Живут мирные люди. Продолжение

               ДВА УРОКА . ( сентябрь 1995 – го )
                УРОК ПЕРВЫЙ .
- ( О ) храна ( Б ) еременных ( Ж ) енщин – именно так расшифровывается замечательная аббревиатура ОБЖ и переводится на общедоступный человеческий язык ...
Муса ... Худощавый ... Высокий ... Красивый ... Холёный , словно породистый кот ... Нагловатые изумрудно – зелёные глаза ... Кошачьи глаза ... Любитель спорить и любитель выигрывать в споре ... Наслаждающийся победой – и  тонкие кроваво – алые губы растягивались в улыбку ... Сахарную и хищную ... Улыбку чеширского кота ... Муса принадлежал к интеллектуальной элите класса ... Не спеша , походкой скользящей и вальяжной Муса продвигался по кабинету ... В классе Мусу звали на кошачий манер – Мусик ...

- Мусик !.. Насчёт того , как ОБЖ расшифровывается мы и без тебя знали !.. Ты расшифруй нам –   что такое эта твоя аббревиатура !..
- Немного терпения !.. Всему своё время !..
- Ты как всегда прав , Муса – всему своё время !.. И поскольку звонок на урок уже прозвучал , сейчас – время урока ...

Шагом стремительным и чеканным к учительскому столу направлялась женщина – преподаватель ОБЖ ... Склонная к полноте ... Ровно держащая спину ... Волевая ... Решительная ... Не знающая сомнений ... Наверное именно таким и должен был быть преподаватель ОБЖ ...
 
- Спасибо , Муса , но ( О ) сновы ( Б ) езопасности ( Ж ) изнедеятельности – предмет , направленный не только на охрану беременных женщин , но и на более важные вещи ...
Муса картинно округлил , искрящиеся в предвкушении предстоящей победы , глаза :
- Что же может быть важнее материнства ?! А как же будущее нации ?!
- Муса ... Я прекрасно понимаю к чему ты затеял этот бесполезный разговор ... Не стоит тянуть время ... Опрос состоится ... Я предупреждала вас об этом ... Вам стоило подготовиться ... Сейчас я проверю достаточно ли вы подготовились ... Итак , приступим ... Добровольцы есть ?.. Нет ?.. Жаль ... Тогда придётся по журналу ...

Женщина смотрела на класс ... Одиннадцатый « Б » ... Как по команде опустили головы ... Спрятали глаза в тетради ... Старательно делали вид , что интересуются конспектом ... Перелистывали страницы ... Пытались изобразить на лицах предельное внимание и сосредоточенность ... Их выдавали улыбки ... Хитрые и хамовитые ... Ухмылочки ... Змеями скользящие по детским ещё губам ... Да ... Она прекрасно понимала – они не ставят ни во что ни её предмет , ни её ... Ну ничего ... Сейчас ... Главное – держать лицо ... Сдержанная ... Собранная ... Обвела одиннадцатый « Б » глазами ... Холодно ... Серьёзно ...

- Итак !.. Думаю – времени на повторение было больше , чем достаточно ... Напоминаю тему : « Первая помощь при ранениях » ... Начнём ... Первый вопрос : « Каковы основы первой помощи при ранениях ? » Желающих нет ?.. Странно ... Тогда смотрим по журналу ...
Первый ... Второй ... Третий ... Четвёртая ... Пятый ... Да они , что же издеваются над ней , чтоли ?! Не готов никто из опрошенных !.. И остальные не готовы – как пить дать !..

- Ну вот что , господа !.. По всей видимости вы не понимаете важности этого предмета !.. Не стоит улыбаться ...
- Нет повода проливать слёзы ...
- Муса !.. Мне кажется – вы не отдаёте себе отчёта насколько важны эти правила ... Знание этих элементарных правил может оказаться необходимым в определённых ситуациях ... Может спасти человеку жизнь ...
- НЕТ !.. ЭТО НЕПРАВДА !.. ВАШИ ИДИОТСКИЕ ПРАВИЛА НЕ МОГУТ СПАСТИ НИКОМУ ЖИЗНЬ !!! НЕ МОГУТ !!! И ВЫ ЭТО ЗНАЕТЕ !!!

 КРИК распорол пространство ... КРИК – как треск рвущейся ткани ... И пространство застыло ... Как смола хвойного дерева ... А мы застыли в пространстве ... Как комары в янтаре ... КРИК снова нарушил шаткое равновесие между ДО и ПОСЛЕ ... И мы снова поняли , физически ощутили – НИ – КОГ – ДА ... НИКОГДА не будет теперь как было раньше ... НИКОГДА и НИЧЕГО ... Потому , что произошло НЕЧТО ... Деление времени на три категории не существовало ... Вернее существовало , но как – то само по себе ... В стороне ... Не затрагивая нас ... Ведь НЕЧТО делило время не на три категории ... Всё было проще ... Гораздо проще ... НЕЧТО делило время на ДО и ПОСЛЕ ... Между ДО и ПОСЛЕ была проведена черта ... Чёрная ... Жирная ... Непреодолимая черта ... Проведена раз и навсегда ... Невозможно было ничего изменить и исправить ... КРИК захлебнулся плачем ...

