Шайтан- корыто

«Точка», где нам предстояло провести ближайший месяц еще только начинала строиться, и все официально именуемое инфраструктурой находилось пока в эмбриональном состоянии. Крохотная двухэтажная бревенчатая гостиница, или  «инженерное общежитие», торчала посреди чиста поля в гордом одиночестве, а   на горизонте смутно угадывались цеха и ангары нашей экспериментальной базы. Предполагалось, что когда- нибудь жилгородок, отстроившись, заполнит это пространство и блага цивилизации станут доступными не только хозяевам, но и гостям. Но планы планами, а пока что нашей командированной братии приходилось довольствоваться электричеством от движка, дровяным отоплением и строго лимитируемым количеством воды, как холодной, так и горячей. Питьевой, правда, хватало, но на остальные нужды она добывалась из снега, привозимого с дальних «полей» в огромных нержавеющих баках. Впрочем, эти неудобства почти не замечались - рассиживаться в гостинице было особо и некогда.

Встреча с начальством оказалась бурной: сроки поджимали, а наше  изделие  все еще барахталось на стадии «детских болезней», отказы следовали один за другим и казалось  не будет этой лавине конца и края. Передовые умы  НИИ, злодейски оторванные от городского комфорта, исполнения супружеского долга и любимых домашних шлепанцев, денно и нощно сбивались с ног на забытом небом и главком полигоне, а непосредственные виновники этой вакханалии сидели спокойно по родным кабинетам и даже уходили ночевать домой. Столь вопиющей несправедливости  администрация вынести не могла. Положение было немедленно исправлено, и на дальний полигон отбыла конструкторская группа во главе со мной - новоиспеченным ведущим инженером этой зловредной темы.
 Встреча здесь предвкушалась и готовилась заранее, заблаговременно точились зубы и уточнялись формулировки оргвыводов, а потому уже через пару часов беседы мое самочувствие более всего напоминало вдребезги расхлыстанный банный веник.
Тем не менее, сбросив нервное напряжение и несколько повеселев, местное руководство благосклонно выслушало мои пожелания и даже соблаговолило помочь с транспортом. Нам была отдана в пожизненное владение краса и гордость местного «Коленпрома»- склепанные и сваренные непонятно из чего аэросани, оснащенные мощным авиационным мотором. Я ни разу не видел их, но  тем не менее наслышался об этом изделии еще в КБ. «Шайтан - корыто», созданное по принципу «с хорошим движком и забор полетит» громыхало на ходу, тряслось наподобие вибростенда, жрало цистернами бензин и, лишенное кабины, злостно морозило носы и уши своих пассажиров. Но при этом были у него и неоспоримые достоинства: во - первых, корыто могло перемещаться по рыхлому снегу, а во- вторых, надежно защищало своих хозяев от орды местных собак. Даже самые нахальные из них, едва заслышав неистовый аэросанный вой, моментально поджимали хвосты и надолго исчезали куда- то. Пока оформлялись бумаги, решались текущие вопросы и выписывалось все необходимое, транспортники уже подогнали аппарат к административному корпусу, да так и оставили под присмотром охранника. Водителя нам не полагалось и вновь принятую технику предстояло осваивать самостоятельно.

Когда я с пачкой документов и кучей накладных вывалился на улицу, моему взору предстало некое кустарное, но, тем не менее, внушительное сооружение. Три самолетных лыжи, одна из которых была выдвинута вперед, соединялись мощной, сваренной из труб, рамой. Сзади на кронштейне, прочности которого хватило бы и для подвешивания легкого танка, громоздился мотор от спортивного «Як»а с воздушным винтом, а за ним при помощи немыслимого количества расчалок и подкосов крепилась часть самолетного хвоста. На хвосте, как ему и положено, находился руль,  с помощью которого и поворачивалось на ходу это сооружение. Баранки, правда, не было, зато имелись самолетные педали, да и многое другое напоминало о раскуроченном на благие цели аэроплане. Но рожденное летать ползать непригодно, а потому авиационное управление было дополнено также и земным. По обеим сторонам сиденья водителя находились рукоятки, совсем как у танка. Стоило потянуть одну из них, как сбоку в снег опускалось некое подобие плуга, а «шайтан- корыто» разворачивалось вправо или влево. Если же «пилот» налегал на два рычага одновременно аппарат останавливался на месте как вкопанный. Изучая вновь обретенное транспортное счастье, я видел боковым зрением любопытные физиономии, прильнувшие к окнам столовой и административного корпуса. Кто - то иронически улыбался, кто - то просто смотрел угрюмо, а на втором этаже радужно сияли довольные начальственные физиономии. Было ясно, что ни один из них не выйдет и не поможет: ты, мол, инженер, вот и разбирайся…

