тщательностью выписаны отдельные сцены и фигуры. При близком рассмотрении можно разобрать выражение лиц крестьян, даже младенца на руках женщины, детали грузинской национальной одежды того времени, которые уезжают из своего бедного домика на арбе, запряженной волами («Дорога в Кахети») на фоне горной деревушки. То же самое наблюдается у пирующих на пикнике горожан из светского общества («Вид Тифлиса), расположившихся живописными группками на коврах и мутаках (длинных подушках) под древним раскидистым дубом, поющих и играющих на чонгури и доли (барабанах) кинто возле виноградной беседки, у поднимающего рог в заздравном тосте азнаура-дворянина в белой чохе возле арбы с привезенным вином. А на дальнем плане виден сквозь голубу прозрачную дымку раскинувшийся город с извивающейся Курой, городские дома с пляшущими на кровле жителями, караван верблюдов и торговец фруктами с блюдом на голове, спешащий к обществу на пикнике верхом на маленьком  ослике… А за кипарисами видны на заднем плане характерные резные тифлисские балконы с вывешенным бельем и крепость Нарикала, куда приезжал пировать со своими приятелями Пушкин…  На другом берегу реки, соединенном мостом со скалой, гордо возвышается церковь, там, ныне памятник царю-основателю города Вахтангу Горгасалу. Вот эта скрупулезность и тщательность при выписывании самых мелких и незначительных казалось бы деталей, утраченная более поздними художниками, особенно после импрессионистов, и делает столь ценным классическую живопись. Это и есть то самое мастерство, которым ныне пренебрегают как реалисты, так и авангардные художники. Эти две картины часто публикуются, в том числе и в Интернете, но мало кто знает, что они находятся в Ставрополе. И это не единственное украшение «Золотой коллекции». Помимо картины А. Айвазовского («Вид Судакской бухты»), представлены полотна В.Чернецова («Вид на Аю-Даг»), Р.Судковского («Морской пейзаж»), А.Боголюбова («Дьепп», «Киссинген и водопад», «Порт Анцио», «Нормандия. Вель. Мельница»), А.Мещерского («Зимний вечер в Финляндии»), Л.Лагорио («Горный вид в Италии»), Соломона Корроди («Римский пейзаж»). И конечно, особое внимание привлекают картины А. Васнецова «Байдарские ворота», Л.Туржанского «Березовый лес», «Деревенский пейзаж» (поступившей в дар музею из частной коллекции московского собирателя Г.Беляева), «Березы. Опушка леса» И.Левитана. Магия живописи Левитана такова, что даже на небольшом полотне с уже потемневшими красками, зритель реально попадает на тропинку проложенную между вековыми березами, которые выстраиваются в мощную аллею, и уносят воображение вглубь таинственной лесной прохлады.
Третья часть экспозиции в отдельном зале посвящена иконописи 17-начала 20 вв. Впервые выставленные иконы требуют особого, более подробного и серьезного описания. Тем более, что подготовлена новая выставка, созданная при участии церкви, которая  дополнила эту часть экспозиции. О ней будет продолжение в следующем номере. 


Рецензии