Теория творческого процесса И. М. Гераимчука

                Наталья ГВЕЛЕСИАНИ

                ТЕОРИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И. М. ГЕРАИМЧУКА

    На днях мне попалась в Сети великолепная книга - "Теория творческого процесса" И. М. Гераимчука, изданная в 2010г  Киевским политехническим институтом.
   Это уже третья монография автора: в двух первых - "Философия творчества" и "Гений это просто. Формирование творческой личности" - разрабатывается та же тема.
   Надо сказать, что подход автора к теме - очень близок к моему, отраженному в моей сетевой книге "Кризис Гадкого Утенка: Аутизм как неприятие мировой дисгармонии". Причем, к схожим выводам мы пришли - абсолютно независимо друг от друга.
  Только меня удивляет, что о Геримчуке в Сети нет никакой информации, хотя он автор трех научных монографий. Но - нигде про эту его гипотезу, блестяще изложенную с привлечением многих фактов из жизни известных людей и данных энцефаллограммы мозга - не упоминают.
   Его тема - это связь между творческими людьми, йогами, религиозными мистиками вообще и аутистами.
  Автор доказательно - с помощью многих свидетельств и ЭЭГ мозга - показывает, что всех их связывает более целостное, цельное СОЗНАНИЕ. Они мыслят не линейно-последовательно, как мыслят на обыденном уровне в обыденном мире, а целостно, объемно и НЕВЕРБАЛЬНО. Мысли (невербальные) рождаются СРАЗУ, МГНОВЕННО - из некого Целого, которое они явно или смутно ощущают.
   Причем, по мысли автора, во младенчестве это умеют ВСЕ ЛЮДИ. Но потом ребенок, попадая в наш социум, вынужден редуцировать эти способности и поэтому ГЕНИАЛЬНЫЕ ДЕТИ (все дети) становятся ОБЫЧНЫМИ ДЕТЬМИ.
  А подлинное творчество - дано только тем, кто не утратил этого хоть в некоторой степени или вновь обрел.
Меня лично больше всего  интересует момент о пересечениях между  глубинной религиозностью и аутизмом.
Исходя из гипотезы преобладания в младенчестве глубинной целостности как основы сознания - коренным образом меняется взгляд на детей-аутистов.  Эти дети ВСЕ ПОНИМАЮТ, и понимают не меньше, а БОЛЬШЕ, чем обычные люди, но понимают НЕВЕРБАЛЬНО, исходя из Целого. Но сказать они об этом не могут, так как вся понятийная система в современном мире - построена на менее целостном линейно-последовательном мышлении. Из-за разницы в парадигмах мышления - эти дети не могут вписаться в наш мир. И - у них не развиваются так называемые "низшие " чакры в результате. Они как бы все время  пребывают если и не на небесах, то уж - повыше, чем среднестатистические обыватели. Но вот только на нашей земле, в нашем мире - их как личностей практически нет, поскольку у них нет личности в принципе. А поскольку нет личности как личины, личности как инструмента для пользования внешним миром - то нет и защитного каркаса. Вот и остаются такие вечные младенцы сверхчувствительными, отрытыми всем ветрам и бурям "голыми" душами. И вынуждены - инстинктивно создавать непонятные всем остальным стратегии защиты.
   Из этого следует, как я думаю, что их речь и прочее можно пробудить, направляя их Вверх, а не вниз (официальная медицина и педагогика - поступает противоположным образом). То есть они должны идти глубинно-религиозным путем (противоположным так укоренившейся в социуме внешней религиозности). В их случае это означает, что им ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ НАМ, а нам - ЕСТЬ ЧЕМУ НАУЧИТЬСЯ у них. Их стимулом может стать пробудившееся сострадание, проявляющееся как желание поднять людей с обыденного - на более целостный уровень мировосприятия. Поставив перед собой такую задачу - они могут обрести РЕЧЬ ПРОРОКОВ.
  Но тут встает вопрос – как раскрыть «низшие» чакры для того, чтобы ребенок-аутист (а взрослый человек – тоже  «ребенок») все-таки «родился»? Ведь он чувствует себя, как свидетельствуют многие аутичные люди – словно еще не рожденным. Как ему укорениться в мире землян? Чем от него защититься?
  И – этот вопрос напрашивается сам собой: а нужно ли это – укореняться?
 Ведь такой человек, как предполагает Реимчук, если он тяжелый аутист - практически все время пребывает в самадхи. Йоги – добиваются такого состояния годами. А тут – оно дано как бы даром.
