Петя мудрый

     Петя мудрый, несмотря на внешнюю неказистость, не скрывал свою мудрость. Он даже подчёркивал её, где можно было. Конечно, он не выпячивал грудь, не «трубил впереди себя», это бы было глупо, но всегда говорил такое и так, что во многих уголках лагеря можно было услышать: «А Петя мудрый … » сказал то-то и то-то.
     Я с ним столкнулся на разводе, когда он объяснял собеседникам, что правила приличия в человеческом обществе появились не по чьей-то прихоти или вкусу, а естественно вытекли из сути и блага самого человека.
    - Вот смотрите, что будет, если привыкли не сдерживать накопившиеся в вашем чреве газы. Во-первых, вы обнаружите зловонием себя. Обнаружите для хищника и врага. От вас, неизбежно смердящих, отодвинутся и близкие, так как сероводород не из приятных запахов. Он явный признак гнили и мертвечины, а всякое дыхание стремится к кислороду, а лучше – к озону. И в - третьих, эти газы нужны вашему организму для благополучного испражнения.
Бьюсь об заклад, что у тех, кто не сдерживает себя, и с желудком не всё ладно, и геморрой, если ещё не проявил себя, то совсем близок. Он возникнет, казалось бы, внезапно, но посудите сами: при нормальном сдерживании, газы выталкивают содержимое кишечника, а если их мало или уже нет, то приходится напрягаться мускулатуре, выворачивая, подчас, и сам кишечник наружу. Любая трещинка или царапинка, и – страдания болезни.
    Казалось бы мимолётный разговор, но он западает в память, ты проверяешь его всю жизнь и руководствуешься выводами из него. Петя был мудр.