А разобраться было ох как нужно! Не зная толком местного гостиничного  сервиса я, оставив ребят оформляться, не взял с собой никого. Но только теперь выяснилось, что всё снабжение, начиная от постельных принадлежностей и заканчивая посудой предстояло получить здесь, на складе, а потом тащить за три километра в наше «инженерное общежитие»- как, впрочем, и ужин. Столовой еще не было, работала только кухня, а пища принималась каждым «по месту жительства», куда её доставляли в термосах. Талоны, правда, мне выдали, но что толку - уволочь все это было непосильной задачей. Да и есть не из чего и нечем: с собой ни тарелки, ни ложки! Разнеженные благами предыдущих командировок, мы смотрели на быт сквозь пальцы, а вот теперь- здесь и сейчас- мне оставалось лишь проклинать собственную беспечность.

Между тем, рабочий день заканчивался, и следовало быстрее получать это хозяйство. Оставив аппарат, я вновь зашел в здание и набрал номер администратора гостиницы в надежде вызвать кого - то из ребят на подмогу. Гудки звучали долго и бесполезно: на том конце провода не отзывались. Положив трубку, я уже было собрался подняться наверх и просить помощи, но вдруг вспомнил ехидные административные физиономии и остановился. Меня разбирала злость: и за ошибки своего предшественника - сколько копий было переломано в бесполезных спорах!- и за  эту неустроенность, и за накопившиеся у людей усталость и досаду, непонятно почему обратившуюся теперь на меня.

Несчастное «шайтан - корыто» стояло на прежнем месте - уродливое, неказистое и, как показалось мне, даже слегка виноватое. Но от него сейчас зависело мое реноме, да и не только мое, а и всей нашей группы тоже. Количество любопытных носов в окнах отнюдь не уменьшилось, а из какой- то приоткрытой форточки до меня и вовсе донеслось пренебрежительное: «Академики  приехали …».
 «А, была не была»,- стараясь сохранять на лице независимое выражение, я уселся в кресло водителя. Теперь спокойно. Вот оно,управление двигателем и шагом винта, кран пневмосистемы, заливочный шприц, знакомые приборы на щитке… Открыть воздушный кран и глянуть на манометр…есть давление!.. Теперь аккумулятор…напряжение в норме...заряжен. Бензин…есть бензин!
 Мотор напрочь заледенел, погреть бы, да нечем. Ладно, попробую так, только бы масло не застыло!- и, убедившись, что зажигание выключено, я взялся за лопасть винта. К моему удивлению, он провернулся нормально, «грамотно», упруго сопротивляясь «на компрессии», и от этого мне стало чуть веселее. Хорошо, теперь качнуть шприцем бензин в цилиндры и провернуть винт   на пол- оборота… еще разок поработать шприцем…и еще… Все, хватит!

Опять в кресло…осмотреться кругом и… неужели можно  уже орать сакраментальное: «от винта!» Да, но вот предупреждать некого - вокруг ни души. И лишь издали, от кухни глядят на меня две женщины в платках, только что появившиеся на крыльце с ведрами, полными мусора. «Не пустые...»- скачет по сознанию суеверная мысль и я зачем - то глажу ладонью приборный щиток…Теперь включить аккумулятор, зажигание и генератор… открыть воздух, посмотреть давление бензина...Так, что еще? РУД* на первой трети, шаг винта…да, правильно, предельно малый. Все, кажется: если только «шайтан - корыто» не приготовило мне   сюрпризов, мотор просто обязан заработать.
 Несмотря на мороз мне становится жарко, но по спине, наоборот, бежит холодок, и, чтобы хоть немного потянуть время я с притворным спокойствием   осматриваюсь вокруг. Весь базовый люд на месте, прилип напрочь к окнам, да и вообще ничего не изменилось. Впрочем, выражение лиц стало более заинтересованным. Ладно, поглядим еще… Приборы «живы», стрелки замерли в готовности, а рука  сама тянется к пусковой кнопке. Теперь повернуть её и… Но нет, какое - то наитие не дает мне это сделать.  Осматриваю еще раз щиток, раму, оборачиваюсь назад и…стоп, вот оно! «Лемеха», поднятые по бортам, бросаются в глаза сразу, и я до отказа вытягиваю на себя «тракторные» рычаги, фиксируя аппарат на тормозах. Тянуть время дальше невозможно. И тогда я давлю на кнопку пуска…

