Поединки с происшествиями

Отрывки из сновидческой книги "Вести из Зазеркалья"

Душанбинец Бахриддин Исамутдинов всегда готов прийти на помощь попавшему в беду человеку. Может быть потому, что сам неоднократно оказывался, в экстремальных ситуациях.


НЕЗНАКОМЕЦ В ЗЕЛЕНОМ

Свою летную деятельность Бахриддин, начинал как авиамоделист, потом как пилот. На аэродроме Фахробад, который находится километров 20 южнее Душанбе, он тогда выполнял тренировочные полеты на самолете Як-52. Как-то совершая очередной вылет, Бахриддин не сразу увидел на взлетке человека, одетого почему-то во все зеленое. Чтобы не рубануть его винтом, Бахриддин резко отвел борт в сторону, за что получил нагоняй от инструктора. Пришлось объяснить, что на полосе был человек. Когда взлетели, инструктор накренил самолет чтобы посмотреть, кто находится на полосе, но там, как ни странно, никого не было! Пролетев дальше, они увидели на краю полосы, заглохший трактор. Если бы Бахриддин не отвел самолет в сторону, то столкновения с трактором избежать не удалось бы.

НЕ СТАЛ САДИТЬСЯ В ПОПУТКУ

Однажды после тренировочных полетов Бахриддин с друзьями-пилотами вышел из аэропорта и стал голосовал на дороге, чтобы добраться до города на попутке. Остановилась машина – зеленые «Жигули» четвертой модели, за рулем сидел кореец, и весь салон его машины был забит арбузами, (видно он ехал с бахчи), свободным было только одно место рядом с шофером. Водитель сказал, что возьмет одного из ребят и, причем, бесплатно. Маршрут, по которому должна была ехать машина, Бахриддинау весьма подходил, но вдруг у него появилось чувство сильной тревоги, и он, к удивлению друзей, не поехал. Через некоторое время все сели в проезжавший мимо автобус и на спуске перевала увидели страшную картину: машина, на которой Бахриддин отказался ехать, лежала в кювете и была сильно повреждена, везде валялись разлетевшиеся от удара арбузы, а шофер видно был мертв...

ПАРАШЮТ НЕ РАСКРЫЛСЯ

Когда уже Бахриддин работал в аэроклубе инструктором, у них проходили квартальные прыжки с парашютами. Для этой цели были применялись самолеты Ан-2, а для пилотажа использовали Як-52 и Як-55. После развала Советского Союза, поставки запчастей прекратились, и самолетный парк стал приходить в негодность. Тогда стали пользоваться вертолетами гражданской авиации Ми-8.
Бахриддин готовил к полету молодых ребят и не успевал уложить свои парашюты, поэтому попросил друга помочь и тот с готовность согласился. Выезжая на следующий день, на прыжки, Бахриддин почувствовал чувство тревоги и неожиданно вспомнил инструкцию по аварийному открытию запасного парашюта. Отгоняя от себя плохие мысли, сел в вертолет и на высоте 1200м, отделился от борта. Пролетев необходимое расстояние, выдернул кольцо, но почему-то не почувствовал привычного динамического удара при раскрытии.
– Может, купол попал в затенение? – подумал Бахриддин и попытался, его сбить. Купол пошел, но полного раскрытия так и не произошло: парашют болтался над головой свечкой, и Бахриддин хотел его уже отстегнуть и раскрыть запасной, но мысль о том, что запасной тоже могли уложить неправильно, остановила. Так он летел вниз, но, увидев, как быстро приближается земля: мгновенно вспомнил всю инструкцию по аварийному раскрытию, выдернул подушку основного купола. Когда его развернуло на спину, выдернул кольцо запасного парашюта (ЗП), а по инструкции он должен был выкинуть и подушку, и кольцо. 
ххх
Оказалось, его друг неправильно уложил клапана купола, поэтому произошел перехлест и  соответственно неполное раскрытие парашюта.

УПАЛ В ПРОПАСТЬ

В 2003 году Бахриддин сопровождал на Памир французских туристов. Их небольшая группа ехала по Памирскому тракту. Около ущелья Шуробод они пересели в другую машину. Когда опять почувствовал тревогу: на всякий случай поглядел, где находится огнетушитель, и как располагаются сиденья в машине. В час ночи все пассажиры уже спали, только Бахриддин продолжал разговаривать с водителем, чтобы тот не заснул. На одном из крутых поворотов (было 6 апреля, и шел снег) машину повело юзом в сторону обрыва, тормозить было нельзя, и шофер пытался вырулить. Это ему почти удалось, но в последний миг зацепил бетонный бордюр, и машину швырнуло в обрыв.
Вот что рассказал Бахриддин о том, что произошло дальше:
– Крутанулись через крышу мы раза три, из-под приборной доски вырвалось пламя, увидев его, подумал, если что, я знаю, где огнетушитель. В этот момент наша машина зависла: все конец! Мгновение, удар и… со всех сторон в салон хлынула вода. Мы упали в реку между двух больших камней, и машину по течению не понесло: она стала тонуть. Опыт горноспасателя сказался быстро, я глянул в салон, шофер видно был без сознания, сидящая рядом француженка была в норме, а вот девушки на переднем сиденье не было. Я мельком увидел ее руку, выглядывающую из-под машины: девчонка оказалась зажатой под кузовом, но хорошо, что дно было песчаное и мне удалось ее вытащить. Она сильно кричала. Дотащив ее до берега, я вернулся и вытащил из машины француженку. Оглянувшись, увидел, что шофер поднял голову, значит, жив. Вернулся и помог ему тоже выбраться. Машина утонула, а мы остались живы, хотя у девушки был компрессионный  перелом позвоночника, у шофера разбита голова и сильное растяжение ноги, у француженки сильное сотрясение мозга, я отделался царапиной на руке. Несмотря на это, мы удачно отделались: по данным ГАИ, наша машина упала с пятнадцатиметровой высоты и последствия могли быть совсем печальными.


Рецензии