Гимн перед боем

Кто-то скажет, судя по заголовку, что опять про войну, да сколько можно, уже 68 лет прошло, о победителях хорошего сказано так много, что, кажется, больше и сказать нечего. Но недаром в народе говорят, что хорошего много не бывает, но как показывает нынешнее время – и плохого то же. С каждым новым Днем Победы, официальные СМИ стараются показывать «победителей» не в красноармейских зеленых гимнастерках и пилотках, а в черных зэковских хэбэшных робах и шапчонках, которые громко кричат и побеждают злейших врагов человечества. Их настолько возвеличивают, что даже 9 Мая перед скорбной Минутой Молчания диктор торжественно произносит, что те, кто сидел в «сталинских концлагерях», потом освобождал узников фашистских концлагерей в Европе. И как-то становится не по себе: из-за ненависти к Генералиссимусу Сталину, на которого последующие политики-неудачники всех собак вешают, отказывают себе в малейшей логике, неизвестно, за кого принимают народ, наверное, за дебилов, с кем необязательно считаться. Хрущев «разоблачил» культ Сталина, писатель Солженицын нашу Родину СССР называл архипелагом ГУЛАГ, где жестокий «отец народов» истребил в лагерях миллионы невинных - велик ли остаток, чтобы играть решающую роль в судьбах страны и мира? Мы знаем писателя В.В.Карпова, который по ошибке попал в лагерь, из заключения пошел в бой разведчиком, удостоен звания Героя Советского Союза. Были и другие патриоты, но, согласитесь, в целом Красная армия состояла из тех, кто не сидел в тюрьмах, это они в первую очередь освобождали от фашистских захватчиков своё Отечество и страны Западной Европы вместе с их концлагерями. Может, я ослышалась, в чем-то не разбираюсь в ситуации, но меня можно понять: история Великой Отечественной войны – это и история моей семьи, которую  не в силах перечеркнуть ни смена политических  режимов, ни царей, любящих присваивать чужое. Как ни странно, а может, закономерно, что-то постоянно соединяет меня с моим отцом. В 1943 году, когда мне исполнилось шесть лет, мне приснился отец: в черной одежде, лежащий в яме с водой. С момента его гибели на поле боя при прорыве блокады Ленинграда, прошло 70 лет, а он мне приснился рано утром 9 мая 2013 года! В этот день по всей России в церквах поминали погибших воинов, наверное, они ждали этого важного для себя события. Во сне я увидела отца, стоящего в большом зале прямоугольной формы, где в ряд кем-то выставлены столы, приготовленные для обеда. Я спрашиваю отца, мог ли он поверить, что его дочь выросла и стала журналистом. Он, как и подобает солдату, спрашивает: «Какого калибра?» Объяснила ему: «Среднего. Иногда - высокого. А вот там, - говорю, в конце ряда у последнего стола стоит седая женщина - это моя сестра, в 41-ом ей был всего один год».
Когда я рассказала мужу и сыну сон, что отец сам пришел на свои поминки, мы были сильно взволнованы, помянули его, как положено, и поняли, что павшие и живые их потомки не допустят фальши о победителях, правда о войне проросла своими жизненными корнями в памяти их потомков. Таким получилось большое и грустное вступление, навеянное событиями праздника Дня Победы. А теперь расскажу о крохотной частице «хорошего»,  которого, повторю, много не бывает.
Волею различных обстоятельств, мне пришлось обосноваться для жизни и работы на родине прославленного маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова. Его земляки красивы, умны, трудолюбивы, выносливы, во всем и всегда на них можно положиться – не предадут, не изменят, не подведут. В районе шесть Героев Советского Союза, два Героя Социалистического Труда. В период гонений на полководца земляки не дали оболгать своего прославленного сына, построили музей в честь маршала Г.К.Жукова и его солдат, деньги собирали всем миром, было пожертвование даже из США.