    Мне жизнь подарила возможность вести себя так, как я считал для себя удобней. Не хватало 24х часов в сутки, я свои сутки удлинил, сделал из 25 часов. То есть «ночной» сон сдвигал ежедневно на час вперёд. «Не стыковка» с графиком других, меня не очень беспокоила, так как я не работал на производстве,  не голодал, и, честно говоря, другим было наплевать на мои причуды, разве что - любопытно. Подойдут и спросят: в какой фазе? Я им отвечу: проснусь в 21 час. Всё ясно: сплю я по 6 часов, то есть сегодня мой сон с 15 до 9 вечера. Через 24 дня я прекратил свой эксперимент, но  по праву говорю сегодня, что моложе своих сверстников на одни сутки.
    Другой моей причудой было вот что. Я заметил, что ложь так и «пёрла» из меня. Что ни фраза, то ложь. Если даже не намеренная, то, по-существу, всё та же ложь. Я не мог утверждать любое своё желание, так как оно было никчемно. Я не мог ни о чём свидетельствовать, так как не был уверен в истинности своего восприятия. Я не мог быть честным, так как даже за себя не мог поручиться. Я шёл к одной цели, а приходил к другой. И вот тогда запали мне слова Христа из Нагорной проповеди: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» .
    Я написал на бумажке с одной стороны «ДА», с другой «НЕТ», забинтовал нижнюю часть лица (рот), и ни с кем не разговаривал. На вопросы отвечал только «да» или «нет», показывая ту или другую сторону своего «разговорника», и так жил. Не легко в лагере, среди других заключённых, ограничить себя этими двумя словами, но я справлялся. Вот тогда-то ко мне подошёл Петя мудрый и поддержал: «Ну, молодец! Насколько же очистительна эта баня воздержания словесного поноса». Я восхищён тобой и твоей силой».
На следующий день я снова столкнулся с Петей мудрым. Он с удивлением и брезгливостью, смотря на мой забинтованный рот, спросил: «Всё фарисействуешь?» Это «всё фарисействуешь?» сразило меня в бешенство. Но Петя мудрый указал:
    - Хотел ото лжи убежать, а первое что сделал, обманываешь всех, что у тебя что-то там болит! Бросай фарисействовать. Ложь правдой побеждается. Живи нормально.
Холодный душ правды Пети мудрого заставил проанализировать моё состояние. Врать я стал не меньше. Ложь была составляющей моего существа. С нею надо было бороться на ином уровне, а не внешним кляпом. Человек «говорит» всем своим поведением, любым движением, любой реакцией. В человеке клокочут страсти, покоряют его. Вот тут и нужно «да» или «нет». А мы рабски плетёмся на поводу страстей, всячески оправдывая своё поведение. Вот это оправдание и есть «от лукавого». Мы драпируемся лоскутьями объяснений, прихорашиваемся косметикой законов и понятий. Вот эта драпировка и косметика – от дьявола. А он, как известно, - отец лжи. Через неделю я сорвал повязку и объяснил всем свой неудавшийся эксперимент.
    Однажды весь лагерь восторгался мудростью Пети мудрого, когда он подошёл к слишком уж прыщавому молодому человеку и спросил, хочет ли он очиститься от прыщей.
    - Ничто не помогает! Всё испробовал. Говорят, что причина в юношеском возрасте.
    - Нет, причина в том, что ты пытаешься одолеть высшую математику.
    А тот в те дни, действительно, весь погрузился в изучение мудреных книг  философии и высшей математики.
    - Возьми учебник четвёртого класса. И изучай азы математики. Самое простое. Интереснейший материал по классификации чисел.
    Молодой человек обиделся, счёл слова Пети мудрого насмешкой, но вскоре всё-таки взял в руки учебники начальных классов. Нашёл там кладезь ясного расклада вещей. Весь и сам посветлел. А прыщи сами собой исчезли.
Многие приходили смотреть на чудо, а Петя мудрый говорил, что есть правда и в народном поверье, что вши - от чтения книг появляются. Появляются от того, что «заумник» забывает о простой гигиене.
    Однажды Ким Петрович Размолодин, с кем я «вёл одно хозяйство», жил «одним колхозом», повёл меня в рабочую зону показать невиданное. Рядом с лагерной электростанцией стояло две градирни. Это сооружения для охлаждения пара, который нужен для вращения лопастей турбины, вырабатывающей электричество. Одна и та же вода многократно превращается в пар и снова охлаждается (в этих градирнях). Кто подходил к градирням, с удивлением видел, что в бассейне под сооружением всегда, и в морозы, теплая вода, живые лягушки и зелёные водоросли. Вода стекает сверху каплями крупного дождя. А для большего эффекта охлаждения, она собирается в желоба, температура в которых, чем выше, тем больше. Вероятно, для борьбы с обрастанием градирен водорослями в воду добавляют щёлочь, а, может, и по иной какой-то причине. Эта щёлочь для многих лагерников заменяла мыльный раствор. Вот посмотреть на картину возлежания в желобах градирни кайфующих зэков, и привёл меня Ким. Среди заключённых не было толстых субъектов, а вот худосочных и костлявых – большинство. Мы с Кимом поднимались по скользкой внутренней лестнице и удивлялись какой-то неземной картине заполненных желобов голыми человеческими телами. Люди как бы лежали в гробах, а вокруг грохотал ливень.
    Выше всех, где-то на уровне 10го этажа, лежал Петя мудрый. Позднее он объяснил, что термальную баню он сочетает здесь с возможностью любоваться просторами мордовского пейзажа. И предупредил, что надо во всём соблюдать меру. Щелочь опасна для кожи, могут появиться язвы. Главное, никаких мочалок. Нельзя царапать себя.
- Даже, если сотрёшь защитный слой кутикулы, воскового налёта, с поверхности листа растения, то этот лист, наверняка, отомрёт. А наше тело тоже покрыто защитным слоем, который ни в бане, ни в ванне лучше не трогать: природа нас надёжно защитила и просит не вмешиваться без надобности в этот процесс.
Но Петя мудрый был не только мудр, но и бесстрашен, правда, тоже от своей мудрости.
Ким Петрович, могучий человек, зеленел, когда встречался с ним. А началась неприкрытая ненависть с происшествия в «китайке». Китайка это печка под навесом, где можно было нам подогреть или сварить еду. Как-то Ким поспешил вскипятить чаёк, и отодвинул от огня чью-то кастрюльку. Когда пришел проверить, не вскипело ли, то увидел, что наш холодный чайник стоит на земле, а на огне опять чья-то кастрюлька. Он вторично поставил наш чай, и вторично нашёл его холодным на земле. Гнев клокотал в нём, и он выследил, кто заменял наш чайник своей кастрюлькой. Это был Петя мудрый. Ким стал метать громы и молнии, сыпать проклятиями и обещаниями самых жестоких последствий.
    - А что ты можешь мне сделать?- спокойно спросил Петя мудрый. Ты трус. Ты работаешь за зачёты и боишься их потерять. Ну, ударишь меня и всё. А сколько потеряешь дней, в которые ты лебезил перед начальством? Сколько добавочных дней тебе придётся ещё терпеть издевательства за забором и колючкой? Ты же умный, ты теперь меня охранять должен, как бы чего не случилось. А ведь не только могут зачёты снять, но и дополнительно срок навесить.
В кастрюльке Пети мудрого сварилось, что должно было свариться, и он, прихватив рукавами бушлата свою еду, посеменил в свой барак. Ким стоял как оплёванный. Сделать прыжок, сбить этого плюгавого человечка с ног, заодно и сбить навсегда спесь с него? Но кипяток в руках Пети мудрого может наделать непредвиденное!
    Ничего не сделал Ким. Он вскипятил чай, вернулся к нам и чёрной тучей ходил туда-сюда, сквозь скрежет зубов разражаясь громом ругательств. Больше он на китайку не ходил, предварительно не проверив, нет ли там Пети мудрого.

    Пришла мне пора освобождаться. Я подошёл к Пете мудрому и попросил, чтобы он подарил мне что-нибудь на память.
    - С радостью, - сказал он. Взял пустой маленький флакончик из-под лекарства, закрыл его пробочкой, и вручил его мне.
    - Что это?
    -Это воздух мордовского лагеря. Храни.
    Я и сегодня, смотря сквозь стёкла книжного шкафа на этот маленький пузырёк лагерного воздуха, проникаюсь восхищением перед мудростью Пети.

    Пишу об этом, чтобы сказать: не для всех была видна мудрость, своеобразность, величие Пети мудрого. Для кого-то он был одним из двух тысяч контингента седьмого лагпункта Дубровлага. И всё. А таких пунктов было здесь двадцать. Петя был маленькой песчинкой в многотысячном лагерном сброде. Но мудрой!


Рецензии
Очень интересно, Виталий.
Спасибо.
Действительно мудрый человек Петя.
Да, на самом деле, наверное мудрых людей не так уж и мало.
Просто мы, возможно "на свободе" не часто их замечаем.
А в закрытых социумах - типа зоны или, там, в армии, - они заметнее как-то.
С уважением,

Кузьма Калабашкин   29.05.2013 18:55     Заявить о нарушении
С радостью слежу за Вашими рецензиями.

Виталий Лазарянц   28.05.2013 04:30   Заявить о нарушении