Хадижат ...Она пыталась остановить плач ... Задушить ... Стиснула лицо ладонями ... Казалось – её пальцы проросли в порозовевшую кожу ... Не вышло ...  Постоянно сдерживаемый плач – теперь хлестал яростным потоком ... Хадижат рухнула на стул ... Закрылась ... Отстранилась руками ... Одиннадцатый « Б » знал историю Хадижат ... Перед  НОВЫМ ( тысяча девятьсот девяносто пятым ) ГОДОМ мать Хадижат положили в городскую больницу ... Сделали несложную операцию , но не выписывали ... Её раздавило плитой , когда рухнула стена здания ... Рухнула от прямого попадания снаряда ...
Плачь , Хадижат ... Плачь ... Не стоит стыдиться своих слёз ... Ведь в том , что случилось нет твоей вины ... Плачь , Хадижат ... Это не вернёт тебе родного человека ... И не избавит тебя от боли ... Но ... Возможно тебе станет легче ... Хоть ненадолго ...
В одиннадцатом « Б » не было практически ни одного человека , которого ВОЙНА обошла бы стороной ...



                УРОК  ВТОРОЙ .
Бледно – голубое небо казалось далёким ... Отрешённым ... Немного печальным и слабым  ... Измученным и успокоенным ... Как человек , смирившийся со своим хроническим заболеванием ... Громадные неуклюжие окна были распахнуты ... В кабинет лился неяркий солнечный свет ... Как подогретое молоко с мёдом ... В город пришла осень ... Муса комфортно расположился на стуле ... Вальяжно откинулся на спинку ... Вполоборота ко мне ... Пёстрая летняя рубаха была немного велика ему ... Совсем чуть – чуть ... И не застёгнута на две верхние пуговицы ... Муса улыбался своей неизменной улыбкой ... Чуть заметно дёрнул плечом ... И рубаха сползла немного ... Оголила костлявое плечо ... Начался потрясающий спектакль ...

 Муса часто – часто шевелил тонко очерченными бровями ... Вверх – вниз ... Вверх – вниз ... Метал стрелы изумрудно – зелёными глазами ... Улыбался хищной и сахарной улыбкой ... Наверное таковы были его методы ОБОЛЬЩЕНИЯ ... Муса всем своим видом пытался изображать СЕКСУАЛЬНОСТЬ ... Напрасно ... Не подействовало ... И даже не развеселило ...

Это был явно « не мой » день ... Странно ... Ведь подошло время предмета , в течении недели ожидаемого мной ... Ожидаемого полу – сознательно ... Со странной тихой радостью ... Предмет этот для меня был слабым солнечным зайчиком ... Бледным пятнышком солнечного света ,  случайно попавшим на пыльный чердак через небольшую дыру в шифере крыши ... ЭСТЕТИКА ... Предмет открывал потрясающий мир ... Пестрящий великими и интересными людьми ... Их творениями и историями ... Не имеющий отношения к нам и потому такой притягательный ... ДРУГОЙ МИР ...

 Преподавала предмет женщина , ничем особенным внешне не выделяющаяся ... Роста невысокого ... Худощавая ... Даже слишком ... Но глаза ... Внимательные ... Умные ... В глазах светилась мягкость ... Женственность ... Угадывался азарт ... Азарт не крикливый , тем не менее чувствовался в отношении ко всему ... К делу , которым занималась ... К жизни , которой жила ... Деликатная ... Тактичная ...  Не позволяющая себе ответить грубостью на грубость ... Не спеша разъясняющая оппоненту , где именно скрывалась его ошибка ... Она нравилась ... Она не могла не нравиться ... С увлечением говорила она о людях из ДРУГОГО МИРА ... О тех , что были когда – то ... Ещё до нас ... И трудности нашей жизни становились какими – то несущественными ... Отодвигались ... Забывались на какое – то время ...

 Тихий голос её часто заглушался грохотом , ползущих по пыльной дороге мимо школы , военных машин ... Она останавливалась ... Молчала ...Терпеливо пережидала  колонну ... И возвращалась к прерванному рассказу ... Как будто ничего не произошло ... И не происходило ... Не комментировала ... Никак ... Ни словом ... Её заметили только за учительским столом ... Каким – то образом ей удавалось идти по классу невидимой никем ... Как обычно ...

