Клубные учреждения, школа, Церковь, как система со
Село это особая социокультурная среда, которая испытывает на себе влияние различных, в том числе и негативных факторов . Поэтому задача всех социальных институтов в сельской местности должна состоять в том, что бы оказывать позитивное влияние на сельское социально-культурное пространство, опираясь на взаимодействие всех структур расположенных в определенной местности. Немаловажную роль в социально-культурном развитии молодежи в сельской местности играют, школы, Дома культуры, клубы, руководители которых получили профессиональное обучение в вузах культуры и искусств. Важнейшей задачей педагогов, является не только применение традиционных технологий, но и внедрение новых форм педагогического воздействия на молодежь. М. А. Ариарский разработал научную концепцию, которая позволила осмыслить сущность, природу и механизмы вовлечения человека в мир культуры и социально- культурного творчества . Н. Н. Ярошенко, в своей диссертации исследует педагогические парадигмы теории социально – культурной деятельности . Несомненно, немаловажной задачей для педагогов, является знание и поддержание народных традиций. Изучение теоретических и практических основ социально – культурной деятельности. Что помогло бы в организации процесса, привлечения молодежи к участию в культурных мероприятиях.
Примером может стать Липецкая область, созданная 6 января 1954 года Указом Президиума Верховного Совета СССР и объединившая 34 района, выделенных из Воронежской, Орловской, Рязанской и Курской областей, одна из самых молодых не только в Центральном Федеральном округе, но и в России.
На территории Липецкой области люди селились издавна. Это подтверждено раскопками, проводимыми в разные годы археологами.
Находки, сделанные в ходе археологических раскопок, помогли узнать, как жили люди в разные времена, чем они занимались, во что верили. Человек так устроен, что во все времена свои чувства выражал через песни, танцы, рисунки, скульптуру, сохраняя и преумножая лучшее. Со временем появились культурные традиции и обычаи, присущие только тем или иным племенам, народам.
На Липецкой земле жили и творили многие деятели культуры. Липецкая земля — прародина гениальных поэтов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, родина знаменитого ученого путешественника П.П. Семенова-Тян-Шанского. Огромный след в культурной и духовной жизни оставили Н. Федоров, Н. Данилевский, А. Стахович, А. Жемчужников, И. Бунин, П. Бартенев, М. Пришвин, А. Левитов. В 2003 году 90-летний юбилей отметил патриарх российской культуры, Т.Н. Хренников. Все они стали преем¬никами великой российской культуры, сохранили, развили и преумножили ее лучшие достижения.
Значимую роль в сохранении духовности и приобщения молодежи к культурным традициям, играет православная Церковь. Далеко за пределами области, да и России, известны имена Тихона Задонского, Иллариона Троекуровского, Феофана Затворника, Амвросия Оптинского, связанные с Липецким краем. Сегодня во всех райо¬нах возрождаются храмы и монастыри, верующим пере¬даются культовые здания, церковная утварь, иконы. Во многих населенных пунктах возрождено проведение пра-вославных праздников. Духовным центром России стал Задонск, куда паломники приходят и приезжают из многих городов и стран.
В настоящее время в Липецкой области, функционирует более тысячи учреждений культуры: дворцы и Дома культуры, библиотеки, музеи, театры, концертно-зрелищные орга¬низации, учебные заведения. В каждом из них работают увлеченные, преданные своему делу люди, которые в трудные 1990-е годы сохранили культурное достояние Липецкого края.
Несмотря на то, что в области проводятся множество мероприятий, по социально-культурному развитию молодежи, привлечение молодежи в социально-культурную деятельность в сельской местности становится все более и более трудной задачей. Здесь немаловажно отметить, что посещение учреждений культуры во многом зависит от профессиональности проводимых мероприятий.
Спектр услуг, предоставляемых учреждениями культуры на селе по сравнению с таковыми в городе, выглядит, неполным, а территориальная доступность имеющихся услуг ниже всяких норм; отсутствуют экономические механизмы, которые обеспечивали бы заинтересованность учреждений культуры в привлечении большего количества молодежи, наконец, нерационально используются ресурсы существующих сетей культурных учреждений. А. Д. Жарков отмечает что «Основное назначение учреждений культуры – создание условий для удовлетворения растущих духовно-культурных потребностей и формирование мотивов поведения. Что требует значительных организационно – педагогических усилий» . В сформировавшихся условиях модернизация социально-культурных учреждений, становится жизненно необходимой для сохранения российской провинции в качестве этнокультурного феномена в целом. Сегодня социально-культурная сфера в сельской местности, интегрально отражает все минусы и плюсы социально-экономической и социокультурной ситуации, в которой оказался российский провинциальный социум. «Социально – культурная деятельность имеет свои границы, характерные признаки и всецело объемлет общественную практику, связанную с профессиональной активностью личности, формированием профессиональных видов труда» .
