Тетрадь для двоих роман
(глава из романа)
Лето пролетело так быстро, что Валерке показалось, что его и не было. Мальчишке предстояло учиться в пятом классе. В его деревне школа была четырехлеткой, а теперь ему предстояло перейти в другую, которая находилась на центральной усадьбе колхоза, - восьмилетку. Раньше он учился в маленькой школе. Там было всего две комнаты. В одной занимались ребята из первого и третьего классов, в другой – второй и четвертый. А теперь он попал в большой пятый класс «Б». И сначала ему трудно было освоиться, запомнить имена ребят. Но вскоре все стало на свои места. Подружился с мальчишками и девчонками, устраивали потасовки, стараясь не попадать на глаза учителям. И жизнь пошла своим чередом. А зимой учительница математики Нина Ильинична привела в их класс небольшую синеглазую девочку.
-Вот, ребята, Леночка, - сказала она, - будет учиться в вашем классе. Хочу, чтобы вы с ней подружились.
И повела ее на свободное место за парту к Нюрке Шлычковой, соображавшей по вышиванию, а в остальном ни в зуб ногой. Валерка сидел рядом за партой, только во втором ряду, его и Лену разделял проход между партами.
Прошло время, Леночка то же освоилась, но он так и не мог обращаться с ней, как с другими девчонками. Смотрел на нее по особенному, подолгу, а как только Лена окидывала его взглядом, он, смущаясь, отводил глаза. Зато дома, а также по дороге из школы, когда оставался один, он придумывал разные истории. В них он оказывался ее защитником, может быть даже героем. Придумывал, как выручал ее от нападок мальчишек старших классов, например от Коли – Носорога, которого так прозвали за высоко вздернутый нос. Носорога Валерка не любил с того времени, как тот на речке увидел у Валерки крестик, зашитый в майку. Коля тогда поднял его на смех и долго припоминал. В его мечтах они гуляли с Леной, он брал ее за руку и уводил в лес, там они слушали пение птиц, в бескрайних золотых полях он дарил ей букетик васильков и ромашек. А то катались на лыжах с Лысой горы.
А вот, воображал мальчишка, Лена сломала лыжу, ушиблась немного. Он брал ее на руки и уносил к большой реке. Там они сели бы на лед, который не занесло снегом, и любовались вместе подводным царством. Смотришь и видишь, как струится вода, шевелится трава. Вот зеленые косматые вихри плывут вместе с потоком воды, а потом недовольные возвращаются обратно. Им вновь и вновь хочется уплыть, но корни крепко держат и они, раскачиваясь, остаются на месте, бессильными оторваться от них. А вот во льду белые воздушные пузырьки, словно звезды. Они долго бы любовались красотами зимы, пока не замерзли. А потом, он, глядя прямо в глаза, согревал ее пальчики своим дыханием.
Но в школе он боязливо отводил глаза, когда она смотрела на него, на переменах к ней не подходил. И девчонка обращалась с ним, как с остальными ребятами. А хотелось, чтобы она ему уделяла больше внимания.
Наступила весна. Снег растворялся в мутных ручьях, белых густых туманах, открывались проталины, и солнце в них обогревала землю. Нежась в его лучах она млела, готовая возродить травы, цветы, злаки.
В тени, за дворами, в палисадах еще лежал посиневший снег. Ночами и по утрам морозец охранял его от солнца, вечером покрывал тонюсеньким покрывальцем, сотканным из мелких причудливых снежинок. Утром солнышко, подкравшись, снимало с него одеяло, заставляя соню просыпаться и бежать в ручейки, озера, реки.
В тот весенний день, возвращаясь из школы, ребята у старой догнивающей мельницы устроили веселую потасовку. Сначала мальчишки закидывали девчонок снежками, потом вход пошли сумки. Лена упала в небольшую лужицу, и так вышло, что толпа убежала вперед, а они с Валеркой остались одни. Мальчик непроизвольно подал ей руку, она поднялась и попросила:
- Подожди, Валера, снег из сапога вытрясу…
Лена стояла на одной ноге и вытряхивала из сапога снег. Мальчишка придерживал девчонку руками. Она наклонялась так близко, что он ощущал ее горячее дыхание, казалось, ее губы вот – вот коснутся его лица, и он зажжется, как спичка.
Они не стали догонять ребят. Им хотелось побыть вдвоем. Они шли молча.
-Понимаешь, Лена, - краснея, выдавливая из себя слова, Валерка заговорил первым - Вот я думаю одно, а сказать это не умею, боюсь. Он замолчал, пытаясь найти подходящие слова для объяснения.