  По мнению Реимчука, укореняться можно и нужно. Поступательно проходя в своем развитии от большей к меньшей целостности – индивидуум эволюционирует. Он использует формирующуюся личность, которая выделяется из пребывающего в Вечности Целого, безусловно, сужая его – как инструмент для овладения существующим во Времени внешним миром. Поэтому овладение личностью и ее активное функционирование в линейном времени – необходимый позитивный процесс. Те, кто будучи целестными, сумели раскрыть и свои нижние чакры – становятся, по мысли автора, гениями (проявляют заложенную от рождения в каждом индивидууме гениальность).
   Однако в этом пункте с автором можно поспорить. Тех, кто прочно «застрял» в целостном состоянии или вновь  пришел к нему в ходе духовного развития – не так-то просто соблазнить чем-то более простым. А гениальность – только гениальность без вектора в измерение Духа – это еще слишком мало. Их пункт назначения – святость.
 А что такое святость?
 Святость – это гениальность на основе смирения, единство человека и Бога, то есть богочеловечество, а не сверхчеловечество.
 Инстинктивно Целое противиться тому, чтобы стать Частью.
 Но при этом укорениться, а заодно защититься – действительно необходимо. Иначе бы аутисты не страдали бы от своей «инопланетности».
 На мой взгляд, наши предки нащупали в религиях и верованиях золотое правило «золотой середины». Это правило называется в индуизме и буддизме  – неделанием, а в христианстве – бесстрастием. И это – отнюдь не бесчувственность, а напротив – состояние беспредельной безусловной Любви, свободной от привязанности к своему Эго.
  Действуя в духе неделания (бесстрастия) – индивидуум выходит за рамки Эго. И тогда его Защитой, его Личностью - становится сама Любовь.
  А это означает, что он обретает способность действовать в этом мире… "бездействуя". Но "бездействуя" - отнюдь не в аутистическом духе.
 Участвуя в жизни общества, делая в нем то, что необходимо – он тем не менее остается не причастным к его узости и порокам. Он – белая лилия в темной воде, которая  не набирает на свои лепестки грязи; лебедь, умеющий выделять из разбавленного с водой молока – только само молоко. Словом, он само совершенство, этот божественный Ребенок, обративший свой взор к Богу, на которого он положился, взяв свой Крест и оставив мать и отца, то есть привязанность к миру и связанные с ним желания, в том числе и благие, тонко сплетенные с желанием  получать плоды своих дел.
 Неделание означает полную самоотверженность и бескорыстие.
 Только ТАК включаются «нижние» чакры у тех, кто  высок. 
 То есть благороден - в самом высшем смысле этого слова, являя собой Божий Образ как непреходящую Красоту Духа и Души. Этот Образ - непродвержен тлению. Нашедший его внутри себя - обретает Бессмертие, выходит за Закон Кармы.
  Примером для Божественного Ребенка – может быть только Христос.
  А друзьями – только идущие с ним в одном направлении – направляющиеся к Христу - люди.
  Только так обретается – сквозь тернии – Мир и Радость в Св. Духе.
  Повторим еще раз: отсутствие желаний (неделание) – это не бесчувственность и не бездейственность, а отсутствие в мыслях и действиях, желаниях и поступках – эгоистических мотивов. Но само отсутствие эгоистических мотивов - еще ничего не дает без обращения человека к Христу как Образу Совершенства, без пленения его Красотой, без горячего желания - преданного служения этому высокому Идеалу.
  Поэтому подлинная религия – это религия Жизни, а подлинная Земля – начинается с Неба.
  Ребенок от природы - идеалист. "Душа по природе - христианка"("Бл. Августин"). А это значит, что "соблазнить" его можно только Землей, шествующей к своему Небесному Отечеству.
  Проще говоря, перед  ребенком - каждым ребенком - необходимо с самого младенчества ставить предельно идеалистические и в то же время конкретные цели и задачи, напитывая его сознание самыми возвышенными предметами и свято в них веря.
  Тогда проблема аутизма отпадет сама собой, так как  детям не придется аутизироваться для того, чтобы сохранить свою целостность.
   Укореняясь, они не утратят  первоначальную  божественность. Им не придется - развиваться, опытно познавая  зло и добро и блуждая по замкнутому кругу кармических причин и следствий. В них ВСЕ УЖЕ ЕСТЬ, они СОВЕРШЕННЫ от природы. Надо только осознать свое богосыновство, и не отступать с этого первоначального рубежа, не склонять мысли к долу.
  Что в современном социуме - таком, каков он есть - практически невозможно.
  Отсюда - и то, что принято называть эпидемией аутизма.


Рецензии