Мне повезло, получила работу почти по профессии: корреспондента-организатора районного радиовещания. Дело для меня было абсолютно новое, студийную технику не изучала во время учебы, да и техника в радиоузлах такого уровня часто ломалась, но так хотелось делать радиопередачи, которые напоминали бы хоть в малой степени передачи Всесоюзного радио. Однажды, когда подготовила текст 20-тиминутных новостей, в студию позвонили и очень просили поздравить с юбилеем ветерана войны, бывшего работника райкома партии, обязательно исполнить для него хорошую песню, чтобы поднять настроение юбиляра. Задачка показалась невыполнимой, так как в студии не имелось записей песен. О своей проблеме рассказала начальнику районного узла связи Анне Ильиничне, которая на войне передавала и принимала азбуку Морзе. Женщина оказалась отзывчивой и находчивой. «Это проще простого, пригласите в студию нашего экономиста Марию Петровну, она вам исполнит любую песню без предварительной записи, напрямую».
Марию Петровну я знала в лицо, она сидела в комнате на первом этаже за письменным столом, маленького роста, круглолицая, с русыми распущенными волосами, накрученными на бигуди, сосредоточенно смотрела в бумаги, отрывая от них на мгновение взгляд карих глаз при виде входящего. Не очень верилось, чтобы такая серьезная женщина, специалист по отчетам с цифрами, могла прийти в студию радиовещания петь песни, почта – не Дом культуры.
Я была в щекотливом положении: часто говорили и теперь говорят о беспощадной советской цензуре, но ее никогда не чувствовала, поступала по своему усмотрению. Так и в этот раз: объявила, что гость нашей студии – ветеран Великой Отечественной войны Мария Петровна. Эта женщина меня выручила, да еще как! Она стала перед микрофоном и сказала: «Дорогой и уважаемый Петр Романович! Поздравляю Вас с юбилеем! После войны мы с вами вместе работали: вы в райкоме партии, я в райкоме комсомола. Мы – участники войны, тогда были молодыми людьми. Воевали и жили надеждой на скорую Победу, были романтики, мечтали о любви, любили красивые и патриотические песни. Пусть о тех годах вам напомнит песня Дженни из кинофильма «Дети капитана Гранта», эту песню любили бойцы, перед которыми я выступала, находясь в составе ансамбля песни и пляски. Это песня о подвиге и верности». И она запела без аккомпанемента, легко и эмоционально, как настоящая профессиональная артистка. С того времени прошло много лет, умерла Мария Петровна, но ее исполнение и слова песни не забыты и также волнуют (к сожалению, не знаю автора текста), думается, не останутся равнодушными и наши современники.
- Я на подвиг тебя провожала, над страною гремела гроза.
Я тебя провожала, но слезы сдержала, и были сухими глаза.
Там, где кони по трупам шагают, где всю землю окрасила кровь,
Там тебя провожает, от пуль сберегает моя молодая любовь.
За правое дело спокойно и смело
Иди, не страшась ничего,
Если ранили друга, перевяжет подруга
Горячие раны его.
Если ранили друга, сумеет подруга врагам отомстить за него.
Голос певицы был необыкновенно красив, специалисты определили его как драматическое сопрано, прочили в оперу молоденькую студентку финансового техникума. Профессор Московской консерватории С. пригласил ее на прослушивание. 22 июня 1941 года Маша с подругой сели на электричку и поехали в Москву. Жизнь в стране была прекрасна, на экономическом и духовном подъеме, обещала молодым много счастливых дней, осуществления лучших надежд и мечтаний. Настроение у девушек было такое, что покажи палец - и они засмеются. В  электричке ни с того, ни с сего на них напал приступ смеха, хохотали, не обращая внимания на пассажиров. Вагон был полон людьми, но не слышалось обычного разговора, все понурили головы и молчали, каждый думал о себе. «Что случилось?» - спросила Маша пожилую соседку. «Война началась, девочки, немцы бомбят наши города».
Маша с подругой ходила на вокзал провожать на войну эшелоны, в которых ехали молодые ребята. В ту пору с опозданием цвела сирень, и девушки ломали душистую сирень охапками и бросали букеты ребятам
С этого момента все личные планы Машеньки были перечеркнуты, вместо опер и консерваторских залов, наполненных до отказа публикой, ее  ждали вместо сцены иные «подмостки» - кузова грузовых машин, лесные поляны - и красноармейцы во время короткого отдыха от боев. Давали по пять—шесть концертов в день, пели песни русские народные, советские, новые песни о войне, о патриотизме, о любимых девушках, плясали, как говорится, до седьмого пота, гимнастерки хоть выжимай, кирзовые сапоги до крови натирали нежные девические пятки.
