Пожалуй, самый остроумный автор на свете

Трагедия всегда будет в моде.
 
Многие авторы иногда кажутся мне мошенниками. Нет ничего проще, чем сыграть на человеческих чувствах, рисуя картины страданий, боли, одиночества и постоянных потерь. Читатель не может не сопереживать героям, которых так нещадно губит злорадный автор. Этот автор использует любые возможности, чтобы заковать нас в атмосфере страха и безысходности, внушить нам, что наши мечты и надежды давно мертвы и закопаны по соседству с идеалами и стремлениями, а вокруг нас лишь привычная серая рутина с её каждодневными разочарованиями. О да, это отменно получается у многих «рыцарей пера». Бессмысленная и отягощающая литература. Трагедия ради трагедии.
 Вызвать у человека слёзы не трудно, куда сложней заставить его смеяться. Не стоит недооценивать комедию, порой она куда глубже и прекрасней любой драмы. Настоящий юмор – вещь тонкая и сложная. Он не терпит грубости, пошлости, банальности. Настоящий юмор не требует пояснений или оговорок. Настоящий юмор – это не самоцель, это лишь инструмент автора на пути к достижению поставленной задачи, ведь в каждой шутке лишь доля шутки. Заблуждение считать, что юмор скрывает действительность, приукрашая её и сглаживая углы. Отнюдь, юмор скорее наоборот оттеняет самые острые проблемы человека и общества, позволяя критически их оценить. Там, где трагедия опустит руки под тяжестью очередного приступа апатии и меланхолии, юмор будет отчаянно  продираться к свету. 
«У местных богов была дурная привычка ходить по домам атеистов и бить стекла» -  Терри Пратчетт («Цвет Волшебства»)

Просто обладать чувством юмора, изредка пуская едкие стрелы в окружающих или подтрунивая над друзьями – это одно. А иметь способность делиться этим юмором и взращивать его в других – это уже совсем иное. Это уже куда сложнее и под силу лишь настоящему мастеру, не очередному резиденту «камеди клаб», а человеку с безупречным чувством юмора и с тонким чувством слова. Для меня таким мастером всегда будет Терри Пратчетт. Не имеет смысла пересказывать детали его биографии или личной жизни, стоит взглянуть лишь на его творчество и всё станет понятно без слов. На страницах своих книг он создал огромную вселенную, которой позавидовал бы Толкин и Джордж Мартин.   Вот уже тридцать лет он всё расширяет и расширяет свою вселенную, в которой находят отражения всё знаковые события и проблемы нашего общества. Его герои: волшебники, гномы, члены гильдии убийц, СМЕРТЬ и СМЕРТЬ КРЫС, стражники и оборотни – это не просто художественный вымысел, это, в первую очередь, яркие и порой крайне прозрачные параллели на современных деятелей политики, искусства и т.д. Если бы в школах изучали теорию юмора, то учебная программа непременно бы основывалась на его книгах. Его книги это и есть юмор. Юмор в чистом виде. Это не набор из пары шуток, которые кое-как вставлены в сюжет для его разнообразия. Это настоящий мир, состоящий из сарказма, тонких острот и смелой сатиры. Читая второй, третий или четвертый роман Пратчетта, вы уже видите его в каждой строчке, чувствуете его, представляете его улыбающееся лицо и смеётесь вместе с ним. Нет, я не шучу и не преувеличиваю – именно смеётесь! Как часто приходится слышать эту фразу: «я смеялся до слёз, читая ***» и почти всё время это чистая ложь. Мы редко смеёмся над прочитанным, мы держим всё в себе, не позволяя этому отразиться на нашем лице. Но с творчеством «шутника Терри» всё по-другому. Вы забываете кто вы, где вы, и что происходит рядом, ведь в эту секунду вас окружает лишь Капитан Ваймс, Лорд Витиинари, Игорь, Чудакули, Сам Себя Режу Без Ножа Достабль, СМЕРТЬ и конечно сам Терри Пратчетт. Однако, его книги не только остроумны до боли в животе: за каждой шуткой стоит всегда нечто реальное и осязаемое. Его романы трогательны, порой трагичны, а иногда и вовсе напоминают трактаты древних философов. Они разные, но вместе составляют одну большую картину, написанную художником-виртуозом Пратчеттом, картину «Плоского мира», картину нашего общества.

«Беда в том, что в жизни нельзя попрактиковаться, перед тем как взяться за нее всерьез»
 («Пирамиды»)

«– Сэмюель Ваймс! Ты пьян!
– Пока нет! Но еще не все потеряно!»
( «К Оружию! К Оружию!» )


Рецензии