- Здравствуйте ...
Муса резко развернулся ... Изобразил на лице предельное внимание и уважение ...
- Сегодня поговорим о жизни и творчестве великого русского хужожника Карла Павловича Брюллова ...
- Как Вы относитесь к тому , что произошло в июне ?
- А что произошло в июне ?

- Неужели Вы не знаете ? Ведь об этом все только и говорят ... Четырнадцатого июня басаевцы захватили больницу в Будённовске * …
- Муса ... Я не совсем понимаю : какое отношение это имеет к Карлу Павловичу Брюллову ?
- А я не совсем понимаю : какое отношение имеет Карл Павлович Брюллов к нам ?
- Изволь ... Карл Павлович Брюллов внёс огромный вклад в мировую культуру ...
- А мы ?.. Какой вклад в мировую культуру вносим мы ? Кроме того , что произошло в июне ? Неужели мы способны только на это ?
Она склонила голову немного в сторону ... Лёгкий уклоняющийся жест ...
- Муса ... Я не хочу это обсуждать ...
- Но почему ? Или Вы на стороне Басаева ? Вы считаете , что он поступил правильно ? Считаете , что он прав ?

- ДА !!! Я СЧИТАЮ , ЧТО ОН ПРАВ !!! ОН ПОСТУПИЛ ПРАВИЛЬНО !!! А ЧТО , МУСА , ТОЛЬКО НАШИХ ДЕТЕЙ МОЖНО УБИВАТЬ ?!! ТОЛЬКО НАШИМ ДЕТЯМ МОЖНО ОТРЫВАТЬ РУКИ И НОГИ ?!! ПОЧЕМУ ?!. ПОЧЕМУ , МУСА ?!. МОЖЕТ БЫТЬ ТЫ ЗНАЕШЬ ОТВЕТ ?!. ЧЕМ НАШИ ДЕТИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ИХ ДЕТЕЙ ?!! ЧЕМ ОНИ ХУЖЕ ?!. ПОЧЕМУ С ИХ ДЕТЬМИ ТАК НЕЛЬЗЯ ?!. ВЕДЬ ИМ БЫЛО НАПЛЕВАТЬ НА ТО , ЧТО ПРОИСХОДИТ ЗДЕСЬ !.. ИМ БЫЛО НАПЛЕВАТЬ НА ТО , ЧТО ЗДЕСЬ УБИВАЮТ ДЕТЕЙ !.. ОНИ ПРОДОЛЖАЛИ ЖИТЬ , ТАК , КАК БУДТО НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ ... ПОТОМУ , ЧТО ИХ ЭТО НЕ КАСАЛОСЬ ... А ТЕПЕРЬ ОНИ ПОНЯЛИ ... ОНИ ПОЧУВСТВОВАЛИ : КАК ЭТО ... КАК ЭТО СТРАШНО ...

Одиннадцатый « Б » замер ... Никто никогда не видел её ТАКОЙ ... Бледная кожа порозовела ... Глаза лихорадочно мерцали ... Холодные ... Колкие ... Чужие ... Полу – безумные ... Что должно было произойти с человеком , чтобы он сказал ЭТИ слова ?.. Какое горе должно было обрушиться на его голову ?.. А может быть она права ?.. Действительно : ПОЧЕМУ ?.. Может быть ... Нет ... Не может ...

- Вы не правы ...
Муса ... Изумрудно – зелёные глаза смотрели на женщину ... Серьёзно и немного печально ... Изумрудно – зелёные глаза не кота ... Человека ...
- Вы не правы ... Ведь они ни в чём не виноваты ...
В распахнутые окна с улицы вторгался , ставший привычным грохот ... Ставший неотъемлемой частью нашей жизни ... Грохот перекрывающий ... Заставляющий молчать ... По пыльной дороге мимо школы ползла колонна военных машин ...
 
*  С четырнадцатого июня по двадцатое июня группа террористов численностью сто девяносто пять человек , возглавляемая Шамилём Басаевым , захватила более тысячи шестьсот заложников в больнице города Будённовск ( Ставропольский край ) с целью вынудить российские власти остановить военные действия в Чечне и вступить в переговоры с режимом Дудаева . После неудачного штурма и переговоров российские власти согласились дать террористам возможность беспрепятственно уйти , если они отпустят захваченных заложников . Террористическая группа Басаева вернулась в Чечню . В результате теракта погибли сто двадцать девять человек , четыреста пятнадцать ранены .


Рецензии
Доброго дня, Анна. Прекрасно пишите. На оголеном нерве... Я бы так смог только сразу после войны. Сейчас мозг сгладил страшное... Удачи вам, землячка.)

Юрий Андрюнькин   09.10.2016 20:25     Заявить о нарушении