При необходимости становились санитарами, помогали эвакуировать раненых. Попадали под бомбежки и обстрелы, спасаясь от них в любом укрытии, порой под телегой. Мужчины из ансамбля просились в бой, но руководитель говорил, что одно ваше выступление – это прямая наводка по врагу, приравнивается к миномету или другому тяжелому орудию.
Бойцы любили слушать всякие песни, но больше всего те, в которых вспоминался родительский дом, любимая девушка или жена, черные ресницы, карие глаза, даже треугольное письмо согревало солдатам души: «Лети мой листочек, родной голубочек, туда, где расстались с тобой».
Многие песни сочиняли неизвестные авторы, быстро отвечая на  совершенный подвиг. Бойцы полюбили необыкновенную Анку-партизанку.
- Ай да девка, на примете,
Разговор про Анку был,
Анка вызвалась в разведку
И пошла в немецкий тыл
Вот она летит на танке –
Танк немецкий ей трофей,
Шлем, ружье на партизанке
И улыбка до бровей.
Жестока была расплата смелой девушки-бойца
За расстрелянного брата, за сожженного отца.
Особенно запомнилось Марии Петровне 31 декабря 1943 года. К ним поступили слова и музыка только что написанного Гимна Советского Союза. Произведение настолько всех воодушевило, что решили немедленно исполнить его перед бойцами. Обстановка была крайне серьезная, возникла угроза боя, бойцов в кучу не соберешь, они заняли ходы сообщения, по-простому говоря, траншеи. «Будем исполнять Гимн в траншее индивидуально для каждого бойца», - сказал руководитель ансамбля.
В неуклюжей телогрейке, в кирзовых сапогах Мария спустилась в траншею. Было страшно: под землей в рост человека далеко тянулась лента выкопанной земли, с одной стороны были сделаны углубления – ячейки, в которых стояли солдаты с автоматом, гранатой и другим вооружением. От непривычной тишины звенело в ушах. В  любую минуту над головой могли разорваться бомбы или снаряды. Боец находился в предельном напряжении, готовился отбить атаку, а тут  девушка, то ли - помощь, то ли помеха. Солдат мог прогнать ее, чтобы не мешала, не подвергала опасности ни его, ни свою жизнь. Но история не оставляла времени на подобные размышления. Оба находились на своей родной земле, ее освобождение сейчас зависело не только от солдата, но и от стоящей перед ним девушки - морально. Минута напряженной тишины, как струна, оборвалась, из-под земли вместо выстрелов  раздались звуки необычной песни:  «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь, Да здравствует созданный волей народов единый могучий Советский Союз». В наше мирное время трудно поверить, что в годы испытаний всего от одной песни у защитников Отечества словно вырастали крылья, хотелось еще упорнее бороться с захватчиком и скорее дойти до Великой Победы.
Мария Петровна после войны вернулась в родные места к матери, где 72 дня хозяйничали оккупанты - жгли жилища и постройки, убивали народ, повесили партизана – председателя райисполкома. Вернулась с войны сестра Анна Петровна, талантливая певунья. Их выступления с концертами перед тружениками района несли людям культуру, поднимали настроение, не давая места тоске и унынию. Сестры так сильно любили свои родные места, что не согласились поменять свои тесные комнаты в старых деревянных домах на благоустроенные квартиры.
Мария Петровна говорила: «Здесь мне в лесу каждый кустик знаком, каждая птичка подпевает, когда я с песнями собираю грибы или ягоды. В своем лесу я весь оперный репертуар исполняю, я без этого жить не могу».
Мария Петровна не вышла замуж, она родила красавицу дочь от любимого человека, который оказался женатым, она не захотела разбивать его семейную жизнь. Ей довелось порадоваться внуку Алеше. Справила новоселье в новой квартире.