 Наверное мне не верилось в успех, ибо первые вспышки в цилиндрах ожившего двигателя прозвучали «яко гром с ясного неба». Аппарат, будто отзываясь на голос мотора, упруго завибрировал, а я, еще не осознав до конца свалившееся на меня счастье,  инстинктивно покачал вперед- назад сектором газа, одновременно переключив тумблер магнето: «Неужели!..»  И в ту же секунду, будто почувствовав мое сомнение, винт  начал замедлять вращение. Как наяву представился  мне злорадный восторг моих недоброжелателей, и сразу что – то сжалось внутри. Шаря глазами по приборам, я искал ответ и не находил его, и только где то далеко, абсолютно независимо от меня крутилась  единственная мысль: «ПОДАЧА!..». И тогда, сообразив наконец, будто гипнотизируя мысленно постепенно затихающую строчку выхлопа, я опять потянулся к заливочному шприцу…
 Мотор, прогреваясь, работал теперь четко и ровно, стрелки на приборах подбирались к своим нормальным значениям, а я, несмотря на мороз, все утирал и никак не мог вытереть пот со лба. Мне уже не хотелось торжествовать победу, равно как и видеть обескураженные лица моих «оппонентов». Даже перспектива остаться без ужина и спать на голой кровати почти не волновала. Со всех сторон   буквально наваливалось безразличие. Но тщеславие напомнило о себе и я с деланным спокойствием прошелся взглядом по окнам. Что же,вот теперь там были изменения, и это чувствовалось даже сквозь стекла! Нет, пока оттуда сквозило все тем же любопытством, но- любопытством уже не враждебным.
 И  здесь мне стало страшно по настоящему: было уже что терять, а даже малейший срыв стоил бы сейчас многого, и не только мне, но и всей группе. Пытаясь представить «подводные камни», я мысленно «разбирал» аппарат по частям и вдруг, совершенно неожиданно для себя вспомнил прочитанную еще в детстве книгу о севере, полярных летчиках и… о примерзающих после долгой стоянки самолетных лыжах. Тут же, уже наяву, разглядел и «продолжение»- пристроенную за сиденьем водителя массивную деревянную кувалду, с помощью которой, по всей видимости, и надлежало бороться с примерзанием. Заглянув под раму и увидев на лыжах изрядное количество вмятин, я убедился в своей правоте окончательно. И совсем успокоился при виде   реакции на мои действия по ту сторону окон.

Теперь предстояло осваивать аппарат в действии. «Шайтан - корыто» ревело и громыхало, стоя на месте, но мне эти звуки казались лучшей музыкой: за вождение я   не волновался. Обойдя и осмотрев машину еще раз,  натянул шлемофон, надвинул на глаза очки и основательно устроился на сиденье водителя. «Поиграв» сектором газа и шагом винта, немного почувствовав и оценив держащую способность тормозов, плавно прибавил обороты, и аэросани спокойно тронулись. Не желая рисковать, я вырулил  на снежную целину и принялся за свои упражнения. Аппарат шел устойчиво, не рыская и не заваливаясь в крены, но в то же время энергично отзывался и на движения педалями,  резво изменяя направление движения. Триста «лошадей», заключенных в двигателе легко поддерживали скорость в сотню километров, а неказистые на вид «плуги» по бортам заставляли «шайтан - корыто» останавливаться или разворачиваться буквально на месте. Пришлось пристегнуться – благо, ремни висели тут же, на спинке сиденья.  Теперь я чувствовал  себя увереннее и принялся нахально выписывать круги, «змейки» и «восьмерки»: разгонялся, тормозил и вообще хулиганил как мог на виду у публики. Ревел мотор, гремело железо, разлетались по сторонам снежные фонтаны, а от встречного ветра и упоения скоростью захватывало дух. Но главное было в том, что я теперь подружился со своим "шай..." Нет, мне уже совсем не хотелось называть так эту мощную и удивительно послушную машину!

Наверное я  резвился бы еще долго, но вдруг вспомнил о времени, посмотрел на часы и буквально опешил: до конца рабочего дня оставалось ровно пятнадцать минут. Скорее обратно, получать инвентарь, постель и ужин!  Навстречу от корпуса уже вывалила толпа. Люди стояли молча, смотрели в мою сторону, кто то, кажется, даже улыбался. И тут до меня дошло окончательно: приняли! Но адреналин еще бурлил в крови, и отказать себе в маленьком удовольствии я не мог: подведя машину поближе и направив её между зданием и своими бывшими насмешниками, почти не снижая скорости, до отказа «дал ногу» вправо, одновременно выбрав на себя рычаг правого же тормоза. Волна снежной пыли почти скрыла людей. Описав вплотную к ним почти полный круг, мы с аппаратом  порулили к складу.
 
 
 
• *РУД - рычаг управления двигателем


Рецензии
На одном дыхании читается))) и меня обдало снежной лавиной и я улыбалась.
светло, сильно и интересно!!!!

Шагана   26.12.2017 09:50     Заявить о нарушении