-И я то же так себя чувствую, - тихо проговорила девчонка и замолчала. Потом вдруг, словно найдя драгоценную потерю, заговорила радостно, возбужденно, проглатывая слова:
- А давай заведем тетрадь и будем писать друг другу. Все что думаем, а сказать не можем. Сначала ты мне, а потом я. А тетрадь будем прятать у старой мельницы.
- Давай, - радостно согласился Валерка. Но через минуту грустно заметил: - Нет, Лена, там нас увидят и прочитают нашу тетрадь.
-Ну, давай тогда так, – голос ее дрожал, она торопливо, взахлеб предложила другой вариант.
- Давай тетрадь будем передавать в школе друг другу потихоньку, чтоб никто не видел.
После этого у них завязалась настоящая дружба. Они старались скрывать ее от своих одноклассников. Общую тетрадь в девяносто шесть листов передавали друг другу тайно. Писали в ней свои сокровенные признания в любви и дружбе, и под каждым таким признанием печатными буквами выводили: «Целую тебя. Лена» - «Целую тебя. Валера».
А на самом деле они поцеловались впервые, когда в школе устроили праздник в честь дня рождения пионерской организации девятнадцатого мая. Митинг закончился под звуки пионерского горна. Стройные линейки ребят в красных галстуках, превратились в хороводы у большого костра, зазвучали песни, посыпались шутки. Хотелось, чтобы этот костер не угасал никогда. Всем было весело, каждый мог запросто взять за руку грозного учителя, потанцевать с пионервожатой.
Искры от костра улетали в небо, образуя звездную галактику, близкую и родную. Сумерки незаметно для ребят кошачьей походкой выходили из леса, озираясь, бежали в овражки, расползались над многочисленными озерками и озерами. Озера собрали все краски солнечного дня и сейчас не хотели отдавать даже люкса лучезарного света, более того они глубоко запрятали яркие звезды в своих глубинах, и рогатый месяц плыл вместе с ними в синем безбрежном океане вселенной.
Валерка с Леной дольше обычного засиделись на куче бревен недалеко от дома, в котором проживала Лена и ее мать. Отец девчонки был военным. Со слов Лены, он находился в служебной командировке в одной Африканской стране.
Ночь темным плащом укрыла дома, улицу. Яркие звезды и светлый месяц посылали на землю свой свет, но он не долетал, синим маревом, растворялся под темным куполом.
Стало прохладно. Валерка придвинулся поближе к девчонке и, расстегнув курточку не снимая с себя, одной половиной прикрыл ее спину. Они обжигали друг друга горячим дыханием, и впервые он робко прикоснулся к ее теплой щеке. Она не умело поцеловала его губы.
В начале июня Валерка уехал погостить к бабушке в город. Через две недели он вернулся, и мать подала ему тетрадь.
-Девочка из вашего класса приходила, передала, - тихо произнесла мать с мучительным выражением на лице.
«Валера миленький, приходи быстрее, я уезжаю, - писала Лена, - папа вызвал нас к себе. Мама уже забрала из школы мои документы. Как я скучаю по тебе!» И еще и еще на шести листах тетради.
Он никогда не заходил к ним в дом. Вот и сейчас не решался. Как маятник, ходил возле дома из стороны в сторону в надежде увидеть девочку. Мимо проходила соседка Антонина Ивановна, пожилая женщина. Она не раз видела их вдвоем, догадывалась, что они дружат.
- Не Леночку ли поджидаешь? – остановившись напротив, спросила мальчишку. На лице появилось странное выражение нежной ласки и тоски.
-Милок, они вчера еще уехали, – вздыхая, заглядывая ему в глаза, проговорила Антонина Ивановна. Мальчишка, с трудом скрывая свое разочарование и досадуя на себя, не поблагодарив женщину, побежал в сторону остановки. Отбежав несколько шагов, спохватившись, он остановился и долго стоял, не зная, что предпринять.
Через неделю Валерка получил письмо из Татарской АССР, города Мензелинска с Девонской улицы. Пять листочков ученической тетрадки были наполнены тоской, болью и печалью о разлуке.
Последняя страничка письма была размыта. Лена плакала. «Любовь моя! Пока я не знаю, куда мы поедем. У меня нет постоянного адреса. Пиши мне в нашу тетрадь, как раньше….Твоя Лена». И больше не было ни одного письма.
….С тех пор прошло много времени. Валерий Павлович пытался разыскать Лену, но так и не узнал ничего. Подрастает внучка. Иногда он берет в руки тетрадь, листая пожелтевшие листочки, хотя знает все слова наизусть. Звонкий голос внучки, похожий на любимый детский голос Леночки, позовет его: «Деда иди скорее!» - и он побежит на лыжах с Лысой горы к речке на лед с воздушными пузырьками, в заливные луга с озерами, туда, где у кромки леса когда - то горел пионерский костер.
Свидетельство о публикации №213052600642