Необходимость развития теоретических основ сельского клуба актуальна и на сегодняшний день, в связи с развитием: технической, материальной, методической базы. Что позволит наиболее качественно организовать досуг сельской молодежи. Организация досуга молодежи в сельской местности, является немаловажным стимулом, для уменьшения оттока молодежи в города. «Среди факторов, препятствующих участию в культурно - досуговых программах, одним из самых распространенных является удаленность клубов от дома» . Однако изучение ситуации по социально-культурному развитию в сельской местности показывает, что в настоящее время сельские клубы не находят оптимального решения, для привлечения молодежи к организации и участия в клубных мероприятиях. В результате просматривается, низкий уровень интереса сельской молодежи к проблемам социально-культурного развития. Недостаточное продвижение коммуникаций ведет к замедленному культурному развитию, меньшему уровню информированности у сельской молодежи. Поскольку отсутствуют положительные примеры для подражания, наблюдаются преобладание неформальных социальных отношений, широкий диапазон и многообразие форм общения, сложной многоуровневой системой контактов, взаимоотношений подростка с взрослыми и сверстниками. Л. С Жаркова, отмечает что, «несмотря на то, что на селе идет процесс деколлективизации, приватизации, разгосударствления. Здесь сохранились в основном клубные учреждения. Это районный Дом культуры, сельский Дом культуры, сельский клуб» . Анализируя работу Домов культуры на сегодняшнем этапе, мы установили, что в связи с малым количеством ставок и в погоне за показателями работники культурно - досуговой сферы вынуждены выступать единым в трех или даже четырех лицах. «Издревле досуг рассматривался как цель и способ удовлетворения разнообразных потребностей, в том числе эстетических и художественных» . В настоящее время досуг остается неотъемлемой частью жизни, например, культурно-досуговые программы являются самыми яркими и массовыми показателями работы Дома культуры.
С целью сохранения профессионального кадрового по¬тенциала областным Советом депутатов и администрацией Липецкой области были приняты ряд мер: учреждены областные премии им. И.А. Бунина и М.П. Трунова, выплачиваются стипендии ведущим деятелям искусств, молодым профессиональным артистам, режиссерам и руководителям коллективов, творческие и социальные стипендии писателям, лучшим учащимся школ и училищ, премии лучшим выпускникам и лучшим педагогам. С июля 2003 года работникам культуры выплачивается надбавка за выслугу лет.
В сельской местности перед руководителями местных администраций, Домов культуры, клубов, школ, стоит главная задача: «вытащить детей из подъездов». В современных условиях процент детской и подростковой преступности, алкоголизма и наркомании на селе значительно превышает городские показатели. И действительно, закончились уроки, и подростку, не «приученному» к Дому культуры, приходится тратить свое время на «поиски приключений». И самое страшное, что он их находит, рано или поздно, попав под влияние негативных лидеров.
Школа является важной составляющей любого региона страны, требующей особой поддержки и внимания со стороны не только нашего государства, но и местных властей, а главное - местного социума. Сельские учителя и родители связаны общими целями воспитания культурного развития молодежи. «Семья и школа должны выступать как единое звено, которое активно взаимодействует с ребенком. Личность ребенка, особенно подростка, в большей степени формирует семья и школа» . Как отмечал в свое время А.С.Макаренко, «Семья воспитывает не столько специально организованной воспитательной деятельностью (хотя и это важно), сколько всем стилем своей жизни, характером взаимоотношений ее членов, общей культурой» . Многообразие социальных проблем в настоящее время, значительно повлияло и продолжает оказывать своё негативное воздействие на семью, как основной и первичный институт социально-культурного развития молодежи. Невозможность огромного количества семей приспособиться к реалиям современной жизни, снижение адаптационных возможностей семьи, расслоение семей по уровню материальных доходов - эти и многие другие негативные факторы, прежде всего, дестабилизируют её основные функции. Устоявшиеся в народной педагогике традиции, развиваются в семье, семья же прививает подростку педагогическую культуру, правила общения, обычаи, развитию которых может способствовать школа. «Активное участие родителей в воспитательном процессе школы (совместные праздники, концерты, индивидуальное шефство и т.п.) способствует повышению педагогической культуры населения» . Школа в силу многих объективных и субъективных причин не может в одиночку решать сложнейшие задачи образования и воспитания, которые ставит жизнь. Решение задач воспитания и образования возможно лишь на основе активного взаимодействия с другими социальными институтами. Необходимость создания единого образовательного комплекса, деятельность которого будет направлена на решение задач обучения, повышение культуры, воспитания и развития личности, уровня образования, диктуется временем.