Всю свою жизнь Мария Петровна не расставалась с песней, активно участвовала в художественной самодеятельности. У нее сильно болели ноги, передвигалась с помощью палки.  9 Мая она непременно приходила в красивый сквер райцентра, к бюсту маршала Г.К.Жукова и пела песни о войне в хоре или выступала как солистка. Ее талант не пропал даром.
Однажды, превозмогая болезнь, она сказала директору Дома культуры Александру Петровичу: «Когда умру, провожайте меня с песней». Если знаменитых артистов провожают из жизни аплодисментами, для Марии Петровны друзья, участники художественной самодеятельности пели День Победы, вытирая текущие из глаз слезы. Песня не умирает, как и правда, какими бы сильными не были на нее гонения.
После разорения Советского Союза предателями  из высших эшелонов власти, обессилевшую Россию клюют со всех сторон – свои и чужие. На нашем рыночном базаре среди прочего товара продается Отечественная история, ее всю перетряхивают, начиная с древнейших времен, отдирают мясо от костей, за нашу суть выдают дикий суррогат. «Санитарам истории»» не дает покоя наша Победа, они считают, победили не мы, а союзники, которые и года не воевали, Счет победителям предъявляют нервные и крикливые политесы из «Эха». Глобалистские оракулы типа либерала Гозмана додумались сравнить советский СМЕРШ с немецким ГЕСТАПО, у которого форма одежды красивее. И это говорит представитель нации, которую «тиран» Сталин для спасения собрал со всей Европы под защиту Советского Союза, выступил за создание государства Израиль. Не поленитесь, найдите в Интернете фото: лето 1943 года в разрушенном Сталинграде среди обломков разбитой школы на лавках за самодельными столами учатся дети, они были нужны стране, тогда их не продавали за кордон на запчасти и в рабство.  Вы, господа-либералы еще удивляетесь, что вас не любят. За что вас любить, за вашу ложь, за то, что в отличие от проклинаемого вами НКВД и других советских структур вы за время своей власти столько школ закрыли, что ГЕСТАПО позавидует.
Народ с 1953 года ждет исторической правды о себе, временами она пробивается, но ее всполохи быстро исчезают. В 2013 году отмечали 70-летие Сталинградской битвы, величайшей за всю историю человечества, 68-летие великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Депутат  Государственной Думы И.Яровая  предложила на окраине Москвы одну из улиц назвать Сталинградской. Сталинградская битва является величайшим сражением за всю историю человечества, в честь ее во многих странах Европы названы улицы, скверы, площади, станции метро. Этот пример россиянам не указ для наследников Победы, либерально-демократические СМИ настоящий визг подняли, что не допустят никаких Сталинградов, и - пока не допустили. Сталинградская битва и ее название с хрущевских времен – два сиамских близнеца, которые не могут существовать в отдельности, между тем один из братьев причислен к злодеям. «Близнец» - Генералиссимус И.В.Сталин. Руководимая им страна, армия и народ одержали Победу в 1945-м. При нем «лапотная» Россия стала величайшей мировой державой, чтобы перечислить все хорошее, сделанное при нем, потребуется много места. А репрессии, а коллективизация и т.д. – ставят в вину ему какие-то вечно обиженные. На любых диспутах эти «пострадавшие» безразличными голосами в качестве аргументов называют заученные цифры «жертв», не задумываясь о том, а была ли Победа в другом случае, скорее, нет, сдались бы врагу через месяц, как европейские страны. Это не оправдание беззакония, которое имело место, но не ошибается тот, кто ничего не делает, всему должна быть мера.
От такой «правды», которая исходит от «санитаров истории», не могут спокойно спать на том свете погибшие на полях сражении защитники Отечества, наши отцы, спасшие мировую цивилизацию от уничтожения. Они начнут приходить к нам во сне не только в дни великих праздников, но и гораздо чаще, напоминая слова чешского писателя Юлиуса Фучика из его репортажа «С петлей на шее»: «Люди, будьте бдительны!»


Рецензии
Хороший, правдивый рассказ. С уважением, Лев Можаев.

Лев Можаев   25.03.2016 17:36     Заявить о нарушении
Лев, спасибо! Ваша оценка этого произведения для меня особенно дорога. С уважением, Лариса

Коршуниха62   25.03.2016 20:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.