Как отмечает Л. С. Жаркова «в целом деятельность учреждений культуры - это такая деятельность, которая оказывает влияние на формирование личности или коллектива, находящихся в прямом или непосредственном контакте с этой деятельностью» . Цель объединения Дома культуры и школы, состоит в более широком раскрытии и развитии способностей молодежи, создания рационального режима их работы и отдыха. Задачи объединения: сделать досуг молодежи более интересным и содержательным, предоставить возможность каждому самореализоваться, воспитать культуру общения. Объединение берет на себя обязанность способствовать организации и проведению утренников, спектаклей, концертов, «огоньков», дискотек и других молодежных мероприятий.
Таким образом, сотрудничество учреждения культуры и учреждения образования можно достичь следующего:
Путем подготовки и проведения, совместных культурно - досуговых программ прививать детям и подросткам мысль о том, что Дом культуры – их «друг», что там весело и интересно, что именно там можно проводить свое свободное время, где специалисты Дома культуры будут выявлять и корректировать их интересы и создавать условия для их реализации.
Выявлять творческие способности подростков и развивая их на протяжении всего срока обучения в школе, повышать уровень культурно - досуговых программ и увеличивать их разнообразие.
В 2001 году в Липецкой области впервые проведены Дни культу¬ры городов и районов, ставшие мощным стимулом развития самодеятельного народного творчества, значительно активизировавшие работу не только учреждений культурно-досугового типа, но и библиотек, музеев.
Одним из ярких примеров сохранения народных традиций и развития народного творчества стал Межрегио¬нальный фестиваль им. А.П. Мистюкова, который прово¬дится с 1991 года не только в Липецке, но и во всех райо¬нах области.
Современная социокультурная ситуация в сельской местности выдвигает новые требования к взаимодействию всех социально-экономических, социально-культурных сфер общества, что обусловлено преобразованиями которые произошли в обществе. Взаимодействие должно выражать интересы, поддерживать и развивать таланты и социально-культурные потребности сельской молодежи. Соответственно необходимы разработка и реализация методических рекомендаций, новых региональных программ, которые будут ориентированы на развитие социально-культурной деятельности в сельской местности. Поиски новых управленческих подходов, которые предусматривают изменение материально технической базы социально-культурных учреждений на селе.
Примечание:
1. Медова Ю.В. Педагогические возможности социального партнерства в воспитании сельских школьников. Дис. канд. педагогич. наук. - К. КГПУ им. К. Э. Циалковского. -2005.
2. Ариарский М. А. Прикладная культурология. – 2-е изд. испр. и доп. - СПБ.: ЭТО, 2001. - С.41-42.
3. Ярошенко Н. Н. Педагогические парадигмы теории социально – культурной деятельности: Дис. … докт. пед. наук. – М.: МГУКИ, 2000. -414 с.
4. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: МГУКИ, 2007. – С. 88.
5. Жаркова Л.С. Профессионализм в подготовке кадров для учреждений культуры. Монография – М.: МГУКИ, 2007.- С. 11.
6.Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие.-3-е изд. Испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2003. - С.108.
7. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие.-3-е изд. Испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2003. - С.29.
8. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: МГУКИ, 2007. – С. 28.
9. Воспитательное пространство сельской школы как объект педагогического анализа: Сб. научн. статей / Под ред. Л.И. Новиковой, Л.В. Алиевой. - М., Изд-во СОПИР РФ, 2000. - 72 с.
10. Макаренко А.С. Книга для родителей / Пед. соч. в 8 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1985.
11. Воспитательный потенциал семьи и социализации детей // Педагогика. М., 1998. - No 3. - С. 27-39.
12. Жаркова Л.С. Профессионализм в подготовке кадров для учреждений культуры. Монография – М.: МГУКИ, 2007.- С. 34.
Опубликована. Гальцева И. А. Клубные учреждения, школа, Церковь, как система социально-культурного развития молодежи в сельской местности// Инновационные модели и проекты культурного пространства. Сб. ст. молодых ученых по материалам научно-практической конференции.
Свидетельство о публикации №213052600787